Организационная структура инновационного предприятия на примере ООО «Северпромресурс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Одним из главных резервов повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования структур управления. Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты организационных структур управления:…………
1.1 Понятие организационной структуры управления……………………......
1.2 Процесс формирования организационной структуры……………………..
1.3 Методы проектирования структур…………………………………………..
1.4 Оценка эффективности организационных решений……………………….
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Северпромресурс»……………………………………………………………….
2.1 Производство и реализация продукции………………………………….
2.2 Организационная структура предприятия…………………………………...
2.3 Основные результаты финансово-хозяйственной деятельности…………...
3. Организационная структура инновационного предприятия…………………
3.1 Оценка необходимости корректировки организационных структур………
3.2 Обоснование необходимости выделения отдела маркетинга на предприятии в самостоятельное подразделение…………………………………
3.3 Экономический эффект от выделения отдела маркетинга предприятия в самостоятельное подразделение…………………………………………………..
Выводы и предложения…………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложения………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.docx

— 72.21 Кб (Скачать)

3.2 Обоснование необходимости  выделения отдела  маркетинга на  предприятии в  самостоятельное  подразделение 
 

     Сейчас  служба маркетинга является как бы придатком коммерческой службы. А  должно быть наоборот. И задача данной курсовой работы дать рекомендации по организации настоящего регулярного маркетинга на фирме, который обеспечит ей не только выживание, но и развитие и превосходство над конкурентами. Задача управленческого аппарата предприятия - создать здоровую структуру организации, которая обеспечит движение в правильном направлении.          Ситуация с маркетингом на предприятии выглядит следующим образом. В отделе сбыта и маркетинга в настоящее время работает 7 человек (один начальник отдела и 5 специалистов по маркетингу и заместитель начальника отдела маркетинга).       Служба маркетинга функционирует на предприятии в условиях неопределенности, так как четко не распределено выполнение функций маркетинга на предприятии между подразделениями, отделами, не определены права и обязанности службы и т.д. Это ведет к возникновению трений между отделами, перекладыванию ответственности и работы с одного отдела на другой. Кроме того, я считаю, что существующая система соподчиненности как внутри, так и вне службы маркетинга крайне неэффективна. Все это ведет к снижению эффективности работы организации на конкурентном рынке.      Основными задачами отдела сбыта и маркетинга на предприятии являются:             - анализ и прогнозирование основных конъюктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции: коммерческо-экономических, включая экономическую ситуацию и финансовое состояние потенциальных покупателей; реального платежеспособного спроса на выпускаемою продукцию и соотношения спроса и предложения на конкретные виды продукции; объемов поставки, технического уровня и качества конкурирующей продукции, ее преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией данного предприятия; наличия новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой продукции предприятием;            - исследование потребительских свойств выпускаемой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей;     - выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;      - анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями;          - выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;      - расчет емкости рынка для продукции предприятия;     - координация и согласование действий всех функциональных отделов в выработке единой коммерческой политики;       - сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации по коньюктуре потенциальных рынков сбыта продукции предприятия; создание информационно-статистического банка данных по маркетингу, включая данные по заявке на поставку продукции, ее производству, наличию запасов, использование этих данных для ускорения сбыта продукции;           - определение географического размещения потенциальных потребителей;            - определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке;        - исследование структуры, состава и организации работ, сбытовой сети, обсуживающей данный рынок;         - организация обратной связи с потребителями: изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции;  - анализ мотивов определенного отношения потребителей к предлагаемой им продукции;          - анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции;   - разработка стратегии рекламы по каждому изделию и плана проведения рекламных мероприятий;        - организация рекламы при помощи средств массовой информации;   - анализ организации оптовой торговли, сбытовой сети, выбор наиболее оптимальных по длительности, стоимости, и технической оснащенности каналов реализации продукции предприятия, оценка эффективности работы сбытовой сети;            - анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта, определение причин этого;  - проведение сравнительного анализа издержек обращения, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов     - формирование новых потребностей с целью расширения рынка и поиск новых форм применения выпускаемой продукции;     - разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик, выпускаемой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств;          - участие совместно с экономическим и технологическим отделами в определении себестоимости новых изделий и разработка мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции;      - подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов конъюнктуры рынков и спроса на отдельные виды продукции;  - подготовка и заключение договоров с покупателями с учетом нормативных актов на поставку продукции;       - составление годовых, квартальных и внутримесячных планов поставок продукции в соответствии с договорами и контроль за их выполнением.           В настоящее время маркетологи не справляются с поставленными перед ними задачами, поэтому многие маркетинговые функции выполняются на уровне заместителей генерального директора. Так например, инициатива для проведения рекламных акций, довольно редко проводимых предприятием, исходит от высшего руководства. Происходит отвлечение работников предприятия от своих прямых обязанностей, в результате чего эффективность работы как по исполнению своих основных обязанностей, так и в области маркетинга является очень низкой. Предлагаемые изменения в организационной структуре управления (ОСУ) предприятия в области маркетинга в сущности просты. Необходимо сконцентрировать проведение всего комплекса маркетинга в одних руках, т.е. ввести должность зам. генерального директора по маркетингу, которому бы подчинялась служба маркетинга и частично коммерческая служба. Одновременно необходимо обеспечить, чтобы зам. генерального директора по маркетингу мог давать рекомендации другим подразделениям по осуществлению их функций. Эти рекомендации при согласовании с генеральным директором должны иметь обязательный характер.         Исходя из этого схема управления маркетингом будет выглядеть следующим образом:         Заместитель Генерального директор по маркетингу ;   Отдел конъюнктуры рынка;        Группа сбыта спроса и рекламы продукции.     Группа сбыта включает специалиста по формированию портфеля заказов.            После проведения реорганизации необходимо закрепить по подразделениям выполнение маркетинговых функций и разграничить обязанности. Для этого мы должны откорректировать положение об отделе маркетинга, должностные инструкции для специалистов отдела маркетинга. Также должна быть сделана попытка разработать некоторую законодательную базу для функционирования маркетинга на предприятии. Имеется в виду форматы маркетинговых отчетов, форматы маркетинговых исследований, положения о рекламе и рекламном бюджете, о маркетинговых исследованиях и т.д. Эти документы очень облегчают жизнь специалистов, стандартизируют формы предоставляемой отчетности и указывают, кто, что и когда делает в фирме в рассматриваемой области.     Отдел конъюнктуры рынка спроса и рекламы продукции:    1 Проведение маркетинговых исследований в следующих областях деятельности предприятия:          -отбор и разработка новых изделий;       -рекламная деятельность;         -сбыт и рынки.           2 Формирование рынков сбыта изделий, принятых к освоению, включая использование внешних компьютерных сетей.     3 Создание банков данных по следующим направлениям:    -потенциальные конкуренты и их товар;       -потребители;           -разработчики новых изделий и их новые разработки.   Эффективность управления маркетингом зависит, прежде всего, от эффективности планирования. Предприятие глубоко не разрабатывает стратегию, при планировании маркетинга не всегда используется комплексный подход. В то же время не всегда есть полноценная информационная база данных, доступная всем заинтересованным отделам предприятия, ввиду чего комплекс планирования не гибок и не может быть максимально эффективным.         На предприятии планирование деятельности проводится разрозненно, данные маркетинговых исследований служат основой для принятия решения в основном относительно ассортимента и объема выпуска продукции и при ценообразовании.          Одной из серьезных проблем является отсутствие как такового стратегического маркетинга. Для его осуществления необходимы высококвалифицированные специалисты - маркетологи-практики. Анализ состояния маркетинга на предприятии показал, что таких специалистов мало, и, как правило, все их рабочее время занято решением текущих задач. Поэтому времени на формирование стратегии не остается. Но, как известно, отсутствие стратегии редко приводит к успеху. Отсутствие целостной картины стратегического управления - одна из причин, приводящих предприятия к ситуации, когда они не развиваются, а просто стараются выжить. 

3.3 Экономический эффект  от выделения отдела  маркетинга 
предприятия в самостоятельное подразделение
 

     Предприятию необходимо продумывать маркетинговый  план, который предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков, которые составляют большую часть  бизнеса, то есть тех 20%, которые дают возможность предприятию поддерживать свой бизнес на должном уровне.                   Менеджеры высшего звена часто поддерживают личные контакты с менеджерами фирмы - покупателя одного с ними ранга и на постоянной основе курируют отношения с этими заказчиками. При потере крупного клиента за это непосредственно возлагается на высшее руководство фирмы. Чтобы избежать таких потерь, необходимо принять к действию следующие меры:              - Расширение сбытовой команды;        - Подготовка и обучение сбытового персонала;      - Приобретение более полных знаний по существующим рынкам;  - Изучение и анализ потенциальных рынков;      - Ежеквартально проводить опросы покупателей, как в крупных универмагах, так и в магазинах для выявления покупательских предпочтений;            - Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый вид товара и принимать план, опираясь на полученную статистику. 
 
- Отсутствие информации о предприятии в СМИ неблагоприятно сказывается на её имидже, а так же влияет на спрос товаров, поэтому перед выводом на потребительский рынок новых товаров необходимо провести широкомасштабную рекламную кампанию;       - Разработка новых товаров с предварительным изучением нужд и потребностей потенциальных клиентов.        - Ежемесячно выделять средства для проведения рекламных мероприятий.           Таким образом, в маркетинговой деятельности ООО «Северпромресурс» важную роль должны играть качественные оценки, так как многие решения принимаются интуитивно, на основе слабо формализуемых исследований и при недостаточной информационной поддержке. На предприятии внедряется программа, направленная на решение таких практических задач, уровень формализации которых позволяет использовать корректные алгоритмы решения, а также математические методы.            Для того, чтобы рассчитать эффект, который будет произведен после совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии и маркетинговых мероприятий, которые в последствии будут реализованы, рассчитаем затраты на формирование информационной компьютерной программы.           Чтобы создать информационную программу на данном предприятии ему необходимо принять на работу  соответствующий персонал: специалиста в компьютерных технологиях, который мог бы создать регулярно совершенствовать эту программу, а также выступать в качестве технического персонала для обслуживания других компьютеров. Рассчитаем затраты на зарплату работникам отдела в месяц.      S з/п = 3с*3чел.          где, S з/п – затраты на зарплату специалиста, руб.;    Зм- зарплата ведущего специалиста, руб.;    Sз/п=7000*3чел. = 21000,        ЕСН = 21000*0,262 = 5502 руб.       Всего: = 21000+5502=26502

     Необходимо  приобрести новые комплектующие  для персональных компьютеров.           Sоб. = Sкомпл.*3к         где, Sоб. – стоимость уже усовершенствованного оборудования, Sкомпл. – стоимость комплектующих, 3к – три компьютера.   Sоб. = 5000*3 = 15000        Рассчитаем итоговые затраты на внедрение информационной программы.            Sи = Sз/п+Sоб.          Sи = 26502+15000руб. = 41502       Теперь рассчитаем затраты на предложенные мероприятия. Исследование предпочтений потребителя: создадим флаера (форматом А5), в которых будет содержаться краткая анкета с опросом предпочтений потребителя, с кратким описанием ассортимента товаров и характеристикой предприятия и с учетом возврата этих флаеров.

     Sпот. = Sф. + 3мер.         где, Sпот. – затраты на предпочтение потребителя, руб.;    Sф – затраты на печатание флаеров, руб.       -3000экз.*2,1руб. = 6300руб.;        3мер. – зарплата мерчендайзеров (200 руб. / день), руб. – для размещения этих флаеров наймем 10 студентов, т.е.     200 руб.*10*1,262=2524руб.        Sпот. = 6300*2524руб. = 8824руб.      Создадим web -страницу в интернете для облегчения поиска информации о товарах предприятия для оптовых и розничных покупателей, тем самым экономя свое время.        Для создания web -страницы нам потребуется веб -дизайнер, который разработает и создаст эту страницу.

     Зв-д = 7000*1,262=8834руб.

     где, Зв-д – заработная плата веб-дизайнера, руб.   Налаживание связи с потребителем (целевым рынком):    Sсв. =Sк.к+Sб+Sэ+Sк-д         где, Sсв. – затраты на налаживание связи с потребителем, руб.;   Sк.к – затраты на создание карманного календаря – 3000экз.*1,7руб. = 5100руб.;             Sб – затраты на создание буклета с двумя фалицами (формата А4), описывающий ассортимент нашего предприятия – 2000экз.*4,1руб. = 8200руб.;             Sэ - затраты на создание этикетки (формата 7 х10) с фирменным логотипом предприятия, с целью поддержания известности, узнаваемости и запоминания товаров ООО «Северпромресурс» - 20000экз.* 0,5руб. = 10000руб.;            Sк-д - затраты на создание календаря - домик - 1000экз.* 6,2руб.= 6200 руб.             Sсв.= 5100руб. + 8200руб. + 10000руб. +6200руб. = 29500руб.   Для создания имиджа фирмы создадим вывеску (на метало каркасе):  на 1кв.метр стоит 1100руб. Объем вывески составит 4*1 метр.  Sв. = Sс.+Sу.          где, Sв. – затраты на создание вывески, руб.;      Sc. – затраты на стоимость самой вывески – 4кв.м.*1100руб. = 4400руб. Sу – затраты на монтаж и установку вывески – 4400руб.*30% = 1320руб.             Sв. = 4400+1320 = 5720руб.       Исследование конкурентов - мы ничего не затратим, потому что наши помощники будут сами добывать информацию о конкурентах (т.е. ходить на выставки, брать прайсы, листовки и т.д.).      Рассчитаем суммарные затраты на совершенствование маркетинговой деятельности исходя из предложенных мероприятий.    Sобщ. = Sи. + Sпот.+ Sз.д. + Sсв. + Sв.      Sобщ. = 41502р +8824р +8834р +29500р + 5720р = 94380 руб.    Затраты на совершенствование маркетинговой деятельности очень быстро окупятся, и ожидаемый эффект от предложенных мероприятий не заставит себя долго ждать.

      
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 

     Выводы  и предложения 

     Структуру можно выбирать и понять только при  широком, комплексном подходе к  изменениям предприятия и его окружающей среды.  Как показывает опыт, процесс внесения коррективов в организационную структуру управления должен предусматривать:   - Систематический анализ функционирования организации и её среды с целью выявления проблемных зон. Анализ может базироваться на сравнении конкурирующих или родственных организаций, представляющих иные сферы экономической деятельности;        - Разработку генерального плана совершенствования организационной структуры;             - Гарантию того, что программа нововведений содержит максимально простые и конкретные предложения по изменению;      - Последовательную реализацию планируемых перемен. Введение незначительных изменений имеет большие шансы на успех, чем изменения крупного характера;           - Поощрение повышения уровня информированности сотрудников, что позволит им лучше оценить свою причастность и, следовательно, усилит их ответственность за намеченные перемены.      Рыночная экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, требует никак не меньше, а даже больше менеджеров, чем прежняя система. Но менеджеры эти должны быть совсем иными, нежели раньше, обладать новыми качествами.      Если же говорить о методах эффективной работы руководителей, то, не умаляя значения, скажем, компьютеризации процессов управления, внедрения рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета затрат и результатов, нужно сказать, что эффективность управления начинается, возможно, с малого умения осознать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться и многое другое.  Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями.          Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.     Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений.     В заключение можно вспомнить старую, проверенную временем истину: «Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач». Конечно, современный мир многообразен, зависит от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство хозяйством и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности.

      
 
 

 
 
 
 
 
     
Список использованной литературы: 

     1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. "Совершенствование  структуры, функций и экономических  взаимоотношений управленческих  подразделений предприятий при  формах хозяйствования". Учебное  пособие. - М.: ГАУ, 2007г.            2. Веснин В.Р. Менеджмент для всех . - М.: Знание, 2007. - 173 с.   3.Авсянников Н.П. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие.- М.:Изд-во РУНД,2002.-231с.

     4. Кричевский Р.Л. “Если Вы руководитель” М:”Дело”, 2006   5.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент.- СПб.: Питер,2001.-304с.             6.Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.-446с.       7. Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 2006.- 275 с.  8. "Менеджмент организации". Учебное пособие/Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфа-М, 2005г.    9. Райсс М. "Оптимальная сложность управленческих структур"// Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №5     10. Яккока Л.В. “Карьера менеджера” М,2007

      
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 

      
 
 
 
 

    
 
Приложение В 

   Таблица 1 – Динамика показателей эффективности  реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Показатели Предыдущий  год Отчетный год Отклонение (+,-)
1. Выручка от реализации товаров, тыс.руб. 3277 10007 +6730
2. Полная с/с реализации товаров,  тыс.руб. 3493 9331 +5838
3. Прибыль от реализации, тыс.руб. -216 676 +892
4. Рентабельность от реализации, тыс.руб. 6,18 7,24 +1,06
5. Затраты на 1 руб. реализации, коп. 1,07 0,93 -0,14
6. эффективность продаж, % 6,6 6,7 +0,1

Информация о работе Организационная структура инновационного предприятия на примере ООО «Северпромресурс»