Организация как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:24, реферат

Описание работы

Современный мир нередко рассматривается как мир самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение»: Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики.

Содержание

1. Определение понятия и классификация организаций.
2. Современная система взглядов на управление.
3. Новые организационные формы в структуре экономики.
4. Функции управления.
5. Цели организации и их классификация.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Основам менеджмента.docx

— 94.40 Кб (Скачать)

ВОРОНЕЖСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

Реферат

По предмету: Этика  профессиональной

 деятельности 

На тему: Организация  как объект управления. 

Преподаватель: 

Глотова И.А. 

                                                                                        Выполнил: 

студент группы Ю-32 

Потеряев А.Ю.

Воронеж 2001 г.

 План

1.   Определение  понятия и классификация организаций.

2.   Современная  система взглядов на управление.

3.   Новые организационные  формы в структуре экономики.

4.   Функции  управления.

5.   Цели организации  и их классификация.  

  
 
 

I. Определение понятия  и классификация  организаций 

   Современный мир нередко рассматривается как мир самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение»: Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики.

   Это играет большую роль при рассмотрении организаций как объектов управления. Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.

   Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и рас­пределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. В соответствии с этим все многообразие организаций подразделяется на классы и виды, каждый из которых объединяет предприятия, однородные по тому или иному критерию. 

   На основании критерия формализации выделяются: 

• формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру  и связи; в эту группу входят все  организации бизнеса, государственные  и международные институты и  органы; 

• неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят  все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. 

   Предметом нашего изучения являются формальные хозяйственные организации, которые в соответствии со ст. 48 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.

   По формам собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

   По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

   Гражданским кодексом России предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с ним организационно-правовая форма «предприятие» сохранена только для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса). С учетом сложившихся в нашей стране традиций понятия «организация» и «предприятие» широко применяются (в том числе и в данном учебнике) как взаимозаменяемые.

   По размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных признаков такого деления чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев.

   По участию в различных секторах производства организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле: 

-      отрасли  первичного цикла, занимающиеся  добычей сырья, включают организации  и предприятия сельского, лесного  и рыбного хозяйств, угольной  промышленности и т.д.; 

-      отрасли  вторичного цикла, в состав  которых входят организации и  предприятия обрабатывающей промышленности, например, машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.; 

-      отрасли  третичного цикла, предприятия  и организации которого называют  услуги, необходимые для нормальной  жизнедеятельности отраслей первых  двух секторов. Это банки, страховые  компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная  торговля и др.; 

-      к  четвертому сектору относят все  организации и институты, которые  занимаются такой прогрессивной  и быстро развивающейся сферой  человеческой деятельности, как  информационная технология. Этот  сектор сформировался сравнительно  недавно, но его значение и  потенциал растут с такой скоростью,  с которой во всем мире увеличивается  роль информации в управлении  большими и сложными системами. 

II. Современная система  взглядов на управление.

                                                                    За рубежом

   Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства» начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине текущего века страны-лидеры (страны, занимающие первые места по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в народы второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализи­рованные запросы потребителей, т. е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70—80-е годы. В табл.1 приведены главные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (старая парадигма) и сформировавшихся' в связи с переходом к экономике рыночно предпринимательской ориентации (новая парадигма). 

Основные положения  старой и новой парадигм управления: 

Старая (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.)

Новая (Р. Уотерман, Т. Питере, И. Ансофф, П. Друкер и др.) 

1. Предприятие —  это закрытая система, цели, задачи  и условия деятельности которой  достаточно стабильны

1. Предприятие—это  открытая система, рассматриваемая  в единстве факторов внутренней  и внешней среды

_____________________________________________________________________________

2. Рост масштабов  производства продукции и услуг  как главный фактор успеха  и конкурентоспособности

2. Ориентация не  на объемы выпуска, а на качество, продукции и услуг, на удовлетворение  потребителей

______________________________________________________________________________

3. Рациональная организация  производства, эффективное использование  всех видов ресурсов и повышение  производительности труда как  главная задача менеджмента

3. Ситуационный подход  к управлению, признание важности  быстроты и адекватности-реакции,  обеспечивающих адаптацию к условиям  существования фирмы, при которых  рационализация производства становится  задачей второго плана.

_______________________________________________________________________________ 

4. Главный источник  прибавочной стоимости — производственный  рабочий и производительность  его труда

4. Главный источник  прибавочной стоимости —люди,  обладающие знаниями (когнитариат). «условия для реализации их  потенциала

_________________________________________________________________________________

5. Система управления, построенная на контроле всех  видов деятельности, функциональном  разделении Труда, нормах, стандартах  и правилах выполнения работы

5. Система управления, ориентированная на повышение  роли организационной культуры  и нововведений, мотивацию работников  и стиль руководства 
 

   Новая парадигма  потребовала пересмотра принципов  управления, так как старые перестают  «работать» в условиях предпринимательских  структур. В 90-е годы главное  внимание в принципах обращается  на человеческий или социальный  аспект управления: менеджмент направлен  на человека, на то, чтобы делать  людей способными к совместным  действиям, делать их усилия  более эффективными; менеджмент  неотделим от культуры, основан  на честности и доверии к  людям; менеджмент формирует коммуникации  между людьми и определяет  индивидуальный вклад каждого  работающего в общий результат;  этика в бизнесе объявляется  золотым правилом менеджмента.

  Новая система  взглядов на управление известна  в литературе как «тихая управленческая  революция»; и это не случайно. Ведь ее основные положения  могут применяться, не приводя  к немедленной ломке и разрушению  сложившихся структур, систем и  методов менеджмента, а как  бы дополняя их, постепенно приспосабливая  к новым условиям. Так, все большее  использование получают системы  управления на основе предвидения  изменений и на основе гибких, экстренных решений. Они характеризуются  как предпринимательские, так  как учитывают непривычность  и неожиданность будущего развития.

   Организации  все чаще обращаются к методам  стратегического планирования и  управления, рассматривая внезапные  и резкие изменения во внешней  среде, в технологиях, в конкуренции  и рынках как реальность современной  экономической жизни, требующей  новых приемов менеджмента. Соответственно  меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается  децентрализации; организационные  механизмы больше приспосабливаются  к выявлению новых проблем  и выработке новых решений,  чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов  ценится выше, чем пунктуальность  в их расходовании. 

                                                   

                                                         В Российской Федерации

    Глобальный  и крутой поворот в истории  развития нашей страны от социалистического  хозяйства к экономике рынбчн6-предпринима-тельского  типа вызвал также необходимость  разработки новой парадигмы управления.

   Осуществляемые  в стране экономические реформы  позволяют интегрировать народное  хозяйство Российской Федерации  в мировую экономику и занять  в ней достойное место при  соблюдении двух главных условий:  во-первых, в основу реформ должны  быть положены принципы и механизмы,  господствующие в мировом экономическом  сообществе; во-вторых, при проведении  реформ должны быть учтены  особенности предшествующего развития  и современного состояния экономики  страны, национальная культура и  поведенческие ха­рактеристики  населения, продолжительность периода  преобразований и другие факторы  и условия, формирующие развитие  страны.

Информация о работе Организация как объект управления