Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа
Основу деятельности предприятия составляет производственный процесс, основными элементами которого являются: труд как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ; предметы труда - сырье и материалы, из которых изготавливается продукция; средства труда, с помощью которых осуществляется процесс производства - агрегаты, машины, оборудование, представляющие материально-техническую базу производства.
Курение внутри здания завода запрещено. Курить допускается в специально отведенном месте. Употребление спиртосодержащих напитков запрещено на всей территории завода.
Персонал обязан принимать все необходимые меры по сохранности материальных и технических средств, представленных им для исполнения трудовых обязанностей, а также бережно обращаться с имуществом завода. Личные междугородные и международные звонки с телефонов завода запрещены. Использование технических средств завода (компьютер, факс, ксерокс) в личных целях без получения специального разрешения запрещено. Запрещено использовать личное имущество других работников без их разрешения. Запрещено уносить с территории завода имущество (предметы или материалы), принадлежащие ему, без получения соответствующего разрешения. Запрещено приносить с собой предметы или товары, предназначенные для продажи другим работникам.
В завода приветствуются доброжелательные взаимоотношения работников, что способствует сохранению благоприятного морально- психологического климата в коллективе.
Все взаимоотношения в коллективе строятся на основе партнерства, уважения интересов каждого работника и организации в целом. Персоналу запрещено использовать нецензурную лексику. Им запрещено разговаривать на повышенных тонах, индивидуально дарить подарки (цветы, открытки) руководителям. Допускаются коллективные подарки (от работников одного или нескольких структурных подразделений, от всех работников) [4, 15].
Допускается общение на "ты" между персоналом только в случае обоюдного согласия работников.
Запрещено неформальное общение и обращение на "ты" в следующих случаях:
- в общении с посетителями;
- в общении между руководящим звеном в присутствии посетителей завода.
Работники, независимо от должностного положения, обязаны проявлять вежливость, уважение, терпимость как в отношениях между собой, так и в общении с посетителями.
Внешний вид управляющего звена персонала должен соответствовать деловому стилю. Каждый работник должен выглядеть аккуратно. Одежда и обувь должны быть опрятными и чистыми. Мужчины должны быть выбриты либо аккуратно подстриженные усы или бороду.
Недопустимо находиться на непосредственном рабочем месте в верхней одежде, а также в головных уборах.
Кабинет директора завода небольшого размера. В кабинете сидит 1 человек. Вращающийся стул с подлокотниками оснащен пневматической системой регулировки высоты и угла наклона спинки. Дисплей имеет плоский цветной экран размером 17 дюймов по диагонали. Используется электронно-лучевая трубка. Есть возможность раздельной настройки яркости и контрастности фона, вертикальной и горизонтальной разверстки и снятия электромагнитного поля экрана. Доступна функция изменения теплоты цветов в пределах от 15 до 3 Ккал. Дисплей установлен на подвижной шарнирной опоре, что позволяет изменять угол обзора. Клавиатура и мышь подключены к системному блоку через инфракрасные порты, что исключает наличие проводов и повышает мобильность этих устройств [8, 13].
Угловая планировка рабочего места позволяет избежать лишних движений в процессе работы и при использовании периферийных устройств, так как до них можно легко достать рукой. Компоновка компьютерной мыши и клавиатуры на одной изогнутой полке объясняется тем, что 65% операций на компьютере осуществляется графическим манипулятором, следовательно, его необходимо разместить как можно удобнее.
Для снижения утомления и напряжения рук персонала в процессе работы выполняются следующие требования по планировке рабочего места:
- клавиатура располагается так, чтобы руки менеджера были направлены вниз, т. е. уровень клавиатуры должен быть ниже уровня локтевого сустава;
- на кресле предусматриваются подлокотники, чтобы создать опору для локтевых суставов;
- компьютерная мышь располагается на одном уровне с клавиатурой, чтобы руки в процессе работы находились на одном уровне, что избавит от усталости в плечах;
- у клавиатуры предусматриваются специальные упоры для поддержания кистей рук [9, 16].
Планировка кабинета директора предприятия представлена на рис. 2
Рис. 2. Планировка кабинета директора
Условия труда персонала при работе на компьютере характеризуется возможностью воздействия на него следующих производственных факторов: шума, тепловыделений, ионизирующих и неионизирующих излучений, специфических условий зрительной работы. Отопление помещения - центральное водяное от городских тепловых сетей.
Основными источниками шума на рабочем месте персонала, оборудованном видеотерминалами, являются копировальная техника, принтер, сканер, факс, модем и оборудование для кондиционирования воздуха, в самих видеотерминалах - вентиляторы систем охлаждения и трансформаторы.
Снижение шума обеспечивается за счет использования современного малошумного оборудования (современных компьютеров, дисководов, лазерных принтеров, сканеров и т. д.), применением звукопоглощающих материалов при облицовке помещения, различных звукопоглощающих устройств (прокладок под принтер) и, кроме того, рациональной планировкой рабочего места и удалением принтера и дисководов от менеджера, работающего на видеотерминале.
Важное место в комплексе мероприятий по охране труда и оздоровлению условий труда занимает создание оптимальной световой среды, то есть рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.
Искусственное освещение должно создавать хорошую видимость информации на экране видеотерминала и рабочих материалов на столе. Для освещения рабочего места менеджера применяется комбинированное освещение (общее + местное). Освещенность рабочих поверхностей при комбинированном искусственном освещении в соответствии с СНБ 2.04.05-98 составляет 500 лк. Для исключения засветки экрана прямыми световыми потоками светильники общего освещения с люминесцентными лампами располагаются сбоку от рабочего места под потолком параллельно линии зрения менеджера. Местное освещение обеспечивается светильниками, устанавливаемыми непосредственно на рабочем столе ниже или на уровне линии зрения менеджера, чтобы не вызывать ослепления.
Вся вычислительная техника и многие другие виды оборудование представляют для человека с точки зрения поражения электротоком потенциальной опасности, так как в процессе эксплуатации или при проведении профилактических работ человек может коснуться частей оборудования, находящихся под напряжением [1 , 152].
Помещение, в котором находится рабочее место управляющего звена, относится к помещениям без повышенной опасности. В нормальных условиях электрические сети достаточно безопасны, так как они надежно изолированы, и окружающая среда практически не разрушает изоляцию.
В рабочем кабинете персонла в непосредственной близости друг от друга располагаются соединительные провода, коммутационные кабели, аппаратура, устройства, узлы которых нагреваются до 80-100 С0. Для отвода избыточной теплоты от персонального компьютера служат системы вентиляции и кондиционирования воздуха. При этом возможно оплавление изоляции соединительных проводов, их оголение, и, как следствие, короткое замыкание, которое сопровождается искрением.
Пожарная опасность помещения определяется особенностями выполняемого в нем технологического процесса, свойствами применяемых веществ и материалов. Здания, в котором находится рабочий кабинет менеджера, относятся к степени огнестойкости.
На заводе работниками используется принцип параллельности который заключается в том, что происходит обеспечение одновременной работы человека и машины, одновременной работы нескольких машин, одновременного участия в трудовом процессе обеих рук исполнителя. Соблюдение принципа параллельности сокращает затраты времени на выполнение операций и тем самым повышает эффективность производства. Таким образом выполнение параллельных действий различными органами не только не повышает утомления человека, но и при частичном совмещении действий и наличии некоторых микропауз способствует его снижению. Соблюдение принципа параллельности работы персонала завода и машины означает выполнение по возможности приемов вспомогательной, подготовительно-заключительной работы и обслуживания рабочего места во время автоматической работы оборудования, одновременную обработку нескольких деталей на одном станке, параллельную работу различных инструментов, многостаночное обслуживание и т. д. [14, 16]
При выборе рабочей позы учитывается, что мышечное напряжение при работе стоя и прямой позе на 15 %, а при согнутой позе почти вдвое выше, чем при работе сидя. Чередование работы стоя и сидя значительно снижает утомление, поскольку в этом случае чередуется нагрузка на различные группы мышц. Поэтому работники стремится к тому, чтобы рабочая поза была непринужденной и естественной, чтобы они имели возможность попеременно работать сидя и стоя, изменять позу.
На производственных участках экономия мускульной и нервной энергии работников достигается за счет рационального размещения оборудования, рабочих мест, складов, кладовых, организацией активного обслуживания производства, в результате чего сводятся к минимуму переходы их вне рабочих мест.
На заводе «Элара» происходит установлении на основе нормативов или специальных исследований таких режимов работы оборудования, которые обеспечивают бы наименьшие суммарные затраты живого и прошлого труда на выполнение как отдельных технологических операций, так и производственного процесса в целом. Исходя из этого требования, предельно высокие режимы работы устанавливаются преимущественно на наиболее загруженном оборудовании, лимитирующем пропускную способность участков и цехов.
Для более производительной работы персонала на заводе менеджеры используют методы фотографии рабочего времени и хронометраж [13, 49].
3.ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА ОАО «ЭЛАРА» (НА ПРИМЕРЕ ДИРЕКТОРА)
Основные направления, которые будет рассмотрены в этой главе, являются важными составляющими в рациональной организации труда руководителя предприятия. Необходимо отметить также, что все рекомендации носят рекомендательный характер и важно учитывать реальные условия, в которых работает руководитель.
Прежде чем перейти к рассмотрению организации рабочего места, необходимо выяснить, что представляет собой рабочее место руководителя. Если рассматривать рабочее место руководителя, то можно сказать, что это его рабочий кабинет, в котором он проводит большую часть работы. От того, какой это будет кабинет зависит и то, как будет работать руководитель. Совершенно очевидно, что чем лучше приспособлено рабочее место для выполнения функций руководителя, тем производительнее и эффективнее будет работа руководителя.
При рассмотрении вопроса организация рабочего места необходимо учитывать следующие моменты:
1. Внутренний объем и форма кабинета. В зависимости от ранга руководителя приемлемая площадь будет от 20 до 50 м2, рекомендуемая высота кабинета минимум 3,5 м. Форма кабинета.
2. Мебель. Здесь необходимо учитывать следующие моменты:
Антропометрические показатели. То есть, рост, длина корпуса, длина рук и другое. Обеспечение удобного положения тела человека, что создает условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободы движения и другого. Рациональная планировка и компоновка мебели. Мебель должна выглядеть эстетично.
Планировка рабочего места директора не является правильной, так как:
а) стол расположен неправильно относительно окна. Свет от окна должен падать слева;
б) в комнате не следует располагать место для работы так, чтобы дверь находилась за спиной человека;
в) в кабинете вокруг рабочей зоны и зоны отдыха должны находиться цветы, так как цветы позволяют снизить напряженность при работе;
г) шкафы должны находиться рядом с рабочим столом директора;
д) свет на рабочую зону должен падать с левой стороны.
Таким образом, на рис.3 я предлагаю наиболее правильную расстановку мебели в кабинете директора:
Рис. 3. Расстановка мебели в кабинете директора
3.Оборудование. Для нормальной работы руководителя необходимо иметь:
Канцелярские принадлежности.
Два телефона. Один телефон должен быть внутренний (имеется в виду телефон для связи внутри организации), а другой для выхода за пределы организации. Причем второй телефон (для выхода за пределы организации) по возможности должен быть таким, что на звонок по нему должен отвечать сначала секретарь, а если необходимо переключать звонок на руководителя. Это позволит меньше отвлекать руководителя.
Компьютер. В настоящее время без компьютера нельзя представить нормальной работы руководителя. Во-первых компьютер позволяет сделать работу практически безбумажной, во-вторых с помощью компьютера можно быстро получать информацию о положении дел на рынке, в-третьих он позволяет быть в курсе дел на предприятии и многое другое. Но здесь необходимо учитывать, что полностью воспользоваться возможностью компьютера можно только при наличие: хорошего программного обеспечения, выхода на компьютерные сети и что самое главное наличие компьютерной сети внутри организации.
Ежедневник. Очень необходимая вещь, позволяющая руководителю не забывать назначенные встречи или другую полезную информацию.
4. Цветовое оформление кабинета. Цветовые тона должны быть не резкими, мягкими. Цвета лучше выбирать из светлых тонов (нежно-зеленый, желтый, бежевый), светлые тона не только способствуют снижению утомляемости, но и увеличивают объем кабинета. Важно также, чтобы все поверхности были матовыми, т.к. блестящие поверхности вредны для здоровья.
Рабочий стол должен быть больше обычных столов. Рабочая поверхность стола должна быть твердой и гладкой, преимущественно из дерева. Не следует покрывать стол стеклом, так как его блестящая поверхность вредно действует на зрение.
Документы и корреспонденция, в зависимости от источника делится на: входящие и исходящие.
Информация о работе Организация трудового процесса, содержание и требования