Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:06, реферат
Современные условия функционирования промышленных предприятий все больше выдвигают требования совершенствовать процессы управления, и прежде всего, его функции: прогнозирования и планирования; координации и регулирования; мотивации и учета; при этом следует особо отметить, что их обобщением, информационной базой для проведения анализа и принятия управленческих решений является функция контроля. Но на сегодняшний день контроль, как функция управления, не всегда в полной мере задействован в организации, часто имеет нерегулярный характер и малоэффективен.
Введение
1 Основные направления формирования системы внутреннего контроля
2 Составляющие и классификация системы внутреннего контроля
3 Этапы и принципы системы внутреннего контроля
Заключение
Список использованных источников
Система внутреннего контроля может с определенной степенью вероятности подтвердить, что цели, ради которых она была создана, достигнуты. Причиной этого являются следующие неизбежные ограничения системы внутреннего контроля:
естественное
требование руководством экономического
субъекта того, чтобы затраты на
осуществление контрольных
тот факт, что
большинство средств контроля имеет
своей целью выявление
свойство человека делать ошибки по небрежности, из-за рассеянности, неверных суждений или недопонимания инструктивных материалов;
умышленное нарушение системы контроля в результате сговора сотрудников экономического субъекта, как с другими сотрудниками данного экономического субъекта, так и с третьими лицами;
нарушение системы контроля вследствие злоупотреблений со стороны представителей руководства, ответственных за функционирование данных аспектов контроля;
распространенная практика существенного изменения условий ведения хозяйственной деятельности, в результате чего принятые контрольные процедуры могут перестать выполнять свои функции.
Средства контроля экономического субъекта должны использоваться с учетом следующего:
- хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях;
- все операции фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени;
- доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства;
- соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов определяется руководством с установленной периодичностью.
Поскольку система контроля является важной составляющей управленческого контроля в целом, для раскрытия механизмов функционирования данной системы необходимо изучить особенности ее составных элементов, а для этого необходимо ее классифицировать по разным признакам.
Систему внутреннего
контроля классифицируют по форме внутреннего
контроля, который зависит от особенностей
организационной и правовой структуры
субъекта; видов и масштабов финансово-
Также различают внутренний контроль в зависимости от применяемых методов и приемов контроля (общие методы контроля -- индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение и другие, самостоятельно разработанные методы -- замеры, взвешивание, пересчет, инвентаризация, наблюдение, экспертиза, сверка, обратная калькуляция, логическая и экономическая проверка, тестирование, анкетирование, опрос и т. д., специальные методы -- методы экономической статистики, анализа, прогнозирования, моделирования и т. д.). Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля -- внутренний аудит.
Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, для которых характерны:
- усложненная оргструктура;
- многочисленность филиалов, дочерних компаний;
- разнообразие видов деятельности и возможность их кооперирования;
- стремление органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.
В зависимости от времени контроль подразделяют на оперативный, тактический и стратегический.
В зависимости от данных, которые используются при контрольных мероприятиях, различают фактический, документальный контроль и контроль показателей, полученных с помощью обработки средствами ЭВМ.
По этапам проведения
контрольных мероприятий
В зависимости
от типа системы внутреннего контроля
он может осуществляться с помощью
систем ЭВМ или вручную, либо возможна
частичная автоматизация
Неавтоматизированный внутренний контроль осуществляется контролером-ревизором без применения средств ЭВМ.
Частично автоматизированный внутренний контроль осуществляется его контролерами с применением средств автоматизации в сочетании с обработкой данных вручную. Контроль, осуществляемый с помощью средств автоматизации, ведется под руководством контролера-ревизора, что облегчает ему работу с большими массивами данных, экономит время, позволяет делать всесторонний анализ, задавая параметры выборки.
Следующий признак классификации -- значимость субъектов контроля в процессе осуществления контрольных операций.
По данному признаку разделяют:
1) контролеров-ревизоров,
непосредственно
2) участников, в
обязанности которых входят
3 Этапы и принципы системы внутреннего контроля
Организация эффективно
функционирующей системы
1. Критический
анализ и сопоставление
2. Разработка
и документальное закрепление
новой (соответствующей
Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т. д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации.
Разработка формальных
типовых процедур контроля конкретных
финансовых и хозяйственных операций.
Это позволит упорядочить взаимоотношения
работников по поводу контроля финансово-хозяйственной
деятельности, эффективно управлять
ресурсами, оценивать уровень
Организация отдела
внутреннего аудита (или другого
специализированного
Может быть и большее количество этапов оценки системы контроля в
зависимости от индивидуальных особенностей экономического субъекта, подвергнутого проверке.
При формировании
системы внутреннего контроля, на
предварительном этапе
Общее знакомство
с системой внутреннего контроля
включает получение информации о
специфике и масштабах
Критерием эффективности системы внутреннего контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля организации.
- Принцип ответственности.
- Принцип сбалансированности (сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения).
- Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.
- Принцип своевременного сообщения об отклонениях.
- Принцип ущемления интересов (необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем).
- Принцип интеграции (при решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников функциональных различных направлений).
-Принцип заинтересованности администрации.
- Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля. Принцип компетентности состоит в проявлении контролером высокого уровня знаний при контроле финансово-хозяйственной деятельности, а также предполагает обязательное пополнение багажа знаний через курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, необходимо постоянно быть в курсе всех последних изменений в законодательстве, изучать опыт и новые методы контроля, стремиться к повышению профессионализма.
- Принцип соответствия (степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы).
- Принцип постоянства (адекватное постоянное функционирование системы внутреннего контроля позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений).
- Принцип приемлемости методологии внутреннего контроля (означает целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ внутреннего контроля, а также применяемых методов).
- Принцип непрерывности развития и совершенствования (со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают).
- Принцип приоритетности (абсолютный контроль надобычными незначительными операциями не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных задач).
- Принцип комплексности (нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов).
- Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля.
- Принцип оптимальной централизации (динамичность,устойчивость, непрерывность функционирования системы обусловливаются единством и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации).
- Принцип единичной ответственности (во избежание безответственности недопустимо закрепление отдельной функции задвумя или несколькими центрами ответственности).
- Принцип функциональных потенциальных имитаций(временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроляне должно прерывать контрольных процессов).
- Принцип регламента (эффективность функционирования системы внутреннего контроля прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации).
Информация о работе Организация внутреннего контроля на предприятии