Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости (на примере МУ «Бердского дом-интернат для престарелых и ин

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей организации досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме организации досуга пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях малой вместимости;
2. Охарактеризовать пожилых людей как социальную группу;

Содержание

Введение………………………………………………………….………....…..…………………………..3
Глава 1. Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях
молодой вместимости как социальная проблема……………………………………….7
1.1 Пожилые люди как социальная общность…………………………………….………...7
1.2 Дом Интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей………………………………………………………………………………………………………..13
1.3 Понятия досуга и досуговой деятельности……………………………………………..18
Глава 2.Основные подхода к организации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания……………………………………………………27
2.1Анализ социологического исследования организации досуга пожилых людей в МУ «Бередский дом интернат для престарелых и инвалидов»……..29
2.2 Подготовка и планирования исследования…………………………………………….32
2.3 Анализ результатов и выводы…………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………………………………………42
Библиография………………………………………………………………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

курсовая работа первая.2.docx

— 719.42 Кб (Скачать)

- концерты  – «Ваши любимые мелодии», «Романса  звук прелестный», «Песни в  солдатской шинели», концерты  ансамбля «Золотой возраст» из  г.Кириллова; выступление детей из детского центра «Надежда».

- вечера-посиделки  – «Играй, гармонь, звени, частушка!».  Многие из пожилых людей, проживающих  в Талицком стационаре, сами сочиняют частушки и стихи (Приложение 4).

- литературно-музыкальные  вечера – «Есенинская Русь»,  «Письма с фронта».

- развлекательные  программы – разучивание песен.  Многие из клиентов дома-интерната  с удовольствием приходят на  репетиции ансамбля ветеранов.  С концертом выезжал ансамбль  в Топорненский дом-интернат (под г. Кириллов). Концерт прошёл на «ура». В течение года проводятся различные викторины, игры.

Образовательные технологии реализуются в стационаре в виде лекций («Рациональное питание  людей пожилого возраста», «Гипертоническая болезнь и её профилактика», «Как сохранить здоровье», «Проблемы  психоэмоционального состояния пожилого человека»), конкурс-викторина «Если хочешь быть здоров». Ежемесячно проводятся Дни Здоровья. (Приложение 5).

Технологии  художественно-творческой деятельности реализуются в работе клуба «Рукодельница»: обучение вязанию, шитью мягкой игрушки, изготовлению различных поделок.

Для совершенствования  досуговой деятельности в стационаре используется такая досуговая форма, как выезды на природу. Пожилые люди там собирают грибы, ягоды, лекарственные травы и просто отдыхают, дышат фитонцидами, наслаждаются красотой северной природы.

Лекционно-просветительная  тематическая деятельность предложена проживающим в форме бесед и лекций. В течение месяца проводятся беседы из цикла «Народный календарь». На таких беседах загадываются загадки, пожилые люди делятся своими воспоминаниями и наблюдениями о природе, погоде. Они рассказывают сами и слушают о народных приметах, обычаях, праздниках. (Приложение 6).

Дом-интернат является той социальной средой, в  которой престарелые люди живут  долгие годы. Состояние физического  и психического здоровья зависит  не только от медицинской помощи, обстановки обслуживания, но и от культурных мероприятий, направленных на улучшение здоровья, поднятия морального духа.

Таким образом, в процессе организации досуга реализуются  основные функции социокультурной деятельности: развивающая, просветительская, культуро-творческая, рекреативно-оздоровительная.

 

2.2 Подготовка и планирование исследования

Цель исследования: изучение возможностей организации досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости.

База исследования: МУ « Бердского дом-интернат для престарелых и инвалидов» г. Новосибирска.

Мы предполагаем, что специфика функционирования дома-интерната малой вместимости  влияет на организацию досуга проживающих  в нем лиц пожилого возраста.

Методы исследования: анкетирование, математическая обработка информации. Анкета – перечень специально подготовленных вопросов, подлежащих самостоятельному заполнению. Анкетирование – вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету). Анкетный метод – способ сбора данных, информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.

На начальном этапе исследовательской  работы была разработана анкета «Мой тонус жизни и свободное время» для изучения структуры и содержания досуга лиц пожилого возраста, проживающих  в стационарных учреждениях малой  вместимости (Приложение 7).

По результатам  проведенного анкетирования составлен  усредненный социальный портрет  пожилых, проживающих в доме-интернате (профессиональная принадлежность, возраст, социальная активность, культурные потребности и запросы). На основании определенных социальных характеристик пожилых, проживающих в интернате возможно определение основных форм организации досуга.

Выборку составляют пожилые  и инвалиды, проживающие в доме-интернате  малой вместимости, 15 человек, возраст 65 лет и старше.

Кроме того, в ходе опроса выявилась структура и интенсивность  досуговых занятий, устойчивость интереса к определенным видам досуговой деятельности, а так же среды, в которой постоянно находятся представители третьего возраста.

В дальнейшем полученные результаты были подвергнуты математической обработке.

Таким образом, были найдены  пути возможного улучшения организации  досуга в доме-интернате малой  вместимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ результатов и выводы

В результате анкетирования  мы пришли к следующим выводам:

  1. Можете ли Вы сказать, что чувствуете себя в интернате достаточно комфортно, безопасно и гарантировано?

75% респондентов ответили  на этот вопрос определенно  да, 20% скорее да, чем нет, 5% считают,  скорее нет, чем да.

  1. Насколько Вы довольны проведением досуга в нашем учреждении?

На данный вопрос, 100% проживающих ответили, что довольны организацией досуга в доме-интернате.

  1. Какие формы досуга Вы предпочитаете?

Ряд вопросов к респондентам был направлен на выяснение места  интерактивных технологий в структуре  специально организованного и самостоятельного досуга. Требовалось выбрать ответ  из 20 предложенных примерных вариантов  досуговых занятий. Полученные результаты свидетельствовали о том, что важнейшими формами досуга для пожилых людей, проживающих в стационарных учреждения социального обслуживания, является просмотр телепередач, кинофильмов, посещение концертов. На остальные занятия в среднем расходуется времени меньше.

Ответы продемонстрировали большой разброс в досуговых предпочтениях, что свидетельствует о том, что значительная часть проживающих в доме-интернате пожилых людей изначально ориентируется на интегрирование в нормальную социокультурную жизнь. Они охотно готовы вступить в контакт с организаторами досуговых мероприятий и принимают условия задаваемые, интерактивными технологиями (в первую очередь это касается репетиционной и исполнительской деятельности, различных видов прикладного творчества, цветоводства, общения с друзьями). При этом они не просто следуют предполагаемым образцам действий и «правилам игры», но склонны проявить определенную инициативу, связанную с закреплением имеющихся умений, навыков или перенесением их в другие ситуации.

4. Какие коллективные  формы досуга пользуются наибольшей  популярностью среди проживающих?

Таким образом, проживающие  в большинстве случаев называют следующие варианты ответов: концерты – 50%, вечера отдыха – 30%, конкурсы, экскурсии  и встречи с интересными людьми – 20%.

5. Являетесь ли  Вы членом какого-либо досугового объединения в своем интернате – кружка, самодеятельного коллектива, клуба по интересам

Большинство (свыше 80 %) опрошенных никак не отнесли себя с членством  в каком-либо постоянном досуговом объединении в стенах интернатного учреждения - кружке, самодеятельном коллективе.

6. Каков мотив  Вашего участия в досуговом объединении?

Из полученных нами данных мы видим, что проживающие в доме-интернате  пожилые люди стараются просто заполнить  свое свободное время и получить новый для себя объем информации, знаний, умений и навыков.

7. Достаточно ли  Вам своего свободного времени  для реализации своих талантов, увлечений, способностей?

100% опрошенных ответили, что им вполне достаточно времени  для реализации своих талантов  и увлечений в условиях дома-интерната  малой вместимости. 

 

 

 

 

 

 

 

8. В чем Вы  видите причины полностью реализовать  свои таланты и увлечения, умения, личные навыки и способности

Среди ответов на вопрос о причинах, препятствующих самореализации в сфере досуга, преобладающими вариантами были «состояние здоровья» и «поздно  проявлять творческую активность». Можно сделать вывод, что у  опрошенных, давших такие ответы сложился прочный психологический стереотип  отчужденности и они не желают затрачивать усилия на его преодоление.

9. Какие события,  происходящие в стране и мире, Вас интересуют больше?

На данный вопрос 70% проживающих ответили, что больше всего интересует политика, 20% - культура, 5% - экономика и 5% не интересуют ни какие события, происходящие в стране и мире.

10. Что влияет  на успех организации культурно-массовой  работы в учреждении?

Большинство опрошенных (более 80%) ответили, что успех в организации культурно-массовой работы зависит от личности сотрудника, отвечающего за культурно-досуговое обслуживание.

11. В чем выражается  Ваше личное участия в культурно-массовой  работе учреждения?

Примерно для трех четвертей (73 %) опрошенных самооценка своего участия  в культурно-массовой работе дома-интерната  оказалась либо затруднительной, либо был дан категоричный ответ, что  ни постоянных, ни временных общественных обязанностей человек не несет.

 

12. Чем привлекает  Вас личное участие в организации  досуга?

О мотивации досуговой активности пожилых людей красноречиво свидетельствуют ответы на вопрос « Чем привлекает Вас личное участие в организации досуга?». На первых местах оказываются такие мотивы, как «Ощущаю что нужна людям» (33 %), «интересно, приносит удовлетворение» (28,5 %), «даёт возможность проявить способности» (16%).Налицо и стимулы к расширению личного кругозора (4 %), получение новых знаний, информации, умений и навыков (18,5%).

13. Целесообразно  ли, по Вашему мнению, иметь в  вашем учреждении дополнительные  объекты? 

В ответ на вопрос, «Какие дополнительные объекты целесообразно  иметь в интернатных учреждениях?» 24 % респондентов предложили создать церковь или по крайне мере отвести помещение для совершения церковных ритуалов; 20,5 % хотели, чтобы был выделен участок для устройства цветников, выращивания овощей и фруктов, разведения домашней птицы и кроликов. Было предложено открыть такие досуговые объекты, как музыкальная гостиная, кафе, простейшую спортплощадку.

                                                     Заключение.

По результатам анкетирования  можно сделать следующие выводы:

  1. Пожилые люди, проживающие в  Бердском доме-интернате, чувствуют себя комфортно.
  2. У них достаточно свободного времени для реализации своих возможностей и талантов.
  3. Так как все досуговые мероприятия, проводимые в Бердском   доме-интернате, проходят в первой половине дня, то просмотр телепередач занимает больше свободного времени.
  4. Пожилые люди довольны мероприятиями и организацией проведения досуга.
  5. Проживающие в Бердцке доме-интернате ветераны охотно занимаются на приусадебном участке, и других видах трудовой деятельности (по показаниям медика).
  6. Учитывая пожелания пожилых людей, в доме-интернате создан музей старинных вещей, мини тренажерный зал, совершаются церковные обряды.
  7. Проживающие живут полной жизнью и максимально используют все доступные возможности реализации их потребностей.

По итогам выполнения исследования выработан ряд предложений и  рекомендаций по использованию досуговых технологий среди контингента лиц, проживающих в стационарных учреждениях малой вместимости, в том числе:

  • использовать в организации досуга пожилых людей, проживающих в интернатных учреждениях социального обслуживания, природно-географические и ресурсные факторы;
  • рекомендовать интернатным учреждениям социального обслуживания устанавливать и развивать тесные отношения с общественными организациями в целях выдвижения совместных грантовых инициатив;
  • включать в проведении трудотерапии с пожилыми людьми элементы культуры и искусства социально-культурной деятельности;
  • реализовать интегративно-комплексные формы организации досуга в интернатных учреждениях социального обслуживания в социуме;
  • дополнить типовое положение о доме-интернате в части организации свободного времени проживающих пожилых граждан инвалидов;
  • организовать повышение квалификации в сфере досуга специалистов, исполняющих данные функции;
  • развернуть деятельность по вовлечению населения в волонтерское движение, в том числе в сфере организации досуговой деятельности.

Таким образом, примечателен сам факт размышления представителей старшего поколения над элементарными  условиями, способными приблизить их к  стандартам цивилизованной досуговой деятельности. Возможность продлить жизненную и досуговую активность, с пользой реализовать свой жизненный и профессиональный опыт делают пожилых людей более уверенными в себе, самостоятельными и независимыми.

В соответствии с выявленными  ориентациями и ожиданиями пожилых  людей, проживающих в доме-интернате  малой вместимости, выделяются основные перспективные направления социально-культурных досуговых технологий. В качестве идеально-типической модели можно использовать такой конструктивный тип досуговых программ, при реализации которых инициативные усилия культорганизатора и актива по интеграции (реинтеграции) основной части проживающих дома-интерната в нормальную социально-культурную жизнь вызывают положительную реакцию.

 


 

Такой обобщенный тип досуговых программ, как и отдельно взятых досуговых технологий, с полным правом можно назвать интегративным ( или реинтегративным ). Он предполагает освоение каждым из пожилых людей определенного набора досуговых (творческих, образовательных, оздоровительных) умений и навыков, которые необходимы для расширения возможностей самостоятельной адаптации к приемлемому для интернатного учреждения социального обслуживания ритму жизнедеятельности и для ежедневного проведения полноценного досуга.

Информация о работе Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости (на примере МУ «Бердского дом-интернат для престарелых и ин