Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости (на примере МУ «Бердского дом-интернат для престарелых и ин

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей организации досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме организации досуга пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях малой вместимости;
2. Охарактеризовать пожилых людей как социальную группу;

Содержание

Введение………………………………………………………….………....…..…………………………..3
Глава 1. Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях
молодой вместимости как социальная проблема……………………………………….7
1.1 Пожилые люди как социальная общность…………………………………….………...7
1.2 Дом Интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей………………………………………………………………………………………………………..13
1.3 Понятия досуга и досуговой деятельности……………………………………………..18
Глава 2.Основные подхода к организации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания……………………………………………………27
2.1Анализ социологического исследования организации досуга пожилых людей в МУ «Бередский дом интернат для престарелых и инвалидов»……..29
2.2 Подготовка и планирования исследования…………………………………………….32
2.3 Анализ результатов и выводы…………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………………………………………42
Библиография………………………………………………………………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

курсовая работа первая.2.docx

— 719.42 Кб (Скачать)

 

 

 

ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Институт Социально-культурной деятельности, наследия и туризма

Кафедра Социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация досуга пожилых  людей в стационарных учреждениях  малой вместимости (на примере МУ «Бердского дом-интернат для престарелых и инвалидов» Новосибирского  района.

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

5 курса ускоренного обучения, группы МСКД 04-09

Пайвина Инна Сергеевна

Научный руководитель:

Бояк Татьянв Николаевна

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………….………....…..…………………………..3

Глава 1. Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях

  молодой  вместимости как социальная проблема……………………………………….7

    1. Пожилые люди как социальная общность…………………………………….………...7
    2. Дом Интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей………………………………………………………………………………………………………..13
    3. Понятия досуга и досуговой деятельности……………………………………………..18

Глава 2.Основные подхода к организации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания……………………………………………………27

2.1Анализ  социологического исследования  организации досуга пожилых людей  в МУ «Бередский дом интернат для престарелых и инвалидов»……..29

2.2 Подготовка  и планирования исследования…………………………………………….32

2.3 Анализ  результатов и выводы…………………………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………………………………………………42

Библиография………………………………………………………………………………………………….46

 

Введение

Изменение социального статуса  человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями  ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к  новым условиям, требует необходимость  выработки особых подходов, форм и  методов социальной работы с пожилыми людьми.

Важность повседневного  внимания к решению социальных проблем  этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением  удельного веса пожилых людей  не только в структуре населения  России, но и во всём мире. В 2000 году граждан пожилого возраста и инвалидов  насчитывалось 19371, 2001 году – 20636, 2002 году – 21457, 2005 году – 23271 человек.

В настоящее время пожилые  люди являются наиболее социально- незащищённой категорией общества. Уровень малообеспеченности растёт с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же. Смысл организации досуга пожилых людей – это социальная адаптация лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов, развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса.

Социальная работа с лицами пожилого возраста была исследована  Е.И. Холостовой, М.Д. Александровой, А.А. Дыскиным и другими.

 

Объект исследования: организация досуга пожилых людей.

Предмет исследования: организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости.

Цель исследования: изучение особенностей организации досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости.

Задачи:

  1. Провести анализ литературы по проблеме организации досуга пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях малой вместимости;
  2. Охарактеризовать пожилых людей как социальную группу;
  3. раскрыть особенности функционирования дома-интерната как учреждения социального обслуживания пожилых людей;
  4. Охарактеризовать направления досуговой деятельности представителей третьего возраста и их специфику;
  5. Рассмотреть особенности организации досуга пожилых людей, проживающих в  « Дом-интернат для престарелых и инвалидов»  г. Новосибирске
  6. Разработать рекомендации по организации досуга в стационарных учреждениях малой вместимости .

Методы: теоретические: анализ научной литературы и документации социальных служб. Эмпирические: наблюдение, анкетирование; методы математической обработки данных.

Проблема: досуг как понятийная категория рассматривается в контексте проблем пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости.

Гипотеза: мы предполагаем, что специфика функционирования дома-интерната малой вместимости влияет на организацию досуга проживающих в нем лиц пожилого возраста.

Практическая значимость работы состоит в обобщении опыта  организации досуга лиц пожилого возраста. Результаты дипломной работы могут быть воплощены в работе стационарных учреждений малой вместимости  с целью совершенствования организации  досуговой деятельности пожилых людей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I. Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости как социальная проблема

1.1 Пожилые люди  как социальная общность

Одна из тенденций, наблюдаемых  в последние десятилетия в  развитых странах мира, — рост абсолютного  числа и относительной доли населения  пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения  доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.

Так, по данным ООН, в 1950 г. в  мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей  старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. человек. По сравнению с 1950 г. их численность  возрастет более чем в 5 раз, тогда  как население планеты увеличится только в 3 раза [7; 145].

Главные причины постарения населения — снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни  лиц старших возрастных групп  благодаря прогрессу медицины, повышению  уровня жизни населения. В среднем  в странах организации экономического сотрудничества и развития продолжительность  жизни мужчин за 30 лет увеличилась  на 6 лет, у женщин — на 6,5 лет. В  России же за последние 10 лет наблюдалось  снижение средней ожидаемой продолжительности  жизни.

Социально-демографическую  категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения — хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п. Совокупность пожилых людей характеризуется  значительными различиями, что объясняется  тем, что она включает в себя лиц  от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на «молодых» и «пожилых» (или «глубоких») стариков, подобно тому, как во Франции существует понятие «третий» и «четвертый» возраст. Границей перехода из «третьего» в «четвертый» возраст считается преодоление рубежа в 75—80 лет. «Молодые» старики могут испытывать иные проблемы, чем «пожилые» старики, — например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение домашних обязанностей и т.д. [7; 150].

В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте 75—89 лет, к долгожителям — люди в возрасте 90 лет и старше.

В соответствии с документами  ООН и Международной организации  труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются  на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран  — 65 лет (в России — 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин). (Приложение 1).

К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых и  крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости [6; 65].

Социальные условия жизни  пожилых людей, прежде всего определяются состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются.

Другой показатель состояния  здоровья — активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых  людей в силу хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых.

Материальное положение  — единственная проблема, которая  может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены  своим материальным положением, уровнем  инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. В результате социально-экономического кризиса 1998 г. еще актуальнее стал вопрос о необходимости существенного  повышения пенсий. По данным А. Г. Симакова, каждая пятая семья пенсионеров  испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви. Именно в этой группе семей имеются живущие «впроголодь». Многие пожилые люди продолжают работать, причем по материальным соображениям. Согласно проводимым социологическим  исследованиям хотели бы работать 60% пенсионеров. Наблюдаются значительные различия в психике пожилых людей, живущих в домашних условиях и  в домах для престарелых.

По некоторым оценкам 56% проживающих в домах для престарелых страдают хроническими отклонениями в психике, вызванными старостью, и 16% — психическими заболеваниями. В домашних условиях проживают лишь 5—6% пожилых, страдающих старческим слабоумием, в стационарных учреждениях их доля гораздо выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей нет ставок психиатра, психолога, социального работника [7; 54].

Современные теории старения играют важную роль в организации  социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они нужны  социальному работнику, прежде всего  для того, чтобы организовать и  упорядочить свои наблюдения, составить  план действий и наметить их последовательность. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать специалист, а также методы организации интервью с клиентом. Наконец, теория позволяет специалисту «сохранить дистанцию», т.е. объективно оценить ситуацию, причины психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения проблемы. Сознательно избранная теория — гарантия того, что социальный работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, сотрудник социальной службы целенаправленно выполняет возложенную на него миссию — корректирует и стабилизирует социальное функционирование индивида, семьи, группы организаций. Кстати, именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от дружеского участия или родственного вмешательства.

Социальная работа с пожилыми людьми предусматривает использование  теорий освобождения, активности, меньшинств, субкультуры, возрастной стратификации  и др.

Современная социальная работа с престарелыми должна строиться  в соответствии с Планом действий по проблемам престарелых, разработанным  ООН более 15 лет назад и рассчитанным на период до 2001 г. В предисловии  к этому Плану страны мира торжественно признают, что качество жизни не менее важно, чем ее продолжительность, в связи, с чем стареющим людям  следует (насколько это возможно) жить в собственных семьях плодотворной, здоровой, приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества [10; 27].

Исходя из данного документа  можно рекомендовать правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей.

1) разработать национальную  политику в отношении престарелых,  тем самым укрепляя связь между  поколениями;

2) поощрять благотворительные  организации;

3) защитить пожилых людей  от экономических потрясений;

4) обеспечить качество  жизни в специализированных учреждениях  для престарелых;

5) полностью обеспечить  пожилого человека независимо  от места его проживания —  на родине или в другой стране.

В России в настоящее время  принят ряд федеральных социальных программ, авторы которых менее всего  озабочены теоретической чистотой задуманного. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Так, в проекте Федеральной программы  «Старшее поколение» читаем, что этот документ впервые в истории России предлагает «решение проблем пожилых  людей на качественно новом уровне». Но пожилые люди — не объект деятельности разнообразных социальных служб, а  субъект, принимающий решения; большая  часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем  в целом, принадлежит к разряду  не решаемых и остается таковой для  каждого следующего пожилого поколения.

Изучению содержания пожилых  людей в домах-интернатах в мире уделяется большое внимание. Этому  посвящена серия исследований отечественных  ученых. В США с 70-х гг. действуют  «Омбудсмановские программы долгосрочного попечения». Практика подтверждает актуальность установки ООН на то, чтобы «позволить жить стареющим людям в собственных семьях», ибо в домах-интернатах пожилой человек попадает в сложную ситуацию: с одной стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой — переход к коллективной жизни, необходимость подчиняться установленному порядку, боязнь утраты независимости. Это усугубляет неустойчивость нервно-психического состояния, служит причиной подавленного настроения, неуверенности в себе, своих действиях отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Одетые в одинаковые халаты, лишенные собственного угла, старики переживают полную деперсонализацию. Проживающие в домах-интернатах для престарелых в основном жалуются на качество ухода за ними, питание, нарушение их прав [11; 21].

Информация о работе Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости (на примере МУ «Бердского дом-интернат для престарелых и ин