Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости (на примере МУ «Бердского дом-интернат для престарелых и ин

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей организации досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме организации досуга пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях малой вместимости;
2. Охарактеризовать пожилых людей как социальную группу;

Содержание

Введение………………………………………………………….………....…..…………………………..3
Глава 1. Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях
молодой вместимости как социальная проблема……………………………………….7
1.1 Пожилые люди как социальная общность…………………………………….………...7
1.2 Дом Интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей………………………………………………………………………………………………………..13
1.3 Понятия досуга и досуговой деятельности……………………………………………..18
Глава 2.Основные подхода к организации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания……………………………………………………27
2.1Анализ социологического исследования организации досуга пожилых людей в МУ «Бередский дом интернат для престарелых и инвалидов»……..29
2.2 Подготовка и планирования исследования…………………………………………….32
2.3 Анализ результатов и выводы…………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………………………………………42
Библиография………………………………………………………………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

курсовая работа первая.2.docx

— 719.42 Кб (Скачать)

Приоритетное направление  социальной работы с пожилыми — организация среды их обитания таким образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь.

Парадокс заключается  в том, что чем больше мы стараемся  помочь стареющим людям, тем меньше вероятность получения ими эффективной, профессиональной помощи, ибо страстное  желание помочь означает, в конечном счете, взятие на себя ответственности  за решение проблем пожилого человека, за его судьбу. Это форма эгоцентризма, недопустимая с профессиональной точки  зрения. Пожилой человек, даже являясь  клиентом социальной службы, — субъект, т.е. лицо, принимающее решение [20; 8].

Итак, человек ищет новые  формы помощи, ибо государственная  помощь нередко не совсем своевременна, неэффективна; к тому же, как говорят, «сытый голодного не разумеет». В  группах самопомощи нет иерархической  структуры, ее членам обеспечивается максимальное участие в жизни группы, которую  они покидают, когда хотят.

Таким образом, мы пришли к  выводу, что пожилые люди имеют  право на полноценную жизнь. И  это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся. Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Дом-интернат  как учреждение социального обслуживания  пожилых людей

Среди учреждений социального  обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты. Развивая и совершенствуя  деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности.

Развивая и совершенствуя  деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности  пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют  возможность престарелым и инвалидам  находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального  обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько  изменяются функции, объём и некоторые  аспекты деятельности стационарных учреждений [15; 87].

В настоящее время в  системе социальной защиты населения  действуют около 1000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов. Сейчас в дома-интернаты поступают  в основном люди, требующие постоянного  ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться. В Вологодской  области функционируют стационарные учреждения следующих видов: дома-интернаты  для престарелых и инвалидов, муниципальные дома-интернаты, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно-отсталых детей (Приложение 2).

Статистические данные показывают, что 88% людей находящихся в домах-интернатах, страдают психическими патологиями, у 67,9% наблюдается ограничение двигательной активности: они нуждаются в постоянной помощи; 62,3% не способны даже частично себя обслуживать, а среди поступающих в эти учреждения такой показатель достигает 70,2%. Наиболее распространённые заболевания среди пожилых людей – болезни органов кровообращения и костно-мышечной системы.

Практика показывает, что  в домах-интернатах для престарелых  и инвалидов обеспечивается медицинское  обслуживание, осуществляется целый  ряд мероприятий реабилитационного  значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и  т.п. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включая информирование о доме-интернате, проживающих в нём и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т.п. Всё это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, конфликты проживающих в условиях стационарных учреждений социального обслуживания относится к группе высокого риска. Среди клиентов этих учреждений: очень старые люди (80 – 90 лет и старше); престарелые женщины, особенно одинокие и вдовы; престарелые пары, страдающие тяжёлыми заболеваниями или физическими недостатками [15; 134]. Дом-интернат является той социальной средой, в которой многие престарелые люди живут долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки, от организации досуга и занятости, социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром зависит состояние физического и психологического здоровья пожилого человека.

Современная тенденция развития стационарных учреждений социального  обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решение задач  социальной реабилитации клиентов, организация  досуга) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано  с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей  с ограниченными возможностями  жизнедеятельности.

Сложной, мало изученной  и далеко не решенной с практической точки зрения является проблема адаптации  пожилого человека в доме-интернате. Необходимость подчинить свои жизненные  интересы и поведение новым условиям и распорядку работы учреждения, иногда невнимательное или излишне покровительственное  отношение персонала ухудшают и  без того неустойчивое нервно-психическое  состояние пожилого человека [17; 24].

Вопросы подготовки пожилого человека к поступлению в учреждения социального профиля, его информирование об образе жизни в этом учреждении должны быть в центре внимания родственников, врачей и работников социального  обеспечения. Необходимо поддержать у  пожилого человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую  свободу в таких действиях, как  выбор соседа по комнате, столу, вправе перевезти в дом-интернат часть  любимых вещей и мебели. Проживающим  в домах-интернатах желательно создать  условия для хранения некоторых  продуктов (фруктов, кондитерских изделий  и т.п.) для приготовления чая, предоставить возможность иметь  свои полки с книгами. Это поможет  избежать ощущения резкой перемены жизни  и потери самостоятельности.

В последнее время существенно  меняются требования к организации  всей работы домов-интернатов, что обусловлено:

  • резким «постарением» контингента этих учреждений, в первую очередь за счет поступающих, находящихся в более старшем возрасте;
  • увеличение среди них числа тяжелобольных;
  • изменением социального состава поступающих, большинство из которых получают пенсию;
  • повышенными требованиями к уходу, медицинскому и другим видам обслуживания.

Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей поступать  в дома-интернаты. Основная причина  – это ухудшение состояния  здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. Такое положение, несомненно, способствует тому, что дома-интернаты для престарелых превращаются из учреждений социального обеспечения в гериатрические, предоставляющие значительный объем медицинской помощи [1; 3].

Социальная работа в домах-интернатах малой вместимости включает в  себя следующее:

- проведение социальной  диагностики;

- организация занятости  проживающих;

- работа по сохранению  общественно-полезной активности;

- создание благотворительного  микроклимата;

- поддерживание семейных  связей и контактов;

- организация содержательного  досуга.

Таким образом, важным направлением организации досуга пожилых людей, в условиях дома-интерната малой  вместимости, является целенаправленная работа по вовлечению пожилых людей  в общение, развитию социальных контактов, созданию социально-психологического климата, обстановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Понятие досуга  и досуговой деятельности

Плодотворное использование  досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

До сих пор нет общепринятого  определения этого понятия. Более  того, в специальной литературе досуг  имеет самые разнообразные определения  и толкования. Досуг часто отождествляется  со свободным временем, с внешкольной  и внеклассной работой, и даже с внеучебным временем. Свободное время отождествлять с досугом невозможно, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый [22; 345].

Существует много интерпретаций  слова досуг. Досугом называется деятельность, отношения, состояние  ума. Множество подходов осложняет  попытки понять, что значит досуг. Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает быть свободным. Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает быть разрешенным, а в английский такое слово как (LICENSE), что означает быть свободным (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало серьезная деятельность без давления необходимости. Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие досуг включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Определение досуга распадается на четыре основных группы:

  1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо
  2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
  3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
  4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между работой и не работой и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени иотношения к времени.

Макс  Каплан считает, что досуг - это гораздо  больше, чем просто свободное время  или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг  следует понимать как центральный  элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

Свободное время — это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений [22; 367].

Важным  направлением гармонизации отношений  пожилого человека и развития его  социальных связей с обществом выступает  досуговая активность. Досуговые программы реализуются в разное время – где-то считают рациональным проводить после завтрака, в других – перед ужином. Групповые и массовые формы досуга занимают около 3 часов. Остальное время отводится индивидуальным и мелкогрупповым формам. Оставшаяся часть времени может, посвящена чтению, просмотру телепередач и фильмов, прослушиванию радиопрограмм. Правильно организованный досуг улучшает психическое состояние пожилого человека: поднимает настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, даёт ощущение удовлетворённости жизнью.

Досуг –  это деятельное явление, подразумевающее  не столько поведение личности, сколько  поступки, раскрывающие активность, «кинетическую» сущность объекта [22; 170].

В процессе организации досуга реализуются  основные функции социально-культурной деятельности, к которым относится  развивающая, просветительская, культуротворческая и рекреативно-оздоровительная функция.

Лечебно-оздоровительная  деятельность включает занятие лечебной физкультурой, витаминно - и фитотерапию, медицинские манипуляции по показаниям (массаж, аромофитотерапия, сеансы с люстрой Чижевского), дозированные прогулки, трудотерапию. Трудотерапия применяется и в качестве реабилитационной технологии в различных видах трудовой деятельности – от работы на приусадебных участках (огородничество, садоводство), уход за комнатными цветами, рукоделие. Трудотерапия, организованная в разумных пределах, обеспечивает занятость пожилых людей, поддерживает их психофизическую форму, а также приносит определённый доход. Очень важно предусмотреть, чтобы трудотерапия была организована, как совместный посильный труд, приносящий удовлетворение и пользу [27; 26].

Известно, что времяпрепровождение у телеэкрана занимает значительную долю свободного времени пожилых обитателей домов-интернатов. Телевидение является для них  главным и зачастую единственным источником информации о событиях, родном городе. В то же время для  пожилого человека ежедневные встречи  у телевизора дают возможность выйти  из малого круга привычных интересов, расширить сферу соприкосновения  с окружающей средой, предоставляет  повод для обмена субъективными  представлениями реальности.

Информация о работе Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости (на примере МУ «Бердского дом-интернат для престарелых и ин