Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:37, курсовая работа
Предметом исследования в данной работе является процесс организации исполнения решения, объектом – предприятие ООО «Солтером».
Исходя из темы курсовой работы и её актуальности, целью её написания является изучить и проанализировать процесс организации исполнения управленческих решений, дать рекомендации по совершенствованию этого процесса на предприятии.
При этом решаются следующие задачи:
изучение основных этапов организации исполнения решений;
анализ принципов организации исполнения решений;
анализ действий руководителей в процессе организации исполнения решений;
рассмотреть организацию исполнения решения на предприятии ООО «Солтером».
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена теме «Организация исполнения управленческих решений на предприятии». На мой взгляд, на сегодняшний день этот вопрос является одной из главных проблем в деятельности предприятия, так как до трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры.
На современном этапе развития нашего общества повышение эффективности деятельности организации остается ключевой задачей. Одним из основных резервов роста эффективности производства является совершенствование системы исполнения решений. Организация и контроль выполнения управленческих решений, контроль за их качеством (а соответственно, и их эффективностью) можно назвать одной из важнейших предпосылок обеспечения конкурентоспособности продукции фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного её имиджа. В этом и заключается актуальность темы.
Предметом исследования в данной работе является процесс организации исполнения решения, объектом – предприятие ООО «Солтером».
Исходя из темы курсовой работы и её актуальности, целью её написания является изучить и проанализировать процесс организации исполнения управленческих решений, дать рекомендации по совершенствованию этого процесса на предприятии.
При этом решаются следующие задачи:
Данная работа состоит из трех разделов.
В первой разделе рассматривается сущность управленческих решений, что предусматривает организация исполнения решений, основные принципы организации управленческих решений.
Второй раздел содержит информацию об организации исполнения управленческого решения на предприятии (решение о внедрении системы менеджмента качества (СМК) на предприятии ООО «Солтером»).
В третьем разделе рассматриваются рекомендации по повышению эффективности организации исполнения решения на предприятии.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Управленческие решения
Многозначность понятия «решение» следует переносить и на определение «управленческое решение». Иногда под управленческим решением понимают лишь выбор возможного варианта действий. Такой ограничительный подход обедняет содержание этой управленческой категории и не соответствует ее сущности. Можно выбрать хороший вариант действий, но он останется лишь намерением, если не осуществить организационно-практическую деятельность по его реализации.
Можно выделить три связанных между собой аспекта управленческого решения.
Во-первых, управленческое решение – это вид деятельности, осуществляемый субъектом управления и связанный с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий. В этом аспекте управленческое решение – вид работы субъекта управления, определенный этап процесса управления.
Во-вторых, управленческое решение – это вариант воздействия субъекта управления на объект. В этом смысле управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой, формула воздействия субъекта управления на объект.
В-третьих, управленческое решение – это организационно-практическая деятельность менеджера, связанная с воплощением решения в жизнь.
Для правильного понимания управленческого решения нужно всегда учитывать все три его аспекта в единстве и взаимосвязи. Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций. Это прежде всего разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление.
Ответственность за принятие решений лежит на менеджерах. Руководитель не может принимать непродуманных решений, т. к. от этого в конечном счете, пострадает руководимый им коллектив. И чем выше уровень управления, тем большая ответственность лежит на руководителе.
Эффективное управленческое решение, как правило, является сплавом профессионализма менеджера и его искусства в управлении, т. к. принятие решения является одновременно и наукой, и искусством.
Управленческое решение
является важнейшим связующим фактором
управляющей и управляемой
1. В основе управленческого решения лежит организованная сознательная деятельность людей.
2. Управленческое решение предполагает наличие возможных вариантов действий и выбора одного из них в соответствии с интересами и потребностями субъектов внешней и внутренней среды.
3. Выбор и принятие варианта действий являются результатом сознательной мыслительно-психологической деятельности человека. Даже если при подготовке решения используется ЭВМ, то окончательное принятие решения и придание ему юридической силы остается за менеджером.
4. Необходимость и основное содержание управленческого решения определяется целью, на достижение которой оно ориентируется.
5. Управленческое решение обладает активизирующей и организующей силой.
6. В организации все
решения взаимосвязаны.
Крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для ее отдельной подсистемы, непосредственно затрагиваемой тем или иным решением. Если производственная фирма решает увеличить объем продаж, то она должна также найти способы увеличения сбыта продукции, приобрести новое и более производительное оборудование, решить вопросы обеспечения сырьем, материалами, рабочей силой. Таким образом, решение об увеличении объемов продаж повлечет за собой ряд решений, принимаемых различными отделами: сбыта, производственным, маркетинга, закупок, труда и заработной платы, персонала и др.
Способность управленца видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения его по служебной лестнице. Менеджеры, находящиеся на нижних уровнях иерархии, но проявляющие способность отладить взаимозависимость решений, т. е. увидеть «всю картину», зачастую и становятся кандидатами на повышение.
Обычно выделяют следующие этапы процесса принятия решений:
1. Подготовка решения.
2. Формирование (принятие) решения.
3. Реализация решения.
В процессе подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений принимают участие все категории работников аппарата управления: руководители, специалисты и технические исполнители. Однако степень их участия в этом процессе различна.
На долю руководителя выпадают наиболее сложные творческие операции и процедуры, выполнение которых требует специальных знаний и опыта. Руководитель анализирует исходную ситуацию, рассматривает варианты решения, выбирает оптимальный вариант, т. е. принимает окончательное решение, контролирует исполнение решения и несет ответственность за принятое решение и выполненные действия.
Специалисты выполняют в основном логические операции и процедуры. Они разрабатывают варианты решений, участвуют в анализе этих вариантов, а также в необходимых случаях принимают участие в формировании и реализации организационного плана и контроля.
Технические исполнители выполняют в основном технические операции и процедуры при оформлении решений и организационного плана, а также участвуют в процессе организации контроля.
1.2 Организация исполнения управленческого решения
Реализация решения является заключительным этапом и включает стадии: организацию исполнения решения и контроль за его исполнением.
Организация выполнения решения предусматривает:
– разработку плана реализации решения;
– подбор исполнителей;
– доведение до них заданий по реализации решения;
– мотивацию исполнителей;
– их обучение при необходимости;
– определение условий реализации решения (сроков, ресурсов, при необходимости – методов исполнения);
– определение показателей, по которым будут оцениваться действия по выполнению решения и стимулироваться исполнители;
– оперативную работу по исполнению решения и его корректировку.
На основании приказа или распоряжения следует разработать план мероприятий, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить обязанности, права и ответственность среди участников совместных действий. Решение не будет реализовано, если не будет ответственного за исполнение.
Можно сформулировать
определенные правила, которыми следует
руководствоваться при
1. Соответствие решения возможностям исполнителей. Нужно учитывать не только квалификацию и опыт исполнителей, но и их темпераменты, волевые качества, способности, другие социально-психологические характеристики.
2. Соответствие решения интересам, мотивациям, ожиданиям исполнителей. С этих позиций различают запрещающие, разрешающие и конструктивные решения. Запрещающие решения сковывают инициативу исполнителей. В разрешающих – инициатива исходит от подчиненных. В случае обоснованности таких решений необходима заинтересованная поддержка руководителем предложений подчиненных. В случае неприемлемости предложенного необходимо показать необоснованность решения и обещать вернуться к вопросу после более глубокой его проработки. Конструктивные решения разрабатывает сам руководитель. При этом лучше представить их как «подсказку снизу». Честолюбие руководителя ущемляется, но эффективность исполнения решения и авторитет растут.
3. Не «давить» на подчиненных, не запугивать их. Иначе исполнение решения не будет старательным. Неудачное решение становится предметом обсуждения, формируется оппозиция руководителю, падает его авторитет.
4. Обоснованность и
5. Оптимальная жесткость решения. Для опытных, знающих и ответственных работников достаточно ориентирующих решений. При нехватке у исполнителя опыта или при низкой его добросовестности необходимо принимать жесткие решения, устанавливая, в том числе, и методы работы. То же относится к ответственным решениям. Например, следует давать четкие инструкции на случай аварий, пожаров, по вопросам техники безопасности и т. д. Жесткость решения зависит от его временных границ. Ближайшие цели могут задаваться предельно жестко. По мере продвижения к дальней цели более жестко задаются промежуточные цели, менее жестко – конечные (например, повышение производительности труда – дальняя цель, механизация труда – промежуточная, совершенствование методов труда – ближняя).
6. Разнообразие форм доведения
заданий до исполнителей: собрание,
совещание, беседы, инструктирование,
показ образцов исполнения, изучение
документов, в которых приводится
решение. На собраниях и
Оперативное управление реализацией решения предполагает выполнение «в оперативном режиме» общих функций управления – планирования, организации, мотивации, контроля. Масштабы оперативной работы по реализации решения тем больше, чем ниже уровень управления. Директор обычно ограничивается составлением общего плана, определением исполнителей, постановкой им задач и контролем. Для других руководителей – это постоянный надзор за ходом работы, регулирование и координирование. В целом, чем лучше подготовлено решение, тем меньше требуется оперативной работы по его реализации.
Контроль за исполнением решения. Выполнение решения контролируется по промежуточным и конечным результатам и срокам выполнения программы реализации. Определяются наличие и уровень отклонений. Если отклонения серьезны, то необходимо вернуться к первому этапу и принять дополнительные решения.
Информация о работе Организация исполнения управленческих решений на предприятии