Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:40, контрольная работа
Стратегический менеджмент имеет дело не с какими-то будущи¬ми решениями, а с решениями, принимаемыми сегодня и определя¬ющими будущее компании. Из этого вытекает простое, но чрезвы¬чайно важное утверждение. Стратегическое планирование - это ра¬бота, выполняемая самими руководителями фирмы, а не их подчиненными. Участие в процессе стратегического планирования демонстрирует способность руководителей стратегически мыслить, которая определяет успех или неудачу бизнеса в долгосрочной пер¬спективе.
Что касается ввода непопулярных изменений, ситуация здесь такова: еще в средние века, обращаясь к итальянским правителям, Н. Макиавелли писал, что все «безобразия» князь должен сделать сразу, дабы впоследствии подданные видели только добро и правление его было безоблачным. Разовый ввод непопулярного блока (перераспределение полномочий, смещение руководителей, ужесточение требований) с гарантиями сохранения сложившегося уровня зарплат и членства в новой иерархии в будущем вызывает кратковременный (2—3 дня) шок у персонала, но позволяет более уверенно контролировать ситуацию.
185
Уменьшению негативных последствий способствует пропагандистская работа руководителя и специальные меры «компенсации» -доступ сотрудников к информации, возможность консультации с руководством, благодарность и ценные подарки менеджерам, смещаемым с должностей из-за недостатка квалификации и несоответствия новым требованиям. Разумеется, гарантии стабильности, заявленные руководителем, впоследствии необходимо выполнять.
Существует довольно много приемов для того, чтобы если не исключить, то хотя бы ослабить возможное сопротивление:
Замена высшего руководства или исполнительного директора.
Модификация организационной структуры.
• Децентрализация процесса принятия решений. Переезд в новое место.
Вливание нового капитала.
• Обновление ассортимента.
• Слияния и поглощения. Программы подготовки персонала. Система материального поощрения. Программы ротации персонала. Временные целевые группы. Обновление персонала.
Ситуация меняется непрерывно, решения, запланированные вчера, завтра могут потребовать серьезной коррекции. Наиболее адекватным индикатором процесса в данных обстоятельствах будет временной график событий, опирающийся на несколько контрольных точек.
КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ
Для реализации функции управления, как тактического, так и стратегического, контроль необходим «по определению». Но вместе с тем существует и вечная проблема менеджера: что и как надо контролировать?
Для любого проекта (а реализация стратегии вполне может рассматриваться как большой и долгосрочный проект) должны быть четко определены показатели эффективности деятельности, которые будут использоваться для контроля, равно как и то, каким образом эти показатели могут быть вычислены из основных имеющихся данных.
Сами по себе финансовые показатели не могут корректно и объективно охарактеризовать всю совокупность действий, необходимых для реализации стратегии.
Одних только финансовых показателей сегодня уже недостаточно для описания процесса увеличения акционерной стоимости предприятия, поскольку возрастает значение нематериальных активов. Необходима система, включающая как финансовые, так нефинансовые показатели, которая бы ясно показывала, как создается «ценность для клиента». Эти показатели должны быть систематизированы, лучше всего на основе стратегии предприятия. В соответствии с новым набором показателей и новыми способами их измерения должна быть выстроена вся система управления бизнесом. Только это может обеспечить «стратегическую направленность» всей совокупности действий работников предприятия.
Организации могут иметь сотни или даже тысячи переменных, являющихся жизненно важными для успеха, но ни одна из них не может быть исчерпывающей характеристикой их стратегического успеха. Некоторые из этих переменных могут относиться к числу ключевых факторов успеха. Само их определение часто лишь указывает на то, что те или иные действия находятся под контролем. Но идея определения КФУ подсказывает, что на их основе можно выработать и ключевые показатели результативности организации (КПР).
В5С: эта система позволяет перевести стратегические цели компании на операционный уровень
Традиционные системы контроля ш упрочении не создают свят между оценкой
текущей деятельности и реалншцией стратегических установок.
Они, как правило, не содержат механизмов контроля ш достижением
стратегических целей
Сбалансированная система показателей основана
на подборе ключевых показателей результативности
(КР1 - Кеу Регтоппапсе 1псЛса1ог)
■С помощью подбора ключевых показателей результативности компания получаст сбалансированную клргнну кратко- к среднесрочных целен, финансовых н нефинансовых показателей деятельности, покачателен дилерства или отставания, а также внешних и внутренних перспектив.
Для <><>< нш чеснин каждого КР1 необходимо определить комплекс мероприятий с ответственными исполнителями. Эти мероприятия ни/ функции являются ключевыми бизнес-процессами компании, успешная реали шция которых по /возит ей достичь намеченных целей.
С помощью подбора ключевых показателей результативности компания получает сбалансированную картину совокупности кратко- и среднесрочных целей, финансовых и нефинансовых показателей деятельности, показателей оценки лидерства или отставания, а также ее внешних и внутренних перспектив. Такая система известна как В5С. При этом предполагается, что главная задача В5С — увеличение акционерной стоимости компании.
В5С в большей степени ориентирована на то, чтобы четко определить, откуда берется рост доходов, какие клиенты его обеспечивают и почему. ВЗС выявляет те ключевые бизнес-процессы, на усовершенствовании которых должно сконцентрироваться предприятие, чтобы как можно лучше удовлетворить потребителя. Для этого необходимо:
• прояснять причинно-следственные связи между финансовыми, рыночными, производственными и инновационными перспективами;
выявлять факторы, обеспечивающие долгосрочные конкурентные преимущества;
разделять основную стратегию на отдельные тактические составляющие и выявлять цели, не требующие регулярного пересмотра;
• обеспечивать согласованность стратегий бизнес-единиц;
• сопоставлять глобальные цели с текущими задачами каждого сотрудника;
выявлять неэффективные звенья, использовать ограниченные ресурсы с максимальной эффективностью и содействовать внедрению программ преобразования предприятия;
• раскрывать основные причины потерь и убытков;
• выявлять проблемы логистических цепочек;
• обновлять корпоративную стратегию по мере появления соответствующих предпосылок.
Предполагается, что, приступая к разработке системы ВЗС, менеджеры должны обратить пристальное внимание на четыре «фокуса»: Как стратегия компании повлияет на достижение стратегических целей? (Финансовая точка зрения.)
Как мы позиционируем себя на целевых рынках? (Точка зрения клиента.)
• Какие процессы стратегически важны? (Процессная точка зрения.)
Какие ключевые компетенции помогут нам достичь своих стратегических целей? (Точка зрения обучения и развития.)
188
В8С (Ва1апсе(1 Бсогесагй)
Финансовая точка зрения: «Как стратегия компании повлияет на достижение стратегических целей?»
Процессная точка зрения: «Какие процессы
стратегически
важны/»
Причинно-следственная цепочка
описывает, как могут быть достигнуты
цели в различных точках зрения
Точка зрения
клиента: «Как мы
позиционируем себя
на целевых
рынках?»
Точка зрения обучения
и развития: «Какие
ключевые
компетенции помогут
нам достичь своих
стратегических
целей?»
В «разрезе» определенных выше точек зрения менеджеры должны выявить основные причинно-следственные отношения между основными целями и подцелями стратегии. Фактически эта причинно-следственная цепочка описывает, как могут быть достигнуты желаемые цели в различных «фокусах».
Например, подразумевается, что улучшения в фокусе обучения и развития имеют прямое и позитивное влияние на совершенствование внутренних процессов. Развитие процессов, в свою очередь, имеет положительное влияние на степень удовлетворенности клиента. Все это в конечном итоге способствует улучшению финансовых позиций компании и росту се акционерной стоимости.
Задача данной процедуры - достичь понимания баланса (взаимозависимости) между прямыми индикаторами и косвенными индикаторами - симптомами.
Несмотря на кажущуюся сложность разработки такой системы, обычно для этого достаточно 10—12 недель, а команде топ-менеджеров может быть достаточно и трех дней (при условии, что они встречаются по этой теме раз в месяц, а в промежутках между встречами над этим работает проектная команда). Однако внедрение может потребовать неопределенно много времени, если организация не определилась до конца со своей стратегией.
189
Консультанты не могут работать за проектную команду - они могут только обеспечивать сопровождение и поддержку изменений.
Начать можно с относительно простых программ. Например, крупнейшая корпорация «МоЪП» использовала обычный табличный редактор «Ехсе1», создав в нем 33 учетные книги по числу своих бизнес-единиц. По мере отработки системы и усложнения работы с ней можно использовать специализированное программное обеспечение. Но все же более разумно всегда руководствоваться принципом логарифмической линейки — лучше получить приблизительный, но правильный ответ, чем с точностью до шестого знака, но неправильный.
1.3. Сущность стратегического менеджмента
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
• В каком положении предприятие находится в настоящее время?
• В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
• Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегические решения — это управленческие решения, которые:
1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
3) связаны с вовлечение.» значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений можно отнести:
• реконструкцию предприятия;
• внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
• организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
• выход на новые рынки сбыта;
• приобретение, слияние Предприятий и т. д.
Особенности стратегических решений
Стратегические решения характеризуются тем, что они:
• инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга;
• направлены на перспективные цели предприятия, на возможности, а не на задачи, на будущее, а не настоящее;
• отличаются от тактических решений тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль;
• направлены в будущее и являются, следовательно, неопределенными по своей природе:
• требуют знаний — результат, как правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия. Для них нет жестких временных рамок;
• субъективны по своей природе, не поддаются, как правило, объективной оценке;
• необратимы и имеют долгосрочные последствия.
Скажем, решение руководителей предприятия выйти на новые рынки относится к числу стратегических решений и обладает всеми присущими им особенностями: оно направлено на перспективные цели, связанные с будущими возможностями: имеется несколько альтернативных вариантов реализации этого решения (работать с посредниками или самостоятельно, с какими именно посредниками); у этого решения достаточно высок риск; успех в его реализации во многом будет зависеть от качественной проработки всех взаимосвязанных вопросов. Вместе с тем объективно оценить целесообразность данного решения до его реализации не представляется возможным.
Некоторые авторы считают, что стратегические решения существовали всегда и что им присуща следующая характерная особенность: принятие стратегических решений осуществляется путем выбора из дискретного множества известных вариантов. Такая позиция является следствием производственного подхода. Следуя ему, можно признать наличие в доперестроечных условиях стратегических решений по обновлению продукции, покупке нового оборудования, изменению структуры управления, но такие решения имели внутреннюю целевую направленность: увеличение производительности труда, совершенствование управления и т. д. Именно поэтому они и выбирались из дискретного множества известных вариантов.
Стратегический менеджмент основан на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе. Определение множества стратегических альтернатив является в этом случае непростой задачей. Этим самым мы хотим подчеркнуть следующую особенность российского управления: менеджеры могут признавать необходимость разработки стратегии, но сохранять производственный менталитет и внутреннюю ориентацию управления. Такая противоречивость развития менеджмента присуща переходной экономике и объясняется одновременностью процессов перехода к рынку, развития стратегического менеджмента и смены психологических установок.
Информация о работе Организация системы стратегического менеджмента