Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:51, курсовая работа
Организация оплаты труда предполагает:
• определение форм и систем оплаты труда работников предприятию.
• разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия.
• разработку системы должностных окладов служащих и специалистов.
• обоснование показателей и системы премирования сотрудников.
Введение 3
Сущность и значение заработной платы 5
Тарифная система 6
Нормирование труда 7
Формы и системы заработной платы 8
Мотивация и стимулирование труда 11
Международный опыт договорного регулирования зарплаты 14
Заключение 19
Практическая часть 20
Список литературы 22
Расчет заработка при сдельной форме оплаты труда осуществляется по документам о выработке.
Описанные выше формы и системы оплаты труда представляют собой основную заработную плату. Под дополнительной оплатой труда понимают такие выплаты работникам предприятий, которые производятся не за выполненную работу, а в соответствии с действующим законодательством: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др. Решающее влияние на соотношение составных частей заработка оказывает уровень организации производства на предприятии и свойственное ему качество нормирования труда. [3, c. 318-321]
Вторым важным фактором, оказывающим при прочих равных условиях влияние на соотношение основной и дополнительной выплат, является степень зрелости профсоюзной организации предприятия (или какой-либо другой организации представляющей на предприятии интересы наемных работников), ее возможность влиять на условия и уровень оплаты труда.
В странах с развитой рыночной экономикой,
где работодатели обеспечивают высокий
уровень организации
Мотивация и стимулирование труда
Трудовое поведение человека
обуславливается
Вся деятельность человека
обусловлена реально
Мотивация труда начинает
формироваться у человека до
начала его профессиональной
трудовой деятельности путем
усвоения им ценностей и норм
трудовой морали и этики, а
также посредством личного
Стимул – это побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь. Существует большое многообразие стимулов, которые можно классифицировать в зависимости от потребностей, от направленности и от интересов (табл.1.1).
Стимулирование труда – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда. Наиболее полно раскрыть сущность стимулирования, его влияние на трудовое поведения можно, если выделить функции стимулирования, такие как экономическая, нравственная, социальная, социально-психологическая (рис.2). [5, c. 232-235]
Таблица 1.1
Классификация стимулов
СТИМУЛЫ | |||
В зависимости от потребностей | |||
Материальные
отдых, кредиты на покупку жилья, проездные на транспорт, комфортные условия труда и т.д. |
Нематериальные
| ||
В зависимости от направленности | |||
Поощряющие
|
Блокирующие
| ||
В зависимости от интересов | |||
Индивидуальные |
Коллективные |
Общественные |
Рис.2. Функции стимулирования
Международный опыт договорного регулирования зарплаты
Существует два основных метода регулирования заработной платы: коллективные переговоры и заключение коллективных договоров.
Наиболее полно система
Коллективными договорами охватываются все госслужащие, включая высших должностных лиц. Однако для разного уровня госслужащих регулирование заработной платы происходит по-разному. Оплата высших должностных лиц определяется правительством. Оплата других категорий госслужащих устанавливается правительством или специальным комитетом, куда входят руководители ведомств.
На общегосударственном уровне
заключаются три основных коллективных
договора для работников госаппарата,
коммунального хозяйства и для
предприятий оборонной
Эти коллективные договоры являются рамочными для разработки и принятия других коллективных договоров в госсекторе, прежде всего по повышению заработной платы исходя из отпущенных средств государством в региональные фонды оплаты госслужащих. Договоры утверждаются правительством.
Распределение фондов для увеличения зарплаты происходит по каждому ведомству, которое определяет конкретные цифры по регионам. Колдоговоры, заключаемые в этих рамках, не требуют дополнительного утверждения.
Аналогичная система регулирования зарплаты и условий труда колдоговорами имеется, например, в Норвегии. Здесь коллективные переговоры ведутся для всех госслужащих, включая работников госаппарата, учителей, работников здравоохранения, обороны, государственных предприятий. Исключение составляет высшие должностные лица, с которыми заключаются индивидуальные контракты. Правительство и министерство финансов устанавливают финансовые рамки для переговоров.
Со стороны работодателей в
переговорах участвуют
Парламент должен одобрить базовый колдоговор, который заключили договаривающиеся стороны, прежде чем он войдет в силу. Договор заключается на два года, но возможно внесение поправок и дополнений.
В Италии рамочный закон 1983 года установил
систему колдоговорного регулирования
заработной платы госслужащих по
следующим секторам: в министерствах,
неэкономических
Во Франции колдоговорное
В коллективных переговорах обсуждаются такие вопросы, как общие условия труда, рабочее время, профобучение, охрана труда, вопросы заработной платы для отдельных категорий работников. Последние предусматривают обязательное участие представителей министерства финансов.
Основное требование на переговорах
– чтобы базовая заработная плата
не отставала от роста цен. Профсоюзы
добились того, что в соответствии
с реформой 1990 года увеличились ставки
низших разрядов госслужащих, улучшились
возможности продвижения по службе,
были приняты во внимание появления
новых профессий и общее
В Канаде правительство имеет право вмешиваться в коллективные переговоры относительно повышения зарплаты даже в том случае, когда достигнуто соглашение, если бюджетный контроль выявит превышение зарплаты над возможностями бюджета. В этих случаях правительство вправе уменьшить рост зарплаты.
В ряде стран функционируют
Системы зарплаты госслужащих, как правило, предусматривают повышения зарплаты в связи с ростом цен или ростом средней заработной платы по стране. Поскольку госслужащие в большинстве случаев не имеют право бастовать, индексация зарплаты должна быть обязательной. При ежегодном принятии государственного бюджета во всех странах законодатели стремятся экономить на зарплате госслужищих. Это приводит к снижению ее уровня по сравнению с частным сектором и отражается на квалификации специалистов, занятых в госсекторе. Что, в конце концов, побудило, например, конгресс США в 1990 году принять закон о сопоставимости зарплаты федеральных служащих, предусматривающий, что изменения в ставках зарплаты госслужащих по генеральной шкале (тарифной сетке) должны быть тесно увязаны со стоимостью жизни, рассчитываемой бюро статистики труда. Правительство только в чрезвычайных ситуациях может не учитывать этих расчетов.
Если региональные рынки труда сильно диверсифицированы (как, например, в США), единая национальная система оплаты госслужащих ведет к тому, что ставки заработной платы становятся не привлекательными ни для найма новых работников, ни для сохранения кадровых работников в тех регионах, где стоимость жизни очень высокая. Федеральная служба США в конце 80-х годов считала, что тарифная система основных окладов для госслужащих в целом по стране была достаточной для найма новых работников. Однако для Лос-Анджелеса и Нью-Йорка этот уровень был явно не достаточным. Выход из положения нашли в системе процентного повышения ставок зарплаты по генеральной шкале в зависимости от региона.
В других странах для регулирования
уровня зарплаты госслужащих в регионах
вводят специальные надбавки и выплаты.
Так, например, в
Германии госслужащим даются специальные
надбавки в зависимости от стоимости жизни
в различных регионах страны. Швейцария
дает надбавки по зонам проживания. В Турции
введены специальные надбавки для госслужащих,
работающих в менее развитых регионах.
Конечно, эти надбавки играют свою роль в деле привлечения и сохранения кадров госслужащих, работающих в неблагоприятных регионах. Но вместе с тем они порождают и проблемы, прежде всего контроля над расходованием средств. Если условия жизни меняются, власти не могут ликвидировать надбавки, так как госслужащие, получающие эти надбавки, считают их частью основного заработка. [8, c. 356-363]
Заключение
Оплата труда работников – это цена трудовых ресурсов, участвующих в производственном процессе.
Основная задача организации заработной платы состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.