Организационная культура Сибирской Академии Государственной Службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать приобщение к организационной культуре Сибирской Академии Государственной Службы студентов 2 курса специальности «Государственное и муниципальное управление».

Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:

1.Изучить теоретические источники по данной теме, а именно понятие организационной культуры, ее элементы, уровни, методы поддержания и укрепление организационной культуры;
2.Подобрать инструментарий для исследования организационной культуры студентов 2 курса;
3.Исследовать процесс приобщения к организационной культуре СибАГСа студентов 2 курса специальности «Государственное и Муниципальное управление»;
4.Разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………5



1.Понятие организационной культуры……………………………….... 5
2.Структура организационной культуры ………………………………8
3.Влияние организационной культуры на эффективность организации 11
1.Модель Сате …………………………………………………………11
2.Модель Питерса – Уотермана ……………………………………….13
3.Модель Парсонса …………………………………………………… 15
4.Модель Квина – Рорбаха ……………………………………………16


ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА К ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СИБАГСА ………………..18


1.1 Описание объекта и методов исследования 18

2.2. Результаты исследования 19

2.3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры студентов СибАГС 21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..24

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...……..26

Работа содержит 1 файл

курсовая организационная культура.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

      Данная общая модель описывает ценности культуры организации в связи с каждым отдельным подходом к определению эффективности и сопоставляет перспективу одного подхода со всеми другими.

       Таким образом, все в большой степени организационная культура становится предметом пристального внимания менеджеров всего мира, поскольку является комплексной, интегральной характеристикой организации15. Усиление внимания со стороны исследователей к проблеме формирования культуры организации в большей мере связано с тем, что возросло понимание того явления, которое культура оказывает на эффективность функционирования организации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА К ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СИБАГСА

  • 1.1 Описание объекта  и методов исследования
  •  

         В качестве объекта исследования были выбраны группы 7111, 7112, 7113 2 курса специальности  «Государственное и Муниципальное управление» Сибирской академии государственной службы.

         В ходе исследования были применены следующие  методы:

       Анкетирование. Для проведения исследования была адаптирована тестовая методика Р. Куинна «Наши ценности». В классической методике предложено 45 утверждений. При согласии с утверждением необходимо поставить галочку в графе «Да» и, соответственно, при несогласии с утверждением необходимо поставить галочку в графе «Нет».

          В адаптированной методике (см. Прил. 2) представлено 39 утверждений, на которые необходимо было отвечать аналогичным способом. Были переформулированы некоторые вопросы. Так, слова «фирма», «организация» и т.п. были заменены на «ВУЗ», «группа» и т.п.

          Вовсе были убраны такие утверждения, как

    • «Кадры решают все»,
    • «Моральная поддержка важнее материальной»,
    • «Ключевые должности должны занимать мужчины»,
    • «Мы умеем хранить конфиденциальную информацию»,
    • «У нас ценят не место, а человека»,
    • «Руководитель для нас – отец родной».

          Были  переформулированы следующие вопросы:

    Формулировка  вопроса в анкете

    Р. Куинна

    Формулировка  вопроса в адаптированной анкете для студентов
    Жизнь ради работы Сейчас учеба  главное в моей жизни
    Работать, а не подрабатывать Учиться в полную силу
    К сотрудникам  относятся как к рабочей силе Студент не рассматривается  как личность
    Каждое достижение должно материально вознаграждаться Каждое достижение должно поощряться
    Какое питание, такая и работа Какая стипендия, такая и учеба
    Хорошо  поработал – хорошо заработал Хорошо поработал  – получил автомат
    Клиент  всегда прав Кто первый встал, того и тапки
    Продвижение по служебной лестнице – символ успеха Хорошие оценки – символ успеха
     

    Наблюдение. В процессе наблюдения за группой были выявлены: атмосфера доброжелательности, дружность, сплоченность и активность групп.

  • 2.2. Результаты исследования
  •  

          В ходе исследования было опрошено 26 студентов групп 7111, 7112, 7113, а именно 20 респондентов женского пола, 6 мужского. Возрастной состав этих групп- 20 респондентов по 18 лет, 3 по19 и 3 по 17. Группы с интересом откликнулась на мою просьбу заполнить анкеты. Проблем с заполнением анкет не возникло, с заданием справились быстро, без каких-либо сложностей.

         Анализ  анкет на предмет определения  типа организационной культуры выявил следующие результаты:

         В первой группе ярко выраженная клановая культура, а именно 75%.

         Во  второй группе клановая культура составляет- 87,5%.

         В третьей группе нет определенно  доминирующей культуры,  рыночная составляет-46%, клановая -38%

         В общем по трем группам:

        • клановая культура – 62%
        • рыночная культура – 28%
        • адхократическая культура – 10%
        • иерархическая культура – 0%
     
     

           

         Диаграмма 1. Результаты, полученные в ходе анализа анкет студентов групп 7111, 7112, 7113

         Из  диаграммы видно, что наибольшее количество баллов набрала клановая культура, за ней следует рыночный тип культуры.

         Второй  этап исследования состоял в том, чтобы рассчитать коэффициент совпадений ценностей для всех типов организационных  культур по каждому из вопросов по следующей формуле:

         Кц = .

         С помощью этой формулы автор узнал, какая из предложенных ценностей  является ценностной и значимой для  группы, какая же не имеет никакого значения для коллектива или противоречит сложившейся культуре, какая является взаимоисключающей, а какая – промежуточной. Таким образом, мы находим коэффициент k, который находится в пределах от 0 до 1. Поэтому этот промежуток разбивается на 4 интервала:

    1.  0 - 0,4 % - данная ценность для членов коллектива не имеет значения и противоречит сложившейся культуре;

    1. 0,4 - 0,6 % - ценности культуры взаимоисключающие;
    2. 0,6 - 0, 75 % - ценности промежуточные, все более становятся значимыми либо, наоборот, теряют свою актуальность;
    3. 0,75 - 1 % - ценности значимые и непротиворечивые.

         В группах 7111, 7112, 7113 среди вопросов, относящихся к иерархической культуре, коэффициенты (k) вопросов 9, 19, 33 равны 0,89, 1, 0,78 ценности значимы и непротиворечивы. Что касается адхократической культуры, то наиболее значимыми являются ценности, которые относятся к вопросам 10,30,  37 и 38, т. к. они имеют k, равный 0,95, 0,80, 0,76 и 1 соответственно.

         Среди ценностей, относящихся к рыночной культуре, ценности, характеризующиеся вопросами 4 и 13, 30 являются значимыми и непротиворечивыми, т. к. они имеют k, равные 0,8, 0,95, 0,8.

         Что касается клановой культуры, то это вопросы 25, 27,31,32,33, 35, 40,44 имеющие k, равный от 0,78 до 1 соответственно.

         Таким образом, в группе  наиболее значимыми  и непротиворечивыми являются ценности клановой культуры (прил. 3).

         Таким образом, выдвинутая гипотеза о доминирующем клановом типе культуре подтвердилась, почти все ее ценности являются значимыми и непротиворечивыми для групп.

         

  • 2.3. Рекомендации по  совершенствованию  организационной  культуры студентов СибАГС
  •  

         Респондентами являлись представители специальности «Государственное и Муниципальное управление», преобладающим типом культуры которых - клановая: управленческое лидерство- это самое главное в их дальнейшей деятельности, организационная деятельность, высокая степень сплоченности. Они студенты 2 курса, у которых только начинается процесс приобщения к бюрократической культуре СибАГСа, также на них оказывает большое влияние внешняя среда.

         С учетом этого можно дать следующие  рекомендации:

    1. В основе формирования культуры должны лежать такие базовые ценности, как стремление к успеху, ориентация на результат, преданность делу, сотрудничество и доверие, достижение поставленной цели;
    2. В основе учебной деятельности должны лежать инициатива и новаторство, сотрудничество и взаимодействие;
    3. Мнение каждого должно быть очень ценно для общего взаимодействия, отношения основаны на дружбе и взаимовыручке;
    4. Стимулирование действий в направлении достижения поставленных целей;
    5. Отождествление индивида по отношению к группе;
    6. Репутация и успех являются для группы общей заботой;
    7. Лидеры должны быть инициаторами идей, вести за собой к совместно поставленной цели;
    8. Совместное решение проблем.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

         В последние годы  интерес, как теоретиков, так и практиков менеджмента резко усилился  как к проблеме культуры организации, так и к ключевым факторам, способствующим её созданию и развитию. Усиление внимания со стороны исследователей к проблеме формирования культуры организации в большей мере связано с тем, что возросло понимание того явления, которое культура оказывает на эффективность функционирования организации.

          В данной работе проведён всесторонний анализ понятия организационной культуры. При анализе структуры организационной культуры были выделены три её уровня, а также другие компоненты и характеристики. В данной работе было проведено исследование в 7111,7112,7113 группах, в результате чего был определен тип организационной культуры, преобладающий в группе. Для проведения исследования был использован метод тестирования. Целью тестирования являлось определить тип организационной культуры, доминирующий в группах : иерархической, адхократической, рыночной или клановой; а также выяснить, какая из культур является не только доминирующей, но значимой и непротиворечивой для группы. Для этого использовалась классификация организационных культур, предложенная Камероном К. и Куинном Р. После проведенного исследования результаты были проанализированы, и на основании их сделаны соответствующие выводы, и предложены рекомендации.

          Степень развития культуры организации зависит  от отрасли в которой функционирует  компания, применяемой технологии производства и динамичности внешней среды и многих других факторов. Таким образом, культура, способствующая индивидуальному развитию персонала, созданию рабочих команд, мотивированию работников через воздействие на высшие потребности, может культивироваться только в высокоразвитых компаниях, функционирующих в быстро меняющихся условиях внешней среды.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

    1.  Алпатова, Н. Определяем организационную культуру./Н. Алпатова//Упр. Компанией.-2001.-№2.-с.32-35.
    2. Басовский Л. Е. Менеджмент – М.: ИНФРА-М, 2000. – 216 с.
    3. Белолипецкий, В.К., Павлова, Л.Г. Этика и культура управления: учебно-практическое пособие. Ростов н/Д: МарТ, 2004.-384с.
    4. Грошев, И.В, Особенности влияния организационной культуры на эффективность деятельности персонала фирмы./И.В. Грошев//Пробл. теории и практики упр.-2006.-№7.-с.114-119.
    5. Грошев, И.В., Емельянов, А.В., Юрьев, В.М. Организационная культура: учебное пособие для студентов вузов./И.В. Грошев, А.В. Емельянов, В.М. Юрьев. М.: Юнити-Дана, 2004.-288с.
    6. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: «Экзамен», 1999. – 576 с.
    7. Ионова, А.И. Этика и культура государственного управления: учебное пособие./А.И. Ионова, А.Я. Ульянова. М.: РАГС, 2004.-176.
    8. Крупская, Е., Павлова, Е. Роль организационной культуры в обеспечении социально-экономической стабильности общества. [Электронный ресурс] – Электронный юридический журнал /Е. Крупская, Е.Павлова,-Электрон. текстовые дан.-Режим доступа:  http://www.shkolny.com/rol-organizatsionnoy-kulturyi-v-obespechenii-sotsialno-ekonomicheskoy-stabilnosti-obschestva/, свободный.
    9. Моргунов, Е.Б. Организационное поведение. [Электронный ресурс] – Федеральный образовательный портал/Е.Б. Моргунов,- Электрон. текстовые дан.- Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/db/msg/198168.html, свободный.
    10. Панферова, Н. Организационная культура как молекулярный уровень организации./Н. Панферова//Советник.-2005.-№6.-с.26-29.
    11. Парфёнова, З.А. Феномен организационной культуры./ З.А. Парфёнова//Науч. Зап. СибАГС.-2006.-№3.-с. 105-109.
    12. Парфенова З.А. Организационная культура: учеб. пособ. – Новосибирск: СибАГС, 2006. – 268 с.
    13. Пригожин, А.И. Организационная культура и её преобразование./А.И. Пригожин//Обществ. науки и современность.-2003.-№5.-с.12-22.
    14. Савченко Л.С.//Учения Западного Института управления и экономики, 2005, №2. – С. 98-106.
    15. Соломандина, Т.,Кишеня, В. Организационная культура и климат: взаимодействие и влияние на эффективность работы компании./Т. Соломандина, В. Кишеня//Упр. Персоналом.-2005.-№5.-с.35-37.
    16. Субочев, Н.С. Организационная культура государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации как фактор социального развития региона: автореферат, диссертация./Н.С. Субочев.-Волгоград.-2006.-46с.
    17. Тевне М. Культура предприятия./М. Тевне.-СПб.: Нева, 2003.-128с.
    18. Управление современной компанией / под ред. проф. Б.Мильнера и проф. Ф.Лииса. – М.:ИНФРА-М, 2001. – 586 с.
    19. Шарпов, Ф.И., Ткачёв, В.А. Брендинг и культура организации./ Ф.И. Шарпов, В.А. Ткачёв.-М.: Перспектива, 2003.- 268с.
    20. Шувалева, В.В. Организационная культура государственной службы как фактор  формирования имиджа государственных служащих: автореферат, диссертация./В.В. Шувалева.-Волгоград.-2003.-26с.
    21. Шеметов П.В. Теория организации: курс лекций – М.:ИНФРА-М, 2004. – 176 с.
     
     
     
     

                                                                                                         Приложение 1 
     

    Компоненты, составляющие организационную культуру по В.В. Козлову. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

        «Наши ценности»

      Высказывания Да Нет
    Безделье и  прогул не наша проблема    
    Боязнь наказания  – лучший стимул продуктивной учебы    
    Главное – личный успех    
     Для нас  значимо общественное признание    
    Сейчас учеба главное в моей жизни    
    Учиться в полную силу    
    Учиться завтра лучше, чем сегодня    
    Исполнительность  – основа наших достижений    
    Инициатива  каждого – залог успеха группы    
    Студент не рассматривается  как личность    
    К студентам  относятся как к партнерам    
    Каждое достижение должно поощряться    
    Какая стипендия, такая и учеба    
    Каждый заинтересован  в качественной учебе    
    Каждый должен развивать способности во благо  ВУЗа    
    За результаты отвечают все    
    Хорошо поработал  – получил автомат    
    Каждый информирован о состоянии дел в ВУЗе    
    Кто первый встал, того и тапки    
    Мы ценим  и уважаем друг друга    
    Основа авторитета – знания    
    Забота об интересах  студента – лучший стимул в учебе    
    Группа –  единая семья    
    Мнение каждого  значимо    
    Мы не боимся ответственности    
     Минимум  риска приносит максимум успеха    
    Кто не рискует, тот не выигрывает    
    Мы гордимся своим местом учебы    
    Наш деканат  авторитетен и уважаем    
    Для руководства  СибАГС главное – забота о студентах    
    Хороший староста сам принимает решения    
    СибАГС заботится  о нашем здоровье    
    Хорошие оценки – символ успеха    
    Творческий  подход к учебе – символ успеха    
    У нас приветствуется самостоятельность и инициативность    
    У нас соперничают  за личные выгоды и власть    
    У нас ценится  работа в команде    
    У нас ценят  авторитет и силу власти    
    Успех СибАГС –  мой успех    

    Информация о работе Организационная культура Сибирской Академии Государственной Службы