Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 22:08, курсовая работа
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно определяется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствие с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
1.2. Содержание, виды и типы организационной культуры.
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре:
______________________________
1
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент:
Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.
стр. 420.
Указанные
характеристики культуры организации
в совокупности отражают и придают
смысл концепции
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды:
Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения потребностей. В определенном смысле, организационные контркультуры являются выражением недовольства тем, как организационная власть распределяет организационные ресурсы. Особенно часто подобная ситуация возникает в период организационных кризисов или реорганизации. В этих условиях некоторые «контркультурные» группы могут стать достаточно влиятельными или даже доминирующими1.
Выделяют следующие виды культур:
______________________________
1 Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2002. стр. 388.
формируется горизонтальная субкультура. Любая группа в организации может создать субкультуру, однако большей частью субкультуры определяются департаментской (отдельческой) структурной схемой или географическим разделением. Она будет включать основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела. Особенности субкультуры каждой структурной единицы организации влияют друг на друга и формируют общую часть культуры организации. В успешно работающих организациях существует собственная культура, которая приводит их к достижению положительных результатов.
Организационная
культура позволяет отличать одну организацию
от другой, создает атмосферу
формирует отношение и поведение работников.
2.
Сильная и слабая культура. Необходимо
различать сильную и слабую культуру.
Сильная культура характеризуется
главными (стержневыми) ценностями организации,
которые интенсивно поддерживаются, четко
определены и широко распространяются.
Чем больше членов организации, которые
разделяют эти главные ценности, признают
степень их важности и привержены им, тем
сильнее культура. Молодые организации
или организации, характеризующиеся постоянной
ротацией мнений (понятий) среди своих
членов, имеют слабую
культуру. Члены таких организаций
не имеют достаточного совместного опыта
для формирования общепринятых ценностей.
Однако не все зрелые организации со стабильным
кадровым составом характеризуются сильной
культурой: главные ценности организации
должны постоянно поддерживаться.
Каким образом
культура влияет на эффективность организации?
Эффективность требует, чтобы культура
организации, ее стратегия, окружение
(внешняя среда) и технология (внутренняя
среда) были приведены в соответствие.
Стратегия организации, опирающаяся на
требования рынка и более подходящая при
динамичном окружении, предполагает культуру,
основывающуюся на индивидуальной инициативе,
риске, высокой интеграции, нормальном
восприятии конфликтов и широком горизонтальном
общении. Стратегия, диктуемая перспективами
развития производства продукции, фокусируется
на эффективности, лучшей работе при стабильном
окружении. Она более успешна, когда культура
организации предусматривает ответственный
контроль, минимизирует риск и конфликты.
Таким образом, различные организации
тяготеют к определенным приоритетам
в организационной культуре. Организационная
культура может иметь особенности в зависимости
от рода деятельности, формы собственности,
занимаемого положения на рынке или в
обществе. Существует предпринимательская
организационная культура, государственная
организационная культура, организационная
культура лидера, организационная культура
при работе с персоналом и др.
Организации
всегда будут добиваться стабильности
и эффективности деятельности, если культура
организации адекватна применяемой технологии.
Регулярные формализованные (рутинные)
технологические процессы обеспечивают
стабильность и эффективность организации,
когда культура организации акцентирует
внимание на централизации в принятии
решений и сдерживает (ограничивает) индивидуальную
инициативу. Нерегулярные (нерутинные)
технологии эффективны, когда они заполняются
культурой организации, которая поддерживает
индивидуальную инициативу и ослабляет
контроль.
Сильная культура определяет последовательность поведения работников. Работники четко знают, какому поведению они должны следовать. Предсказуемость, упорядоченность и последовательность деятельности в организации формируются с помощью высокой формализации. Сильная культура достигает того же результата без ведения какой-либо документации и распределений. Более того, сильная культура может быть более эффективной, чем любой формальный структурный контроль. Чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Это все будет в подсознании работника, принимающего культуру организации.
Культуру
организации можно
1) допущений и предпочтений тех, кто ее создал;
2)
опыта, привнесенного их
Ее поддержание на необходимом уровне непосредственно зависит от подбора работников, действий высших руководителей и методов социализации.
Цель
подбора работников - выявить и принять
в организацию людей со знаниями и навыками
успешного выполнения соответствующей
работы. Окончательный выбор кандидата
определяется субъективной оценкой того,
кто принимает решение, насколько данный
кандидат будет отвечать требованиям
организации. Эта субъективная оценка
часто предопределяется культурой, существующей
в организации. Действия
высших руководителей оказывают значительное
влияние на организационную культуру.
Их поведение и провозглашаемая ими стратегия
организации устанавливают некие нормы,
которые затем воспринимаются всей организацией.
Социализация представляет собой процесс
адаптации новых членов в организации,
процесс восприятия ее культуры. Нередко
организационная культура может служить
более важным фактором предвидения поведения
организации, чем ее объективные характеристики.
Организация заинтересована в восприятии
культуры каждым ее сотрудником. Социализация
наиболее очевидна при поступлении на
работу нового сотрудника, когда его информируют
о том, как обстоят дела в организации,
каковы принятые в ней правила и традиции.
В некоторых случаях предлагается формальная
программа обучения с тем, чтобы работники
организации изучали ее культуру1.
Наиболее известная типология управленческих культур дана С. Хонди. Каждому из типов он присвоил имя соответствующего олимпийского бога.
______________________________
1
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.
– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,
2004. стр.174.
выработке идей, общих ценностях. Власть покоится здесь на знаниях, компетентности, профессионализме и обладании информацией. Это переходный тип управленческой культуры, способный перерасти в один из предыдущих. Он свойствен проектным или венчурным организациям.
Считается,
что на стадии зарождения организации
в управлении ею преобладает культура
власти; стадию роста характеризует
ролевая культура; стадию стабильного
развития – культура задачи или культура
личности; в кризис предпочтительна культура
власти1.