Организационный дизайн

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:30, реферат

Описание работы

Организационный дизайн – это процесс снижения неуверенности в процессе принятия решений для соответствующих целей и задач способами разделения труда между структурами организации и людьми, выполняющими эту работу. Задача организационного дизайна – поддерживать во времени внутреннюю согласованность этих действия:

Работа содержит 1 файл

Организационный дизайн и организационные структуры.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

-При функциональном делении организации на части специализированные работы группируются преимущественно вокруг ресурсов.  

-При департаментизации по потребителю группирование работ осуществляется вокруг конечного пользователя продукции (продуктовая департаментизация). Рыночная департаментизация строится в отношении географических и отраслевых рынков производства и продаж.  

-Матричная департаментизация максимизирует преимущества и минимизирует слабые стороны как функционального, так и продуктового подходов. Она представляет собой сбалансированный компромисс между делением и группированием работ вокруг ресурсов и вокруг результата.  

Связи в организации  и координация  

В организации  координация действий выступает  основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.  

Вертикальные  связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации.

Горизонтальные  связи - это связи между двумя  или более равными по положению в иерарахии или статусу частями или членами организации. Их главное назначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. 

Масштаб управляемости и  контроля  

Факторы, влияющие на определение масштаба управляемости:  

-схожесть работ;

-территориальная удаленность работ;

-сложность работ.  

Другая  группа факторов связана с теми, кем руководят и кто руководит:  

-уровень подготовки подчиненных;

-уровень профессионализма руководителя.  

 Самая  многочисленная группа факторов  имеет отношение к самому руководству  и организации:  

-степень ясности в делегировании прав и ответственности;

-степень четкости в постановке целей;

-степень стабильности (частота изменений) в организации;

-степень объективности в измерении результатов работы;

 техника коммуникации;

-иерархический уровень организации;

-уровень потребности в личных контактах с подчиненными.  

Иерархия  в организации  и ее звенность  

Иерархия  в организации это просто структура  власти, или звенность.

Уровнем управления в организации считается  та ее часть, в рамках которой и  в отношении которой могут  приниматься самостоятельные решения  без их обязательного согласования с выше- или нижерасположенными частями. Например, завод - цех - производственный участок - бригада. В таком случае на заводе будет всего четыре уровня управления, завод будет иметь четырехзвенную систему управления. 

Распределение прав и ответственности  

Системы распределения прав и ответственности  или полномочий по уровням иерархии: 

-строится на основе принципа единства подчинения ("елочка");  

-система двойного или множественного подчинения ("матрешка").  

Централизация и децентрализация  

Централизация - это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.  

Децентрализация - это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

Степень централизации или децентрализации  в организации или ее подразделениях измеряются с помощью переменных:

число решений, принимаемых на каждом из уровней  управления;

важность  решения для организации в  целом;

степень контроля за исполнением принятого  решения.  

Дифференциация  и интеграция  

Дифференциация - это деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Дифференциация - это выделение частей в организации, каждая из которых предлагает что-то в ответ на спрос, предъявляемый внешней средой и, в частности, ее институтами, находящимися в непосредственном соприкосновении с организацией.  

Интеграция  означает уровень сотрудничества, существующего  между частями организации и  обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации. 

Получение индивидом, группой или организацией определенного результата зависит от многих факторов. Одним из ведущих факторов является выполняемая индивидом работа. Понятие «работа» в данном контексте отлично от понятия «функция». Как было показано в предыдущем параграфе, функция или задача описывают в основном содержательную сторону выполнения индивидом, группой или организацией той или иной деятельности, т.е. отвечает на вопрос: что следует делать.

Вводимое  понятие «работа» включает также  и организационную сторону осуществления деятельности, т.е. дает ответ на вопросы: как делать и кому следует (права и ответственность) делать. Все вместе это позволяет достаточно четко выделить и описать тот или иной участок работы. Данный процесс называется проектированием работы в организации и во многом определяет успех деятельности последней. Проектирование работы представляет собой процесс создания как формальной, так и неформальной спецификации выполнения задачи, поставленной перед работником, включающей ожидаемые межличностные отношения и взаимозависимость данной задачи с другими задачами, решаемыми как внутри, так и вне органи-

зации, т.е. проектирование работы является дизайном работы. Определенная работа появляется тогда, когда организация испытывает потребность в решении какой-либо задачи. С этого момента работа начинает создаваться, проектироваться. С течением времени и развитием новых процессов в управлении организацией дизайн работы может меняться. Этот процесс называется перепроектированием работы. Дизайн работы меняется, когда руководство организации принимает решение пересмотреть ответы на вопросы, что и как делать. В одних случаях пересмотр может ограничиться, например, введением персонального компьютера для произведения расчетов, в других — внедрением групповой формы работы.

Изображенная  на рис. 6.3 модель представляет собой  результат исследований по этой проблеме за последние 20 лет. Модель включает различные термины и концепции, используемые в настоящее время. Объединенные вместе эти концепции описывают важные характеристики работы и ее влияние на эффективность организации. 

                    

Рис. 6.3. Модель проектирования и выполнения работы 

Модель  отражает те сложности, которые возникают в рассматриваемом процессе. Она признает, что люди по-разному реагируют на одну и ту же работу: одни получают удовлетворение от работы, а другие — нет. Она также отражает наличие трудности выбора между организационными и индивидуальными потребностями. Так, например, массовое конвейерное производство, являющееся технически оптимальным, не всегда вызывает у работника состояние удовлетворенности работой. 

Одной из основных задач повышения производительности труда и эстетического уровня производственных помещений является надлежащее художественно-конструкторское  решение элементов рабочего места. Это оказывает решающее влияние на условия труда и результаты производственной деятельности человека. Все элементы рабочего места должны отвечать необходимым параметрам, соответствовать структуре человеческого тела и санитарно-гигиеническим требованиям, обладать высокими эстетическими качествами. 

Планировка  рабочих мест должна обеспечить при  работе удобную позу и выполнение экономичных, простых, плавных, ритмичных  движений. Удобство сидения при работе обеспечивается рациональной конструкцией мебели с устройством опоры для  спины. Такая конструкция дает разгрузку спинным мускулам, обеспечивая равномерное распределение массы тела по поверхности сидения с удобным размещением ног. 

Неудобное рабочее положение вызывает физическое утомление, деформирует тело и снижает  работоспособность. Следовательно, для удобства работы в цеху, административно-бытовых, коммунальных и других учреждениях рабочие места и их оборудование должны строго соответствовать эргономическим требованиям. 

При выборе размеров рабочего места в автоматизированных системах управления учитывается специфика работы оператора. Габариты рабочего места обусловлены антропометрическими и физиологическими данными работника, удаленностью обозреваемого объекта и углом зрения. Рабочее место в системе управления допускает выбор положения «сидя» или «стоя». В положении «сидя» экономичны и удобны стационарные рабочие места с регулируемыми по высоте сидениями кресел. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

     1. Генри Мицберг. Структура в кулаке: создание эффективной                                    

          организации. Питер, 2004г.

     2. Гельмут Лаукс. Основы организации. М.: Дело, 2006г.

   3. Ричард Л. Дафт. Теория организации.  М.: Юнити, 2006г.

   4. Джей Р. Гэлбрайт. Организационный  дизайн. 1977г.

   5. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Экономистъ,

       2003г.

   6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.  М.: Новое издание, 2009г. 
 

Информация о работе Организационный дизайн