Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:04, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей организации досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме организации досуга пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях малой вместимости;
2. Охарактеризовать пожилых людей как социальную группу;
Введение………………………………………………………….………....…..…………………………..3
Глава 1. Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях
молодой вместимости как социальная проблема……………………………………….7
1.1 Пожилые люди как социальная общность…………………………………….………...7
1.2 Дом Интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей………………………………………………………………………………………………………..13
1.3 Понятия досуга и досуговой деятельности……………………………………………..18
Глава 2.Основные подхода к организации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания……………………………………………………27
2.1Анализ социологического исследования организации досуга пожилых людей в МУ «Бередский дом интернат для престарелых и инвалидов»……..29
2.2 Подготовка и планирования исследования…………………………………………….32
2.3 Анализ результатов и выводы…………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………………………………………42
Библиография………………………………………………………………………………………………….46
- концерты – «Ваши любимые мелодии», «Романса звук прелестный», «Песни в солдатской шинели», концерты ансамбля «Золотой возраст» из г.Кириллова; выступление детей из детского центра «Надежда».
- вечера-посиделки
– «Играй, гармонь, звени, частушка!».
Многие из пожилых людей,
- литературно-музыкальные вечера – «Есенинская Русь», «Письма с фронта».
- развлекательные
программы – разучивание песен.
Образовательные технологии реализуются в стационаре в виде лекций («Рациональное питание людей пожилого возраста», «Гипертоническая болезнь и её профилактика», «Как сохранить здоровье», «Проблемы психоэмоционального состояния пожилого человека»), конкурс-викторина «Если хочешь быть здоров». Ежемесячно проводятся Дни Здоровья. (Приложение 5).
Технологии художественно-творческой деятельности реализуются в работе клуба «Рукодельница»: обучение вязанию, шитью мягкой игрушки, изготовлению различных поделок.
Для совершенствования досуговой деятельности в стационаре используется такая досуговая форма, как выезды на природу. Пожилые люди там собирают грибы, ягоды, лекарственные травы и просто отдыхают, дышат фитонцидами, наслаждаются красотой северной природы.
Лекционно-просветительная тематическая деятельность предложена проживающим в форме бесед и лекций. В течение месяца проводятся беседы из цикла «Народный календарь». На таких беседах загадываются загадки, пожилые люди делятся своими воспоминаниями и наблюдениями о природе, погоде. Они рассказывают сами и слушают о народных приметах, обычаях, праздниках. (Приложение 6).
Дом-интернат является той социальной средой, в которой престарелые люди живут долгие годы. Состояние физического и психического здоровья зависит не только от медицинской помощи, обстановки обслуживания, но и от культурных мероприятий, направленных на улучшение здоровья, поднятия морального духа.
Таким образом, в процессе организации досуга реализуются основные функции социокультурной деятельности: развивающая, просветительская, культуро-творческая, рекреативно-оздоровительная.
2.2 Подготовка и планирование исследования
Цель исследования: изучение возможностей организации досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости.
База исследования: МУ « Бердского дом-интернат для престарелых и инвалидов» г. Новосибирска.
Мы предполагаем,
что специфика функционирования
дома-интерната малой
Методы исследования: анкетирование, математическая обработка информации. Анкета – перечень специально подготовленных вопросов, подлежащих самостоятельному заполнению. Анкетирование – вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету). Анкетный метод – способ сбора данных, информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.
На начальном этапе
По результатам проведенного анкетирования составлен усредненный социальный портрет пожилых, проживающих в доме-интернате (профессиональная принадлежность, возраст, социальная активность, культурные потребности и запросы). На основании определенных социальных характеристик пожилых, проживающих в интернате возможно определение основных форм организации досуга.
Выборку составляют пожилые и инвалиды, проживающие в доме-интернате малой вместимости, 15 человек, возраст 65 лет и старше.
Кроме того, в ходе опроса
выявилась структура и
В дальнейшем полученные результаты были подвергнуты математической обработке.
Таким образом, были найдены пути возможного улучшения организации досуга в доме-интернате малой вместимости.
2.3 Анализ результатов и выводы
В результате анкетирования мы пришли к следующим выводам:
75% респондентов ответили на этот вопрос определенно да, 20% скорее да, чем нет, 5% считают, скорее нет, чем да.
На данный вопрос, 100% проживающих ответили, что довольны организацией досуга в доме-интернате.
Ряд вопросов к респондентам
был направлен на выяснение места
интерактивных технологий в структуре
специально организованного и
Ответы продемонстрировали большой разброс в досуговых предпочтениях, что свидетельствует о том, что значительная часть проживающих в доме-интернате пожилых людей изначально ориентируется на интегрирование в нормальную социокультурную жизнь. Они охотно готовы вступить в контакт с организаторами досуговых мероприятий и принимают условия задаваемые, интерактивными технологиями (в первую очередь это касается репетиционной и исполнительской деятельности, различных видов прикладного творчества, цветоводства, общения с друзьями). При этом они не просто следуют предполагаемым образцам действий и «правилам игры», но склонны проявить определенную инициативу, связанную с закреплением имеющихся умений, навыков или перенесением их в другие ситуации.
4. Какие коллективные
формы досуга пользуются
Таким образом, проживающие в большинстве случаев называют следующие варианты ответов: концерты – 50%, вечера отдыха – 30%, конкурсы, экскурсии и встречи с интересными людьми – 20%.
5. Являетесь ли
Вы членом какого-либо
Большинство (свыше 80 %) опрошенных никак не отнесли себя с членством в каком-либо постоянном досуговом объединении в стенах интернатного учреждения - кружке, самодеятельном коллективе.
6. Каков мотив Вашего участия в досуговом объединении?
Из полученных нами данных
мы видим, что проживающие в доме-
7. Достаточно ли Вам своего свободного времени для реализации своих талантов, увлечений, способностей?
100% опрошенных ответили,
что им вполне достаточно
8. В чем Вы
видите причины полностью
Среди ответов на вопрос
о причинах, препятствующих самореализации
в сфере досуга, преобладающими вариантами
были «состояние здоровья» и «поздно
проявлять творческую активность».
Можно сделать вывод, что у
опрошенных, давших такие ответы сложился
прочный психологический
9. Какие события, происходящие в стране и мире, Вас интересуют больше?
На данный вопрос 70% проживающих ответили, что больше всего интересует политика, 20% - культура, 5% - экономика и 5% не интересуют ни какие события, происходящие в стране и мире.
10. Что влияет
на успех организации
Большинство опрошенных (более 80%) ответили, что успех в организации культурно-массовой работы зависит от личности сотрудника, отвечающего за культурно-досуговое обслуживание.
11. В чем выражается
Ваше личное участия в
Примерно для трех четвертей (73 %) опрошенных самооценка своего участия в культурно-массовой работе дома-интерната оказалась либо затруднительной, либо был дан категоричный ответ, что ни постоянных, ни временных общественных обязанностей человек не несет.
12. Чем привлекает
Вас личное участие в
О мотивации досуговой активности пожилых людей красноречиво свидетельствуют ответы на вопрос « Чем привлекает Вас личное участие в организации досуга?». На первых местах оказываются такие мотивы, как «Ощущаю что нужна людям» (33 %), «интересно, приносит удовлетворение» (28,5 %), «даёт возможность проявить способности» (16%).Налицо и стимулы к расширению личного кругозора (4 %), получение новых знаний, информации, умений и навыков (18,5%).
13. Целесообразно
ли, по Вашему мнению, иметь в
вашем учреждении
В ответ на вопрос, «Какие дополнительные объекты целесообразно иметь в интернатных учреждениях?» 24 % респондентов предложили создать церковь или по крайне мере отвести помещение для совершения церковных ритуалов; 20,5 % хотели, чтобы был выделен участок для устройства цветников, выращивания овощей и фруктов, разведения домашней птицы и кроликов. Было предложено открыть такие досуговые объекты, как музыкальная гостиная, кафе, простейшую спортплощадку.
По результатам анкетирования
можно сделать следующие
По итогам выполнения исследования выработан ряд предложений и рекомендаций по использованию досуговых технологий среди контингента лиц, проживающих в стационарных учреждениях малой вместимости, в том числе:
Таким образом, примечателен сам факт размышления представителей старшего поколения над элементарными условиями, способными приблизить их к стандартам цивилизованной досуговой деятельности. Возможность продлить жизненную и досуговую активность, с пользой реализовать свой жизненный и профессиональный опыт делают пожилых людей более уверенными в себе, самостоятельными и независимыми.
В соответствии с выявленными
ориентациями и ожиданиями пожилых
людей, проживающих в доме-интернате
малой вместимости, выделяются основные
перспективные направления
|
Такой обобщенный тип досуговых программ, как и отдельно взятых досуговых технологий, с полным правом можно назвать интегративным ( или реинтегративным ). Он предполагает освоение каждым из пожилых людей определенного набора досуговых (творческих, образовательных, оздоровительных) умений и навыков, которые необходимы для расширения возможностей самостоятельной адаптации к приемлемому для интернатного учреждения социального обслуживания ритму жизнедеятельности и для ежедневного проведения полноценного досуга.