Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:51, реферат
На протяжении длительного периода в мировой практике существовали и продолжают существовать организации, в основе которых находятся вертикальные, традиционные структуры и весьма четко определенные функции. В отечественной практике они преобладают до сих пор. Эти организации называют механистическими.
Механистические организации характеризует прежде всего следующее:
широкое использование правил и процедур;
Третий тип: человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, он выглядит оригиналом. Однако если организация может позволить себе отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к отдельным ее членам и создать состояние свободы выбора форм поведения для таких ее членов, они могут найти свое место в организации и приносить ей пользу.
Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь, который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Было бы неверно считать, что такой тип поведения абсолютно неприемлем в организации и люди, ведущие себя таким образом, не нужны организации. Однако в большинстве случаев «бунтари» порождают множество проблем, которые существенно усложняют жизнь организации и даже наносят ей большой ущерб .
Научение поведению можно определить как достаточно устойчивый во времени процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего действия человека и реакцию окружения на эти действия.
Для научения поведению характерно наличие нескольких моментов. Во-первых, научение может идти как на собственном опыте, так и на опыте других людей. Во-вторых, научение поведению не обязательно касается только собственно реального поведения. Оно может касаться потенциального поведения, т.е. такого поведения, которое может быть осуществлено человеком, но которое не осуществляется им в его практике поведения. В-третьих, научение поведению всегда выражается в изменении человека. Даже в том случае, когда непосредственное поведение не претерпело изменений, человек уже становится другим, так как изменяется его поведенческий потенциал.
Выделяется три типа научения поведению. Первый тип связан с рефлекторным поведением человека, с тем, что названо в учении И. Павлова условным и безусловным рефлексом. Если, например, начальник приходит к подчиненным тогда, когда он чем-то недоволен, раздражен и намерен сделать им выговор, то всякое появление начальника может вызывать страх у подчиненных, желание избежать этой встречи независимо от того, зачем он к ним пришел. То есть появление начальника вырабатывает условный рефлекс желания скрыться с его глаз.
Второй тип научения поведению базируется на том, что человек делает выводы из последствий своего предыдущего опыта, осознанно корректирует и меняет свое поведение. Теоретическое описание данного типа научения в первую очередь опирается на исследования Б. Скиннера , который создал основы теории закрепления осуществленного поведения в зависимости от его последствий. Суть этой теории сводится к тому, что если человек видит, что его поведение приводит к благоприятным последствиям, то он стремится повторять данное поведение, если же последствия оказываются негативными, то желание вести себя и далее аналогичным образом будет существенно понижено. То есть поведение человека задается сознательным осмыслением результатов предыдущего поведения.
Третий тип научения поведению — это обучение на основе наблюдения поведения. Обычно это наблюдение чужого поведения. Человек, регулярно наблюдая, как ведут себя окружающие его люди, автоматически начинает подстраивать к их поведению свое собственное поведение. Он перенимает их стиль и манеры, навыки выполнения операций и т.п. Часто проводится целенаправленное наблюдение чужого поведения с целью перенять для себя что-то полезное. С развитием средств видеозаписи объекта расширяются возможности наблюдения и, в частности, расширяется объект наблюдения. Теперь человек может просматривать записи своего собственного поведения, что также может существенно влиять на корректировку поведения.
Очевидно, что все три типа научения поведению должны учитываться руководством организации в его попытках корректировать и формировать поведение членов организации. Не умаляя важности каждого из этих типов научения, тем не менее следует констатировать, что исключительно важную роль в процессе целенаправленного формирования поведения человека в организации играет второй тип научения.
Чему
же учится человек в организации,
какие стороны его поведения
корректируются иди меняются в процессе
научения? Во-первых, придя в организацию
и далее осуществляя свою деятельность
в ней, человек изучает свою функциональную
роль: что он должен делать для лучшего
выполнения работы, как осуществлять более
эффективно работу, как и с кем коммуницировать
в процессе работы. При этом он учится
расставлять акценты в выполняемой им
работе с точки зрения того, что считается
в организации более важным, а что менее
важным в его деятельности, за что идет
вознаграждение, что входит в оценку качества
его работы. Во-вторых, в организациичеловек
учится выполнению формально-процедурных
действий, таких, как заполнение различных
анкет и форм, оформление заявок, назначение
и проведение встреч, передача, получение
и осуществление ответа на полученную
информацию, временное оставление рабочего
места, приход и уход с работы, парковка
автомобиля, ношение одежды определенного
типа и т.п. В-третьих, человек учится
правильно понимать и занимать свое место
в организации. Он узнает существующие
в организации нормы, ценности и сложившиеся
на их базе неформальные группы и отношения,
учится правильно вести себя с коллегами
и руководством, определяет для себя с
кем иметь тесные отношения и от кого держаться
подальше, кому доверять, на кого полагаться
и кого опасаться. В-четвертых, человек учится
тому, как решать свои собственные задачи
в организации, как добиваться своих
целей.
Список литературы
1. Мамедов Н.М. Экологическая
проблема и технические науки. Баку. 1982
2. Дорфман В.Ф. Микроэлектроника:
технологический прогресс//
Вычислительная техника и ее применение.1989,№2.
Стр.32,
3. Подробнее см.: Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М., 1984. С,10-12
Там же. С.13.
4. Дорфман В.Ф. Указ. Соч. С.13-15,
Вычислительная
техника и ее применение. 1989, №5, С,7.
5.Барсуков В.С.,
Тарасов О.В. Новая информационная техноло
гия//Вычислительная техника и ее применение.
1989, №2, С,41-42,
6.Мамедов Н.М. Моделирование и синтез знаний. Баку, 1979.
Брэддик У. Менеджмент в организации. М., «Инфра-М», 1997.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., «Гардарики», 2000.
8. Десслер Г. Управление персоналом. М., «Издательство БИНОМ», 1997.
9. Лютенс Ф. Организационное поведение. М., «Инфра-М», 1999.
10. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. 17-модульная программа для менеджеров
«Управление развитием организации». Модуль 16. М., «Инфра-М», 2000
7.Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.elitarium.ru/