Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить факторы, определяющие выбор орг.структуры, рассмотреть теоретические аспекты изучения структуры управления организаций, определить преимущества и недостатки каждой структуры.

Работа содержит 1 файл

ТУ Курсовая Организационные структуры управленияя.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория управления»

на тему:

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ВЫБОР

 

 

 

 

 

Выполнила:  студентка  группы  БГД-1

института экономики  и управления

А.М.Гайнетдинова

Проверила:  Исаева  Н.В.

 

 

 

 

Уфа 2012

Оглавление

 

 

Введение

Организация - сложный  организм, в котором переплетаются  и уживаются интересы личности и  групп, жесткая технология и инновации, стимулы и ограничения, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Эффективность работы организации в первую очередь зависит от управления.

Управление – это  особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной  вычислительной и организационной  техникой. Организация управление выступает  как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

Ключевой проблемой  в организации управления является структура системы управления (орг.структура). Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства, что и обуславливает актуальность данной курсовой работы.

Цель работы –  выявить факторы, определяющие выбор орг.структуры, рассмотреть теоретические аспекты изучения структуры управления организаций, определить преимущества и недостатки каждой структуры.

Для достижения данной цели, целесообразно сформировать ряд задач:

  • Дать определение понятию «организационная  структура»;
  • Охарактеризовать  основные виды организационных структур, а также факторы, влияющие на их выбор;
  • Изучить подходы к оценке эффективности организационных структур. 

Глава 1. Классификация организационных структур управления

    1. Понятие организационной структуры

 

Организационная структура - форма разделения труда  по управлению производством. Каждое подразделение  и должность создаются для  выполнения определенного набора функций  управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.1

Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Внутренним  выражением организационной структуры  управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Организационная структура направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

В структуре  управления организацией выделяются следующие элементы:

    • звенья (отделы)
    • уровни (ступени) управления
    • связи - горизонтальные и вертикальные

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть2. К звеньям управления следует относить также менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

В основе образования  звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

Под уровнем  управления понимают совокупность звеньев  управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией.3 Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой деятельности организации, степень финансово-экономической самостоятельности, специфика производства, централизация (децентрализация) управления и др.

В рамках структуры  организации протекает управленческий процесс (принятие управленческих решений  и движение информации), между участниками  которого распределены функции и  задачи управления, а, следовательно, права  и ответственность за их выполнение.

Организационная структура предприятия является средством достижения поставленных задач и целей. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует стратегии  и определяется ею, т.е. первая меняется тогда, когда меняется вторая.

Структура управления выражает форму разделения труда  в сфере управления и оказывает  активное воздействие на процесс  функционирования системы управления. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие  на объект управления и выше результативность бизнеса.4

Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися  условиями. Поэтому данные структуры  отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. Важнейшие из них следующие:

      • масштабы бизнеса (малый, средний, большой);
      • производственные и отраслевые особенности бизнеса (купля-продажа, производство товаров, услуг);
      • характер производства (единичный, серийный, массовый); уровень механизации и автоматизации управленческих работ;
      • сфера деятельности фирм (национальный, местный, внешний рынок);
      • квалификация работников.

В зависимости  от характера связей между подразделениями организации различают следующие категории организационных структур:

- Бюрократические структуры (они относительно стабильны во времени):

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • дивизиональная;

- Адаптивные структуры:

  • проектная;
  • бригадная;
  • матричная.

 

    1. Основные виды организационных структур управления, их преимущества и недостатки

 

Бюрократические структуры управления характеризуются развитой иерархией управления, высокой степенью разделения труда, цепью команд,  наличием многочисленных норм и правил поведения персонала, и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Макс Вебер называл такие структуры «рациональными», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.

Бюрократическую структуру часто называют также классической, или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты именно такого типа структур. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций, сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных специалистов и административных работников.5

Однако строгое  соблюдение установленных правил может порождать новые проблемы при взаимодействии, обмене информацией и координации деятельности различных частей организации. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения. Постепенно тщательный поиск альтернатив начинает сокращаться. Клиенты могут ощущать неадекватность реакции на их потребности, поскольку все их проблемы будут решаться в соответствии с установленными правилами, процедурами и нормами.

Линейная организационная  структура управления (рис. 1) – это одна из простейших структур управления и характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения стоит один руководитель, наделенный всеми полномочиями и функциями управления, включая и административные6. Подчиненные (исполнители) выполняют распоряжение только своего непосредственного руководителя, т.е. соблюдается принцип единоначалия. Вышестоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника.

Рис. 1 Схема линейной организационной структуры управления

Линейная структура  управления характерна для малых предприятий с простой формой организации производства, а также для низших уровней управления (участок, бригада)7.

Достоинства линейной структуры управления:

- единство распорядительства и  согласованность действий исполнителей;

- полная ответственность руководителя за результаты деятельности подразделения;

- простота в управлении и  оперативность в принятии решений.

  Недостатки линейной структуры  управления:

- информационная перегрузка руководителя  по всем функциям управления;

- высокие требования к квалификации руководителя по всем вопросам подчиненных звеньев;

- отсутствие звеньев  по планированию и подготовке  решений;

- концентрация власти на верхнем  уровне управления.

 

Функциональная (многолинейная) организационная структура  управления (рис. 2) характеризуется тем, что управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов функций и работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления8. Вместо универсальных менеджеров создается штат специалистов, имеющих высокою компетенцию в своей сфере управления, что позволяет повысить эффективность работы организации. К функциональному типу относятся структуры научно-исследовательских и проектных организаций.

Рис. 2 Схема функциональной структуры управления

Достоинства функциональной структуры управления:

- высокая компетентность  специалистов, отвечающих за осуществление  конкретных функций;

- повышение гибкости  структуры, которая легко реагирует  на потребности практики путем создания новых функциональных служб.

  Недостатки функциональной  структуры:

- нарушение принципа  единоначалия, где исполнитель получает  указания от нескольких руководителей;

- трудности координации  взаимосвязей между различными  функциональными службами;

- длительная процедура  принятия решений.

 

Линейно-функциональная структура управления (рис. 3) характеризуется «шахтным» принципом построения и специализацией управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и др.)9. По каждой функциональной подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу.

Рис. 3. Схема линейно-функциональной (шахтной) структуры управления.

 

  Линейно-функциональная структура управления находит широкое применение на промышленных предприятиях массового и крупносерийного производства, где аппарат управления выполняет часто повторяющиеся и не меняющиеся функции управления.

  К недостаткам  линейно-функциональной структуры управления можно отнести:

- отсутствие тесных  горизонтальных связей между  подразделениями функциональных  подсистем управления;

- чрезмерная централизация  оперативного управления на верхнем  уровне управления;

- неадаптивность реакции  системы управления на требования внешней среды.

Информация о работе Организационные структуры управления