Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:29, контрольная работа
Роли – предписания относительно поведения человека в конкретной ситуации. Под ролью в организации понимается обособленная совокупность задач, функций и работ, выполнение которых закреплено за работником.
ПЛАН:
Ролевые поведения в организации
Анализ отношений в организации
Типы организаций поведенческого характера
Роли – предписания относительно поведения человека в конкретной ситуации. Под ролью в организации понимается обособленная совокупность задач, функций и работ, выполнение которых закреплено за работником.
Социальная роль (позиция)– это определенная модель поведения, которая ожидается от человека в соответствии с его положением в социальной системе. Это нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека. Каждый человек выполняет множество ролей. Социальные роли различаются: по половой принадлежности – мужчины и женщины; по способу проявления – активные и латентные; по содержанию – конвенциальные и межличностные; по степени стандартности – стандартизированные и свободно интерпретируемые; по значимости – доминирующие и второстепенные.
С каждой ролью связаны определенные права и обязанности. Права – это совокупность ожиданий, обращенных к другим участникам совместной деятельности и побуждающих их что–то делать. Обязанности – определенные ожидания со стороны других людей, то, что человек вынужден делать исходя из роли, которую он играет.
Роль является динамическим аспектом статуса. Статус – это социальный ранг, определяющий место человека в системе социальных отношений. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. Существует много критериев оценки статуса – род занятий, размер доходов, происхождение, этническая принадлежность, уровень интеллектуальных достижений. Важными характеристиками социального статуса являются репутация и авторитет как своеобразная мера признания окружающего заслуг индивида.
Различают авторитет законной власти и законно избранного руководителя, авторитет занимаемой должности, авторитет квалификации и экспертных знаний, авторитете харизматической личности. Также необходимо различать авторитет формальный и реальный.
Ролевой аспект взаимодействия личности и организации проявляется в выполнение ролей членами организации, в удовлетворении характером, содержанием и результатами деятельности, своим окружением. На этой основе формируется ролевое представление – индивидуальное понимание работником своей роли, ожидания в отношении исполнения другими работниками своих ролей. В случае несоответствия возникает ролевая неопределенность как отсутствие ясного представления о ролевых предписаниях.
Ролевой конфликт – это предписания в отношении выполнения индивидом несовместимых ролей. Рациональное конструирование отношений личности и организации должно быть направленно на устранение непродуктивных ролевых конфликтов.
Каждый
статус обычно включает ряд ролей. Например,
статус университетского профессора подразумевает
такие роли, как преподаватель, исследователь,
консультант, администратор, автор научных
статей, специалист в своей области знаний
и др.Каждая роль в ролевом наборе требует
особой манеры поведения и общения с людьми.
Даже две похожие роли профессора — преподаватель
и наставник — предполагают разное отношение
к обучающимся. Первая заключается в соблюдении
формальных норм и правил: чтение лекций,
проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая
подразумевает неформальное общение со
студентами в качестве мудрого советчика.
Каждая роль в ролевом наборе предстает,
таким образом, совокупностью непохожих
на другие отношений. С коллегами у профессора
складываются одни взаимоотношения, с
администрацией университета — другие
и т. д. В итоге ролевой набор формирует
набор социальных отношений. Проанализируем
взаимоотношения, которые возникают между
подчиненным и руководителем.
Подставка —
очень распространенная модель поведения
в организации. Подчиненные подставляют
друг друга, своего начальника, последний
подставляет подчиненных и т. д. Подставить
— значит выставить коллегу в невыгодном
для того свете, обронить мимоходом, как
бы невзначай, компрометирующую информацию,
не защитить его в нужное время. Сотрудники
пользуются подставкой как оружием в служебных
взаимоотношениях. Одних они защищают,
других подставляют и тем самым показывают
свое отношение к ним. Подставка может
быть намеренной и непреднамеренной. Она
может выступать орудием в соперничестве
или являться показателем элементарной
невоспитанности и недалекости. Если сравнить
три роли руководителя — кормильца, дисциплинатора
и подчиненного, то сразу обнаружится
их несовместимость. Как разные статусы
в статусном наборе человека могут противоречить
один другому, так и роли могут быть несовместимы
между собой, не совпадать, мешать друг
другу. В ролевом арсенале руководителя
можно обнаружить и такую роль, как "компетентный
человек". Начальник имеет право отдавать
распоряжения и тогда, когда он понимает
смысл заданий, и тогда, когда он в них
не разбирается. Начальник есть начальник.
Быть глупее, необразованнее, некомпетентнее
своих подчиненных — иногда тяжкий крест,
а иногда нормальное состояние, с которым
обе стороны управленческого процесса
прекрасно уживаются. Подчиненные говорят:
начальник не такой эрудированный и умный,
как его подчиненные, зато он никого не
трогает, деньги людям выбивает, заботится
о них, и вообще — душа-парень. Это значит,
что отсутствие одного качества компенсируется
присутствием других. К числу ролей можно
присоединить то, что обычно называют
отношением. Например, отношение к труду
— это ролевая модель поведения. Человек
проявляет свое отношение к работе через
поведение и конкретные действия: в одном
случае он спешит на работу и последним
уходит с нее, дома только о ней и думает,
а в другом — с огромным трудом поднимает
себя с постели и первым мчится домой,
где напрочь забывает о постылой работе.
И отношения между товарищами по работе
также нужно считать ролевой моделью.
Отношение к работе включает целый набор
ролей. Одна из них — быть исполнительным.
Из чего она складывается? Нормы плюс ожидания.
Нормы задаются служебным уставом. Они
могут быть писаными и неписаными.
Отношения "руководство-подчинение".
Понятие "руководство" близко к понятию
"управление" и используется для
выделения особого типа организационных
отношений, а именно работы руководителя
с подчиненными в непосредственном контакте
по решению служебных задач.
Исходя из этого, социологический подход
предполагает анализ руководства как
особого, триединого отношения между людьми
в организации. Во-первых, руководство
– это отношение между разными статусами,
уровнями административной структуры,
имеющее под собой правовую основу и проявляющееся
в виде односторонней зависимости одного
работника (должности) от другого. Во-вторых,
руководство – это и отношение между отдельными
рабочими функциями общего трудового
процесса: одной – более "общей",
другой – более "частной". В нем (трудовом
процессе) связываются, с одной стороны,
функция организации, с другой стороны
– исполнения. Наконец, в-третьих, руководство
– это также отношение между личностями,
специфический тип общения. В последнем
случае рассматривается его социально-психологическое
содержание – взаимное признание, влияние,
стиль, интересы.
Перечисленные стороны отношения "руководство-подчинение"
не могут существовать в отрыве друг от
друга, они переплетены, хотя и имеют относительную
самостоятельность. Социология исследует
отношение "руководство-подчинение"
как проявление на межличностном уровне
более общих отношений по управлению.
Воздействие руководства на подчиненных
имеет цель побуждать их к определенному
трудовому поведению как в соответствии
с требованиями организации, так и согласно
собственным представлениям.
В процессе руководства проявляются личные
особенности руководителя, поэтому складываются
разные стили руководства. Стиль руководства
можно обозначить как систематическое
проявление каких-либо личных качеств
руководителя в его отношениях с подчиненными,
в способах решения деловых проблем. Рамки
формальной организации оставляют некоторый
диапазон для выбора руководителем той
или иной линии служебного поведения по
отношению к подчиненным ему работникам
и служебным задачам. Сознательный выбор
или спонтанные колебания в этих рамках
неизбежны и зависят от индивидуальности
руководителя – его культуры, установок,
характера, опыта, знаний, т.е. детерминируются
психологическими и социокультурными
факторами, присущими как руководителю,
так и коллективу, профессии, региону,
социальной категории. Различают следующие
основные разновидности стиля руководства:
авторитарный – руководитель не считается
с мнением подчиненных, навязывает им
свою волю; демократический – подчиненные
привлекаются к выработке общих решений;
слабый – руководитель самоустраняется
от руководства, его влияние в коллективе
незначительно, слабо выражено. Стиль
руководства тесно связан с культурой
управления.
Отношения
между организациями. С точки зрения
места и участия деловых организаций в
общественных отношениях следует учесть,
что партнерами организаций могут быть
или другие организации, или массовый
потребитель, или, наконец, какие-то конкретные
категории населения. Так, очевидны принципиальные
различия между такими парами организаций,
как строительная компания и ЖЭК, оптовая
база и магазин, хотя они занимаются общим
делом. В одном случае контакт возникает
между однородными, организованными объектами,
в другом организация выходит на дискретную,
массовую среду, поведению которой свойственны
несравненно большая стихийность и неопределенность.
Более того, если межорганизационные отношения
в данном аспекте происходят по поводу
промежуточных результатов, например,
хозяйственной деятельности, то организационно-массовые
отношения возникают вокруг конечного
продукта этой деятельности и сюда в итоге
сходятся нити всех предыдущих связей.
Поэтому вдоль второго из названных типа
отношений проходит одна из важнейших
линий социально-экономического взаимодействия.
Именно организации этого типа выступают
факторами общественных настроений, индикаторами
удовлетворенности. Организационно-массовый
тип отношений распадается далее на аудиторную
(вне организации) и клиентурную (внутри
нее) разновидности. Значимость такого
различения объясняется зависимостью
социального расстояния от пространственного,
вследствие чего отмеченные отношения
обладают разной степенью интенсивности.
неодинаковым обратным воздействием адресата-потребителя.
Нельзя не учесть и такую разницу в контактах:
одни возникают индивидуализированным
образом (по аудиторным связям, например,
таксомоторный парк. милиция, а по клиентурным
– магазин, больница), другие – совместно,
совокупно (по тем же группам: газета, общественный
транспорт, кино, театр, вуз). Особого внимания
заслуживает клиентурный индивидуализированный
тип контакта с точки зрения высказанных
выше соображений (усиленная по сравнению
с другими вариабильность, интенсивность).
Данная группа деловых организаций может
быть выделена в качестве специального
объекта социологических исследований
массового сознания, социальной эффективности
общественного производства, соотношения
структур конечного продукта и потребностей.
Кроме того, как и в других группах, эти
организации имеют сходные проблемы и
нуждаются в разработке для них типовых
методов обучения персонала тактике воздействия,
восприятия и т.п.