Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является практический анализ организационной структуры отдельно взятой организации.
Задачами исследования являются изучение и рассмотрение на практике организационной структуры на примере «ЖК Металлург».
В первой части курсовой работы рассмотрены основные понятия, характеризующие строение организации и типы организационных структур.
Во второй части проведен комплексный анализ организационно структуры «ЖК Металлург».
В третьей части предложены рекомендации по реструктуризации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………………3
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ…………......................
1.1 Понятия, характеризующие строение организации…………………...
1.2 Связь типов организации и принципов построения организационных структур……………………………………................................................................
1.3 Линейные структуры управления……………………………………...
1.4 Функциональные структуры управления……………………………...
1.5 Смешанные структуры управления……………………………………
1.6 Дивизиональные структуры управления…………………………..…
1.7 Проектные структуры управления……………………………………
1.8 Матричные структуры управления…………………………………...
2 ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ «ЖК МЕТАЛЛУРГ»……….……………………..
2.1 Оценка организованности структуры управления……………………
2.2 Комплексная диагностика организационной структуры…………….
2.2.1 Финансово-экономический анализ…………….....................
2.2.2 Управленческий анализ……………………………………...
2.2.3 Технологический анализ…………………………………….
2.2.4 Анализ организационной структуры……………………….
2.3 Оценка эффективности организационной структуры «ЖК Металлург»……….……………………………………………………………….…
3 ПЛАН ЧАСТИЧНОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ.....................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..
Сегментация рынка, исходя из объемов выполняемых работ в 2008 году, отражена на рисунке 8.
По данным, представленным на рисунке 8, видно, что наибольшую долю рынка занимают такие предприятия, как «Комфорт» - 25% и «Служба заказчика» - 25,3 %, МУП ЖХ «Металлург» занимает 10,1 % на рынке коммунальных услуг, что является достаточно низким показателем.
Рисунок 8 – Сегментация рынка коммунальных услуг города Череповца, %
Сравнительный анализ фирм-конкурентов приведен в таблице 2(см. приложение А). Из данных, приведенных в таблице видно, что лидером на рынке является «Служба заказчика» (21 балл) и МУП ЖХ «Комфорт» (21 балл), показатели данных фирм несколько лучше, чем у остальных конкурентов.
Имидж фирм ЖКХ достаточно низкий – у предприятий «Череповецжилремстрой», «Сантехсервис», МУП «ЖХ», Электросвет – 3 балла, у предприятий МУП ЖХ «Металлург», «Служба заказчика» и ЖЭУ «Вологдастрой» – 4 балла, у МУП ЖХ «Комфорт» – 5 баллов.
В целом, оценивая финансово-экономическое положение МУП ЖХ «Металлург»,можно сказать о том, что фирма занимает небольшую долю рынка и в данный момент не может составить конкуренцию лидерам отрасли. Основные экономические показатели увеличиваются, но необходим контроль.
2.2.2 Управленческий анализ
Управленческий
анализ проверяет работоспособность
и эффективность системы
Для проведения анализа используется рисунок 7. Таким образом, можно сделать вывод о том, что вертикальные связи в организации развиты достаточно в отличие от горизонтальных, которые развиты слабо. Полномочия и ответственность сбалансированы и распределены, так как выделено несколько уровней, на каждом из которых функции распределены по отделам. Излишней концентрации нет, так как существует разделение власти. Система управления адекватна сегменту рынка, в котором функционирует фирма.
2.2.3 Технологический анализ
Технологический анализ показывает, насколько используемые технологии соответствуют рынку, организационной структуре предприятия. Являются ли используемые технологии:
«ЖК Металлург» разрабатывают новые программы, что говорит о развитии фирмы в этом плане. Примером может служить программа «Умный дом», целями которой являются сокращение потерь от технических неисправностей, применение штрафных санкций за некачественное ресурсоснабжение к поставщикам, дистанционное оповещение жителей дома о снятии показаний с приборов учета. Предполагается автоматизация процесса диспетчерского контроля инженерного оборудования, дистанционного сбора и передачи информации управления объектами.
2.2.4
Анализ организационной
Организационная структура формирует как бы скелет организации. Она строится на основе исполнительной вертикали и горизонтальных связей. Исполнительная вертикаль позволяет минимизировать издержки за счет планирования ресурсов и мощностей. Горизонтальные связи способствуют минимизации упущенной выгоды, так как позволяют организации обрабатывать большие объемы динамично меняющейся информации и гибко реагировать на изменения предпочтений потребителей. Соответствует ли структура выбранному сегменту рынка, корпоративной культуре и процессу принятия решений? Не является ли она тяжеловесной?
Для анализа используется рисунок 7.
Организационная структура «ЖК Металлург» имеет черты функциональной и линейной структур управления, однако не представляет собой полноценную смешанную линейно-функциональную структуру. Исполнительная вертикаль представлена четырьмя уровнями и функционирует достаточно хорошо, что объясняется наличием развитых вертикальных связей. Организация, управление и контроль осуществляются поэтапно. Горизонтальные связи не представлены, что несомненно усложняет взаимодействие в организации, а также не позволяет решать задачи, обусловленные постоянно меняющимися условиями функционирования организации. Структура не является тяжеловесной и соответствует сегменту рынка фирмы.
2.3 Оценка эффективности организационной структуры «ЖК Металлург»
Проведя комплексный анализ организационной структуры «ЖК Металлург», можно оценивать эффективность ее функционирования. Простота и четкость подчинения, оперативность принятия решений и компетентность работников каждого из отделов являются плюсом данной структуры и повышают эффективность оргструктуры в целом. Отсутствие горизонтальных связей говорит о том, что отделы одного уровня не взаимодействуют между собой. Вследствие автономной работы отделов прерываются материально-финансовые, информационно-аналитические и административно-управленческие потоки. Это мешает эффективной работе фирмы. Поэтому следует говорить о недостаточно эффективном функционировании существующей организационной структуры.
3 ПЛАН ЧАСТИЧНОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
В
качестве рекомендаций по реструктуризации
существующей структуры управления
предлагается пример модифицированной
оргструктуры с усовершенствованными
вертикальными связями и
Таким образом, предлагается автономизация юридического отдела и прямая связь с директором организации. Необходима взаимосвязь отделов второго уровня для исключения изолированности целей и задач руководителей и повышения эффективности за счет направленности всех отделов на цели организации. Предлагается наладить также и связь экономического отдела и бухгалтерии с целью налаживания информационно-аналитических потоков и общности задач. Оптимизация оргструктуры повысит её эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие организации в современных российских условиях столкнулись с огромным количеством проблем, заключённых в несовершенстве организационных структур. В связи с чем, у руководителей возникает понимание необходимости осуществления организационных изменений.
Любое изменение структуры можно назвать реструктуризацией. А в рамках организации реструктуризация означает изменение ее структуры, элементов под воздействием внешней или внутренней среды. Успешно развивающаяся компания наращивает свои мощности, расширяется. И это тоже можно назвать реструктуризацией.
На
практике большинство структур предприятий
не оптимальны: инструментарий обработки
рынка беден, внутренние взаимодействия
противоречивы, управление неэффективно.
Такое положение вещей
В курсовой работе рассмотрены различные типы организационных структур, проанализирована организационная структура «ЖК Металлург». Выявлены некоторые недостатки, такие как неэффективность связей в организации, нецесообразность размещения юридического отдела внутри структуры управления и предложен вариант решения проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Таблица 1 – Динамика основных экономических показателей деятельности МУП ЖХ «Металлург»
Наименование показателя | Значение показателя | Отклонение, +/- | |||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2007/2006 | 2008/2007 | |
Выручка от реализации, тыс.руб. | 20 672,3 | 37 072,4 | 45 442,2 | + 16 400,1 | + 8 369,8 |
Себестоимость, тыс.руб. | 19 854,2 | 35 979,2 | 43 555,3 | + 1 612,5 | + 7 576,1 |
Прибыль от реализации, тыс.руб. | 818,1 | 1 093,2 | 1 886,9 | + 275,1 | + 793,7 |
Таблица 2 – Сравнительный анализ фирм-конкурентов
Критерий | МУП ЖХ Металлург | МУП ЖХ Комфорт | Служба заказчика | Череповец-жилремстрой | Сантех-сервис | МУП «ЖХ» | Электро-свет | ЖЭУ Вологда-строй |
Имидж фирмы | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
Качество услуг | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | 3 |
Рыночная доля | 2 | 5 | 5 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 |
Рыночная цена | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Уровень обслуживания | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
ИТОГО | 18 | 21 | 21 | 12 | 17 | 14 | 14 | 16 |
Рисунок 6 – Матричная организационная структура