Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:39, курсовая работа
Цель работы – исследовать приобщение к организационной культуре Сибирской Академии Государственной Службы студентов 2 курса специальности «Государственное и муниципальное управление».
Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические источники по данной теме, а именно понятие организационной культуры, ее элементы, уровни, методы поддержания и укрепление организационной культуры;
2.Подобрать инструментарий для исследования организационной культуры студентов 2 курса;
3.Исследовать процесс приобщения к организационной культуре СибАГСа студентов 2 курса специальности «Государственное и Муниципальное управление»;
4.Разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………5
1.Понятие организационной культуры……………………………….... 5
2.Структура организационной культуры ………………………………8
3.Влияние организационной культуры на эффективность организации 11
1.Модель Сате …………………………………………………………11
2.Модель Питерса – Уотермана ……………………………………….13
3.Модель Парсонса …………………………………………………… 15
4.Модель Квина – Рорбаха ……………………………………………16
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА К ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СИБАГСА ………………..18
1.1 Описание объекта и методов исследования 18
2.2. Результаты исследования 19
2.3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры студентов СибАГС 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...……..26
Данная общая модель описывает ценности культуры организации в связи с каждым отдельным подходом к определению эффективности и сопоставляет перспективу одного подхода со всеми другими.
Таким образом, все в большой степени
организационная культура становится
предметом пристального внимания менеджеров
всего мира, поскольку является комплексной,
интегральной характеристикой организации15.
Усиление внимания со стороны исследователей
к проблеме формирования культуры организации
в большей мере связано с тем, что возросло
понимание того явления, которое культура
оказывает на эффективность функционирования
организации.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА К ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СИБАГСА
В качестве объекта исследования были выбраны группы 7111, 7112, 7113 2 курса специальности «Государственное и Муниципальное управление» Сибирской академии государственной службы.
В ходе исследования были применены следующие методы:
Анкетирование. Для проведения исследования была адаптирована тестовая методика Р. Куинна «Наши ценности». В классической методике предложено 45 утверждений. При согласии с утверждением необходимо поставить галочку в графе «Да» и, соответственно, при несогласии с утверждением необходимо поставить галочку в графе «Нет».
В адаптированной методике (см. Прил. 2) представлено 39 утверждений, на которые необходимо было отвечать аналогичным способом. Были переформулированы некоторые вопросы. Так, слова «фирма», «организация» и т.п. были заменены на «ВУЗ», «группа» и т.п.
Вовсе были убраны такие утверждения, как
Были
переформулированы следующие
Формулировка
вопроса в анкете
Р. Куинна |
Формулировка вопроса в адаптированной анкете для студентов |
Жизнь ради работы | Сейчас учеба главное в моей жизни |
Работать, а не подрабатывать | Учиться в полную силу |
К сотрудникам относятся как к рабочей силе | Студент не рассматривается как личность |
Каждое достижение должно материально вознаграждаться | Каждое достижение должно поощряться |
Какое питание, такая и работа | Какая стипендия, такая и учеба |
Хорошо поработал – хорошо заработал | Хорошо поработал – получил автомат |
Клиент всегда прав | Кто первый встал, того и тапки |
Продвижение по служебной лестнице – символ успеха | Хорошие оценки – символ успеха |
Наблюдение. В процессе наблюдения за группой были выявлены: атмосфера доброжелательности, дружность, сплоченность и активность групп.
В ходе исследования было опрошено 26 студентов групп 7111, 7112, 7113, а именно 20 респондентов женского пола, 6 мужского. Возрастной состав этих групп- 20 респондентов по 18 лет, 3 по19 и 3 по 17. Группы с интересом откликнулась на мою просьбу заполнить анкеты. Проблем с заполнением анкет не возникло, с заданием справились быстро, без каких-либо сложностей.
Анализ анкет на предмет определения типа организационной культуры выявил следующие результаты:
В первой группе ярко выраженная клановая культура, а именно 75%.
Во второй группе клановая культура составляет- 87,5%.
В третьей группе нет определенно доминирующей культуры, рыночная составляет-46%, клановая -38%
В общем по трем группам:
Диаграмма 1. Результаты, полученные в ходе анализа анкет студентов групп 7111, 7112, 7113
Из диаграммы видно, что наибольшее количество баллов набрала клановая культура, за ней следует рыночный тип культуры.
Второй этап исследования состоял в том, чтобы рассчитать коэффициент совпадений ценностей для всех типов организационных культур по каждому из вопросов по следующей формуле:
Кц = .
С помощью этой формулы автор узнал, какая из предложенных ценностей является ценностной и значимой для группы, какая же не имеет никакого значения для коллектива или противоречит сложившейся культуре, какая является взаимоисключающей, а какая – промежуточной. Таким образом, мы находим коэффициент k, который находится в пределах от 0 до 1. Поэтому этот промежуток разбивается на 4 интервала:
1. 0 - 0,4 % - данная ценность для членов коллектива не имеет значения и противоречит сложившейся культуре;
В группах 7111, 7112, 7113 среди вопросов, относящихся к иерархической культуре, коэффициенты (k) вопросов 9, 19, 33 равны 0,89, 1, 0,78 ценности значимы и непротиворечивы. Что касается адхократической культуры, то наиболее значимыми являются ценности, которые относятся к вопросам 10,30, 37 и 38, т. к. они имеют k, равный 0,95, 0,80, 0,76 и 1 соответственно.
Среди ценностей, относящихся к рыночной культуре, ценности, характеризующиеся вопросами 4 и 13, 30 являются значимыми и непротиворечивыми, т. к. они имеют k, равные 0,8, 0,95, 0,8.
Что касается клановой культуры, то это вопросы 25, 27,31,32,33, 35, 40,44 имеющие k, равный от 0,78 до 1 соответственно.
Таким образом, в группе наиболее значимыми и непротиворечивыми являются ценности клановой культуры (прил. 3).
Таким образом, выдвинутая гипотеза о доминирующем клановом типе культуре подтвердилась, почти все ее ценности являются значимыми и непротиворечивыми для групп.
Респондентами являлись представители специальности «Государственное и Муниципальное управление», преобладающим типом культуры которых - клановая: управленческое лидерство- это самое главное в их дальнейшей деятельности, организационная деятельность, высокая степень сплоченности. Они студенты 2 курса, у которых только начинается процесс приобщения к бюрократической культуре СибАГСа, также на них оказывает большое влияние внешняя среда.
С учетом этого можно дать следующие рекомендации:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В последние годы интерес, как теоретиков, так и практиков менеджмента резко усилился как к проблеме культуры организации, так и к ключевым факторам, способствующим её созданию и развитию. Усиление внимания со стороны исследователей к проблеме формирования культуры организации в большей мере связано с тем, что возросло понимание того явления, которое культура оказывает на эффективность функционирования организации.
В данной работе проведён всесторонний анализ понятия организационной культуры. При анализе структуры организационной культуры были выделены три её уровня, а также другие компоненты и характеристики. В данной работе было проведено исследование в 7111,7112,7113 группах, в результате чего был определен тип организационной культуры, преобладающий в группе. Для проведения исследования был использован метод тестирования. Целью тестирования являлось определить тип организационной культуры, доминирующий в группах : иерархической, адхократической, рыночной или клановой; а также выяснить, какая из культур является не только доминирующей, но значимой и непротиворечивой для группы. Для этого использовалась классификация организационных культур, предложенная Камероном К. и Куинном Р. После проведенного исследования результаты были проанализированы, и на основании их сделаны соответствующие выводы, и предложены рекомендации.
Степень
развития культуры организации зависит
от отрасли в которой
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Компоненты,
составляющие организационную культуру
по В.В. Козлову.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Наши ценности»
Высказывания | Да | Нет | |
Безделье и прогул не наша проблема | |||
Боязнь наказания – лучший стимул продуктивной учебы | |||
Главное – личный успех | |||
Для нас значимо общественное признание | |||
Сейчас учеба главное в моей жизни | |||
Учиться в полную силу | |||
Учиться завтра лучше, чем сегодня | |||
Исполнительность – основа наших достижений | |||
Инициатива каждого – залог успеха группы | |||
Студент не рассматривается как личность | |||
К студентам относятся как к партнерам | |||
Каждое достижение должно поощряться | |||
Какая стипендия, такая и учеба | |||
Каждый заинтересован в качественной учебе | |||
Каждый должен развивать способности во благо ВУЗа | |||
За результаты отвечают все | |||
Хорошо поработал – получил автомат | |||
Каждый информирован о состоянии дел в ВУЗе | |||
Кто первый встал, того и тапки | |||
Мы ценим и уважаем друг друга | |||
Основа авторитета – знания | |||
Забота об интересах студента – лучший стимул в учебе | |||
Группа – единая семья | |||
Мнение каждого значимо | |||
Мы не боимся ответственности | |||
Минимум риска приносит максимум успеха | |||
Кто не рискует, тот не выигрывает | |||
Мы гордимся своим местом учебы | |||
Наш деканат авторитетен и уважаем | |||
Для руководства СибАГС главное – забота о студентах | |||
Хороший староста сам принимает решения | |||
СибАГС заботится о нашем здоровье | |||
Хорошие оценки – символ успеха | |||
Творческий подход к учебе – символ успеха | |||
У нас приветствуется
самостоятельность и |
|||
У нас соперничают за личные выгоды и власть | |||
У нас ценится работа в команде | |||
У нас ценят авторитет и силу власти | |||
Успех СибАГС – мой успех |
Информация о работе Организационная культура Сибирской Академии Государственной Службы