Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:53, реферат
Механистический тип организации эффективен в условиях рутинной, повторяющейся технологии и нединамического внешнего окружения. Важным условием эффективности механистической организации являются также возможность измерить квалификацию и результат сотрудника, а также наличие реальных властных полномочий у руководителя. Механистический тип организаций сходен с бюрократической организацией.
От того, какого типа организации распространены в экономике - корпоративные или индивидуалистские, зависит во многом степень ее развитости и возможности гибко и быстро изменяться в соответствии с требованиями времени. Для организации в условиях современного развитого рыночного хозяйства также важно то, насколько в ней представлены элементы индивидуалистской культуры. В конечном счете это определяет конкурентоспособность организации в условиях информационного общества.
Основные характеристики индивидуалистской организации:
2. Система управления организацией и ее основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития.
Система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления – практическую реализацию. В реальной действительности управленческая деятельность – это функционирование системы управления.
Система управления складывается и действует не только в соответствии с содержанием функции управления и характером отношений, лежащих в основе управленческих взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых формируется система управления, а также в соответствии с присущими системе управления принципами ее построения, функционирования и преобразования. Существуют 3 основные подсистемы системы управления:
1.Структурно-функциональная подсистема управления
Система управления - это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Данную подсистему системы управления можно рассматривать как единство организации, технологии и методов управления. При дальнейшем рассмотрении данную подсистему управления будем называть структурно-функциональной подсистемой системы управления (СФП). Обычно именно структурно-функциональная подсистема подвергается самому тщательному анализу и описанию при рассмотрении вопросов построения и функционирования системы управления. В настоящее время разработана общая теория функции управления, кадров управления, организационных структур управления, а также технологии и методов управления.
Структурно-функциональная подсистема выступает как бы в роли «костяка», «остова» или же даже «тела» системы управления. Причем при определенном уровне развития управления «тело» системы управления фактически эквивалентно системе управления в целом. Но всякий развитый организм не эквивалентен только своему телу. Есть еще нечто исключительное, что условно можно назвать «душой» организма. Чем выше уровень развития организма, тем выше значимость этой его подсистемы. Что же можно считать душой системы управления? Ответ на этот вопрос можно получить, если проанализировать вторую подсистему системы управления.
Основными частями данной подсистемы являются следующие блоки:
Совокупность данных трех блоков в основном покрывает всю рассматриваемую подсистему, хотя применительно к определенным системам управления можно указать на существование дополнительных блоков, играющих определенную роль в данной подсистеме. Такими блоками могут быть, например, блоки национальных интересов и даже национальных управленческих стереотипов либо блоки реализации в управлении идеологических установок. Данные блоки следует принципиально отличать от первого выделенного блока управленческой идеологии, так как они служат выразителями определенных видов бытующей в обществе идеологии вообще, а не только управленческой идеологии.
Суть информационной подсистемы системы управления состоит в том, что она связывает воедино (и не только связывает, а и сводит воедино в успешно функционирующих системах управления) на основе развития информационных каналов и связей цели организации, воплощаемые в критериях функционирования, управленческую идеологию, интересы и критериально-нормативную базу работников управления, процедуры и организацию управленческой деятельности. Это позволяет данную подсистему охарактеризовать как информационно-поведенческую подсистему системы управления (ИПП).
Реальными формами проявления данной подсистемы являются:
В настоящее время в связи с объективно происходящим процессом ускоренного и расширенного распространения информации, а также в связи с заметным увеличением значимости синергического эффекта, получаемого от органично осуществляемых совместных действий, резко возрастает роль информационно-поведенческой подсистемы системы управления.
Подсистема саморазвития
системы управления является третьей
подсистемой системы
Подсистема саморазвития управления не просто отражает названные качества системы управления, она является генератором этих качеств, она же несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и практического воплощения. Данная подсистема является источником и проводником потребности системы управления в самосовершенствовании и одновременно носителем механизма, посредством которого осуществляется развитие системы управления.
Подсистема саморазвития системы управления может быть разделена на две части. Первая часть подсистемы ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие. Она обеспечивает потребность системы управления в изменении в направлении улучшения, а также в регулярном обновлении.
Для данной части подсистемы характерно решение следующих задач и выполнение следующих функций:
Данная часть подсистемы
саморазвития очень тесно примыкает
к информационно-поведенческой
Вторая часть подсистемы саморазвития системы управления обеспечивает развитие системы управления. Наиболее существенными задачами, решаемыми ею, являются следующие:
Важнейшим направлением функционирования подсистемы развития системы управления является развитие кадров системы управления. Это обусловлено тем, что единственно возможным реальным движением системы управления может быть только движение ее кадров, во-первых, по вертикали (должностное продвижение), во-вторых, по горизонтали (смена профиля работ и рабочего места) и, в-третьих, вглубь (улучшение поведения и способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональной квалификации, производственного кругозора и навыков работы, овладение смежными профессиями и современными средствами обработки и передачи информации).
Задание 2.
Что представляет собой мастерство менеджера?
Какие роли выполняет менеджер в процессе своей деятельности? Заполните таблицу:
Таблица. – Ролевые установки управленческого персонала по Г. Минцбергу
Для того что бы разобраться в чём заключается мастерство менеджера, нам необходимо понять кто же такой менеджер и в чем же заключается мастерство. Итак, менеджер - это человек, занимающийся управлением людьми и процессами, в которых эти люди участвуют.
Менеджеры всех уровней
затрачивают часть своего времени на исполнение
каждой из четырех управленческих функций(планирование,
организация, мотивация и контроль), успешность
их деятельности зависит и от степени
управленческого мастерства (опыта), которым
они владеют. Это мастерство может быть
сгруппировано в семь различных категорий.
1. Концептуальное мастерство включает способность
менеджера понимать перспективу организации
как целого - представить себе общую картину.
Менеджеры должны понимать, как их обязанности
согласуются с обязанностями других менеджеров,
чтобы соответствующим образом планировать
свою деятельность и получать требуемые
организационные результаты. Высшие менеджеры,
обладающие высоким уровнем этого мастерства,
способны планировать сверхцели и разрабатывать
соответствующие стратегии для организации
в целом.
2.Мастерство принятия
решений включает способность менеджера
выбрать подходящий курс действий из 2-х
или более альтернатив. Такое мастерство
крайне необходимо для успешно действующих
менеджеров, т.к. в их обязанность входит
принятие решений, воздействующих на всю
организацию. Их подчиненные исполняют
задания, в которых непосредственно нуждается
производство, а менеджеры должны решать,
каких целей нужно достигнуть, какую стратегию
необходимо осуществить, какими ресурсами
следует овладеть и как они должны быть
распределены, а также какой контроль
должен быть применен. Т.е мастерство принятия
решений включает способность менеджера
выбрать подходящий курс действий из 2-х
или более альтернатив. Такое мастерство
крайне необходимо для успешно действующих
менеджеров, т.к. в их обязанность входит
принятие решений, воздействующих на всю
организацию. Их подчиненные исполняют
задания, в которых непосредственно нуждается
производство, а менеджеры должны решать,
каких целей нужно достигнуть, какую стратегию
необходимо осуществить, какими ресурсами
следует овладеть и как они должны быть
распределены, а также какой контроль
должен быть применен. Т.о. менеджеры несут
ответственность за большинство важнейших
решений, требуемых для выполнения любой
организационной деятельности.
3.Аналитическое мастерство включает в себя способность
правильно использовать научные и количественные
подходы, технику и средства для решения
управленческих проблем. Способности
менеджера к систематической диагностике
проблем и определению альтернативных
решений перед выбором и осуществлением
верного плана действий, является основным
признаком уровня его аналитического
мастерства. Поскольку сложность проблем,
которые должны решать, обычно возрастает
по мере их служебного роста, важность
аналитического мастерства для успешной
карьеры также увеличивается.
4. Административное
мастерство включает способность менеджеров
исполнять организационные правила, предписанные
в процессе производства, эффективно действовать
в пределах ограниченного бюджета, а также
координировать поток информации и бумажной
работы внутри своей группы и среди других
групп.
5. Коммуникационное
мастерство включает способность менеджеров
передавать свои идеи и мнения другим,
как в устной, так и в письменной форме.
Это мастерство является решающим фактором
в успехе менеджера. Некоторые исследования
допускают, что высшие менеджеры и менеджеры
среднего уровня проводят около 80% своего
времени в общении друг с другом. Т.о., коммуникативное
мастерство, позволяющее эффективно проводить
собрания, писать четкие письма и пояснительные
записки, умело говорить по телефону, постоянно,
на протяжении всей карьеры требуется
менеджеру.
6. Психологическое
мастерство. Мастерство «человеческих
отношений» включает способность менеджеров
эффективно взаимодействовать с другими
людьми, как внутри, так и вне фирмы. Это
мастерство широко известно как ключ к
будущему компании, и, значит, менеджера.
Многочисленные исследования показали,
что менеджеры проводят приблизительно
половину своего рабочего дня во взаимодействии
друг с другом. Очевидно, что успех этих
взаимодействий влияет на то, какую поддержку
менеджер получит в разработке и осуществлении
организационных планов.
7.Техническое мастерство
включает особую компетенцию для исполнения
заданий. То, в какой степени менеджер
нуждается в овладении высоким уровнем
технического мастерства обычно на прямую
влияет на расположение менеджера в организационной
иерархии. Чем ниже уровень работы менеджера
в организации, тем более непосредственно
он связан с производством и, следовательно,
для него большее значение имеет потребность
в высоком уровне технического мастерства.