Организация планирования и основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 04:00, реферат

Описание работы

Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше на предприятиях нашей страны никогда не выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

  Стратегическое  управление предполагает, что для  достижения требуемых результатов  возможно изменение как состава  видов управленческой деятельности в организации, так и ее содержания. Например, усиление исследовательских  и проектных подразделений, создание самостоятельных служб развития и др.

  Процессный  разрез необходим для понимания  того, как строится и действует технология управления. Объектами рассмотрения здесь будут: стадии процесса управления, его этапы, их последовательность, организация работ, затраты и т.п.

  Элементный  разрез необходим для определения  роли и значения каждого элемента в управлении, изучения внутреннего  строения системы. Объектами рассмотрения здесь будут: организация труда  работников, стиль управления, техническая  оснащенность, информационная система, работа с кадрами и т.п.

  Исходя из сказанного, представим логическую модель механизма стратегического управления предприятием. Принципиально можно построить двухмерную, трехмерную и более сложные модели. Максимум можно построить трех мерную модель механизма, т.к. иначе нельзя будет изобразить ее графически. Характеристиками, изображаемыми на осях модели, могут быть:

  1. Виды деятельности, выполняемые на предприятии (функции)

  1.1. Маркетинг

  1.2. Исследования  и разработки

  1.3. Производство  продукции

  1.4. Снабжение

  1.5. Сбыт

  1.6. Управление  финансами

  1.7. Управление  персоналом

  2. Этапы  процесса управления

  2.1. Анализ  ситуации и выявление проблем

  2.2. Определение  цели

  2.3. Планирование  деятельности по достижению цели

  2.4. Осуществление  деятельности

  2.5. Контроль  и оценка достигнутых результатов

  3. Элементы  механизма управления

  3.1. Информация

  3.2. Кадры

  3.3. Техника  управления

  3.4. Структура

  3.5. Финансовые  средства

  3.6. Технология  процессов управления

  Можно предложить следующую таксономию механизма стратегического управления (таксономия - это наука о классификации объектов, явлений). Она позволяет упорядочить представление о механизме управления и понимание связей между его элементами.

  Стратегическое  управление - это не четко определенный образ действий и тем более неконкретный план работ. Стратегическое управление - это концепция выживания в определенных условиях, оно дает более или менее (в зависимости от используемой методологии, располагаемых ресурсов, качества выполнения работ и других факторов) конкретное представление о том, какой должна быть организация в будущем: в каком окружении ей предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие изменения в организации предстоит осуществить. 

  Методология стратегического управления 

  Можно выделить четыре уровня знаний, составляющих методологию  стра- тегического управления.

  Первый  уровень - общефилософский, который представляет собой совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира. Этот уровень образует такие науки как философия, футурология, математика, теория информации и др.

  Второй  уровень - общенаучный, который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации систем. Этот уровень образуют науки: теория систем, кибернетика, теория организации и др.

  Третий  уровень - конкретная методология наук, образующих совокупность знаний об управлении в социально-экономических системах: статистика, менеджмент, социология, право, макроэкономика, микроэкономика, теория управления и др.

  Четвертый уровень - методология, методика и технология стратегического управления. Предметом рассмотрения в дальнейшем будет являться четвертый уровень.

  Стратегическое  управление наиболее приближено к практической деятельности и призвано реализовать достижения других наук. Поэтому уровень раз вития стратегического управления зависит, во-первых, от уровня достижений других наук, и, во-вторых, от требований практики. Имеется и обратная связь: стратегическое управление может ускорить развитие других наук, появление новых методов и инструментов исследования. В частности, под его влиянием развивается такая область знаний как принятие решений в условиях слабо структурированных и неструктурированных задач управления.

  Раскрывая методологию стратегического управления, остановимся на выяснении следующих вопросов: что служит методологической базой; каковы общие положения стратегического управления; канава системная модель организации и как ее интерпретировать; каковы принципы стратегического управления. Методологической базой стратегического управления является системный и ситуационный подходы.

  Согласно  системному подходу любую организацию  следует рассматривать как: систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность;

  элемент более  крупной системы (отрасль, промышленность в целом, экономика региона, хозяйство страны), функционирование и развитие которой определяются экономическими законами и закономерностями, характерными для данного типа системы.

  Крупная система  может иметь множество состояний, определяемых уровнем ее организованности, зависящим от числа элементов, входящих в систему их качественного уровня и взаимосвязей между ними. Скорость развития элементов системы, приобретения ими новых качеств (в силу различия циклов и др. причин) отличаются, что приводит к нарушению установленных пропорций, соответствия между ними, появлению внутренних противоречий в системе.

  В результате таких противоречий снижается эффективность функционирования, как системы, так и ее элементов. Возникает, таким образом, задача синхронизации, увязки циклов развития элементов системы, самой системы и суперсистемы (хозяйства ряда объединенных стран - мировое хозяйство).

  Возможности исследователей в изучении законов  развития суперсистемы остаются до сих  пор ограниченными, тем не менее, их влияние на менее крупные системы (отрасль и т.п.) и элементы (организации) должно быть оценено для создания механизма эффективного управления.

  Для данной организации системы более высокого порядка выступают в виде определенной среды, состоящей из хозяйственных и правительственных органов управления, рынка, отечественных и зарубежных конкурентов, средств ин формации, инфраструктуры и т.д.

  Стратегическое  управление организациями основывается на следующих положениях:

  1. Организации  являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей: организации создаются для достижения определенной цели (целей); наличие определенных ресурсов и их преобразование в материальные блага (услуги);

  соизмерение затрат на производство и использование товара (услуги) с результатами деятельности;

  сложность внутренней среды организации (большое число элементов, наличие взаимосвязей между ними, вероятностный характер взаимосвязей и др.);

  многокритериальность  задач управления;

  большая динамичность протекающих в системе процессов;

  невозможность формализации многих задач управления организациями;

  обязательность  развития и изменчивость критериев  развития;

  необходимость управления организациями, для чего создается специальный орган  управления, имеющий определенную функциональную и организационную структуру, систему утвержденных норм поведения и форм, контроля за их соблюдением и т.д.

  2. Организации  являются открытыми системами,  на которые воздействуют многочисленные  факторы внешней среды. Поэтому эффективность организации, и ее стратегии в значительной степени будет определяться ее адаптивными возможностями.

  3. Стратегии  организаций во многом уникальны,  поэтому универсальных решений,  пригодных для всех случаев  нет. Отсутствуют и «стандартные» наборы правил и порядка решений стратегических задач.

  Для понимания  работы адаптивного механизма выделим основные компоненты организации:

  предъявляемые потребности (в товаре или услугах, для удовлетворения которых создаются  организации);

  цели и  стратегии;

  ресурсы;

  процесс (способы  преобразования ресурсов в продукты);

  результаты;

  среда (внутренняя и внешняя).

  Наилучшими  условиями будут такие, которые  мало меняются во времени, т.е. ответ  на вопрос может быть один - повышение  их стабильности. Поэтому на практике ресурсы и способы их преобразования в продукцию (процессы) объединяют в так называемое (по Д. Томпсону) «технологическое ядро», которое максимально приближается к закрытой системе для сокращения издержек на производство продукции. Типичным примером могут служить автоматическая линия, сборочный конвейер на предприятиях массового производства. Закрытость «технологического ядра» создают такие службы как технологическая, оперативного управления, организации труда и заработной платы, кадровая, ремонтная и т.п., главной задачей которых является планирование, организация и обеспечение «входов-выходов» основных процессов (те, процессов по преобразованию сырья и материалов). Эти службы составляют «административный слой», которые через разработку плановых заданий, нормативы, создания различных запасов и т.д. стремятся к обеспечению неизменности условий протекания процессов по отношению к запланированному состоянию. «Административный слой» взаимодействует также с «внешним слоем» организации, который представлен службами маркетинга, сбыта, снабжения, развития и т.п. и высшими руководителями.

  «Внешний  слой» организации в своем  стремлении обеспечить лучшие условия для работы «административному слою» и «технологическому ядру» воздействуют на внешнюю среду через заключение договоров, соглашений о ценах, составление прогнозов рыночной ситуации и т.д. Отметим, при этом, высший менеджмент, используя ситуацию на рынке, с учетом возможностей «технологического ядра» выбирает соответствующие стратегии и строит механизм стратегического управления, который может предусматривать в случае необходимости увеличения потенциала «ядра». Выделим основные принципы стратегического управления.

  1. Обоснованный  и сознательный выбор целей  и стратегий развития организации.  Процесс развития организаций полон противоречий. Для их разрешения должны разрабатываться эффективные решения в области создания новой продукции, ее продвижения на рынки, проектирования технологий и др., определяющие возможности организаций.

  2. Постоянный  поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности организации.

  3. Обеспечение  соотносительности между организацией  и внешней средой, управляющей  и управляемой подсистемами организации  и ее элементами. Под соотносительностью  понимается некоторое конкретное соотношение между отдельными частями и элементами системы, которое определяет наилучшие условия функционирования и развития организации.

  4. Индивидуализация  стратегий. Каждая организация  уникальна в том смысле, что  имеет особенности, обусловленные  сложившимся составом кадров, материально-технической базой, культурой и другими чертами.

  Поэтому, разработка стратегий должна производиться с учетом этих особенностей.

  5. Четкое  организационное разделение задач  стратегического управления от  задач оперативного управления и др.

  Эти принципы в разной мере реализуются на предприятиях, что отражается на его конкурентных преимуществах. 

  Потенциал организации

  Под потенциалом  обычно понимается совокупность возможностей организации по выпуску продукции (оказанию услуг). Возможности организации определяют ресурсы (факторы производства), находящиеся в ее распоряжении.

  К ним относятся:

  технические ресурсы (производственное оборудование, сырье, материалы);

  технологические ресурсы (способы изготовления продукции);

Информация о работе Организация планирования и основы менеджмента