Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Предмет исследования – организационные структуры управления.
Целью данной контрольной работы является изучение основных организационных структур управления.
Для достижения главной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и классификацию организации;
Определить и охарактеризовать основные факторы влияющие на организацию;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………….…..4
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ…….….…6
2.1. Понятие о структуре управления и ее подразделения…………….6
2.2. Требования к построению эффективной организационной
структуры управления………………………………………………..…8
2.3. Типы и виды структур управления………………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....…19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………21

Работа содержит 1 файл

Контроша организационные структуры управления.doc

— 154.00 Кб (Скачать)


21

 

Организационные структуры управления

 

 

 

 

 

                                         СОДЕРЖАНИЕ

 

      ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

1.      СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………….…..4

2.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ…….….…6

2.1. Понятие о структуре управления и ее подразделения…………….6

2.2. Требования к построению эффективной организационной

структуры управления………………………………………………..…8

2.3. Типы и виды структур управления………………………………...10

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....…19

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………21

            

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  ВВЕДЕНИЕ 

     Производственная структура предприятий государственных, коллективных, частных, торговой фирмы т.д. определяет структуру управления им. Структура управления предприятием — это состав управленческих подразделений и их взаимосвязи. Структуру управления можно назвать одной из ключевых понятий менеджмента, она тесно связана с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.              

На современном этапе большое внимание уделяется именно организационной структуре управления, идет формирование таких структур, которые наиболее полно отвечают сложившимся принципам и функциям управления. От правильного построения руководителем организационной структуры зависит процветание предприятия.

Таким образом, можно сказать, что организационная структура управления является одной из актуальнейших явлений в менеджменте.

В данной работе объектом исследования является управление организацией.

Предмет исследования – организационные структуры управления.

Целью данной контрольной работы является изучение основных организационных структур управления.

Для достижения главной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть сущность и классификацию организации;

Определить и охарактеризовать основные факторы влияющие на организацию;

Рассмотреть структуры управления, ее подразделения;

Охарактеризовать основные типы и виды структур управления;

Показать требования к эффективной организационной структуре управления.

Для написания работы использовался ряд учебных пособий таких авторов как Вершигора Е. Е., Шипутов В. Г.  и др.

1.СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Под организацией понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Если бы люди не объединялись в организации, то не возникла бы потребность в менеджменте. Чтобы считать группу людей организацией, эта группа должна соответствовать хотя бы трем обязательным требованиям:

1) наличие по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2) наличие хотя бы одной цели, т. е. желаемого конечного результата, которую принимают как общую все члены данной группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Различают формальные и неформальные организации.

Формальные - это те организации, которые созданы по воле людей, по предварительной договоренности (форма — устройство). Формальные организации возглавляются руководителями (назначенными или избранными).

Во всех формальных организациях существуют неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.

Все формальные организации подразделяются на простые и сложные. Простые организации имеют одну цель, а сложные — многоцелевые.

Одной из самых главных черт организации является ее взаимосвязь с внешней средой, откуда она пополняет свои ресурсы и где сбывает произведенные блага или оказывает услуги.

Внешняя среда по отношению к предприятию представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Это экономические условия, потребители,  конкурирующие организации и множество других факторов. Внешняя среда находится за пределами досягаемости менеджеров данной организации. В связи с бурным развитием рыночных отношений менеджерам приходится учитывать все больше факторов внешней среды.

Второй, важной чертой организации является разделение труда, т. е. разделение всей работы на составляющие компоненты по горизонтали. Отсюда часто встречающееся понятие «горизонтальное разделение труда». В маленьких организациях горизонтальное разделение труда не прослеживается. Как слагаемые различные виды работ могут выполняться попеременно немногочисленным штатом малого предприятия. В сложных организациях при помощи горизонтального разделения создаются подразделения, за которыми закрепляются только им присущие задачи и которые добиваются только им присущих целей. Они носят название отделов или служб.

Отделы и службы - это группы людей с направленной координацией деятельности для достижения общих целей. Сама же координация является следствием разделения труда по вертикали, что по сути представляет собой само управление. Поэтому третьей чертой организации является управление. В малых организациях четко выраженной линии управления нет. Координация деятельности организации осуществляется совместно, чередуясь с неуправленческими функциями. По мере укрупнения организации возрастает количество различных функций, что приводит к затруднению ориентации подчиненных. Поэтому в сложных организациях работа по управлению четко отделена от неуправленческой работы. Такие организации назначают руководителей и им определяют круг обязанностей и ответственности.

Таким образом, все организации имеют общие черты, к которым относятся взаимосвязь с внешней средой, разделение труда и управление.

 

 

 

   

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

2.1.     Понятие о структуре управления и ее подразделения

Организация зародилась из многократно повторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником для достижения конечной цели своего труда. Устойчивая реализация производственных функций и образует простейшую форму организации процесса производства, т. е. его первоначальную структуру, существующую в скрытом состоянии. Основой этого явления было кооперированное производство, развитие которого привело к выделению функций управления, формирующих организационную структуру.

Таким образом, главными факторами формирования организационной структуры управления производством были разделение труда и появление функции управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между участниками производственного процесса, между руководителями и подчиненными.

     На стадии машинного производства произошло окончательное обособление функций управления. Появились полностью освобожденные от производственных функций руководители. Возник опосредованный контроль с помощью ведомостей, отчетов, докладов и т. п. Была налажена обратная связь. Все это, и в особенности рост масштабов производства, способствовало быстрому развитию организационных структур управления.

Структура управления производством — это соподчиненность управленческих связей между управляющей и управляемой подсистемами системы управления. Она характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями.

     Число звеньев в структуре определяет ее уровни. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости от их характера связей они подразделяются на линейные, функциональные и комбинированные. Каждое структурное подразделение характеризуется количественными и качественными параметрами.

Деятельность структурных подразделений и исполнителей регламентируется специальными положениями (инструкциями), которые определяют функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения — каждого исполнителя.

При формировании организационных структур главное внимание уделяется приданию им динамичности, чтобы они могли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней среды.

    На пути эффективного управления становится информационный барьер, который определяет границы сложности экономических задач, доступных для решения при заданной структуре и технических средствах управления.     Для управления производством создается аппарат, в состав которого входит различные категории сотрудников: руководители, специалисты и технические исполнители. Различают функции управления и функции структурных подразделений. Функции управления — это объективная необходимость предприятия как управляемого объекта. Функции структурных подразделений выражают конкретное содержание управленческой деятельности и сферу влияния в производстве. Они служат основой для формирования структурных подразделений предприятия.

Структурное подразделение аппарата управления - это административно обособленная его часть, которая выполняет одну, несколько или множество функций управления. В зависимости от количества их может выполнять одно или несколько структурных подразделений, которые специализируются по данному виду функций. Несовместимые по характеру деятельности функции возлагаются на отдельных работников.

Под структурой аппарата управления производством понимается количеств и состав его подразделений, ступеней управления в единой взаимосвязанной системе. Аппарат управления по горизонтали делится на звенья, а по вертикали — на ступени управления, образующие иерархию.

     К звеньям управления относятся руководители, управляющие несколькими структурными подразделениями, структурные подразделения и отдельные специалисты, выполняющие определенные функции или часть этих функций. Ступени аппарата управления - это его уровни по горизонтали в их последовательном соподчинении снизу доверху.                                                     

                                                               

2.2.     Требования к построению эффективной организационной структуры управления

Структура аппарата управления выражает форму разделения труда. От того, насколько она правильно построена, зависит эффективность воздействия управляющей системы на управляемую. Можно выделить четыре основных требования эффективной структуры управления:

1) Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.

2) Надежность означает, что структура аппарата управления должна обеспечивать достоверность и бесперебойность передачи информации. Она должна быть настолько подвижной, чтобы могла быстро перестраиваться в соответствии с изменениями в производстве.

3) Оптимальность. Структура управления будет оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе уровней управления.

4) Экономичность - наибольший эффект должен достигаться при наименьших затратах на содержание ее аппарата.

На организационную структуру управления оказывают воздействие цели, принципы, методы и функции управления.

Цель требует выделения подразделений, отвечающих за ее выполнение.

Принципы и методы - создание или расширение структурных подразделений.

Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее построении соблюдались принципы построения:

1) Профессиональный принцип – исходит из числа людей одной или близких профессий необходимых для определенной работы;

2) Количественный – это когда подразделения образуются исходя из числа людей, необходимых для данной деятельности;

3) Временной – исходя из числа людей необходимых для выполнения работ в данный период времени; 

4)Технологический – выполнение исходя из относительно самостоятельных частей технологического процесса;

5)Функциональный – выделение подразделений в связи с выполняемыми функциями;

6) Территориальный (региональный) – создание на территории различных регионов подразделений представляющих полный набор продукций и услуг;

7) Продуктовый – деление на основе выпускаемой продукции;

8) Рыночный – подразделения создаются для обеспечения потребностей отдельных групп потребителей. Для каждой потребительской группы своя структура.

Большое влияние на структуру управления оказывают функции управления, их состав, содержание и объем. Установление их перечня и содержания, необходимых для достижения целей

Информация о работе Организационные структуры управления