Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:39, курсовая работа
Цель работы – исследовать приобщение к организационной культуре Сибирской Академии Государственной Службы студентов 2 курса специальности «Государственное и муниципальное управление».
Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические источники по данной теме, а именно понятие организационной культуры, ее элементы, уровни, методы поддержания и укрепление организационной культуры;
2.Подобрать инструментарий для исследования организационной культуры студентов 2 курса;
3.Исследовать процесс приобщения к организационной культуре СибАГСа студентов 2 курса специальности «Государственное и Муниципальное управление»;
4.Разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………5
1.Понятие организационной культуры……………………………….... 5
2.Структура организационной культуры ………………………………8
3.Влияние организационной культуры на эффективность организации 11
1.Модель Сате …………………………………………………………11
2.Модель Питерса – Уотермана ……………………………………….13
3.Модель Парсонса …………………………………………………… 15
4.Модель Квина – Рорбаха ……………………………………………16
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА К ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СИБАГСА ………………..18
1.1 Описание объекта и методов исследования 18
2.2. Результаты исследования 19
2.3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры студентов СибАГС 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...……..26
Некоторые
исследователи рассматривают
«Любое исследование организационной культуры должно проходить исключительно на всех выделенных уровнях, поскольку сущность организационной культуры можно установить лишь на глубинном уровне – уровне базовых представлений, лежащих в основе деятельности организации. Установив их, можно понять смысл более поверхностных проявлений данной культуры и дать им свою соответствующую оценку.»9
Соответственно тому, какие из указанных уровней изучаются, существует деление организационных культур на субъективные и объективные (Приложение 1).
Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов «символики», особенно ее «духовной» части: герои организации, мифы, истории об организации и её лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов. Субъективная организационная культура служит основой формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом.
«Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянии для автомобилей и сами автомобили.»10 Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Хотя оба аспекта организационной культуры
важны, однако субъективный аспект создает
больше возможностей для нахождения, как
общего, так и различий между людьми и
между организациями.
1.3. Влияние организационной культуры на эффективность организации.
Эффективность управления организационной культурой - это сложная, многогранная категория, отражающая характерные особенности психологических, социальных, экономических и общественных явлений.
Существуют
различные подходы к выделению
набора переменных, посредством которых
прослеживается влияние культуры на организацию.
Каждая из существующих моделей влияния
культуры использует свой собственный
критерий формирования набора организационных
переменных.
1.3.1. Модель Сате.
Влияние культуры на организацию В. Сате рассматривает через семь процессов:
Первые три процесса корреспондируются с первым, поверхностным уровнем организационной культуры, а следующие четыре — со вторым, подповерхностным уровнем, имеющим «ценностную» основу. От того, как эти процессы протекают, зависит эффективность функционирования организации.
«Кооперацию как образец поведения в организации нельзя установить только с помощью формальных управленческих мер, так как нельзя предусмотреть все возможные случаи. Насколько действительно люди кооперируются в организации, зависит от разделяемых ими предположений в этой области. В одних организациях высшей ценностью является групповая работа, в других — внутренняя конкуренция. Всё зависит от того, какая философия преобладает: индивидуалистская или коллективистская.»11
Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый набор базовых предположений и предпочтений. Так как организационная культура может способствовать сведению к минимуму разногласий, то процесс принятия решений становится более эффективным.
«Сущность процесса контроля заключается в стимулировании действий в направлении достижения поставленных целей. В природе управления существуют три механизма контроля: рынок, администрирование, клановость. Обычно в организациях присутствуют все три механизма сразу, но в разной степени.»12
При рыночном механизме контроля полагаются в основном на цены. Меняющиеся цены и платежи должны стимулировать необходимые изменения в организации.
Административный механизм контроля строится на формальном авторитете. Сам процесс состоит в изменении правил и процедур посредством издания директив.
Клановый механизм контроля всецело основан на разделяемых верованиях и ценностях. Именно из них исходят члены организации при осуществлении своих действий.
Влияние культуры на коммуникации происходит по двум направлениям. Первое — это отсутствие необходимости коммуницировать в делах, по которым имеются разделяемые предположения. В этом случае определенные действия совершаются как бы без слов. Второе — разделяемые предположения обеспечивают направленность и оказывают помощь в интерпретации получаемых сообщений. Так, если в компании работник не считается придатком машины, то и известие о предстоящей автоматизации или роботизации не вызовет в нем шока. Содержание культуры влияет также на содержание коммуникации. В одних организациях ценится открытость коммуникаций, а в других — наоборот.
Индивид чувствует себя посвященным организации тогда, когда он отождествляет себя с последней и испытывает некоторую эмоциональную связь с ней. Сильная культура делает сильным отождествление и чувства индивида по отношению к организации.
«Восприятие индивидом организационной реальности или то, что он видит, обусловлено в значительной мере тем, что говорят об увиденном его коллеги, разделяющие с ним один и тот же опыт. Культура влияет на этот процесс, обеспечивая членов организации общей интерпретацией их опыта.»13
Культура помогает людям в организации
действовать осмысленно, обеспечивая
оправдание их поведению. В компаниях,
где ценится риск, человек идет на него,
зная, что в случае неудачи он не будет
наказан и что из неудачи будут извлечены
уроки на будущее. Оправдываемые таким
образом действия усиливают существующее
поведение, особенно когда оно вписывается
в ситуацию.
1.3.2. Модель Питерса — Уотермана.
Т. Питерс и Р. Уотерман обнаружили связь между культурой и успехом в работе организации. Взяв за образец успешные американские фирмы и описав управленческую практику, они «вывели» ряд верований и ценностей организационной культуры, приведших эти компании к успеху:
Вера в действия. Согласно этой ценности, решения принимаются даже в условиях недостатка информации. Откладывание решений равносильно их непринятию.
Связь с потребителем. Для успешно действующих компаний потребитель представляет фокус в их работе, так как именно от него поступает главная информация для организации. Удовлетворенность потребителя для таких фирм составляет сердцевину их организационной культуры.
Автономия и предприимчивость. Компании, борющиеся с недостатком нововведений и бюрократией, «делятся» на более мелкие управляемые части и предоставляют им, а также отдельным индивидам определенную степень самостоятельности, необходимой для проявления творчества и риска. Эта культурная норма поддерживается через распространение в организации легенд и историй о своих собственных «фордах».
Производительность зависит от человека. Данная ценность провозглашает человека наиболее важным активом организации. При этом эффективность организации измеряется через удовлетворенность ее членов. Вера в то, что отношение к людям с уважением и достоинством ведет к успеху, лежит в основе культуры подобных организаций.
«Знай то, чем управляешь. В соответствии с этой глубоко укоренившейся культурной нормой успешных компаний ожидается, что они управляются не из-за закрытых дверей кабинетов руководителей, а через посещение руководителями управляемых ими объектов и через непосредственные контакты с подчиненными на местах их работы.»14
Не занимайся тем, чего не знаешь. Данное положение относится к разряду одной из важных характеристик культуры успешно действующих фирм. Эти фирмы не приемлют диверсификации в сторону от основного бизнеса.
Простые структуры и мало управленцев. Типичным для успешно действующих компаний является наличие небольшого числа уровней управления и сравнительно небольшого штата управленческих работников, особенно в высшем эшелоне. Положение менеджера в таких компаниях определяется не количеством его подчиненных, а его влиянием на дела организации и, главное, на ее результаты. Согласно этой культурной ценности, менеджеры больше ориентируются на уровень выполнения подчиненными своей работы, а не на наращивание своих штатов.
Одновременная
гибкость и жесткость
в организации. Парадокс этого атрибута
организационной культуры успешных компаний
разрешается следующим образом. Высокая
организованность в них достигается за
счет того, что все работники понимают
и верят в ценности компании. Это их жестко
связывает и интегрирует. Гибкость обеспечивается
посредством сведения к минимуму «руководящих»
вмешательств и минимизации числа регулирующих
правил и процедур. Это поощряет новаторство
и стремление брать на себя риск. В итоге
жесткая структура разделяемых культурных
ценностей делает возможной гибкую структуру
административного контроля.
1.3.3. Модель Парсонса.
В более общем виде связь между культурой и результатами деятельности организации представлена в модели американского социолога Т. Парсонса. Модель разработана на основе специфики определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре дали название модели — AGIL:
Суть модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями.
Данная
модель исходит из того, что ценности
организационной культуры являются
наиболее важными средствами или инструментами
выполнения функций этой модели. Если
разделяемые в организации верования
и ценности помогают ей адаптироваться,
достичь целей, объединиться и доказать
свою полезность людям и другим организациям,
то очевидно, такая культура будет влиять
на организацию в направлении успеха.
1.3.4. Модель Квина — Рорбаха.
Идеи Т. Парсонса были развиты и конкретизированы Р. Квином и Дж. Рорбахом в их модели «Конкурирующие ценности и организационная эффективность», объясняющей влияние тех или иных групп ценностей на организационную эффективность.
Данная модель включает следующие три измерения:
Информация о работе Организационная культура Сибирской Академии Государственной Службы