Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 15:39, контрольная работа
Цель работы - изучение закономерностей и методов управления инновациями для комплексного обоснования решений в области НТП и использование полученных знаний на практике, в конкретных компаниях и организациях. Курс тесно связан с такими дисциплинами, как "Основы предпринимательства", "Экономика предприятия".
1. Введение………………………………………………………………3
2. Планирование, управление и организация инновационной деятельности………………………………………………………….4
3. Литература…………………………………………………………...15
4. Наличием
широкой профессиональной
5. Ориентацией
малых фирм, как правило, на
единственного партнера, (или в
крайнем случае - нескольких партнеров),
от чего у малых фирм
Новые
продукты, технологии, услуги - главное
орудие в конкурентной борьбе. Поэтому
маркетинговое обеспечение
Наукоемкая
и научно-техническая
· уникальностью продукции, ее свойства необходимо разъяснять потребителям;
· технической сложностью, что требует использования труда особо квалифицированного научного и производственного персонала;
· высокой стоимостью, как правило, превосходящей стоимость заменяемых аналогов, хотя и более низкой на единицу полезного эффекта.
Рынок инноваций образует совокупность инновационных продуктов и процессов, юридических и физических лиц, продающих и/или приобретающих (имеющих намерение приобрести) научно-техническую и наукоемкую продукцию.
В силу уникальности научно-технической и инновационной продукции и неопределенности спроса на нее, предложение на рынке инновационной продукции должно быть активным и упреждающим . Можно выделить специфические черты такого рынка:
1. Новый для предприятия - производителя рынок с трудно предсказуемой реакцией потребителя на новшество.
2. Рынок
слабо эластичен по спросу, на
нем преобладает неценовая
3. Рынок
узкий, особенно в части
4. В силу того, что интеллектуальная собственность фирм - новаторов, как правило, имеет юридическую защиту, на первом этапе реализации нововведения эти фирмы часто не имеют прямых конкурентов.
Инновационный маркетинг - комплекс маркетинговых исследований и мероприятий, направленных на коммерчески успешную реализацию разработанных фирмой продуктов, технологий, услуг.
Маркетинг в инновационной сфере имеет следующие особенности:
· межотраслевой характер результата инновационной деятельности (т.е. возможность реализации инноваций в различных областях и сферах деятельности);
· ориентация на опытного, искушенного, часто коллективного покупателя;
· обязательность рекламы: потребитель должен знать, в чем преимущество нового, как правило, незнакомого товара;
· обязательное послепродажное обслуживание (связано с технологической сложностью наукоемкой продукции);
· учет научно - технического уровня возможного потребителя, поскольку многие инженерные инновации не находят покупателя из-за технологической отсталости потребителя.
Естественно, что в процессе маркетинговых исследований определяется и предварительная эффективность инноваций, под которой подразумевают прежде всего экономическую эффективность, т.е. соотношение затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта. Поскольку прибыль является основным критерием деятельности любого предприятия, то именно связанные с ней показатели, должны быть определяющими при оценке и отборе проекта.
Эффективность инноваций оценивается на основе следующих показателей:
· стоимости проекта с учетом источников его финансирования;
· чистой текущей стоимости;
· уровня рентабельности капитала;
· внутренней нормы рентабельности;
· срока окупаемости капиталовложений;
Инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, сложно оценивать с точки зрения эффективности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так как риск может быть подчинен определенному закону распределения вероятностей и, в принципе, управляемым (табл. 1).
Любой риск может быть количественно охарактеризован вероятностью наступления нежелательного исхода.
Цена риска может быть выражена следующей формулой:
Ц = П - П ,
где П - планируемая прибыль без учета риска;
П - вероятная прибыль с учетом данного вида риска.
В результате
анализа рисков предприятие должно
сделать выводы о своем принципиальном
решении: принимать или не принимать
данный проект. При положительном
решении в рамках бюджета инновационного
проекта выделяется определенная доступная
предприятию или инвестору оптимальная
сумма. При условии действенных методов
страхования и защиты от рисков эта сумма
должна позволить снизить риск до уровня,
отвечающего наиболее высоким предпочтениям
фирмы или инвестора по поводу сочетания
доходности и надежности инвестиций. Кроме
того, в рамках этого решения риски ранжируются
по значимости.
Таблица 1.
Классификация
рисков в инновационной
деятельности
Виды риска | Возможные причины риска | Примеры последствий наличия риска |
Технические риски | Неудачи при проведении НИОКР и освоении новшества | · отрицательный
результат НИР;
· недостижение
запланированных технических · опережение технического уровня производства и технологических возможностей освоения результатов; · опережение возможностей эксплуатации новшества у потребителя; · возникновение побочных проблем, не решаемых при современном уровне науки и техники |
Коммерческие риски | Неправильный
выбор экономических целей |
· необоснованное
определение стратегических приоритетов;
· неправильный прогноз конъюнктуры на рынках ресурсов; · неадекватная оценка спроса и потребностей собственного производства |
Неудовлетворительное финансирование | · неэффективность
выбранного метода финансирования;
· ненадежность источника финансирования | |
Нарушение сроков реализации проекта | · нарушение
графика расходов;
· нарушение графика поступления доходов; · неправильная оценка длительности проекта | |
Маркетинговые риски (риски закупок оборудования, сырья, материалов и коимплектующих изделий) | · ненахождение
поставщиков ресурсов;
· изменение
цен на ресурсы по сравнению с
теми, которые были заложены в технико
- экономическом обосновании · отказ предполагаемых поставщиков от предварительных договоренностей по заключению контракта; · заключение контракта на невыгодных неценовых условиях | |
Маркетинговые риски сбыта | · недостаточная
сегментация рынка;
· неправильный выбор сегмента рынка; · неудачная стратегия сбыта; · неправильная организация и получение неадекватных результатов маркетингового исследования; · неудачная ценовая политика; · неэффективная реклама | |
Нарушение кооперации с контрагентами и партнерами | · нарушение
условий договоров со стороны
контрагентов;
· неплатежеспособность партнеров; · выход партнеров из совместного предприятия или работы над проектом | |
Непредвиденные расходы и превышение сметы проекта | · неблагоприятные
изменения внешних условий (ставок
налогов, рефинансирования, кредитов и
т.д.);
· вынужденное увеличение выплат акционерам до окончания работы по проекту |
Не было бы риска - не было бы и прогресса.
В.В.
Вересаев
На
основании количественного
Рис. 2 Карта предпочтения между ожидаемым коммерческим результатом и рискованностью инновационного проекта:
Е - рентабельность проекта, %;
R - рискованность проекта, %;
S1, S2, S3 - проекты с одинаковым уровнем риска и разной рентабельностью
В области исследований и разработок из трех параметров лишь два можно определить одновременно:
1. Если заданы цель и время для ее достижения, то нельзя угадать, сколько это будет стоить.
2. Если ограничены время и ресурсы, невозможно предсказать, какая часть задания будет выполнена.
3. Если четко ставится цель исследований и выделяется конкретная сумма денег, то нельзя предсказать, когда эта цель будет достигнута.
Если же вам повезет и вы сможете точно определить все три параметра, значит, вы имеете дело не с исследованиями и разработками.
Расширенный
принцип Эпштейна-Гейзенберга
Каждое
предприятие вне зависимости
от формы собственности и
- совершенствование уже выпускающихся изделий и применяемых технологий;
- создание и освоение новых продуктов и процессов;
- повышение качественного
- повышение эффективности
- совершенствование организации и управления инновационной деятельностью.
- рационализация ресурсной базы;
- обеспечение экологической и
технологической безопасности;
- достижение на внутреннем и
внешнем рынке конкурентных
При разработке инновационной стратегии необходимо решить следующие основные проблемы:
- определение типа
- обеспечение соответствия
- определение критериев успеха
на возможно более ранних
- выбор оптимальной процедуры мониторинга и контроля за ходом реализации проекта.
Основные виды инновационных стратегий
1. Наступательная стратегия. Отличается высоким риском и высокой окупаемостью в случае успеха новшества на рынке. Требует высокой квалификации персонала, способного видеть новые рыночные перспективы и умения быстро воплотить их в продукты. Для ее осуществления необходима ориентация на исследования в сочетании с применением новых технологий. Как правило, к наступательной стратегии прибегают либо крупные фирмы - лидеры рынка в отраслях с высоким уровнем конкуренции, где позиции лидера могут быть подорваны в результате массового внедрения конкурентами более совершенных в научно-техническом отношении продуктов, либо мелкие предприятия, выживание и рост которых напрямую зависят от реализации данного проекта.
2. Оборонительная стратегия. Основана на быстром внедрении нововведений, являющихся реакцией на действия конкурентов и предполагает невысокий, по сравнению с наступательной стратегией, риск. Эта стратегия пригодна для крупных компаний, имеющих устойчивую рыночную позицию и уделяющих в своей деятельности больше внимания вопросам производства и маркетинга, чем НИОКР, однако обладающих значительным научно-техническим потенциалом для быстрой реакции на действия конкурентов.