Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:30, реферат
Организационный дизайн – это процесс снижения неуверенности в процессе принятия решений для соответствующих целей и задач способами разделения труда между структурами организации и людьми, выполняющими эту работу. Задача организационного дизайна – поддерживать во времени внутреннюю согласованность этих действия:
Одной из возможных форм организации структуры управления в таких условиях является создание гибких, ориентированных на решение проблем временных систем, которые объединяются в единое целое с помощью менеджеров и специалистов, осуществляющих постановку, оценку и решение возникающих задач.
Органические
организационные структуры
Органические структуры стали применяться в периоды, когда резко возросла конкуренция. В этих условиях особое значение стала приобретать своевременная и адекватная реакция на изменение рыночных ситуаций, которая была невозможна при использовании жестких традиционных структур.
Сегодня
крупные организации используют два
типа адаптивных структур: проектную,
матричную; бригадную и целевую.
Важнейшая
проблема организации - выбор рациональной
организационной структуры (системы) управления.
Успешное функционирование и развитие
всякой системы управления в существенной
мере зависит от научной аргументированности
ее организационной структуры. Структура
управления - это состав подразделений
аппарата управления, формы их специализации
и взаимосвязи, определяющие отношения
их соподчиненности, как по вертикали,
так и по горизонтали. Основные элементы
организационной структуры - подразделение
(звено) управления, ступень управления
и, наконец, связь между органами и работниками
управления, наделенными определенными
функциями. Связь обеспечивает взаимодействие
элементов организационной структуры,
ориентированное на достижение заданных
целей.
При разработке
структуры управления необходимо:
· определить
задачи организации (в соответствии
с миссией и целями);
· увязать
эти задачи с системой функций, полномочий
и ответственности по вертикали иерархии
управления;
· организационно
оформить связи по горизонтали управления,
что обеспечит координацию
· адаптировать
содержание потоков информации и
каналов к моделям
· приспособить
содержание потоков информации и
каналов их движения к потребностям,
связанным с принятием решений.
В особом
внимании нуждается решение проблемы
рационального соотношения
· централизация
должна осуществляться в вопросах общей
политики при децентрализации в решении
оперативных вопросов. На высшем уровне
принимаются решения стратегического
порядка, а полномочия по принятию всех
прочих решений, равно как и ответственность
за их качество, делегируются на низшие
ступени управленческой иерархии;
· решения,
определяющие планомерное развитие
подсистемы, принимаются тем органом,
который несет ответственность
за ее эффективное функционирование;
· содержание
и каналы информации должны соответствовать
не традиционным взаимосвязям и субординации,
а потребностям принятия эффективных
решений.
До последнего времени методы построения управления, характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы. С научной точки зрения слишком узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.
Одним
из главных недостатков
Системный
подход, придавая важное значение научно
обоснованному определению
Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным.
Переход от целей организации к её структуре. В единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы и должен применяться в органическом сочетании с другими.
Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.
Существуют взаимодополняющие методы:
Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников. Сюда относится проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.
Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:
-разработка системы (дерева) целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности, исходя из конечных результатов;
-экспертный
анализ предлагаемых вариантов
организационной структуры с
точки зрения организационной
обеспеченности достижения
-составление
карт прав и ответственности
за достижение целей для
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:
-математико
- кибернетические модели
-графоаналитические
модели организационных систем,
представляющие собой сетевые,
матричные и другие табличные
и графические отображения
-натурные
модели организационных
-математико-статистические
модели зависимостей между
Процесс
проектирования организационной структуры
управления должен быть основан на совместном
использовании охарактеризованных выше
методов. Выбор метода решения той или
иной организационной проблемы зависит
то её характера, а также от возможностей
для проведения соответствующего исследования.
В выборе
типа организационной структуры могут
помочь следующие методы её диагностики
и выбора:
– анкетирование;
– интервьюирование;
– сравнение;
– контрольные вопросы:
– конференции и комиссии;
– моделирование;
– деловые игры;
– балльный метод;
– типология;
– экспертный метод;
–
метод активного
–
функционально-стоимостный
–
коллективный блокнот.
Таким
образом, решая вопрос о
Проектирование
организации - это постоянный поиск
наиболее эффективного сочетания организационных
переменных, таких как:
-разделение
труда и специализация;
-департаментизация
и кооперация;
-связи
между частями и координация;
-масштаб
управляемости и контроля;
-иерархия
организации и ее звенность;
-распределение
прав и ответственности;
-централизация
и децентрализация;
-дифференциация
и интеграция.
Разделение
труда и специализация
Разделение
труда в организации происходит
по двум направлениям:
-постадийное
разделение работ в организации, начиная
с поступления в нее ресурсов и кончая
выходом из нее продукции или услуги (снабжение,
планирование, производство, сбыт). Такое
разделение работ называется горизонтальной
специализацией;
-разделение
работ по уровням иерархии в организации
как в целом, так и в ее отдельных частях.
Этот путь специализации имеет вертикальную
природу.
Департаментизация
и кооперация
-Линейная
департаментизация предполагает относительную
автономность в работе. Данный тип департаментизации
характеризуется в целом простотой, одномерностью
связей (только вертикальные связи) и возможностью
самоуправления (относительная автономность).