Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:36, реферат
Организация представляет собой открытую систему, целостность, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром.
Внутренняя среда организации - это управленческий производственный потенциал предприятия. Основными переменными внутренней среды организации являются: цели: структура, трудовые ресурсы; оборудование, материальные запасы; технология: культура организации.
Введение 3
Организационные технологии и механизмы координации 3
1.1.Сущность и состав организационной технологии 3
1.1.1.Уровни организационной технологии 3
1.2.Типы технологий 3
1.2.1.Ресурсный подход 3
1.2.2.Классификация промышленных технологий 3
1.2.3.Подход «вариативность—структурированность» Ошибка! Закладка не определена.
Технологии, разделяемые по типам технологической неопределенности. 3
1.3.Новые технологии: понятие и свойства 3
1.4.Основные механизмы координации 3
1.4.1.Власть 3
1.4.2.Организационные правила 3
1.4.3.Структуры 3
1.5.Механизмы координации деятельности 3
1.5.1.Взаимное согласование 3
1.5.2.Прямой контроль 3
1.5.3.Стандартизация рабочих процессов 3
1.5.4.Стандартизация выпуска 3
1.5.5.Стандартизация квалификации 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
Типы организационных технологий (по Ч. Перроу)
Структурированность проблем |
Вариативность задач | |
Низкая |
Высокая | |
Высокая |
Рутинная: торговые сети и супермаркеты, большие заводы, офисы, строительство
|
Инженерная: бухгалтерия, инженерные отделы, аудит, законотворчество, управление небольшими фирмами |
Низкая |
Ремесленная: ювелирные, модельные и Web-ателье, небольшие магазины, производство предметов искусства |
Нерутинная: творческие организации, исследования, стратегическое планирование, маркетинг |
Надо заметить, что многие организации не попадают точно в один из секторов матрицы, другими словами, технологию их деятельности трудно привести точно к одному из указанных четырех типов. Так, например, образовательная технология в вузах соединяет в себе черты как ремесленной, так и нерутинной технологии, технология производства программных продуктов в IT-компаниях — инженерной и нерутинной, производство небольших партий одежды определенного стиля в пошивочных ателье и домах моды — рутинной и ремесленной.
Технологии влияют на организации и общество в такой же степени, как организации и общество определяют развитие технологий.
Новые технологии, создавая новую реальность, существенно влияют на природу труда менеджера. Меняются не только традиционные представления об иерархии и разделении труда, меняется структура организаций, взаимодействие между подразделениями и членами организации, формируется новая организационная культура. Все это предъявляет совершенно новые требования к менеджерам, превращая их в динамичных, инновационных и постоянно самообучающихся членов команд. Американский социопсихолог Карл Уэйк в 1990 г. попытался дать характеристику понятию «новая технология» и описал следующие ее свойства.
Стохастичность (непредсказуемость). Новые технологии настолько сложны и вариативны, что реализуются не всегда предсказуемо. Они трудно поддаются контролю на основе рационалистских подходов. Результатами отдельных стадий таких технологий могут быть совершенно неожиданные вещи. Уэйк приводит в пример ядерные технологии и, в частности, аварии на атомных станциях в Тримайл-Айленде и Чернобыле. То же самое можно сказать и об Интернете (не об авариях, а о неожиданных последствиях применения новых информационных технологий).
Непрерывность. Эта свойство новых технологий связано с широкой автоматизацией технологических процессов. В автоматизированных системах внимание оператора переключается с эффективности на надежность работы и важнейшей его задачей становится поддержание системы в работающем состоянии. Соответственно в организациях, построенных на новых технологиях, внимание руководителя также смещено — с непосредственного руководства и контроля к обеспечению надежности.
Системы и организации, использующие новые технологии, становятся все более независимыми от операторов (менеджеров), которые ранее могли централизовать всю информацию и влияние, а теперь не могут. В организациях, широко использующих современные информационные технологии, информационные потоки распределены таким образом, что львиная доля информации проходит мимо руководителя.
Абстрагированность. Если раньше человек мог непосредственно наблюдать за технологическим процессом (на конвейере, в мастерской), то новые технологии лишают его такой возможности. Мы не знаем точно, и уж тем более не можем проконтролировать, как происходит пересылка электронного письма, как «скачивается» файл из Интернета и т.д. Это порождает недоразумения и многозначные интерпретации, что, в свою очередь, может вести к организационным конфликтам и стрессам.
Организационная координация, как следует из ее названия, выполняет связующую и координационную функцию в организации. Сами по себе принципы, лежащие в основе организационной деятельности и взаимодействия, без использования механизмов их реализации, не работают. То же самое касается других организационных подсистем. «Соединение» людей и технологий, распределение ресурсов, оптимизация взаимодействия самих человеческих ресурсов требуют координации, осуществляемой с помощью ряда механизмов, под которыми понимаются определенные действия, инструменты и процедуры, с помощью которых и достигается состояние скоординированности.
В организации выделяются два уровня координационных механизмов (рис 1.1.).
Первый уровень — это наиболее общие механизмы, работающие во всех организациях, независимо от типа, строения и проявления характеристик — власть, правила и структуры. Они же составляют основу системы механизмов второго уровня, которые фактически представляют собой способы реализации механизмов первого уровня и в большей степени зависят от типа и строения организаций. К механизмам второго уровня или механизмам координации деятельности Г. Минцберг относит: взаимное согласование, прямой контроль, стандартизацию рабочих процессов, стандартизацию выпуска и стандартизацию квалификации.
Вся совокупность координационных механизмов представляет собой важнейшую часть системы управления организацией, обеспечивающей сохранность организации как целостности, ее взаимодействие с внешней средой, развитие и достижение целей.
Ниже мы коротко охарактеризуем все эти механизмы, уделив немного больше внимания координационным механизмам второго уровня.
1.4.1.Власть
Как остроумно заметил Р. Кох, вопрос о власти — «это очень важный вопрос, ответ на который вряд ли дают наивные допущения, принятые за основу в большинстве учебников по менеджменту».
В самом деле, понятие «власть» имеет столько трактовок, сколько, пожалуй, не имеет ни одна организационная категория. Тем не менее, все подходы к пониманию феномена власти (за исключением общефилософских) можно условно разделить на две группы.
В рамках первого, поведенческого подхода, власть рассматривается как атрибут личности — способность одних людей влиять и воздействовать на других, «преодолевать их сопротивление и заставлять людей делать то, чего при других обстоятельствах они никогда не сделали». С такой точки зрения власть рассматривается в организационном поведении и отчасти — общем курсе менеджмента.
В рамках организационно-структурного подхода, преобладающего в теории организации, власть рассматривается как не связанный с конкретной личностью атрибут определенного уровня иерархии — механизм воздействия на нижние и соседние уровни иерархии и ориентации их на достижение организационных целей. Разумеется, даже в таком формализованном подходе нельзя абстрагироваться от личности, поскольку мощь этого механизма или легкость «прокручивания» его элементов не в последнюю очередь зависят от харизмы или компетентности человека, находящегося при должности.
Власть как
механизм организационной координации
реализуется с помощью
В менеджменте используют термин «делегирование полномочий», который является важным инструментом реализации власти и означает передачу и/или распределение властных прав другим людям.
1.4.2.Организационные правила
Реализация принципа формализации, прежде всего, предполагает выработку неких сознательно задаваемых стабильных поведенческих моделей — организационных правил, наличие которых избавляет современную организацию от необходимости:
С помощью правил в организации реализуются такие функции:
Виды правил
Правила — более эффективное средство формализации, чем приказы или предоставление свободы членам организации, потому что:
1.4.3.Структуры
Под организационной структурой понимают логически взаимосвязанные отношения функциональных областей и уровней управления, выстроенные для наиболее эффективного достижения целей организации. Структура — это результат горизонтального и вертикального разделения труда в организации. С одной стороны, структура задает критерии и параметры группировки людей в подразделения, а подразделений — в организацию, с другой — структура формирует систему властных, распределительных и коммуникационных взаимодействий между организационными элементами.
В современном менеджменте есть три точки зрения на соотношение структуры как механизма координации и целевой подсистемы организации. Первая (высказана П. Друкером) состоит в том, что структура вторична по отношению к целям и стратегии организации. С другой точки зрения и структура, и стратегия (цели) могут формироваться и развиваться одновременно. Третий подход (Т. Питерс) определяет, что структуры первичны и на их основе формируются цели и стратегии.
1.5.1.Взаимное согласование
Координация деятельности осуществляется самими работниками на основе простого процесса неформального общения между ними. Этот механизм координации чаще всего реализуется в маленьких, простых, а также адхократических организациях (по классификации Г. Минцберга). Организации, в которых работает этот механизм, в малой степени нуждаются в организаторе и руководителе. Если говорить о механизмах координации 1-го уровня, то взаимное согласование эффективно работает в основном на базе структур и правил (конвенций), а не на базе власти и полномочий (см. связь на рис. 1.1.).
1.5.2.Прямой контроль
При прямом контроле механизм координации дополняется новым звеном — координатором (менеджером, руководителем), который определяет и распределяет задания, непосредственно руководит и контролирует работу членов организации. В общем, осуществляет то, что в классическом менеджменте называется функциями управления. Этот механизм типичен для предпринимательских, простых или харизматических организаций, он основан на почти единоличной власти менеджера и в гораздо меньшей степени опирается на структуру и правила, как показано на рис. 9.1. Точнее, в данном случае и структура и правила есть результат непосредственного применения власти (прямого контроля и управления).
1.5.3.Стандартизация рабочих процессов
Стандартизация рабочих процессов подразумевает точное определение и/или программирование содержания работы. Фактически рабочие процессы заранее скоординированы либо создателями оборудования (машины, агрегата, конвейера), либо теми, кто пишет инструкции (операционно-технологические карты, описания технологических процессов), либо и теми, и другими.
Этот механизм
работает в механистических бюрократиях,
т.е. в организациях, занятых производством
крупных серий практически
В основе данного механизма лежит четкая структура и развитая система правил-инструкций.
Информация о работе Организационные технологии и механизмы координации