Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:39, курсовая работа
Имея определенное духовное расположение, добрые желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а следовательно, «очеловечивает» ее, придавая ей в определенной степени уникальный характер.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через эффективное стимулирование. В своей работе я рассмотрю все формы материального и материального стимулирования, определю их преимущества, слабые и сильные стороны, а на примере предприятия ОАО «Хлебный Дом» проанализирую, какие из них используются в этой организации и почему именно они наиболее эффективны здесь.
Введение………………………………………………………………………….2
1 глава. Теоретические основы стимулирования.......3
1.1 Определение стимулирования......................................3
1.2 Формы организации стимулирования..........................6
1.3 Моральное стимулирование..........................................7
1.3.1 Материально-социальные стимулы………………..7
1.3.2 Морально-психологические стимулы......................9
1.4 Использование методов стимулирования на примере топ- менеджеров……………………………………………….12
2 глава. Анализ стимулирования труда персонала на примере хлебопекарного предприятия ОАО «Хлебный Дом» (Санкт-Петербург)……………………………………………….16
Заключение.......................................................................21
Список использованной литературы...........................23
- по степени
информированности объекта
- по учету
результата деятельности при
определении стимула:
- по учету
отклонения результата
- по разрыву
во времени между результатом
и получением стимула:
- по степени
и характеру конкретности
Могут быть выделены и другие принципы в классификации форм стимулирования, но перечисленные имеют наибольшее практическое значение. Из всех перечисленных форм стимулирования остановимся на первой из перечисленных выше - опережающей и подкрепляющей формах. Собственно все формы в чистом виде не применяются, а используются комплексно. Достоинством опережающей формы являются: возможность достижения быстрого стимулирующего эффекта. Недостаток ее - в необходимости создания детальных систем измерения оценки труда, что для многих видов деятельности практически реализовать не возможно. Кроме того, при такой форме отчуждается объект стимулирования от деятельности и ее результатов, в итоге формируются инструментальные мотивы трудового поведения, провоцируется конфликт между долгом и выгодой обман, приписки и пр. (например, сдельщик будет стремиться изготовлять только дорогие детали и игнорировать дешевые и т.д.).
Подкрепляющая
форма организации
Именно подкрепляющая форма стимулирования в современных условиях становится преобладающей, хотя там, где это экономически оправдано, может быть использована и опережающая форма стимулирования.
1.3 Моральное стимулирование.
Существует два вида морального стимулирования – морально-материальное и морально-психологическое.
1.3.1 Материально-социальные стимулы.
создание необходимых
условий
возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие -только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.
В качестве одного
из примеров преодоления монотонности
труда можно упомянуть об очень
любопытном опыте, появившемся в
последние годы существования Восточной
Германии, где широко использовалась
система поощрения творческого
квалифицированного труда в рамках
бригады по очень простому принципу.
Известно, что на любом производстве
по мере роста производительности труда
требуется постепенное
стимулирование
свободным временем. В результате
недостатка свободного времени многие
работники трудятся с ощущением
хронической усталости, испытывают
постоянные нервно-эмоциональные
улучшение отношений
в коллективе. К внутренним
условиям создания психологического
микроклимата в коллективе, благотворно
влияющего на состояние работающих,
относят авторитет и особенности личности
руководителя, стиль его руководства,
совместимость членов
коллектива по характерам, ценностным ориента
продвижение по
службе. Один из наиболее действенных
стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается
оклад; во-вторых, расширяется круг
полномочий и соответственно работник
становится причастен к принятию
важных решений; в-третьих, повышается
степень ответственности, что заставляет
человека работать эффективнее и
не допускать промахи и ошибки;
в-четвертых, повышает доступ к информации.
Словом, повышение в должности
позволяет работнику
1.3.2 Морально-психологические стимулы.
Достижение. Потребность в достижении определяется как потребность в успехе соревнования, измеренная в сравнении с личными трудовыми вкладами высокого качества. Стимулирование достижением может происходить за счет предоставления людям возможности выполнять свою работу в условиях растущего простора для использования их навыков и способностей.
Признание. Признание - это один из наиболее сильных побудительных стимулов. Людям необходимо знать не только то, насколько хорошо они достигли своих целей или выполнили свою работу, но также и то, что их достижения оценены должным образом.
С другой стороны, хвалить нужно своевременно, а похвала должна быть связана с конкретными достижениями. И в этом воплощается не единственная форма признания. Денежные вознаграждения, особенно премии, связанные с достижением, вручаемые немедленно после того, как результат достигнут, или же явные символы признания, к которым присоединяются ощутимые премии, - все это важные способы, в которых взаимно усиливаются процессы денежного и неденежного вознаграждения. Есть и другие формы признания, такие как награды за долгую службу, символы должности того или другого рода, годичные отпуска и заграничные путешествия - все это может быть частью общей системы вознаграждения.
Признание также
могут дать руководители, прислушивающиеся
к предложениям членов своих команд
и осуществляющие их и, что важно,
выражающие признательность за их вклад.
Другие действия, которые
означают признание, - это продвижение
по службе, включение в престижный проект,
расширение рабочего пространства для
обеспечения более интересной и вознаграждаемой
работы, символы положения или иные оценки.
Личное признание
Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («Досках почета»), награждение особо отличившихся людей особыми знаками, грамотами, внесение их имен в специальные книги. Нередко публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т.
Вслед за любыми достойными действиями исполнителей и даже незначительными результатами должна следовать похвала. К ней, однако, предъявляются некоторые требования. Похвала должна быть дозированной, последовательной, регулярной, контрастной (нужны перерывы, ибо, если слишком часто использовать этот метод, его действенность ослабляется). Кроме того, она должна иметь объективные критерии, так как неискренняя похвала или ее отсутствие демотивирует.
К критике следует подходить еще более разборчиво. Она должна стимулировать действие человека, направленное на устранение недостатков и упущений. Это возможно только при условии полной объективности. Правила применения критики: конфиденциальность; доброжелательность, создаваемая за счет ослабления обвинительного акцента, внесения элементов похвалы, уважительного отношения к личности критикуемого, сопереживания ему, самокритики; аргументированность; отсутствие категоричных требований признания ошибок и правоты критикующего; акцент на возможность устранения недостатков демонстрация готовности прийти на помощь.
Ответственность.
Можно создать у людей
предоставив им большую ответственность
за их собственную работу. Это то, в чем
по большей части состоит процесс передачи
полномочий, который согласуется с концепцией
внутренней мотивации, основанной на содержании
работы. Она связана также с фундаментальной
идеей, что люди получают побудительные
стимулы, когда они получают средства
для достижения своих целей.
Характеристики
работы, могущие послужить для
создания побудительных стимулов, состоят
в том, что, во-первых, работники должны
получить наглядную обратную связь,
касающуюся их производительности, преимущественно
путем оценки их собственной производительности
и обозначением того, что им требуется;
во-вторых, люди должны ощущать,
что для того чтобы выполнять работу эффективно,
они должны использовать способности,
которые они сами ценят; и, в-третьих, люди
должны ощущать, что им предоставлен высокий
уровень самоконтроля при постановке
своих целей и определении путей движения
к ним.
Влияние. Побудительным
мотивом для людей может быть
стремление к власти. В исследовании Дэвида
Маклеланда установлено, что наряду с
потребностью в достижении потребность
во власти была первичной движущей силой
для руководителей, хотя потребность в
«причастности», т.е. в теплых дружеских
отношениях с другими участниками работы,
всегда имела место. Организация через
свою политику вовлечения создает побудительные
стимулы, ставя людей в такие
ситуации, когда их взгляды могут быть
выражены, выслушаны и послужить руководством
к действию. Это другой аспект передачи
полномочий.
1.4 Использование методов стимулирования на примере топ- менеджеров[1]
Классическая схема вознаграждения топ-менеджера включает фиксированную часть (зарплату – 50%), краткосрочное премирование (например, годовые бонусы – 25%), долгосрочные поощрительные выплаты (опционы на акции, отсроченные денежные выплаты – 20%), остальное – дополнительные льготы (например, автомобиль, страховка). В российских компаниях, не имеющих долгосрочных программ поощрения, доля базовой зарплаты в доходе менеджеров составляет в среднем 80%, а годовых бонусов – около 20%.
Что касается зарплаты, то, по мнению специалистов, ее мотивационный КПД самый низкий. «Зарплата – не мотиватор, а фактор «гигиены», позволяющий менеджеру думать о самореализации. «Если я сегодня кому-то в два раза повышу зарплату, то завтра сотрудник не станет в два раза лучше работать», – убежден Руслан Ильясов, вице-президент Альфа-банка. Как показали исследования американских психологов, повышение зарплаты стимулирует сотрудника в течение одного – пяти месяцев, после чего мотивация снижается до прежнего уровня. Однако, по мнению Андрея Младенцева, гендиректора компании «Нижфарм», совсем не учитывать зарплату в качестве стимула тоже не стоит. «Текущая зарплата – тоже кусочек прибыли, а, следовательно, собственности, – говорит Младенцев. – Весь вопрос в том, какую именно форму стимулирования предпочитает тот или иной менеджер и насколько его предпочтения встретят понимание и удовлетворение со стороны собственника».
Информация о работе Организация моральной мотивации персонала