Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:34, курсовая работа
Цель исследования. Цель исследования изучить, какими методами, способами, приемами на сегодняшний день можно наиболее эффективно решать конфликты в организации, используя накопленный опыт по данному вопросу.
Задачи исследования.
рассмотрения явления организационного конфликта, его видов и типов, структуры и предпосылок;
изучение основных особенностей конфликтного взаимодействия в организации: стратегий, противоречий, влияющих на течение конфликтных ситуаций;
исследования уровня конфликтности в коллективе и способов реагирования в конфликте;
подробное рассмотрение методов, правил, принципов и рекомендаций, используемых при управлении организационными конфликтами.
Составление рекомендаций.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. «Организационный конфликт в современном мире»…………...5
Понятие организационного конфликта………………………….5
Виды и типы организационных конфликтов…………………...10
Структура и предпосылки организационных конфликтов…….12
Этапы организационного конфликта……………………………16
Глава II. «Исследование показателей конфликтного поведения в коллективе»……………………………………………………………………..17
Стратегии конфликтного взаимодействия…………………........17
Инициаторы организационных конфликтов……………………20
Исследование взаимосвязи уровня конфликтности коллектива и способов реагирования в конфликте……………………………..22
Общие методы, правила, принципы, рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами………………......29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………...35
Высшее специальное образование | |
Среднее специальное образование | |
Среднее общее образование |
При определении
способов реагирования в
По результатам методики, определяющей склонность к внутриличностному конфликту, были сделаны следующие выводы: люди, работающие в данном коллективе в основном спокойны, уверены в себе, их желания и стремления сбалансированы, наблюдается последовательность в поведении.
Причем, взяв по отдельности тестируемые группы дифференцируя их по уровню образования, то можно выяснить преобладающие способы реагирования в конфликте в данном группе.
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избежание |
Приспособление | |
сотрудники с высшим образованием |
10 |
35 |
52 |
52 |
15 |
сотрудники со сред. спец. образованием |
7 |
29 |
28 |
30 |
26 |
сотрудники с общим ср. образованием |
7 |
15 |
2 |
20 |
19 |
Общий уровень конфликтности в данном коллективе был определён как ниже среднего (20,88).
2.4. Общие методы, правила, принципы и рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами.
Методы управления конфликтами - это приемы и способы, позволяющие осуществлять контроль за его протеканием и целенаправленно влиять на его последствия. Эти методы делятся на две группы: структурные и персональные методы (Пугаче В.А.,1998).
Структурные методы предполагают
воздействие через
Персональные методы управления:
В общем плане эффективность применения различных методов управления конфликтами зависит от конкретной ситуации, специфики организации, ее структуры и культуры и ряда других факторов.
Известно несколько достаточно универсальных принципов управления конфликтами, это:
Первая линия предполагает последовательное продвижение в восприятие образа оппонента по следующим ступеням: противник – соперник – сотрудник – партнер – союзник - друг.
Вторая линия подразумевает под собой следующие ступени продвижения: война – насилие – агрессивность – соперничество – враждебность – напряженность – спор – несогласие - консенсус.
Конечно, грани между отдельными ступенями в снижении конфликта очень относительны, во многом условны. В любом случае снижение напряженности повышает шансы на уменьшение разрушительных последствий конфликта на его более быстрое разрешение.
Помимо общих принципов управления конфликтами, существует целый ряд более частных правил и рекомендаций по разрешению конфликтов:
1.Рационализация конфликта,
снижение его эмоциональной
2.Концентрация внимания
на реальных интересах
3.Расширение коммуникаций
между сторонами конфликта с
целью получения достоверной
информации и укрепления
4.Относительность
5.Ограничение сферы соперничества. Нельзя затрагивать основные цели и ценности оппонента, допускать расширение областей спора;
6.Конфликты решаются
с помощью перемен, а не путем
замораживания существующего
7.При разрешении конфликта
важно уважать достоинство
8.Определение на ранних
стадиях конфликта цены победы
и поражения. В глубоких и
затяжных конфликтах обычно
9.Проведение различия
между участником и предметом
конфликта. Соперничество по
10.Временное ограничение
конфликта. Чем раньше
11.Расширение временного
горизонта конфликта. Как
12.Нежелательность
13.Результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении, допускающем эффективный контроль;
14.Определение круга
возможных альтернатив,
Конечно, все эти и некоторые другие правила и рекомендации не являются универсальными. Каждая конфликтная ситуация сама по себе уникальна, и шаблонные действия чаще всего на практике оказываются не применимы. Однако в определенном смысле накопленный опыт в этой области, а также проведенные эксперименты расширят конфликтологический кругозор, помогут принять правильные решения и направить конфликты в безопасное русло.
Заключение.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных интересов, позиций партнёров, сопровождаемое психическим напряжением и возникновением негативных эмоциональных состояний.
В организации конфликты:
Тем самым, конфликты
препятствуют развитию организации
в целом и требуют
Но так же следует отметить, что конфликты играют и положительную роль в жизни организации, служа своего рода барометром, определяющим благополучность отношений между сотрудниками, их вовлеченность в работу и стремление уделять ей как можно больше времени.
Конфликты служат разрядкой
напряженности между
Руководитель отдела должен быть в курсе происходящего в его отделе и контролировать ситуацию. Так, он не должен допускать столкновения полномочий между работниками.
Инициатива сотрудника должна поощряться, но только в том случае, если она принесла ощутимые положительные результаты (например, разработка какого-то проекта, его реализация, получение гранта и т.п.), которые сказываются на имидже всего отдела.
В отделе должна присутствовать здоровая конкуренция. Это значит, что конфликт присутствует, но в минимальной степени и протекает ровно, вызывая лишь ощущение легкого стресса у сотрудников, который благоприятно сказывается на их внимательности, активности.
Введение штатного психолога в отдел нецелесообразно, но вот в Департамент – необходимо. Альтернатива – служба психологической поддержки при администрации.
Необходимо налаживать отношения между сотрудниками вне работы. Корпоративные праздники, выезды на природу и т.п. решают эту проблему.
Но в любом случае, благоприятный климат в организации должен контролировать руководитель. В его задачу должно входить не только предоставление работы, но и своевременное реагирование на всевозможные конфликтные ситуации.
Конфликт-явление
2. Бородкин Ф.М, Коряк Н.М. Внимание, конфликт. - Новосибирск, 1989.
3. Веснин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект, 2005.
4. Громова О. Н. Конфликтология. - М., 1993.
5. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород: НИМБ, 2003.
6. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. - СПб.: Питер, 2003.
7. Кошелев А. Н., Н. Н. Иванникова, Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления, Альфа-Пресс, М., 2007.
8. Локутов С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация.- М.: Вентана-Граф, 2001.