Организация как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим понятием в теории организации является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...........8
I Теоретическая часть
1 Организация и организационный процесс………………………………………….9
1.1 Понятие, свойства, принципы построения организации…………………...........9
1.2 Организационный процесс……………………………………………………….12
1.3 Внешняя и внутренняя среда организации………………………………...........14
2 Система управления организацией…………………………………………...........20
2.1 Открытые и закрытые системы…………………………………………………..20
2.2 Системный подход к управлению организацией……………………………….24
2.3 Системные концепции……………………………………………………………26
II Практическая часть
1 Анализ организации как системы на примере ООО «УАЗ - Автотранс»……….28
1.1 Характеристика предприятия ООО «УАЗ - Автотранс»……………………….28
1.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО «УАЗ - Автотранс»……………....33
1.3 Определение миссии фирмы и построение «дерева целей»…………………....45
1.4 Проектирование структуры управления организацией………………………...50
1.5 Разработка концепции организационной культуры…………………………….52
Заключение…………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы………………………………………………...57

Работа содержит 1 файл

курс по ТО.doc

— 594.00 Кб (Скачать)
 

     Таким образом, анализ внешней среды позволяет  ООО «УАЗ-Автотранс» создать перечень опасностей и возможностей, с которыми организация сталкивается в этой среде. Для успешного формирования стратегии руководство должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах.

      Анализ внутренней среды ООО «УАЗ - Автотранс»

 

     Менеджер  ООО «УАЗ-Автотранс» формирует и  изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

     Внутренние  переменные – это ситуационные факторы  внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством.

     Основные  переменные в ООО «УАЗ-Автотранс», которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

     Проанализируем  внутреннею среду организации ООО  «УАЗ-Автотранс» представим её в таблице 3.  

     Таблица 3

     Анализ  внутренней среды ООО «УАЗ-Автотранс»

Функциональная подсистема Роль в бизнес-процессе Характеристика  функций
Цели Цель представляет собой предвосхищение результатов  какого-либо рода деятельности. Цель ООО  «УАЗ-Автотранс» определяет концепцию  развития и основные направления  деловой активности. Для достижения поставленной цели ООО «УАЗ-Автотранс» выполняет программу действий, которая позволит разрешить проблему, отделяющую данную ситуацию от желаемой. Основной целью  ООО «УАЗ-Автотранс» является получение  прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Её планируется увеличить с помощью ориентации на минимизацию прибыли. Это обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.
Структура Организационная структура представляет собой сочетание  отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления организации, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления. Структура управления ООО «УАЗ-Автотранс» является линейно-функциональной. Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.
Задачи Задача –  это предписанная работа, серия работ  или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным  способом в заранее оговоренные  сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а  его должности. На основе решения руководства ООО «УАЗ-Автотранс» о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Руководство ООО  «УАЗ-Автотранс» достигает решение  задач через других людей, поэтому люди являются центральным фактором в организации.
Технология Это системное  сочетание знаний, навыков, оборудования и инфраструктуры, которые необходимы для выполнения образовательных  услуг. Задачи и  технологии ООО «УАЗ-Автотранс» тесно  связаны между собой. Для выполнения задач используются конкретные технологии как средство преобразования информации и «материала», поступающих на «вход» и исходящих на «выходе».
Люди Люди являются основой любой организации. Без  людей нет организации. Люди в  организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

В силу такого положения люди для менеджера  являются “предметом номер один”.

Менеджер ООО  «УАЗ-Автотранс» формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.

Люди, работающие в ООО «УАЗ-Автотранс», очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия оказывают серьезное влияние как на характеристику работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент ООО «УАЗ-Автотранс» строит свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и старается устранять отрицательные последствия его действий.

 

     Но следует помнить, что в управлении эти переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Никто не будет отрицать, что задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга (рисунок 5).

     

             Технология

     Рисунок 5. Взаимосвязь внутренних переменных. 

     Этот  рисунок представляет собой модель, показывающую взаимоотношения внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологии и людей. Но нужно не забывать, что  ООО «УАЗ-Автотранс» – открытая система. И поэтому эта схема не может быть адекватной полной моделью переменных, влияющих на успешность действий организации, потому что на нем показаны только внутренние переменные. Правильнее рассматривать этот рисунок как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому, что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).

      1.3 Определение миссии фирмы и построение «дерева целей»

 

     Миссия  организации – это главная  цель организации, ради которой она  создана и которая характеризует  определённый вид её деятельности. Миссия детализирует статус организации  и направление деятельности для  определения главной цели и стратегии организации. Формулировка миссии обычно включает: цель организации по товарам и услугам, рынкам, технологиям; характеристику культуры организации; тип привлекаемых работников.

     Миссия  ООО «УАЗ-Автотранс» заключается  в том, чтобы оказывать услуги наивысшего качества для максимального удовлетворения запросов потребителей.

     Достижение  этой цели требует создания организации  и условий работы, привлекающих самых  достойных людей, обеспечивающих наиболее полное развитие их талантов, свободный  и вдохновенный труд на благо процветания дела, сохранение и развитие исторических принципов честного отношения к труду и правильных действий.

     Путём успешного применения этих принципов  ООО «УАЗ-Автотранс» сможет добиться лидирующего положения своих  услуг на рынке по доле и прибыли, что приведёт к процветанию дела, рабочих и служащих.

     Цель  – фундаментальное понятие теории управления. Цели разделяются на общие  и специфические. Общие цели отражают концепцию организации, её миссию и  разрабатываются на длительную перспективу. Специфические цели разрабатываются в контурах общих целей по основным направлениям деятельности организации и по её подразделениям или дочерним организациям.

     

     Рисунок 6. «Дерево целей» ООО «УАЗ-Автотранс».

 

      Поскольку цели определяют стремление работать эффективно в заданном ими направлении, постольку для этого необходим период времени для достижения цели разделяется на этапы. На каждом таком этапе цель подразделяется на подцели с тем, чтобы чётко определить на каждом этапе количественно измеряемые рубежи. Чтобы сама цель и подцели были выполнены в полном объёме и в установленные сроки, необходима полная увязка подцелей и цели с ресурсным обеспечением для их достижения.

     Чтобы лучше рассмотреть цели ООО «УАЗ-Автотранс» следует составить «дерево целей» (рисунок 6.

     После составления «дерева целей» необходимо произвести расчёт необходимых факторов производства. Для этого определим, что прибыль от оказываемых услуг  может увеличиться за счёт:

  • снижения расходов по оказываемым услугам;
  • увеличения объёма услуг оказываемых населению, с помощью нахождения новых потребителей предлагаемых услуг;
  • снижения транспортных расходов за счёт:
  • - закупки более дешёвого топлива;
  • - уменьшения количества поставок материала, за счёт поставки его более большими партиями;
  • снижения расходов на рекламу;
  • за счёт экономии электроэнергии и экономии горячего и холодного водоснабжения, для этого надо установить счётчики и назначить ответственное лицо, которое будет следить за экономией света и воды в помещениях;

     Объём оказываемых услуг в 2009 году планируется увеличить на 7% (таблица 4), для расчёта этого показателя использовалась следующая формула:

объём услуг 2008 года × (100 +% повышения)

В первом квартале объём оказываемых услуг  планируется увеличить на 26%:

3568 ×  (100 + 26) = 4500 ед.

Во втором квартале на 3%:

4950 ×  (100 + 3) = 5100 ед.

В третьем  квартале на 3,4%:

5800 ×  (100 + 3,4) = 6000 ед.

В четвёртом  квартале на 2,5%:

6182 ×  (100 + 2,5) = 6335 ед.

В целом  объём услуг в 2009 году планируется  увеличить на 7%:

20500 ×  (100 + 7) = 21935 ед.

100 

     Таблица 5

     Планирование  объёма услуг на 2009 год по кварталам

Наименование  квартала отчётный 2008 год, ед. план на 2009 год, ед. изменение +/-
А 2 3 4
1 квартал 3568 4500 932
2 квартал 4950 5100 150
3 квартал 5800 6000 200
4 квартал 6182 6335 153
Итого 20500 21935 1435
 

     Объём услуг на 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличился на 1435 ед. и составил 21935 ед. Это приводит к увеличению оборота.

     Также планируется снизить расходы  на оказания услуг за счёт закупки  более дешёвого топлива для машин, сокращения штатных единиц. Ещё можно  снизить расходы за счёт экономии электроэнергии, водоснабжения и отопления. Для этого устанавливаются счётчики на электричество, водоотведение и отопления и назначается ответственное лицо, которое будет контролировать использование воды и света.

     Также планируется снизить постоянные издержки на 3%, а переменные на 2%. Рассчитаем плановые показатели на 2009 год (таблица 5).

     Плановые  постоянные расходы рассчитываются по формуле:

     постоянные  расходы 2008 года × (100 -% понижения)

     100

     483,2 × (100 - 3) = 468,7 тыс. руб. 

     100

     Плановые  переменные расходы рассчитываются по формуле:

     переменные  расходы 2008 года × (100 -% понижения)

     100

     323,19 × (100 - 2) = 316,73 тыс. руб. 

     100 

     Таблица 4

    Плановые  показатели переменных и постоянных расходов ООО «УАЗ-Автотранс» на 2009 год

    показатели отчётный 2008 год плановые показатели на 2009 год Изменения,

    +/ -

    1 2 3 4
    постоянные  расходы, тыс. руб., в том числе:

    - отопление;

    - освещение;

    - водоснабжение;

    - з/п  обслуживающего персонала;

    - аренда  имущества. 

    483,2

    10

    8,35

    8,95

    424,3

    31,6

    468,7

    9,7

    8,1

    8,68

    411,57

    30,65

    -14,5

    -0,3

    -0,25

    -0,27

    -12,73

    -0,95

    переменные  расходы, тыс. руб., в том числе:

    - транспортные  расходы;

    - расходы  на з/п, выплачиваемую сдельно  в% к товарообороту в сумме

    323, 19

    18,05

    305,14

    316,73

    17,69

    299,04

    -6,46

    -0,36

    -6,1

    оборот, тыс. руб. 1179,23 1709,88 530,65
    уровень постоянных расходов,% 40,98 27,41 -13,57
    уровень переменных расходов,% 27,41 18,52 -8,89

Информация о работе Организация как система