Организация инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучение закономерностей и методов управления инновациями для комплексного обоснования решений в области НТП и использование полученных знаний на практике, в конкретных компаниях и организациях. Курс тесно связан с такими дисциплинами, как "Основы предпринимательства", "Экономика предприятия".

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3
2. Планирование, управление и организация инновационной деятельности………………………………………………………….4
3. Литература…………………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 134.50 Кб (Скачать)
tify"> 3. Заинтересованностью  менеджеров малых технологических компаний в осуществлении инноваций, поскольку они, как правило, являются совладельцами этих компаний.

 4. Наличием  широкой профессиональной ориентации  сотрудников занятых разработками  в малых научно-технических фирмах, поскольку чем большим кругозором  обладает исследователь, тем шире возможности для выдвижения оригинальных инновационных идей.

 5. Ориентацией  малых фирм, как правило, на  единственного партнера, (или в  крайнем случае - нескольких партнеров), от чего у малых фирм повышается  стратегическая необходимость в осуществлении инноваций.

 Новые продукты, технологии, услуги - главное  орудие в конкурентной борьбе. Поэтому  маркетинговое обеспечение реализации разработанных нововведений становится одним из приоритетных направлений  деятельности предприятий. Особенно важна эта деятельность на рынке наукоемкой и научно-технической продукции.

 Наукоемкая  и научно-техническая продукция  обладает следующими особенностями:

 ·       уникальностью продукции, ее свойства необходимо разъяснять потребителям;

 · технической сложностью, что требует использования труда особо квалифицированного научного и производственного персонала;

 · высокой  стоимостью, как правило, превосходящей  стоимость заменяемых аналогов, хотя и более низкой на единицу полезного  эффекта.

 Рынок инноваций образует совокупность инновационных продуктов и процессов, юридических и физических лиц, продающих и/или приобретающих (имеющих намерение приобрести) научно-техническую и наукоемкую продукцию.

 В силу уникальности научно-технической и  инновационной продукции и неопределенности спроса на нее, предложение на рынке инновационной продукции должно быть активным и упреждающим . Можно выделить специфические черты такого рынка:

 1. Новый  для предприятия - производителя  рынок с трудно предсказуемой  реакцией потребителя на новшество.

 2. Рынок  слабо эластичен по спросу, на  нем преобладает неценовая конкуренция.

 3. Рынок  узкий, особенно в части продукции  производственно-технического назначения.

 4. В  силу того, что интеллектуальная  собственность фирм - новаторов,  как правило, имеет юридическую защиту, на первом этапе реализации нововведения эти фирмы часто не имеют прямых конкурентов.

 Инновационный маркетинг - комплекс маркетинговых исследований и мероприятий, направленных на коммерчески успешную реализацию разработанных фирмой продуктов, технологий, услуг.

 Маркетинг в инновационной сфере имеет  следующие особенности:

 · межотраслевой  характер результата инновационной  деятельности (т.е. возможность реализации инноваций в различных областях и сферах деятельности);

 · ориентация на опытного, искушенного, часто коллективного  покупателя;

 · обязательность рекламы: потребитель должен знать, в чем преимущество нового, как  правило, незнакомого товара;

 · обязательное послепродажное обслуживание (связано  с технологической сложностью наукоемкой продукции);

 · учет научно - технического уровня возможного потребителя, поскольку многие инженерные инновации не находят покупателя из-за технологической отсталости потребителя.

 Естественно, что в процессе маркетинговых  исследований определяется и предварительная эффективность инноваций, под которой подразумевают прежде всего экономическую эффективность, т.е. соотношение затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта. Поскольку прибыль является основным критерием деятельности любого предприятия, то именно связанные с ней показатели, должны быть определяющими при оценке и отборе проекта.

 Эффективность инноваций оценивается на основе следующих показателей:

 · стоимости  проекта с учетом источников его  финансирования;

 · чистой текущей стоимости;

 · уровня рентабельности капитала;

 · внутренней нормы рентабельности;

    · срока окупаемости капиталовложений;

 Инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, сложно оценивать  с точки зрения эффективности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так как риск может быть подчинен определенному закону распределения вероятностей и, в принципе, управляемым (табл. 1).

 Любой риск может быть количественно охарактеризован  вероятностью наступления нежелательного исхода.

 Цена  риска может быть выражена следующей  формулой:

Ц = П - П ,

 где П - планируемая прибыль без учета  риска;

 П - вероятная прибыль с учетом данного вида риска.

 В результате анализа рисков предприятие должно сделать выводы о своем принципиальном решении: принимать или не принимать  данный проект. При положительном  решении в рамках бюджета инновационного проекта выделяется определенная доступная  предприятию или инвестору оптимальная сумма. При условии действенных методов страхования и защиты от рисков эта сумма должна позволить снизить риск до уровня, отвечающего наиболее высоким предпочтениям фирмы или инвестора по поводу сочетания доходности и надежности инвестиций. Кроме того, в рамках этого решения риски ранжируются по значимости. 

Таблица 1.

Классификация рисков в инновационной  деятельности 

Виды  риска Возможные причины риска Примеры последствий наличия  риска
Технические риски Неудачи при  проведении НИОКР и освоении новшества · отрицательный  результат НИР;

· недостижение запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технических  разработок;

· опережение технического уровня производства и  технологических возможностей освоения результатов;

· опережение  возможностей эксплуатации новшества  у потребителя;

· возникновение  побочных проблем, не решаемых при современном  уровне науки и техники 

Коммерческие  риски Неправильный  выбор экономических целей инновационного проекта  · необоснованное определение стратегических приоритетов;

· неправильный прогноз конъюнктуры на рынках ресурсов;

· неадекватная оценка спроса и потребностей собственного производства

  Неудовлетворительное  финансирование · неэффективность  выбранного метода финансирования;

· ненадежность источника финансирования

  Нарушение сроков реализации проекта  · нарушение  графика расходов;

· нарушение  графика поступления доходов;

· неправильная оценка длительности проекта 

  Маркетинговые риски  (риски закупок оборудования, сырья,  материалов и коимплектующих изделий) · ненахождение поставщиков ресурсов;

· изменение  цен на ресурсы по сравнению с  теми, которые были заложены в технико - экономическом обосновании проекта;

· отказ  предполагаемых поставщиков от предварительных  договоренностей по заключению контракта;

· заключение контракта на невыгодных неценовых  условиях

  Маркетинговые риски сбыта  · недостаточная  сегментация рынка;

· неправильный выбор сегмента рынка;

· неудачная  стратегия сбыта;

· неправильная организация и получение неадекватных результатов маркетингового исследования;

· неудачная  ценовая политика;

· неэффективная  реклама 

  Нарушение кооперации с контрагентами и партнерами · нарушение  условий договоров со стороны  контрагентов;

· неплатежеспособность партнеров;

· выход партнеров из совместного предприятия или работы над проектом

  Непредвиденные  расходы и превышение сметы проекта  · неблагоприятные  изменения внешних условий (ставок налогов, рефинансирования, кредитов и  т.д.);

· вынужденное  увеличение выплат акционерам до окончания работы по проекту

 
 

   Не  было бы риска - не было бы и прогресса.

В.В. Вересаев 

 На  основании количественного анализа  рисков строится карта предпочтений между ожидаемым коммерческим результатом  и рискованностью инновационного проекта (рис.2). Кривые U1, U2, U3 являются кривыми равных предпочтений (безразличия) при разных соотношениях рентабельности и рискованности проекта. Карта показывает, что чем выше ожидаемый риск (определяемый как сумма произведений цены риска на вероятность его наступления по каждому виду риска), тем больше должна быть доходность проекта, оправдывающая этот риск. Любое нововведение, дающее соотношение, лежащее выше кривой U1, может быть принято к разработке. Чем выше находится точка, выражающая такое соотношение, относительно кривой U1, тем предпочтительней инвестирование.

 

Рис. 2 Карта предпочтения между ожидаемым коммерческим результатом и рискованностью инновационного проекта:

Е - рентабельность проекта, %; 

R - рискованность  проекта, %;

S1, S2, S3  - проекты с одинаковым уровнем риска и разной рентабельностью

   В области исследований и разработок из трех параметров лишь два  можно определить одновременно:

   1. Если заданы цель  и время для  ее достижения, то  нельзя угадать,  сколько это будет  стоить.

   2. Если ограничены время и ресурсы, невозможно предсказать,  какая часть задания будет выполнена.

        3. Если четко ставится цель исследований и выделяется конкретная сумма денег, то нельзя предсказать, когда эта цель будет достигнута.

   Если  же вам повезет  и вы сможете точно определить все три параметра, значит, вы имеете дело не с исследованиями и разработками.

Расширенный принцип Эпштейна-Гейзенберга  

 Каждое  предприятие вне зависимости  от формы собственности и размерных  характеристик разрабатывает инновационную стратегию. К основным элементам инновационной стратегии предприятия относятся:

 - совершенствование  уже выпускающихся изделий и  применяемых технологий;

     - создание и освоение новых  продуктов и процессов;

     - повышение качественного уровня  технико-технологической, научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы предприятия;

     - повышение эффективности использования  кадрового и информационного  потенциала предприятия;

     - совершенствование организации  и управления инновационной деятельностью.

     - рационализация ресурсной базы;

     - обеспечение экологической и  технологической безопасности;    

     - достижение на внутреннем и  внешнем рынке конкурентных преимуществ  инновационного продукта в сравнении  с продуктами аналогичного назначения.

 При разработке инновационной стратегии необходимо решить следующие основные проблемы:

     - определение типа инновационной  политики, наиболее соответствующей  целям и рыночным позициям  предприятия;

     - обеспечение соответствия инновационной  стратегии организационной структуре, инфраструктуре и системе управления информацией на предприятии;

     - определение критериев успеха  на возможно более ранних стадиях  разработки инновационного проекта;  

     - выбор оптимальной процедуры  мониторинга и контроля за  ходом реализации проекта. 

     Основные виды инновационных стратегий

     1. Наступательная стратегия. Отличается высоким риском и высокой окупаемостью в случае успеха новшества на рынке. Требует высокой квалификации персонала, способного видеть новые рыночные перспективы и умения быстро воплотить их в продукты. Для ее осуществления необходима ориентация на исследования в сочетании с применением новых технологий. Как правило, к наступательной стратегии прибегают либо крупные фирмы - лидеры рынка в отраслях с высоким уровнем конкуренции, где позиции лидера могут быть подорваны в результате массового внедрения конкурентами более совершенных в научно-техническом отношении продуктов, либо мелкие предприятия, выживание и рост которых напрямую зависят от реализации данного проекта.

     2. Оборонительная стратегия. Основана на быстром внедрении нововведений, являющихся реакцией на действия конкурентов и предполагает невысокий, по сравнению с наступательной стратегией, риск. Эта стратегия пригодна для крупных компаний, имеющих устойчивую рыночную позицию и уделяющих в своей деятельности больше внимания вопросам производства и маркетинга, чем НИОКР, однако обладающих значительным научно-техническим потенциалом для быстрой реакции на действия конкурентов.

Информация о работе Организация инновационной деятельности