Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:08, курсовая работа
"Структура управления организацией", или "организационная структура
управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с
целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и
распределением между ними полномочий.
I. Организационные структуры управления ............. 3
1. Понятие и принципы построения управленческих
структур
.................................... 3
2. Типы структур управления организацией ......... 8
3. Виды бюрократических структур управления
организацией
.................................. 11
4. Виды органических структур управления
организацией
................................. 14
5. Тенденции эволюции организационных
структур
.................................. 18
Приложение № 1
.................................................. 19
Приложение № 2
................................................... 20
Приложение № 3
................................................... 21
Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств,
характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о
следующих чертах. Во-первых, решения принимаются на основе обсуждения, а не
базируются на авторитете, правилах или традициях. Во-вторых,
обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем,
являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую
цель, а не ради исполнения должностной инструкции. В-третьих, главные
интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации. В-
четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи
между деятельностью каждого индивида и миссией. В-пятых, правила работы
формулируются в виде принципов, а не установок. В-шестых, распределение
работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером
решаемых проблем. В-седьмых, имеет место постоянная готовность к проведению
в организации прогрессивных изменений.
Рассматриваемый тип
отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном
разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий
успех. Наиболее значительные различия между двумя типами структур
управления показаны в приложении № 1.
Реальный переход к
серьезной подготовительной работы. Прежде всего компании принимают меры к
расширению участия работающих в решении проблем организации (путем
обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.),
ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные
технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими
компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где
реализуются партнерские отношения).
Необходимо отметить, что органический тип структуры управления
находится лишь в начальной фазе своего развития, и в "чистом" виде его
используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре
управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех
компаниях, которые
стремятся приспособится к
3. Виды бюрократических структур управления
Бюрократический тип структур управления имеет много разновидностей, но
наиболее распространенной является линейно-функциональная организация, до
сих пор широко используемая компаниями всего мира.
Основу линейно-функциональной
построения и специализация управленческого персонала по функциональным
подсистемам организации (приложение № 2).
По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"),
пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы
аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию
ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством,
- показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов,
производительности труда, качества, использования производственных
мощностей. Для оценки служб, осуществляющих управление персоналам,
используются такие параметры, как текучесть кадров, дисциплина труда и
другие. Соответственно строится и система материального поощрения,
ориентированная прежде всего на достижение высоких показателей каждой
службой. При этом конечный результат работы организации в целом становится
как бы второстепенным, ибо считается, что все службы в той или иной мере
работают на его достижение.
Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур
управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату
управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся
процедур и операций
при сравнительной
функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа
каждой подсистемы и организации в целом. В то же время выявились и
существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие:
невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-
технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений
между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго
следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку
информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по
горизонтали); замедление прогресса управленческих решений.
Аналогичные характеристики имеет и так называемая линейно-штабная
структура управления, тоже построенная по принципу функционального
разделения управленческого труда, используемого в штабных службах разных
уровней. Главная задача линейных руководителей здесь - координировать
действия функциональных служб и направлять их в русло общих интересов
организации.
Еще одной разновидностью
которая в зарубежной литературе получила название дивизиональной.
Формирование этого вида структур за рубежом связано с процессами
"разукрупнения" гигантских корпораций в 60-е годы. Стремясь повысить
гибкость и приспособляемость к изменениям во внешней среде, крупнейшие
компании начали выделять из своего состава производственные отделения с
предоставлением им определенной самостоятельности в осуществлении
оперативного управления. При этом все важнейшие общекорпоративные функции
управления оставались в ведении центрального аппарата управления, который
разрабатывал стратегию развития организации в целом, решал проблемы
инвестирования, научных исследований и разработок.
В СССР введение этого типа структуры управления сопрягалось с
формированием объединений. В их состав включались различные предприятия и
организации, которые отчасти сохраняли свою самостоятельность. Управление
объединениями строилось исходя из предпосылки органической
взаимосвязанности их составных частей, реализующих общую цель. Однако имело
место существенное различие в уровнях централизации: наряду с
объединениями, в которых управление было полностью централизовано и
осуществлялось аппаратом головного предприятия (или специально созданным
органом), практиковались и децентрализованные структуры, особенно там, где
предприятия сохраняли свою хозяйственную и юридическую самостоятельность.
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной
структурой становятся не руководители функциональных подсистем, а
управляющие производственными отделениями. Структурирование организации по
отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: по видам
выпускаемой продукции или предоставляемых услуг (продуктовая
специализация), по ориентации на те или иные группы потребителей
(потребительская специализация), по обслуживаемым территориям
(территориальная
или региональная
более тесную связь с потребителями и рынком, существенно ускоряя реакцию
организации на изменения, происходящие во внешней среде (приложение № 3).
Мировая практика показала: с введением дивизиональных принципов
структура управления организацией (и входящими в нее отделениями) в основе
своей остается линейно-функциональной, но одновременно усиливается ее
иерархичность, то есть управленческая вертикаль. В результате существенно
уменьшается нагрузка на верхний эшелон управления, который
сосредоточивается на стратегическом менеджменте организации в целом. В то
же время отделения, обретающие оперативно-хозяйственную самостоятельность,
начинают работать как "центры прибыли", активно использующие
предоставленную
им свободу для повышения
И все же в целом структура
управления оказывается
всего за счет промежуточных (средних) уровней менеджмента, созданных для
координации работы различных отделений. Дублирование функций управления на
разных уровнях в конечном счете вело к росту затрат на содержание
управленческого аппарата.
Аналогичные в принципе результаты продемонстрировали и отечественные
объединения, применявшие такой же вид структуры. Сохранение линейно-
функционального построения управления усиливало недостатки по всей цепи
принятия управленческих решений, удлиняло сроки согласований и потоки
циркулирующей управленческой информации. Но самым главным негативом
оказалось то, что не произошло ожидаемого прорыва в области научно-
технического прогресса. Вся система управления объединениями и входящими в
их состав предприятиями и организациями нацеливала прежде всего на
выполнение краткосрочных и оперативных планов и задач. Перспективные же
цели, в том числе научно-технические, как правило, отодвигались на второй
план; на них не хватало ни времени, ни средств. Не было и прямой
заинтересованности в их постановке и решении, ибо оценка работы
производилась, как и раньше, по итогам текущей производственно-
хозяйственной деятельности. Все это отрицательно сказалось на