Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:04, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей организации досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме организации досуга пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях малой вместимости;
2. Охарактеризовать пожилых людей как социальную группу;
Введение………………………………………………………….………....…..…………………………..3
Глава 1. Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях
молодой вместимости как социальная проблема……………………………………….7
1.1 Пожилые люди как социальная общность…………………………………….………...7
1.2 Дом Интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей………………………………………………………………………………………………………..13
1.3 Понятия досуга и досуговой деятельности……………………………………………..18
Глава 2.Основные подхода к организации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания……………………………………………………27
2.1Анализ социологического исследования организации досуга пожилых людей в МУ «Бередский дом интернат для престарелых и инвалидов»……..29
2.2 Подготовка и планирования исследования…………………………………………….32
2.3 Анализ результатов и выводы…………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………………………………………42
Библиография………………………………………………………………………………………………….46
Приоритетное направление социальной работы с пожилыми — организация среды их обитания таким образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь.
Парадокс заключается
в том, что чем больше мы стараемся
помочь стареющим людям, тем меньше
вероятность получения ими
Итак, человек ищет новые формы помощи, ибо государственная помощь нередко не совсем своевременна, неэффективна; к тому же, как говорят, «сытый голодного не разумеет». В группах самопомощи нет иерархической структуры, ее членам обеспечивается максимальное участие в жизни группы, которую они покидают, когда хотят.
Таким образом, мы пришли к выводу, что пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся. Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.
1.2 Дом-интернат
как учреждение социального
Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты. Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности.
Развивая и совершенствуя
деятельность служб социальной помощи
престарелым и инвалидам, органы
социальной защиты проявляют постоянную
заботу о создании более комфортных
условий для жизнедеятельности
пожилых людей в стационарных
учреждениях. Дома-интернаты предоставляют
возможность престарелым и
В настоящее время в
системе социальной защиты населения
действуют около 1000 стационарных учреждений
для лиц пожилого возраста и инвалидов.
Сейчас в дома-интернаты поступают
в основном люди, требующие постоянного
ухода, утратившие в значительной мере
способность передвигаться. В Вологодской
области функционируют
Статистические данные показывают,
что 88% людей находящихся в домах-
Практика показывает, что
в домах-интернатах для престарелых
и инвалидов обеспечивается медицинское
обслуживание, осуществляется целый
ряд мероприятий
Современная тенденция развития стационарных учреждений социального обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решение задач социальной реабилитации клиентов, организация досуга) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Сложной, мало изученной
и далеко не решенной с практической
точки зрения является проблема адаптации
пожилого человека в доме-интернате.
Необходимость подчинить свои жизненные
интересы и поведение новым условиям
и распорядку работы учреждения, иногда
невнимательное или излишне
Вопросы подготовки пожилого человека к поступлению в учреждения социального профиля, его информирование об образе жизни в этом учреждении должны быть в центре внимания родственников, врачей и работников социального обеспечения. Необходимо поддержать у пожилого человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую свободу в таких действиях, как выбор соседа по комнате, столу, вправе перевезти в дом-интернат часть любимых вещей и мебели. Проживающим в домах-интернатах желательно создать условия для хранения некоторых продуктов (фруктов, кондитерских изделий и т.п.) для приготовления чая, предоставить возможность иметь свои полки с книгами. Это поможет избежать ощущения резкой перемены жизни и потери самостоятельности.
В последнее время существенно меняются требования к организации всей работы домов-интернатов, что обусловлено:
Значительно изменились причины,
побуждающие пожилых людей
Социальная работа в домах-интернатах малой вместимости включает в себя следующее:
- проведение социальной диагностики;
- организация занятости проживающих;
- работа по сохранению
общественно-полезной
- создание благотворительного микроклимата;
- поддерживание семейных связей и контактов;
- организация содержательного досуга.
Таким образом, важным направлением организации досуга пожилых людей, в условиях дома-интерната малой вместимости, является целенаправленная работа по вовлечению пожилых людей в общение, развитию социальных контактов, созданию социально-психологического климата, обстановки.
1.3 Понятие досуга и досуговой деятельности
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
До сих пор нет общепринятого
определения этого понятия. Более
того, в специальной литературе досуг
имеет самые разнообразные
Существует много
Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Свободное время — это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений [22; 367].
Важным направлением гармонизации отношений пожилого человека и развития его социальных связей с обществом выступает досуговая активность. Досуговые программы реализуются в разное время – где-то считают рациональным проводить после завтрака, в других – перед ужином. Групповые и массовые формы досуга занимают около 3 часов. Остальное время отводится индивидуальным и мелкогрупповым формам. Оставшаяся часть времени может, посвящена чтению, просмотру телепередач и фильмов, прослушиванию радиопрограмм. Правильно организованный досуг улучшает психическое состояние пожилого человека: поднимает настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, даёт ощущение удовлетворённости жизнью.
Досуг – это деятельное явление, подразумевающее не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «кинетическую» сущность объекта [22; 170].
В процессе организации досуга реализуются основные функции социально-культурной деятельности, к которым относится развивающая, просветительская, культуротворческая и рекреативно-оздоровительная функция.
Лечебно-оздоровительная деятельность включает занятие лечебной физкультурой, витаминно - и фитотерапию, медицинские манипуляции по показаниям (массаж, аромофитотерапия, сеансы с люстрой Чижевского), дозированные прогулки, трудотерапию. Трудотерапия применяется и в качестве реабилитационной технологии в различных видах трудовой деятельности – от работы на приусадебных участках (огородничество, садоводство), уход за комнатными цветами, рукоделие. Трудотерапия, организованная в разумных пределах, обеспечивает занятость пожилых людей, поддерживает их психофизическую форму, а также приносит определённый доход. Очень важно предусмотреть, чтобы трудотерапия была организована, как совместный посильный труд, приносящий удовлетворение и пользу [27; 26].
Известно,
что времяпрепровождение у