Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:34, курсовая работа
Цель исследования. Цель исследования изучить, какими методами, способами, приемами на сегодняшний день можно наиболее эффективно решать конфликты в организации, используя накопленный опыт по данному вопросу.
Задачи исследования.
рассмотрения явления организационного конфликта, его видов и типов, структуры и предпосылок;
изучение основных особенностей конфликтного взаимодействия в организации: стратегий, противоречий, влияющих на течение конфликтных ситуаций;
исследования уровня конфликтности в коллективе и способов реагирования в конфликте;
подробное рассмотрение методов, правил, принципов и рекомендаций, используемых при управлении организационными конфликтами.
Составление рекомендаций.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. «Организационный конфликт в современном мире»…………...5
Понятие организационного конфликта………………………….5
Виды и типы организационных конфликтов…………………...10
Структура и предпосылки организационных конфликтов…….12
Этапы организационного конфликта……………………………16
Глава II. «Исследование показателей конфликтного поведения в коллективе»……………………………………………………………………..17
Стратегии конфликтного взаимодействия…………………........17
Инициаторы организационных конфликтов……………………20
Исследование взаимосвязи уровня конфликтности коллектива и способов реагирования в конфликте……………………………..22
Общие методы, правила, принципы, рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами………………......29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………...35
–Вертикальный конфликт - это
конфликт между уровнями управления в
Все виды конфликтов имеют не только негативную окрашенность, но порой даже желательны в некоторых ситуациях, потому что, во-первых, дают информацию о проблемах, во-вторых, улучшают взаимопонимание, сотрудничество, в-третьих, обеспечивают разрядку психологической напряженности, в-четвертых, стимулируют появление новых идей, инициируют обновление.
Большое значение имеет ситуация, в которой конфликты возникают и развиваются. В одних случаях она способствует конфликту, в других – тормозит его, сковывает инициативу противоборствующих сторон.
Застраховаться от конфликтов практически невозможно, так как в любой организации существует масса объективных причин, которые могут способствовать обострению обстановки. Так, любая ситуация, связанная с ограничением ресурсов, подлежащих распределению, ведет к возникновению напряженности. Появление информации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение некоторых сотрудников. Примером такой ситуации может служить проведение аттестации в коллективе, когда работников не поставили в известность об изменении системы отбора и возможных сокращениях. Расхождение ценностей и целей сотрудников с целями организации является весьма существенной причиной для развития споров. Существовали, и будут существовать коммуникативные или поведенческие причины, включая поведение сотрудников, несоответствующее ожиданиям окружающих, а также вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий, ответственности и т. д. И если при наличии стольких объективных причин застраховаться от конфликта нельзя, то научиться управлять им не только можно, но и крайне необходимо.
Поводом для конфликта на работе могут служить:
Вместе с тем вполне
закономерным является вопрос, что
же оказывает большее влияние
на вероятность преодоления
Во-первых, личностно-ориентированный, когда причины вовлечения человека в конфликты в организации видятся в эмоционально-волевых различиях людей;
Во-вторых, мотивационно-ориентированный
подход, выдвигающий на первое место
мотивационные предпосылки
В-третьих, интегральный подход, объединяющий два предыдущих.
Американскими исследователями
К.Томасом и Л.Ронди выявлено,
что конфликтность в
Таблица 1: «Источники организационных конфликтов»
Направленность конфликтного поведения |
Отмечается испытуемыми в собственном поведении, %случаев |
Отмечается испытуемыми в поведении других, %случаев |
Направленность на сотрудничество и взаимопонимание при разрешении конфликта |
41 % |
4% |
Склонность к компромиссным решениям |
25% |
6% |
Направленность на перестройку собственного поведения |
8% |
2% |
Конкурентный тип реагирования, неуступчивость |
21% |
73% |
Игнорирование конфликта |
5% |
16% |
Интересные данные были получены и Т.Г. Закранец. Она показала, что преобладающий в организации тип конфликтного поведения, в первую очередь, связан с социально-экономическими и демографическими факторами, такими как возраст, структура профессиональной деятельности. Кроме того, на выбор стратегии конфликтного взаимодействия большое влияние оказывает тип ситуации или природа противоречия, вызывающего конфликтное поведение. В организации наибольшая дифференциация реакций причастных к конфликту лиц характерна для ситуаций, обусловленных материально-техническим и кадровым обеспечением деятельности, при подготовке нововведений (Громова О.Н.,1993).
Таким образом, следует помнить об отсутствии однозначной прямой связи между личностными особенностями, типом конфликтного реагирования. К такому пониманию роли различных факторов склоняется мнение большинства исследователей конфликта.
Итак, конфликт-явление действительно многоплановое, характеризующееся возникновением непонимания между его участниками. Оно встречается в различных формах и видах в организации в зависимости от занимаемых должностей сотрудников, от количества субъектов, вовлеченных конфликт и от характера причины, поведшей за собой конфликт. Не менее важным для понимания того, что происходит в рамках конфликта, является изучение его особенностей.
1.4 Этапы конфликта
Основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:
1. Исходное положение
дел; интересы сторон, участвующих
в конфликте; степень их
2. Инициирующая сторона
- причины и характер ее
3. Ответные меры; степень
готовности к переговорному
4. Отсутствие взаимопонимания,
т.е. понимания интересов
5. Мобилизация ресурсов
в отстаивании своих интересов.
6. Использование силы
или угрозы силой (
7. Мобилизация контрресурсов;
идеологизация конфликта с
8. Тупиковая ситуация,
ее саморазрушающее
9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.
10. Переосмысление, переформулировка
собственных интересов с
Глава II. Исследование показателей конфликтного поведения в коллективе.
2.1 Стратегии конфликтного взаимодействия.
В ситуации конфликта люди не всегда рационально выбирают ту или иную стратегию взаимодействия. Как указывает В.А.Фокин, «…существует два принципиально различных способа реагирования в конфликтных ситуациях:
1) рациональный - поведение субъекта определяется осознанными им целями, а средства, используемые для достижения своих целей, адекватны сложившейся ситуации, тогда его поведение в основном предсказуемо;
2) иррациональный - цели субъекта не вполне ясны ни ему самому, ни окружающим; используемые средства неадекватны целям, и поведение его характеризуется тем, что оно не является привычным для него в аналогичных ситуациях…» (Фокин В.А.,1996).
Автор видит причины этого в особенностях и глубине межличностных отношений, особенностях личности, социокультурной ситуации, в частности, степени действенности традиционных норм и ценностей поведения.
Таким образом, реальное конфликтное поведение может сочетать как сложные рациональные стратегии, так и некоторые иррациональные включения, что чрезвычайно затрудняет его анализ и психологическую помощь конфликтующим сторонам.
Стратегии, которые реализуются в конфликтном взаимодействии, находят отражение в поведении людей в организации. Как правило, выделяют пять стилей конфликтного взаимодействия.
Различные авторы
используют сходные, но не
У. Томас и Р.Килмен, используя две переменные: напористость (внимание к своим интересам) и кооперацию (внимание к интересам другого), выделили следующие стили конфликтного взаимодействия: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соревнование. Соревнование реализует стратегию, направленную на удовлетворение своих собственных интересов в ущерб другому. Приспособление означает принесение собственных интересов в жертву ради другого. Избегание как стратегия примечательно тем, что для него характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Сутью компромисса является тактика второстепенных уступок. Стратегия сотрудничества реализуются в том, что участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон (Кабаченко Т.С.,2003). Существует перечень обстоятельств, для которых признается целесообразным реализация той или иной стратегии.