Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 09:44, курсовая работа
Менеджмент российских предприятий — это самое слабое звено в российской экономической системе. Это касается как государственных, так и частных предприятий. Государство поступает разумно, когда в ряде отраслей отказывается от прямого контроля, декларируя, что рынок рано или поздно расставит все по своим местам и акционеры сменят неэффективных менеджеров. Вопрос только во времени. Однако многие отрасли все еще в стагнации, а времени прошло немало. При этом в хорошо развивающихся отраслях доля продукции фирм российских собственников зачастую снижается. В ныне создаваемых госкорпорациях высокое качество организационного менеджмента должно быть востребовано в первую очередь.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Тенденции развития организационных аспектов менеджмента в современных условиях…………………………………………………….4
2. Финансово-экономическая характеристика предприятия……………13
3. Анализ реализации организационного механизма менеджмента…....20
4. Пути развития системы управления предприятием…………………..25
Заключение..………………………………………………………………..31
Список используемой литературы………………………………………...32
Среди приоритетных методов корпоративного менеджмента для российских предприятий первым является технология стратегического планирования. Причины этого, описание и методы использования даны ниже.
Рассмотрим модель предприятия с акцентом на ее некоторые важные аспекты, часто недооцениваемые в России. Она включает в себя три базовые системы, одинаково важные для предприятия:
- производственно сбытовую систему, создающую добавленную стоимость и реализующую продукцию;
- систему управления, которая разрабатывает цели предприятия, пути их достижения и управляет работой по достижению этих целей;
- систему организационного развития, обеспечивающую необходимое качество и эффективность производственно-сбытовых и управленческих процессов.
Первые две системы в целом ясны, а третьей системе в России, как правило, уделяется недостаточно внимания. Поэтому рассмотрим кратко несколько аспектов этой системы и модели в целом.
Выявленные
сильные стороны предприятия, ключевые
факторы успеха в отрасли, внешние
возможности предприятия
Наделение менеджеров государственных предприятий правом на принятие решений практически означает передачу дирекции части прав, связанных с правом собственности. Поэтому в определенном смысле коммерциализацию можно определить как приватизацию управления.
Почти каждое предприятие сегодня имеет набор достаточно типичных проблем:
- падение объемов и рентабельности продаж;
- потеря традиционных рынков сбыта продукции и затруднения в поиске новых;
- недостаточная согласованность в действиях высшего звена управления;
- отсутствие четко выраженных направлений развития;
- недостаточность заделов новой продукции, новых технологий.
Без структурных преобразований, без повышения качества управления финансовые вливания бессмысленны и вредны как для практики российского менеджмента, так и для российской экономики. В том числе, для экономики инновационной, в которую также планируется вложить значительные средства. Все указывают на нее как на резерв национальной конкурентоспособности. Но для реализации такой стратегии, прежде всего, надо провести различие между изобретениями и инновациями. Инновации — это явление из области бизнеса, а не техники. Они предполагают успешное коммерческое применение открытия или изобретения, практическое применение новой идеи в условиях рынка, а не в лаборатории.
То
есть, для инновационной экономики
особенно необходим грамотный
А
менеджмент российских предприятий
— это самое слабое звено в
российской экономической системе.
Это касается как государственных,
так и частных предприятий. Государство
поступает разумно, когда в ряде
отраслей отказывается от прямого контроля,
декларируя, что рынок рано или
поздно расставит все по своим
местам и акционеры сменят неэффективных
менеджеров. Вопрос только во времени.
Однако многие отрасли все еще
в стагнации, а времени прошло
немало. При этом в хорошо развивающихся
отраслях доля продукции фирм российских
собственников зачастую снижается.
В ныне создаваемых госкорпорациях высокое
качество организационного менеджмента
должно быть востребовано в первую очередь.
Любой монополизм (а госкорпорации такими
монополями являются) опасен для управленцев.
И только прозрачная и контролируемая
организация способна целенаправленно
повышать свою эффективность в условиях
своего монопольного положения в отрасли,
успешно выходить на зарубежные рынки.
Задачи повышения эффективности менеджмента
стоят и перед государственным управлением
— на это нацелена временно притормозившая
сейчас административная реформа. Таким
образом, России для глобального успеха
нужна современная модель организации
деятельности хозяйствующих субъектов,
эффективная государственная система,
а также квалифицированные менеджеры,
способные воплотить эти задачи в жизнь.
3.
Анализ реализации
В современных условиях большего количества насыщенных рынков и высокой конкуренции, соответствие внутренней среды организации требованиям внешней среды (рынка), является важнейшим фактором рыночного успеха предприятия, что приводит предприятие к необходимости постоянной трансформации. Актуальность управления изменениями предприятия является следствием повышения темпов изменения современных рынков (прежде всего в продуктовом аспекте), что приводит к необходимости повышать темпы изменений внутренней среды предприятия, что без целенаправленного, экономически обоснованного и организационно обеспеченного процесса управления изменениями повышает риски самой бизнес деятельности.
Роль
устойчивого развития предприятия
заключается в целенаправленном
изменением внутренней среды адекватно
текущим и будущим изменения
внешней среды с одновременным
обеспечением предприятия комплексной
устойчивостью, которая является системой
текущей и долгосрочной устойчивостей.
Процесс обеспечения текущей
устойчивости заключается в создание
баланса между текущими ресурсными
потребностями предприятия и
текущими ресурсными возможностями
предприятия с учетом специфики
процессов развития в плане потребления
ресурсов и особенностей данного
рынка выражающегося в наличие
ежегодного циклического характера
спроса. Процесс развития, требуя ресурсы
для своей реализации, снижает
текущую устойчивость. Долгосрочная
устойчивость является отражением соответствия
внутренней среды требованиям со
стороны внешней среды
В подобных условиях важной проблемой является определение темпов развития, которые требуются предприятию для достижения дополнительных конкурентных преимуществ. Если темп развития слишком низок, то предприятие теряет свои позиции на рынке, если он слишком высок, то предприятие попадает в ситуацию дисбаланса функционирования. Инструментом планирования и осуществления экономически оправданного уровня развития предприятия может выступить предложенный в работе организационно – экономический механизм управления развитием предприятия, который позволяет на основе инновационной активности реализовать комплексный подход к процессам развития, а также определить рациональный темп развития для предприятия с учетом специфики данного рынка и особенностей самого предприятия при обеспечение предприятия комплексной устойчивостью. Использование предложенного механизма управления существенно снижает риск потери устойчивости при осуществлении процесса развития, оптимизирует затраты на развитие и повышает общую эффективность управления.
В
настоящее время существует большее
количество подходов к процессу развития,
так например популяционно – экологическая
теория рассматривает развитие как
следствие адаптации
Организационный
менеджмент - это специальная область
управления, отличная от управления отдельными
ресурсами (финансы, персонал и т.п.)
или оперативной координации
работ, так как они протекают
в компании, уже «выстроенной организатором».
Организатор конструирует бизнес-систему
из «людей, механизмов и компьютеров»
путем постановки и декомпозиции
целей, выбора состава, способов реализации
и распределения
Статус организационного менеджмента сейчас существенно изменился. Он становится неотъемлемой частью современной компании, встав в один ряд с такими традиционными функциями как маркетинг, управление производством, финансово-экономическое управление и т.п. Это связано с тем, что в мире резко возросла динамика изменений. А чтобы успешно конкурировать, компании должны постоянно и в адекватном темпе меняться внутренне. Изменения для компаний становится «образом жизни», не научившиеся изменяться быстро уходят с рынка. Интеграция в мировую экономику (глобализация) еще более расширяет поле конкурентной борьбы, заставляя российские компании конкурировать с лидерами мирового рынка. Причем конкурировать не только по качеству и стоимости продукции, но и в скорости создания и вывода на рынок новой продукции, инновациях в способах ее предоставлении клиентам, построении собственной бизнес-модели.
Однако в настоящее время многие эксперты отмечают, что идей, денег и людей, желающих вложить в дело серьезные деньги, гораздо больше, чем людей, способных это дело организовать. И речь идет скорее не о дефиците выдающихся уникальных личностей (волевых «организаторах производства» советского или западного типа), а об обычных менеджерах, способных добиться «объединения ограниченных и неэффективных по отдельности людей в эффективные коллективы...», менеджерах которые сделали эту деятельность своей профессией.
А
профессиональное решение этой задачи
потребует освоения современных
технологий организационного менеджмента,
основанных на методах и информационных
инструментах моделирования бизнеса.
В настоящее время электронная
бизнес-модель, дающая формальное и
точное описание деятельности компании,
может стать ключевым элементом
ее операционной и, главное, стратегической
эффективности. Именно модель обеспечивает
систематизацию, накопление, обработку
и активное использование при
принятии решений знаний обо всех
аспектах организации (целях, функционале,
структурах, зонах ответственности,
порядку взаимодействия и пр.). На
базе электронной модели обеспечивается
единство стратегического и тактического
управления, синергия управления ресурсами
и организацией работ, достигается
оптимизация структур и процессов,
создаются предпосылки
4.
Пути развития системы
Управление
организацией предстает в виде процесса
осуществления определенного
И
все же приходится констатировать,
что управление в предприятиях, как
правило, ведется старыми командными
методами и достижения науки управления
используются слабо. Поэтому необходимо
совершенствовать управленческие навыки
руководителей в рамках уже сложившихся
рыночных условий. Практика показала,
что необходимы новые научные
подходы к организации бизнеса,
в том числе и издательского.
Изучение и совершенствование
Особенности
системы управления современными российскими
предприятиями тесно связаны
с изменением стратегических ориентиров
в их деятельности. Основными экономическими
целями предприятий в настоящее
время являются повышение эффективности
производства, максимизация прибыли, завоевание
новых рынков сбыта, удовлетворение потребностей
сотрудников. Вместе с тем возрастает
влияние фактора хозяйственного риска,
появляются преимущества самостоятельного
выбора поставщиков и потребителей. Роль
этого фактора усиливается так же тем,
что с государства снимается ответственность
за обеспечение предприятий материалами
и сырьем, за сбыт продукции, за уровень
заработной платы. В условиях рыночной
деятельности государство не руководит
деятельностью предприятия. В полной мере
это относится и к издательской деятельности.
К тому же, функционирующие ныне предприятия
- это предприятия нового типа, характерные
именно для переходного периода, которые
нельзя безусловно отнести ни к государственным,
ни к рыночным. Они скорее ориентированы
на выживание и пытаются обеспечить продолжение
своей деятельности в крайне нестабильных
политических и экономических условиях.
Место процесса управления в организации