Организационные технологии и механизмы координации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:36, реферат

Описание работы

Организация представляет собой открытую систему, целостность, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром.
Внутренняя среда организации - это управленческий производственный потенциал предприятия. Основными переменными внутренней среды организации являются: цели: структура, трудовые ресурсы; оборудование, материальные запасы; технология: культура организации.

Содержание

Введение 3
Организационные технологии и механизмы координации 3
1.1.Сущность и состав организационной технологии 3
1.1.1.Уровни организационной технологии 3
1.2.Типы технологий 3
1.2.1.Ресурсный подход 3
1.2.2.Классификация промышленных технологий 3
1.2.3.Подход «вариативность—структурированность» Ошибка! Закладка не определена.
Технологии, разделяемые по типам технологической неопределенности. 3
1.3.Новые технологии: понятие и свойства 3
1.4.Основные механизмы координации 3
1.4.1.Власть 3
1.4.2.Организационные правила 3
1.4.3.Структуры 3
1.5.Механизмы координации деятельности 3
1.5.1.Взаимное согласование 3
1.5.2.Прямой контроль 3
1.5.3.Стандартизация рабочих процессов 3
1.5.4.Стандартизация выпуска 3
1.5.5.Стандартизация квалификации 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3

Работа содержит 1 файл

Понятие и виды организации.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

CoolReferat.com

 

 

Оглавление

 

Введение

 

Организация представляет собой открытую систему, целостность, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром.  
Внутренняя среда организации - это управленческий производственный потенциал предприятия. Основными переменными внутренней среды организации являются: цели: структура, трудовые ресурсы; оборудование, материальные запасы; технология: культура организации. 
Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть то, что руководство должно преодолеть в своей работе. Так, монотонность и усталость, связанные с работой на конвейере, например “Дженерал Моторс” не может преодолеть, отказавшись от сборочных конвейерных линий, потому что, поступив так, компания поставит под угрозу свое существование. Вместо отказа от конвейера руководство признает его неблагоприятное воздействие на работников и производительность и принимает меры, снижающие это отрицательное влияние. 

Организационные технологии и механизмы координации

 

Сущность и  состав организационной технологии. Типы организационных технологий. Понятие «новая технология», характеристика современных технологий с точки зрения свойств новых технологий. Состав координационной подсистемы и механизмы организационной координации.

1.1.Сущность и состав  организационной технологии

 

Технология  — одна из базисных подсистем организации. Она показывает, каким образом  осуществляются внутриорганизационные  процессы и как организация получает результат своей деятельности:

  • на основе заданной цели;
  • из имеющихся в распоряжении организации ресурсов;
  • с учетом комплекса факторов внешней среды.

 

В современных  организационных подходах технология рассматривается как компонент  открытой системы, имеющей «входы»  и «выходы», и она как раз  и представляет собой совокупность способов реализации трансформационных процессов — преобразования «входов» в «выходы».

Таким образом, понятие «технология» объединяет способы  преобразования организационных ресурсов в процессе изготовления продукции, контроля качества, управления.

Технология, будучи подсистемой организации, сама является системой (низшего порядка) и включает в себя следующие элементы:

  • Физические объекты — средства, инструменты, оборудование, используемые для производства продукта или услуги.
  • Технологические процессы — совокупность технологических операций, реализуемая при производстве продукта или услуги.

На ранних стадиях  развития теории организации только машины, оборудование и совокупность операций ассоциировались с понятием технологии. В современных концепциях на первый план в технологии выступает ее когнитивная составляющая, или ноу-хау.

  • Ноу-хау — знания, информация, нужная для того, чтобы разрабатывать и применять оборудование и инструменты, осуществлять технологические процессы.

 

Иногда достаточно трудно развести информацию как ресурс и информацию как часть технологии, ноу-хау можно рассматривать как часть информационного ресурса, используемого в технологических процессах (рецептура напитка или блюда, метод обработки, состав ткани.)

 

1.1.1.Уровни организационной  технологии

 

Современные организационные концепции выделяют три уровня технологии:

 

Производственная технология

Производственная  технология относится к основной деятельности организации, т.е. к производству основного продукта (услуги). Если на примере завода или фабрики этот термин легко сопоставляется с тем, что на них производится, то для других эта связь не так очевидна. Так, например, основная деятельность университета — образовательная и производственной технологией в этом случае будет образовательная; для банка — технология осуществления финансовых операций; для магазина — технология торговли и т.д. Производственные технологии являются предметом изучения производственного и операционного менеджмента, а также отраслевых дисциплин.

 

Управленческая технология

В самом широком  смысле управленческая технология отражает то, как в организации реализуются основные функции управления, как принимаются решения, как организованы бизнес-процессы и взаимодействие подразделений и т.д. Управленческие технологии подробно рассматриваются как в общем курсе менеджмента, так и в его функциональных разделах — стратегическом, инновационном, операционном менеджменте, разработке управленческих решений, управлении персоналом.

 

Вспомогательная технология

Вспомогательная технология — это промежуточный (связующий) уровень технологии. На заводе, в университете, в магазине с помощью таких технологий ведется бухгалтерский учет, набор персонала, снабжение и т.д., но для кадрового агентства технология набора персонала будет производственной (т.е. основной). Другими словами, одинаковые технологии в одном случае будут производственными (основными), в другом — вспомогательными (сервисными).

1.2.Типы технологий

 

Существует  множество подходов к группировке  организационных технологий, и здесь  мы рассмотрим три наиболее популярные как в практике менеджмента, так и в организационной теории.

1.2.1.Ресурсный  подход

 

В рамках ресурсного подхода технологии классифицируют в зависимости от преобразуемого ресурса:

  • Поведенческие технологии (кадровые технологии, технологии управления человеческими ресурсами) — это процедуры и действия, связанные с набором, аттестацией, мотивацией, расстановкой и организацией работы персонала организации.
  • Финансовые технологии. Под ними подразумеваются действия и операции, связанные с получением, преобразованием, приумножением и расходованием денежных средств организации.
  • Производственные технологии. Часто такие технологии называют «операционными». Это технологии, непосредственно связанные с преобразованием материальных и сырьевых ресурсов.
  • Информационные технологии. Эти технологии включают в себя все, что связано с обработкой информации: от компьютеров и программных средств до специфичных приемов структурирования и распределения информации.

 

В современном  бизнесе информационные технологии все чаще становятся основой других технологий и бизнес-процессов. Скажем, сейчас управление человеческими ресурсами трудно представить без баз данных, управление финансами — без специальных финансовых (бухгалтерских и расчетных) программ. Современные производственные технологии используют программы управления запасами и продажами, распределения ресурсов, учета продукции. Без информационных технологий невозможна эффективная маркетинговая, инновационная или социальная деятельность фирмы.

С информационными  технологиями связывают также возникновение совершенно немыслимых ранее видов бизнеса — электронной коммерции, интернет-банкинга, интернет-рекламы и т.д.

Сами по себе информационные сети становятся важнейшим  источником информационных ресурсов.

Ресурсный подход в большой степени формален и малопригоден для глубокого анализа организационных процессов. Два других подхода, которые стали классическими в организационной теории, в большей степени отражают суть технологии как организационной подсистемы.

 

1.2.2.Классификация  промышленных технологий

 

Классификацию промышленных технологий в конце 50-х гг. разработала английская исследовательница Джоан Вудвард (Joan Woodward). В основе классификации — степень технической сложности (механизации) производственных процессов и участия людей в нем. Эти показатели находятся в обратной зависимости, т.е. чем выше механизация, тем ниже степень участия людей. Дж. Вудвард выделила 10 разновидностей производства, использующих три типа технологий:

  • Мелкосерийная— изготовление единичных уникальных образцов продукции. Такое производство существует в центре высокой моды, научно-исследовательских организациях с высокой степенью творческого начала и т.д., а также в отдельных подразделениях организации. Структуры организаций, специализирующихся на штучном производстве, характеризуются низкой сложностью, децентрализацией, слабой формализацией. Фактически в данном случае имеет место высокая степень самоконтроля и самоуправления.

Следует отметить, что штучное производство требует  от членов групп в организации  высокого уровня культуры и ориентации на трудовую деятельность, причем в данном случае мотивация во многом основана на престиже, удовлетворении нематериальных, высших потребностей работников.

  • Массовое производство. Организации, использующие такие технологии, имеют сложную структуру, прежде всего за счет горизонтальной дифференциации. Это означает, что в организации существует высокая степень специализации, в управлении производственным процессом принимают участие узкие специалисты-профессионалы. Продукция выпускается серийно, и после изготовления отдельной серии процесс производства может претерпевать изменения. В данном случае контроль более строгий, чем при единичном производстве, так как поведение работников должно быть ориентировано на изготовление однотипной продукции в течение довольно продолжительного времени. Это предполагает большее операциональное разделение труда, когда каждый из работников не может видеть целостный продукт производства, а производство уникальных образцов сменяется требованиями большей производительности. Это порождает отчуждение труда, следовательно, необходимость большего контроля со стороны руководства организацией и соответственно четкую дифференциацию между рядовыми работниками и руководителями. При массовом производстве отмечается слабая степень формализации и централизации. Массовые технологии применяются, например, в производстве автомобилей на конвейерах или стендах.

 

  • Непрерывное производство. Предприятия, использующие перерабатывающие технологии, как правило, характеризуются существенной вертикальной дифференциацией (т.е. содержат много уровней управления и контроля) и незначительной горизонтальной дифференциацией (в основном на продуктовом уровне). Основные требования к таким технологиям — стабильность и наибольшая производительность. В таких производствах новшества крайне редки и нежелательны, так как вводятся путем изменения технологических цепочек, а не операций, совершаемых исполнителями. Поведение работников в условиях действия перерабатывающих технологий характеризуется, во-первых, жесткой привязкой к своему рабочему месту и ролевым требованиям, отклонения от которых наказываются, а во-вторых, отказом от творческих или новаторских устремлений, ожиданием четко определенного наказания за отклонения от нормативных требований и неукоснительным подчинением представителям более высоких управленческих уровней. По мнению Вудвард, перерабатывающие технологии используются на предприятиях с непрерывным циклом производства, например на сталелитейных заводах.

Не умаляя безусловной  ценности классификации Вудвард, следует; отметить ее недостаток — полная привязка к определенным видам производства, в частности предприятиям тяжелого машиностроения и автомобильным заводам, что резко ограничивает возможности общей оценки перерабатывающих технологий.

 

Мелкосерийная технология отличается относительно небольшой технической сложностью, механизацией (автоматизацией) и относительно высокой степенью участия людей. Непрерывная — наоборот.

Тип технологии влияет на большинство структурных  характеристик и подсистем организации, а также на проявление характеристик организации, что показано в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1.

Соотношение типов технологий (по Дж. Вудвард) и организационных характеристик

 

Организационные характеристики

Тип технологии

Мелкосерийная

Массовая

Непрерывная

Количество  уровней иерархии

3

4

6

Норма контроля руководителей низшего звена

23

48

15

Отношение производственные работники/непроизводственные работники

9:1

4:1

1:1

Число руководителей  по отношению к общему числу работников

Малое

Среднее

Большое

Профессионализм

Высокий

Низкий

Высокий

Формализация(стандартизация)

Низкая

Высокая

Низкая

Централизация

Низкая

Высокая

Низкая


 

Из этих соотношений  следует вывод о том, что использование  различных технологий предполагает различные подходы к построению и управлению деятельностью организаций. Технологии также объективно задают требования к различным аспектам организационного функционирования, как и соотношения самих характеристик организации, которые мы рассмотрели ранее, а также к целям и ресурсам.

Джоан Вудвард проводила свои исследования в 60-е гг. XX в., и за это время произошло много изменений в технологиях. К классификационной линии, начатой ею, современные исследователи добавили еще одну технологию, названную компьютерно-интегрированным производством (computer-integrated manufacturing — CIM).

Информация о работе Организационные технологии и механизмы координации