Организационные процессы в организации. Манипуляции в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Знакомство работников с рядом этих методов затруднено несколькими обстоятельствами. Во-первых, описания в большинстве случаев рассчитаны на профессиональных психологов и сложны для освоения практиками. Популярные же изложения излишне упрощены, что резко снижает по многочисленным источникам. В-третьих, и это главное, все эти техники представлены сами по себе, реализуют принципиально разные подходы.

Содержание

1.Введение
2.Основная часть
2.1 Понятие «манипуляция»
2.2 Причины манипуляции
2.3 Манипулятивные типы людей
2.4 Приемы и законы манипулирования
2.5 Правила работы с манипулятором
3.Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 36.50 Кб (Скачать)

      Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало овладеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любым случаем. Сохраняйте при этом спокойный и приветливый тон, ведь вы проникли в его тактику.

      Человек не рождается манипулятором. Он становится таковым, чтобы избегать неприятностей  и добиваться желаемого, причем развивает  эту способность бессознательно.

      Современный манипулятор, по мнению Шострома, вырастает из ориентации на рынок, когда человек — вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.

      Сокрытие  своих истинных эмоций — удел манипулятора. Основную свою задачу он видит в  том, чтобы производить должное  впечатление. Примечательна реакция  человека такого типа, например того, кому не удалось продвинуться по службе или получить прибавку к жалованью, столь милую его сердцу. Дома он умудряется переложить добрую половину вины за неудачу на своего давно  умершего родителя, который был тираном, на свою жену, плохо приготовившую  ему завтрак именно в то утро, или на кого-либо еще. Может напиться или заболеть, превратиться в подобострастного приставалу, стать мрачным, продолжить пассивно бастовать, что направлено против него самого, человечества, его  глупого шефа. Он даже может хлопнуть дверью, выйти из игры, предложить другу  свое место. Наряду с желанием управлять  манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

      Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой  действительной пользы. Слишком часто  демонстрирующий ее человек использует психологические концепции, чтобы  рационально объяснить свое неблагополучное  поведение, оправдывая неуспех ссылками на прошлый опыт и былые неудачи.

      Манипулятор — личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве вещей. В некотором роде он присутствует в каждом из нас, поэтому важно  знать его черты.

Выделяют  несколько типов манипулятора:

1. Диктатор. Преувеличивает свою силу. Доминирует, приказывает, цитирует авторитеты  и делает все, чтобы управлять  своими жертвами. Его варианты: Настоятельница, Настоятель (Игумен), Начальник, Босс, Младшие боссы.

2. Тряпка (слабак). Обычно жертва Диктатора, его противоположность. Добивается немалого мастерства во взаимодействии с ним. Преувеличивает свою чувствительность; многое забывает, не слышит, молчит. Варианты: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Стеснительный, Уступающий.

3. Вычислитель.  Преувеличивает свой контроль. Обманывает, преувеличивает, лжет, старается перехитрить  и проверить других людей. Это  Делец, Аферист, Игрок, Создатель  рекламы, Шантажист, Рассчитывающий  все наперед.

4. Прилипала.  Полная противоположность Вычислителю.  Преувеличивает свою зависимость.  Это личность, жаждущая быть ведомой,  дурачимой, предметом забот. Позволяет  другим делать за него работу. Паразит, Нытик, Вечный ребенок,  Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный.

5. Хулиган.  Преувеличивает свою агрессивность,  жестокость, недоброжелательность. Он  Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация —  Сварливая баба.

6. Славный  парень. Склонен преувеличить свою заботливость, любовь, убивает своей добротой. В некотором смысле столкновение с ним более вредно, чем с Хулиганом. Славный парень почти всегда выигрывает. Его варианты — Угодливый, Доброжелательный, Моралист, Человек организации. 

7. Судья.  Преувеличивает свою критичность.  Никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает. Всезнающий, Обличитель, Собиратель улик, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

8. Защитник. Противоположность Судье. Чрезмерно  подчеркивает свою поддержку  и снисходительность к ошибкам.  Он вредит другим, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоятельно. Вместо того чтобы заняться своим делом, готов заботиться о нуждах других. Варианты Защитника: Наседка, Утешитель, Покровитель, Ученик, Помощник, Самоотверженный.

В определенном человеке-манипуляторе гипертрофирован, как правило, один из этих типов или  его комбинация с другими. Если такой  человек представляет собой наиболее выраженный вариант, то проецирует противоположный  на окружающих людей, превращая их в  свои цели. Например, жена-Тряпка нередко  выбирает мужа-Диктатора, а затем  управляет им с помощью всякого рода «подрывных» методов.

2.4 Приемы и законы  манипулирования

Иллюзорная  альтернатива

      Один  из весьма эффективных способов запутывания  отношений — предоставление другому  лицу возможности выбора. Как только выбор сделан, можно тут же упрекнуть  за пренебрежение другой из предложенных возможностей. С помощью такой  иллюзорной альтернативы можно играючи  превратить любую счастливую жизнь  в беспросветный ад.

      Подобное  еще можно дополнять системой, позволяющей ставить под сомнение любой полученный ответ. Требуя все  новых и новых подтверждений, клиенту удается перевести беседу на более высокий уровень абстракции.  

Большое через малое

      Когда просишь немногое, неудовольствие и  отказ маловероятны. Но все, что дано, будучи частью, обладает удивительным свойством быть связанным с оставшимся. И если продолжать «тянуть», то не устоять целому.

На это  проницательно тонко обращает внимание Р. Тагор:

 У дерева топор просил, как жалкий нищий:

  «Дай хоть негодный  сук, чтоб сделать  топорище!» 

  И дуб согласье  дал… Был смирным до сих пор,

  А тут заносчивым, свирепым стал  топор: 

  Недолго думая  ствол подрубил  под корень,

  И рухнул мощный  дуб, обманут, опозорен.

Задача  — не оказаться на месте дуба, помня этот закон.

Закон «вероломства» 

      Естественный  фон «делового» инструментария вероломства  — обман, хитрость, коварство. Вероломство  — просека, которую люди прокладывают к имеющемуся краеугольному камню  морали.

  Во  время Жакерии отряд пахарей,  сбросивший с себя путы феодального  крепостничества, под предводительством  Гильома Каля, встретился с войском короля Наваррского. Король попросил перемирия у вождя крестьян и выразил желание переговорить с ним. Каль, не взяв заложников, доверчиво пошел в лагерь противника. Там он был схвачен и казнен.

      Всякий  раз, когда зависимо связанный с  вами человек зовет вас к себе, предлагая дружбу, дары, партнерство, задумайтесь: а достаточно ли вы защищены от него, не грозит ли вам беда и опасность. Быть противником, значит быть против вас. Усвойте это и не предавайтесь несбыточным мечтам и иллюзиям.

Закон «вложения ожиданий» 

      Если  мы принимаем людей такими, какие  они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать.

      Для повышения самооценки человека, попавшего  в трудную ситуацию, целесообразно  похвалить, поднять его в собственных  глазах и во мнении окружающих. Аналогичную  роль может сыграть также любое  вознаграждение.

      И наоборот, упреки даже за фактически допущенные ошибки деморализуют человека, вселяют  в него неуверенность в своих  силах. Он начинает относиться к неудачам, как к неизбежному. Следствия подобной деморализации могут проявляться в ожесточении, равнодушии, унынии, от этого напряженность возрастает еще больше. Следует авансировать человека доверием и обращаться с ним как с достойным, это способствует его совершенствованию.

      Похвала требует разумной осторожности, так  как люди часто склонны воспринимать несоответствия чьим-то ожиданиям как  не подтверждение ценности своей  личности. Повышение самооценки до уровня уверенности в том, что  человек может справиться с ситуацией, ведет к смягчению внутренней напряженности.

      Однажды, посмотрев тренировку наших футболистов, звезда «кожаного мяча» бразилец Пеле сказал, что он знает, почему они  играют плохо — тренировки посвящены  устранению недостатков, а надо развивать  достоинства. По мнению этого футболиста, у него и его товарищей масса  недостатков, но мало кто их замечает, потому что то, что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, а те недостатки, что остались,— лишь продолжение  их достоинств.

Закон «воздаяния» 

      Общество победившее почти всегда проигрывает столько же, сколько и общество побежденное.

Закон «войны» на два  фронта

      Психика человека не в состоянии удерживать с одинаковым вниманием и ответственностью за положительный итог дела ситуации, превышающие числом больше одного.

      Вот почему подбросить человеку «второй  фронт», не говоря о «третьем» или  «четвертом»,— значит подвести его  к проигрышу, поражению, разгрому.

Закон «вывернутого желания»

      Усиление  просительного воздействия, обращенного  к противнику, уменьшает вероятность  исполнения просьбы. Поэтому правильным вектором поведения будет инверсия: настойчивое нарочитое выражение  какого-то нежелания увеличивает  шансы скрытых чаяний.

  Вспомним, к примеру, «просьбу» Братца  Кролика в книге Д. Харриса  «Сказки дядюшки Римуса»: «Делай со мной, что хочешь, Братец Лис, только, пожалуйста, не вздумай бросать меня в этот терновый куст». Кролик прекрасно понимал, что вероломный Лис ни за что не исполнит его просьбу. Именно так и случилось — Лис бросил его в терновый куст, и Братец Кролик, благодаря этому, получил возможность спастись бегством.

Закон «грандиозных проектов» 

      Ненасытность, а вернее, ненасыщаемость — ведущая черта в человеческих существах. Что бы людям ни предъявлялось или ни давалось, будут желать большего. Они всегда выберут и предпочтут то, что сулит увеличение, расширение, выдвижение в первые ряды.

      А если при этом еще намекающе проглядывает «центропупизм» (термин В. Маяковского), то нет в мире такой силы, которая бы удержала любого из нас от подчинения воздействиям с признаками грандиозности, гигантизма, вселенской масштабности и первородной уникальности.

  «Великий  комбинатор» Остап Бендер идеально  обыгрывал способ реализации  закона «грандиозных проектов»,  когда рисовал потрясающие перспективы  развития провинциальных Васюков  в случае проведения там международного  шахматного турнира.

  Васюковчане слушали все с открытым ртом и верили каждому слову, потому что чем удивительнее зов, тем надежнее на него отклик.

Закон «давящего молчания» 

      Тот, кто первый навязывает паузу своим  молчанием, приобретает психологическое  преимущество. Умение «держать паузу» — сильный ход в общей стратегии  достижения своих целей.

  Подобную  форму психологического отказа  приводит Дж. Гелбрейт в книге «Жизнь в наше время», ссылаясь на опыт общения с индийским лидером Дж. Неру: «Его метод, с помощью которого он избавлялся от нежелательных идей и неприятных просьб, был очень эффективен и приводил в замешательство. Состоял он в полном молчании. Вы просили его… Он не выдвигал возражений; он просто ничего не говорил.

  Когда молчание становилось невыносимым, вы повторяли свою мысль или просьбу и в отчаянии слышали лишь собственные слова. Вновь царило молчание. Вы теперь ждали услышать от него хотя бы отрицательный ответ. И когда в конце концов он давал его, вы с благодарностью исчезали» (Цит. по: Таранов П. С. Секреты поведения людей.— Симферополь: Таврия, 1995.— С. 84—86.).

Закон «заданности отношений»

      Восприятие  события зависит не от события, а  от стереотипа рамок, в которых это  событие происходит.

  Однажды  организаторы двух выступлений  перепутали лекторов. Академика  привезли к любителям цирка,  а туда, где ждали клоуна,—  академика. Что произошло дальше? Как ни старался клоун рассмешить  аудиторию — мало кто улыбался, зато на лекции академика слушатели  покатывались со смеху, и бедный  ученый никак не мог взять  в толк, что же смешного в  его научных исследованиях. 

Информация о работе Организационные процессы в организации. Манипуляции в управлении