Основания и логика инновационного подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

Цель реферата – выделить основные характеристики инновационного подхода, его плюсы и минусы отсительно эффективности в управлении. В работе описываются основные области и проблемы управленческого подхода. Эти проблемы связаны с изменениями экономической и деловой структур. Все изменения можно разделить на три группы инноваций. Первая связана с методологией управления, вторая – с внутренними структурами и последняя обусловлена изменениями в научно-техническом и деловом развитии. Описаны широко распространенные теоретические и практические инновационные подходы в современном менеджменте.

Содержание

Введение
Основная часть:
Что такое инновации в сфере управления?
Как стать новатором в сфере управления?
Примеры успешных инноваций в управлении.
Условия долгосрочных преимуществ в инновациях.
Проблемы инновационного менеджмента и методы их преодоления.
Заключение.
Библиография (список использованных источников).

Работа содержит 1 файл

Реферат. Основания и логика инновационного подхода пронумеров.docx

— 54.06 Кб (Скачать)

• кто владеет процессом?

• кто имеет полномочия изменить его?

• каковы цели процесса?

• чем измеряется успех?

• кто является потребителем данного процесса?

• кто принимает в нем  участие?

• какая информация необходима для данного процесса?

• какие аналитические  инструменты используются?

• какие события и вехи управляют процессом?

• какого рода вопросы создает  данный процесс?

• какие решения являются главными критериями для процесса?

• как и кому распространяются решения?

• как процесс связан с другими системами управления?

После того как задокументированы  детали каждого процесса, соберите заинтересованные стороны, попросите  их дать оценку процессу управления. Конечно, вы вряд ли получите разрешение с первого  раза пересмотреть основной процесс  управления; вы должны будете провести испытания, которые позволят вам  протестировать ваши инновации без  изменений в структуре организации. То есть спроектировать условную ситуацию, в которой вы проведете критическую  стратегическую проблему сквозь новый  процесс принятия решения, чтобы  посмотреть, приведет ли он к новым  результатам. Соответственно, новые  принципы управления применяются параллельно  со старыми. Цель – создать портфель смелых экспериментов по управлению, которые выведут вас вперед в конкурентной борьбе.

 

Примеры успешных инноваций в управлении.

В большинстве фирм хорошо налажен механизм выпуска продукции, многие имеют научные R&D-группы (группы разработок и развития). В последние годы практически каждая организация с целью повышения эффективности деятельности целенаправленно работала в области обновления бизнес-процессов. Но, как ни странно, применять новые методы готовы не все.

В начале 1900-х «General Electric»  усовершенствовала самое известное  изобретение Томаса Эдисона –  промышленную исследовательскую лабораторию. «General Electric» привнесла менеджмент как дисциплину в беспорядочный  процесс научных открытий, тем  самым выиграв в течение следующих 50 лет больше патентов, чем любая другая компания Америки[5].

Компания «DuPont», положив  в 1903 году начало использованию метода ROI, стала первопроходцем в развитии техник бюджетирования капиталовложений. Затем компания разработала стандартизованный  способ сравнения результатов работы ее многочисленных производственных отделов. Эти нововведения помогли «DuPont»  стать одним из промышленных гигантов Америки[5].

Успех компании «Procter & Gamble»  в индустрии фасованных товаров  начался с 1930-х годов, когда компания формализовала свой подход к бренд-менеджменту. Тогда же «Procter & Gamble» стала равномерно накапливать нематериальные активы. Сейчас портфель «P&G» включает 16 брендов  с прибылью от продаж 1 млрд. долларов в год[5].

«Visa» – первая в мире фактически виртуальная компания –  добилась успеха благодаря организационным  инновациям. Сформировав в США  консорциум, банки-основатели «Visa»  положили начало широко известному в  мире бренду. Сейчас «Visa» – глобальная сеть, связывающая более 21 тыс. финансовых институтов и 1,3 млрд. владельцев кредитных карт[5].

Компания «Linux» (компьютерная операционная система) – лучший пример инноваций в сфере управления: разработка программ на основе открытого  исходного кода. Данная инновация  стала эффективным механизмом для  координации деятельности отдельных  разработчиков, разбросанных по всему  земному шару, для достижения одной цели[5].

Как показывают данные примеры, крупные достижения в сфере управления могут дать большие преимущества вводящей инновации компании и привести к глубинным изменениям в сфере  ее деятельности.

 

Условия долгосрочных преимуществ в инновациях.

Существует три условия, при которых инновации в сфере  управления создают долгосрочные преимущества:

• инновации базируются на новых принципах, бросающих вызов  традиционному управлению;

• инновации должны быть системными, включающими большой  спектр методов и процессов;

• инновации являются частью непрерывного процесса нововведений, со временем приводящего к усовершенствованиям.

Три небольших примера  иллюстрируют состояния, при которых  инновации в сфере управления могут способствовать продолжительному успеху.

Ставка на рядовых сотрудников  в «Тойота»

Почему американским производителям автомобилей потребовалось много  времени, чтобы догнать компанию «Тойота»? Детройту потребовалось более 20 лет, чтобы понять радикальный  принцип управления «Тойоты» при  непрерывном усовершенствовании. В  отличие от западных конкурентов, «Тойота» считала, что простые сборщики машин  не только звенья цепи: они могут  решать проблемы, быть новаторами и  изменять технологии производства. В  то время как американские компании для улучшения процессов производства полагались на штатных экспертов, «Тойота» дала каждому служащему навыки, инструменты  и разрешила решать проблемы по мере их возникновения и препятствовать новым проблемам еще до их появления. В результате год за годом «Тойота» получала от своих сотрудников больше, чем ее конкуренты от своих. Сила традиционного  управления в том, что пока американские автопроизводители не испробовали  все другие методы, они не поняли, что реальное преимущество «Тойота» заключается в использовании  умственных способностей простых сотрудников. Как иллюстрирует данный пример, чем  нетрадиционнее принцип, лежащий в  основе инновации в сфере управления, тем дольше он будет оставлять в недоумении конкурентов[5].

Построение сообщества в  «Whole Foods».

Конкурентам трудно копировать преимущества, основанные на системе  частных инноваций. По этой причине  ни один конкурент не может сравниться с качеством работы компании «Whole Foods», которая за 25 лет открыла 161 магазина с ежегодными продажами  на 3,8 млрд. долларов.

В то время как сеть продуктовых  магазинов «Wal-Mart» в целях конкуренции  снижала цены, «Whole Foods» быстро развивала  необычную модель розничной торговли, дающую самую высокую прибыль. Простым  потребителем и стремящимся за прибылью инвестором может быть не замечено, что модель управления компанией  так же необычна, как и ее высокодоходный бизнес. Джон Макки (John Mackey), основатель компании и ее генеральный директор, говорит, что его целью было «создать компанию, основанную на любви, а не на страхе» и описывает «Whole Foods»  как «сообщество, создающее ценности для людей». В «Whole Foods» основная организационная единица не магазин, а маленькая группа людей, которая  заведует отделом. Менеджеры консультируют  такие группы по всем вопросам, касающимся деятельности магазина, и наделяют их определенной автономностью, чего нельзя найти в других компаниях, занимающихся розничной торговлей. Каждая группа решает, запасы каких продуктов необходимо иметь, может решать нанимать или  не нанимать новых сотрудников. Бонусы выплачиваются не индивидуально, а  группе, члены которой имеют доступ к полной финансовой информации, содержащей детальные данные по зарплате любого сотрудника магазина[5].

Однако не каждая инновация  в сфере управления гарантированно создаст конкурентные преимущества. Но это не повод не вводить их. Инновационный процесс – это  игра чисел: чем больше инноваций, тем  больше шансов преуспеть.

 

Проблемы  инновационного менеджмента и методы их преодоления.

Творчество незаменимо при  поиске новых эффективных приемов  работы, при реализации качественного  прорыва.  Проблема заключается в  том,  что в одном работнике  редко уживаются исполнительское  и творческое начала.  Таким образом,  руководитель вынужден искать оптимальное соотношение между «свободными художниками»  и  «рабочими лошадками»,  а также организовывать их совместную деятельность,  нивелировать недостатки каждой группы и стимулировать сильные стороны.  Приемы творческого разрешения проблем:  идеальная модель –  выполнение функций при отсутствии устройства;  переход в надсистему –  решение проблем совместно, комплексно; прием инверсии – прием обратного движения,  или обратный принцип решения проблемы; промежуточное поле – соединение несовместимого, консенсус полярных интересов.

К используемым креативным методикам можно отнести: наблюдение,  включенное наблюдение, интервью,  смена  перспективы, мобильная фокус-группа, загрузка ассоциаций,  цепные ассоциации,  визуальная подстановка,  мозговой штурм,  пинг-понг,  сознательный бред,  абсурдная альтернатива,  экстремальные последствия [2].

Самоуправляемая команда  способна инициативно ставить амбициозные  цели и добиваться беспрецедентных  результатов,  привнося в проект высочайшую мотивацию и с максимальной эффективностью используя личный ресурс каждого члена команды. Согласно пятиступенчатой модели,  предложенной Б. Такманом [3], в процессе своего становления  команды последовательно проходят этапы биологической жизни: рождение, зрелось и угасание. Или в терминах командоформирования: становление  – бурление – упорядочивание –  функционирование – расформирование. В практике командного менеджмента  используются различные методы:

–  перепроектирование команды  с участием персонала –  вовлечение работников в процесс изменений, стимулирование их активности и инициативы;

–  обучение лидеров команд –  развитие профессиональных навыков  по установлению продуктивных командных  взаимосвязей;

–  обеспечение обратной связи –  налаживание системы  эффективных коммуникаций с целью  получения ответной реакции и  осуществления при необходимости  корректировок;

–  введение новых членов команды –  обеспечение притока  свежих  «мозгов»  для поддержания  высокого командного потенциала.

Так,  в современном  производственном менеджменте происходят инновации в организации производства;  ресурсосбережении;  в технических  и конструктивных особенностях выпускаемой  продукции,  которые,  естественно,  изменяют технологию производства и  управление ею. Тенденции и закономерности развития инновационных процессов  в промышленности модернизируют  методы и решения с учетом основных факторов и условий, определяющих эффективную  реализацию процесса современного производственного  менеджмента.

Существенно в последнее  десятилетие изменился финансовый менеджмент. Появились новые финансовые инструменты и методы управления финансовым портфелем,  интересные направления процесса финансового  управления. К таким инновациям в  финансовом менеджменте можно отнести:  аутсорсинг,  фандрайзинг,  обновленные  формы кредита, формирование новых  денежных фондов (например, эндаумент), изменения в методах мотивации  и стимулирования.

Современный маркетинг –  это не только и не столько определенная рыночная технология,  сколько определенная философия бизнеса, которая активно  формирует рынок (потребности своего покупателя). В современном маркетинге появились:  директ-маркетинг –  любое мероприятие,  направленное на получение отклика от потребителя;  финансовый маркетинг –  системный подход инвесторов-продавцов к управлению реализацией финансовых активов и инвесторов- покупателей к управлению накоплением финансовых активов;  некоммерческий маркетинг,  осуществляемый организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах и не стремятся к получению финансовых прибылей;  сетевой маркетинг,  социальный маркетинг; стратегический маркетинг, заключающийся в анализе потребностей физических лиц и организаций;  брендинг; бенчмаркинг и многое другое.

В механизме управления появились  новые принципы управления организацией [4]: децентрация – сохранение автономии  при признании надиндивидуальной  логики; самогенерация; самоколлаж –  посредничество;  хрематика –  искусство  «делать деньги»;  полисемичность – самоформирование множества интерпретаций; панетрация – измерение уровней  фузности (fuzzy) бизнес-процессов:  диффузии  (распространение,  растекание, рассеивание), трансфузии (переливание), эффузии (разливание);  беспрецедентность –  отсутствие прежнего развития;  кризисность;  инволюция –  упрощение структуризации в процессе менеджмента как отказ  отнаучного рационализма и др.  Сложность  и многоаспектность современного менеджмента  наиболее видна в применяемых  сегодня методах управления организацией. Условия и факторы изменения  среды функционирования организаций,  искаженные образы реальной и виртуальной  действительности заставляют эволюционизировать способы достижения целей организации. В связи с упрощением организационных  структур управления появились новые  векторы развития методов самоуправления и сомоорганизации. Классический анализ и контроль как методы и функции  управления постепенно вытесняются  системой мониторинга и контроллинга,  при одновременной минимизации  инструкций, предписаний и правил. В целом можно заметить, что  современные методы менеджмента развиваются от административных и дисциплинарных в сторону креативных,  самоорганизующих, от опеки и формализованности к раскрепощению и самоответственности.

 

Заключение.

Большинство организаций  во всем мире были построены на небольшом  количестве проверенных временем принципов  управления. Неудивительно, что основные процессы управления – составление  бюджета, стратегическое планирование, система воспитания топ-менеджеров – слабо отличаются друг от друга  у разных компаний. Но ни одна компания не может оспорить тот факт, что  с каждым уходящим годом настоящее  становится менее надежным путеводителем  в будущее, где существующие принципы управления будут все меньше подходить. Вот для чего нужны перемены. Пока управление в XXI веке не сильно отличается от управления в веке XX. Компания можете подождать или принять инновации прямо сейчас. Менеджеры должны стать более изобретательными, чем те, кто был до них. Если компания добьется успеха, то достижения ее менеджеров прославятся не меньше тех, которые были здесь рассмотрены.

Реформы в системе управления повышают роль лидера,  нового руководителя и, соответственно, изменяют подготовку менеджеров в вузе. Современные менеджеры  должны быть способны:  генерировать инновационные идеи;  мобилизовать персонал для адекватного ответа на вызовы;  организовать процесс  управления постоянным развитием организации;  сформировать среду с условиями, в которых сотрудники станут частью организации, а не агентами.

Информация о работе Основания и логика инновационного подхода