Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 22:08, курсовая работа
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно определяется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствие с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
___________________________
1 Веснин В.Р. Основы менеджмента. Изд. 4-е, доп. и испр. – М.: ООО «Издательство ЭЛИТ», 2004. стр. 96.
1.3.
Формирование, поддержание
и изменение организационной
культуры.
Формирование организационной культуры.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы:
Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполняемым задачам, методам их решения, реакции на успех и неудачи и т.п.
Используя выработанный совместный опыт, члены организации развивают общие подходы, помогающие им в их деятельности. Люди должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что так красиво заявляется с высоких трибун для акционеров. Это поможет им сформировать понимание их вклада в выполнение организацией своей миссии.
Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств их достижения. В одних организациях работники участвуют в установлении целей и, таким образом, принимают на себя ответственность за их достижение. В других – работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в-третьих – может не быть ни того, ни другого или быть и то, и другое.
Отмечу, что работники нуждаются в развитии приемлемых способов доведения до представителей внешней среды информации о своих реальных возможностях, преимуществах и успехах. Некоторые компании организуют для этих целей поездки своих сотрудников и на предприятия заказчиков, и на предприятия поставщиков.
Важно также, чтобы в организации знали о том, когда можно допустить неудачу. Для этого отдельные компании при разработке новых проектов устанавливают рубежи, на которых по причине неудачи проект сворачивается. Это официально предусматривается проектным документом, так что все знают об этом.
Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации. Процесс внутренней интеграции часто начинается с установления специфики в определении себя, что относится как к отдельным группам (субкультуры), так и ко всему коллективу организации.
Взаимодействуя между собой, члены организации стремятся описать для себя окружающий их организационный мир. Они могут прийти к выводу, что он является меняющимся или застойным, полным возможностей или опасностей. Так, люди пойдут на нововведения, если они верят, что могут провести важные изменения в окружающем их мире и то, что раньше составляло опасность, теперь может стать возможностью для изменений. На формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры влияют ряд факторов внешнего и внутреннего окружения.
На всех стадиях развития организации управленческая культура ее лидера (его личная вера, ценности и стиль) во многом может определять культуру организации.
Формирование
культуры организации связано с
внешним для организации
Принятие компанией определенной культуры может быть связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п.
Анализ
факторов формирования организационной
культуры показывает, что последняя является
предметом развития и изменений в течении
всей жизни организации. При этом в
силу «глубинности» базовых предположений
и их «устойчивости» указанные процессы
протекают скорее постепенно и эволюционно,
чем радикально и революционно1.
Поддержание организационной культуры.
Обычно организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организации с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, заносят в нее «вирус» другой культуры. Какая из культур «выживет», во многом зависит от ее силы, так как последнее влияет на интенсивность определенных образцов поведения.
Сильная культура не только создает преимущество для организации. Следует иметь в виду, что сильная культура является в то же время серьезным препятствием на пути проведения изменений в организации.
______________________________
1
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент:
Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.
стр. 420.
«Новое»
в культуре вначале всегда
слабее. Поэтому считается лучше
иметь умеренно сильную
Существуют методы поддержания организационной культуры, основными из них являются следующие:
Культура организации может оказаться приемлемой для определенного периода времени и условий. Изменение условий внешней конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии требуют изменений культуры организации, сдерживающей повышение ее эффективности. Для создания новой культуры организации требуется много времени, поскольку старая организационная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее формальной структуры, проектировку помещений и здании и т.д.
На возможность изменения
культуры влияют следующие
факторы: организационный
кризис, смена руководства,
стадии жизненного цикла
организации, ее возраст,
размер, уровень культуры,
наличие субкультур.
В состав организационной культуры
входит управленческая культура организации.
Она реализуется в повышении эмоционального
состояния работников и активизации их
деятельности.
Организационный кризис. Он подвергает сомнению имеющуюся практику и открывает возможности для принятия новых ценностей. Примерами кризиса могут быть ухудшение положения организации, ее финансовое поглощение какой-то другой организацией, потеря главных клиентов, резкий прорыв конкурентов на рынок организации.
Смена
руководства. Поскольку высшее руководство
является главным фактором в формировании
культуры организации, замена ее главных
руководителей способствует введению
новых ценностей. Но новое руководство
само по себе не является гарантией того,
что работники примут новые ценности.
Новые лидеры должны иметь четкое альтернативное
видение того, какой может быть организация,
и обладать авторитетом.
Стадии жизненного
цикла организации. Изменить культуру
организации легче в переходные периоды
от ее создания к росту и от зрелости к
упадку. Когда организация вступает в
стадию роста, основные изменения организационной
культуры будут необходимы. Культура организации
еще не укоренилась, и работники примут
ее изменения, если:
• предыдущий успех организации не отвечает
современным условиям;
• работники не удовлетворены общим состоянием
дел в организации;
• образ основателя (учредителя) организации
и его репутация под сомнением. Другая
возможность изменения культуры появляется,
когда организация вступает в стадию упадка.
На этой стадии обычно необходимы сокращение
персонала, снижение затрат и принятие
других подобных мер, которые драматизируют
настроения работников и свидетельствуют
о том, что организация переживает кризис.
Возраст
организации. Независимо от стадии жизненного
цикла организации, чем меньше ее возраст,
тем менее устоявшимися будут ее ценности.
Изменение культуры более вероятно в молодой
организации.
Размер организации. Изменить культуру
легче в малой организации, так как в ней
общение руководителей с работниками
более тесное, что увеличивает возможности
распространения новых ценностей.
Уровень
культуры. Чем шире распространена культура
в организации и выше сплоченность коллектива,
разделяющего общие ценности, тем сложнее
изменить культуру. Слабая культура более
подвержена изменениям, чем сильная.
Наличие субкультур. Чем больше существует
субкультур, тем сильнее сопротивление
изменению доминирующей культуры. Для
изменения культуры необходима особая
стратегия управления культурой в организации.
Она предполагает:
• анализ
культуры, который включает аудит
культуры для оценки ее текущего состояния,
сравнение с предполагаемой (желаемой)
культурой и промежуточную
• разработку специальных предложений
и мер.
Даже там, где условия для изменений благоприятны,
руководителям не следует ожидать быстрой
адаптации в организации новых культурных
ценностей. Процесс изменения культуры
в организации может занять длительное
время1.
______________________________
1 Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. стр.181.
Глава 2. Управление организацией через культуру.
2.1. Факторы, влияющие на культуру организации.
Существует очень много факторов, влияющих
на организацию, за которые прямую ответственность
несет высшее руководство. Они охватывают
важные вопросы, которым должно заниматься
руководство, чтобы сохранить нормальное
внутреннее и внешнее состояние фирмы.
Это экономические, политические, технологические
и международные факторы, факторы конкуренции
и социального поведения. Помимо этих,
существуют и нетрадиционные факторы,
которые, как, оказывается, имеют решающее
значение для успешной деятельности организации
в долгосрочной перспективе. К ним относятся
культура организации и ее образ.