Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:30, реферат
Организационный дизайн – это процесс снижения неуверенности в процессе принятия решений для соответствующих целей и задач способами разделения труда между структурами организации и людьми, выполняющими эту работу. Задача организационного дизайна – поддерживать во времени внутреннюю согласованность этих действия:
Организационный
дизайн – это процесс снижения
неуверенности в процессе принятия
решений для соответствующих
целей и задач способами
Отсюда можно сделать важный вывод:
Организационный
дизайн – это:
1)
постоянный мониторинг
2)
снижение неуверенности (т.е. неспособности
предсказать будущее в окружающей среде)
в последствиях избранных решений;
3)
рассмотрение проблемы
Исследователь
в области организационных
Взаимосвязь
выборов организационного дизайна позволяет
сделать вывод, что любое изменение цели,
задач требует изменения стратегии, структуры,
системы информации и систем вознаграждения
людей, способных реализовывать на практике
новые требования, вытекающие из новых
задач.
Любая организованная человеческая деятельность выдвигает два фундаментальных, но противоположных требования: разделение труда на отдельные задачи и координация действий по выполнению этих задач в единую деятельность. Структура организации, по Г.Минцбергу, определяется как простая совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач.
Элементы же структуры должны быть подобраны таким образом, чтобы достигались внутренняя слаженность, или гармония, и фундаментальное соответствие организационной ситуации – размеру организации, ее возрасту, типу внешней среды, в которой она функционирует, используемой технической системе и т. д. Все эти ситуационные факторы часто являются предметом не менее строгого «выбора», чем сами элементы структуры. Ниша организации в ее среде, темпы развития, методы, применяемые для производства продуктов или услуг, – все это следует тщательно подбирать.
В зависимости от того, как происходит тот или иной выбор, получаются разные конфигурации – в принципе, возможны многочисленные варианты.
Пять координационных механизмов в основном раскрывают способы, посредством которых организации координируют свою деятельность: взаимное согласование, прямой контроль, стандартизация рабочих процессов, стандартизация выпуска и стандартизация навыков и знаний (квалификации).
Касательно
самой организации, она состоит
из пяти частей. В соответствии с рис.
1.2 в ее основании лежит операционное
ядро, соединенное через менеджеров срединной
линии со стратегическим апексом; с двух
сторон к иерархии прилегают техноструктура
и вспомогательная часть.
В операционное
ядро организации входят ее члены (операторы),
выполняющие связанную с
1.
Они обеспечивают
исходную базу производства. Например,
в производственной фирме отдел закупок
приобретает сырье и материалы, а отдел
доставки обеспечивает их поступление
и распределение по цехам.
2.
Они трансформируют
исходные материалы
в готовую продукцию. Одни организации
перерабатывают сырье – например, заготавливают
древесину, которую превращают в целлюлозу,
а затем в бумагу. Другие из отдельных
деталей комплектуют готовые изделия
– например, собирают пишущие машинки.
Третьи обрабатывают информацию (скажем,
готовят отчеты) или изменяют, преображают
людей (обучают студентов, делают прически,
лечат болезни).
3.
Они распределяют
продукцию – например, продавая и физически
распространяя то, что получается в результате
трансформации.
4. Они оказывают прямую поддержку обеспечению исходных условий, трансформации и распределению результата – например, осуществляя техническое обслуживание оборудования и помогая управлять сырьевыми и материальными запасами.
По
сравнению с другими частями
организации работа операционного
ядра стандартизируется в наивысшей
степени, что позволяет предотвратить
внешнее вмешательство в
Операционное
ядро – сердце любой организации, та часть,
где создается основная продукция, благодаря
которой она существует. Но организации,
за исключением самых маленьких, нуждаются
еще и в административном компоненте,
который включает в себя стратегическую
вершину, срединную линию и техноструктуру.
На другом конце организационного «ствола» расположена стратегическая вершина. К ней принадлежат люди, несущие всю полноту ответственности за организацию, – главное административное лицо (будь то президент, исполнительный директор или папа римский) или любые другие менеджеры высшего уровня, осуществляющие общее руководство. Здесь же находятся и те, кто оказывает непосредственную помощь высшим руководителям, – их секретари, ассистенты и т. п. В некоторых организациях в стратегический апекс входит исполнительный комитет (обладающий глобальными полномочиями, даже если его члены представляют специфические интересы); в других – так называемый главный исполнительный орган: двое или трое руководителей, разделяющих главную административную должность. Стратегическая вершина обязана обеспечить эффективное выполнение организацией ее миссии, а также обслуживание потребностей тех, кто контролирует организацию или обладает иной властью над ней (собственники, государственные органы, профессиональные объединения, группы влияния).
Стратегический
апекс имеет три круга
Второй круг обязанностей – управление пограничными условиями деятельности организации – ее взаимоотношениями с внешней средой. Важными задачами менеджеров стратегического апекса являются информирование влиятельных субъектов внешней среды о деятельности организации, установление – к пользе организации – контактов с высокопоставленными лицами и получение от них ценной информации, переговоры с внешними заинтересованными группами, осуществление протокольных функций, например во время приветствия важных клиентов. (Согласно одному из определений, в котором есть доля шутки, менеджер – это человек, который принимает посетителей так, что с остальными его обязанностями справится кто угодно.)
Третий
круг обязанностей связан с разработкой
стратегии организации. Стратегию
можно рассматривать как
В целом
стратегическая вершина представляет
наиболее широкую и, как следствие,
наиболее абстрактную перспективу
организации. Работа на этом уровне обычно
характеризуется минимумом повторяемости
и стандартизации, значительной свободой
действий и относительно длительными
циклами принятия решений. Координация
действий самих менеджеров стратегического
апекса лучше всего достигается с помощью
взаимного согласования.
Стратегический апекс и операционное ядро соединяет цепь наделенных формальными полномочиями менеджеров срединной линии. Цепочка тянется от высших руководителей к супервайзорам первого уровня (например, бригадирам), находящимся непосредственно над подчиненными им операторами, и воплощает координационный механизм, который мы называем прямым контролем. В большинстве случаев такие цепочки являются скалярными, то есть вытянутыми сверху донизу в одну прямую линию. Но, как мы увидим позднее, некоторые цепи разветвляются и вновь соединяются, один «рядовой» сотрудник может подчиняться более чем одному непосредственному «начальнику».
Число «звеньев» цепочки менеджеров срединной линии зависит от размеров организации и от того, в какой мере она полагается на прямой контроль как средство координации. Теоретически, контролировать деятельность всех операторов способен один руководитель – главный менеджер стратегического апекса. Но на практике прямой контроль требует тесного личного контакта между менеджером и оператором, поэтому один управленец, как правило, контролирует ограниченное число операторов – то есть существует так называемая норма управляемости (или предельный объем находящихся в подчинении у менеджера «единиц»). С небольшой организацией справится и один руководитель (он будет выполнять функции стратегической вершины); более крупным организациям требуется больше менеджеров (в срединной линии). Супервайзор первого уровня отвечает за нескольких операторов, формирующих базовую организационную единицу (подразделение), другой менеджер отвечает за несколько таких единиц, формирующих единицу более высокого уровня, и т. д.; все единицы подчиняются одному менеджеру из стратегической вершины, занимающему «главную административную» должность, и формируют всю организацию. Так устроена организационная иерархия.
В данной
иерархии менеджер срединной линии
выполняет ряд задач в потоке
распространяющегося вверх и
вниз прямого контроля. В процессе
«обратной связи» он собирает информацию
об эффективности его собственной организационной
единицы и передает часть ее (предварительно
обобщив) наверх, менеджерам следующего
уровня. Менеджеры срединной линии выступают
посредниками в потоке принятия решений.
Наверх они передают информацию о неполадках
в подразделениях, выдвигают предложения
об изменениях и решениях, требующих санкции
высшего руководства. С некоторыми проблемами
менеджер срединной линии справляется
сам, для решения других должны быть приняты
меры на верхнем уровне иерархии. Менеджеру
срединной линии «спускаются» ресурсы,
которые он должен распределить в своем
подразделении, информация о правилах
и планах, которые необходимо разработать,
проекты, которые должны быть реализованы.
Но, как и от старшего менеджера, от управленца
среднего звена требуется нечто большее,
чем просто осуществление прямого контроля.
Ему также приходится управлять пограничными
условиями деятельности своей организационной
единицы. Каждый менеджер срединной линии
поддерживает контакты с другими управленцами,
аналитиками, сотрудниками аппарата, независимыми
специалистами. Кроме того, подобно старшим
руководителям, менеджер среднего звена
участвует в формировании стратегии подразделения
(которая определяется общей стратегией
организации). Опускаясь все ниже по цепочке
полномочий, мы видим, как изменяется ориентация
должностных обязанностей менеджера.
Они становятся более детальными и специализированными,
менее абстрактными и общими, более сфокусированными
на самом рабочей потоке.
К техноструктуре относятся аналитики (и штат помогающих им служащих), которые обслуживают организацию, оказывая влияние на работу других сотрудников. Аналитики не принимают непосредственного участия в операционном рабочем потоке – они могут проектировать его, планировать, модифицировать, обучать задействованных в нем людей, но сами не являются его участниками. Техноструктура эффективна только тогда, когда использование аналитических инструментов позволяет повысить производительность других работников.
Техноструктуру составляют аналитики, занимающиеся вопросами адаптации, изменения организации в ответ на изменения внешней среды, вопросами управления, стабилизации и стандартизации схем деятельности организации. В этой книге мы будем говорить преимущественно о специалистах по проблемам управления, непосредственно занятых построением и функционированием организационной структуры. Аналитики техноструктуры, специализирующиеся на вопросах управления, определяют формы стандартизации в организации. Это не значит, что операторы сами не в состоянии стандартизировать собственный труд, – это естественно, как и то, что каждый человек вырабатывает собственную процедуру утреннего туалета, – или что за них это не могут делать менеджеры. Но в общем, чем более стандартизирована деятельность организации, тем больше она полагается на техноструктуру. Такая стандартизация уменьшает необходимость в прямом контроле, и нередко с обязанностями, которые выполняли менеджеры, справляются рядовые сотрудники.