Организационная культура и имидж организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:59, реферат

Описание работы

Основная цель организационного поведения – помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.

Для реализации данной цели требуется, кроме всего прочего, сформировать ценностные установки личности, организации, отношений и т.д. Речь идет о нормах, правилах, или стандартах, на организационном поведении. Любое поведение должно оцениваться или самооцениваться по наиболее общественно прогрессивным меркам. Это довольно большая область приложения сил и для теоретиков, и для практиков. Актуальность изучения и применения таких норм, правил и стандартов несомненна. В результате из организационного поведения начинает выделяться новое научное направление – организационная культура, которая всегда будет его составной частью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

1.Понятие организационной культуры и имиджа……………………………………………..4

2. Понятие и сущность имиджа организации………………………………………………….5

3. Виды имиджа организации…………………………………………………………………..8

4. Методы исследования имиджа организации………………………………………………12

5. Организационная культура личности………………………………………………………15

6. Виды организационных культур, субкультуры……………………………………………17

7. Способы передачи культуры………………………………………………………………..21

8. Изменение культуры организации………………………………………………………….22

9. Взаимосвязь и взаимодействие корпоративной культуры и имиджа……………………23

Заключение…………………………………………………………………………………….25

Список используемой литературы…………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Организационная культура и имидж организации готовый реферат.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

 
4. Методы исследования  имиджа организации 

Исследование  имиджа организации всецело лежит на плечах PR-отдела компании. Исследовать имидж необходимо практически всегда, когда у организации нет имиджа или при запуске кампании по формированию нового имиджа. Даже при хорошо сформировавшемся имидже, всё равно приходится проводить исследования, поскольку со временем или в зависимости от каких то событий связанных с организацией имидж может устаревать или ухудшаться. Как уже упоминалось выше, конкурент в борьбе за клиента, будет так же не стоять на месте, изучать рынок и своё место на нём, пытаясь укрепить позиции.  
На поверхностном уровне, при принятии решения об исследовании имиджа компании, необходимо учесть такие методы [12, с.79]: 
- разработка PR-кампаний, которые будут учитывать возможности нашей корпорации и потребности и желания общества; 
- нешаблонный подход к проведению коммуникации, на всех уровнях исследования имиджа; 
- комплексный подход к формированию имиджа, желательно чтобы внутренний и внешний имидж компании совпадали идеологически; 
- учёт социокультурных факторов, в каждой стране есть свои особенности, а так же особенности рынка и фирм; 
- необходимо обобщить российский и международный опыт в данном вопросе; 
- использование инноваций, в связи с требованиями рынка. 
Основные инструменты, которые используют для проведения PR-кампании по исследованию имиджа, это: 
- фокус группы; 
- массовое анкетирование; 
- интервьюирование представителей сегмента. 
При масштабном исследовании имиджа организации, чаще всего проводят все три способа, поскольку каждый из них дает разную глубину оценки вопроса.  
Анкетирование, к примеру, дает более статистическую и массовую информацию о параметрах и состоянии имиджа. Отражает общественное мнение и отношение к организации и её имиджу, здесь мы легко можем узнать воздействие рекламы на потребителя, правильно ли (так как мы планировали) она формирует имидж организации в сознании потребителей. Анкетирование очень трудоемкий способ связи с общественностью, необходим вспомогательный персонал, для того чтобы донести до клиента информацию о проводимой PR-кампании. После сбора всех анкет, идет вторая часть трудоемкого процесса, это анализ всех анкет и сбор данных в единый документ. Крупные транснациональные корпорации делают это более успешно, несмотря на огромный поток анкет. В каждом городе, где есть продукция крупной компании, есть свои представители, которые сами анализируют проведенное анкетирование. Позже данные всех регионов отправляются в головной офис, где делятся между собой в зависимости от страны или каких либо других более важных для корпорации параметров. 
Фокус группы является инноваторской моделью исследования имиджа организации. Чаще всего сегмент делят на несколько фокус групп, и с каждой из групп модератор (сотрудник компании, или PR manager маркетингового агентства к которому обратилась компания) проводит беседу, где участники обсуждают между собой, рассказывают свое мнение и предлагают идеи о формировании имиджа компании. Участники фокус группы это непосредственно наши клиенты, мнение которых нам и важно при исследовании имиджа. Контактируя с ними мы получаем чаще всего точечную оценку, от людей разных сегментов о нашем имидже. Мы знаем как отражается наша компания в сознании людей различных классов, чтобы они хотели добавить к уже имеющемуся имиджу или наоборот убрать. Мы можем узнать их мнение о конкурентах, узнать сильные и слабые стороны конкурента со стороны потребителя (для этого также проводиться мероприятие «тайный покупатель»). Данные анализируются в отделе маркетинга, после этого происходят какие то корректировки по отношению к имиджу компании, данные предоставляются на утверждения руководителям. Метод фокус группы, так же как и анкетирование, охватывает все необходимые нам сегменты, но делает это более информативно, но не таком широком уровне. 
Метод интервьюирования, самый глубинный метод исследования имиджа организации. Чаще всего интервью проводиться с одним человеком, представителем той или иной важной для нас группы. Во время интервью задаются очень важные и даже личные вопросы, о том что человек думает о нашей организации как он её видит, чтобы он мог изменить посоветовать или добавить. Смысл интервью в том чтобы добиться мнение потребителя о нашей компании на микро уровне сознания. Что чувствует человек, когда пользуется нашей продукцией, какие эмоции она вызывает у него, что он ощущает когда по каким то причинам вопреки желанию не может приобрести нашу продукцию. Данные должны быть тщательно записаны. Респондент во время интервью так же часто выбирается чаще всего из результатов фокус группы, представителя часто определяют по лидерским качествам и наличию своего независимого мнения.  
Все данный полученные при исследовании имиджа организации имеют большую важность. Респондентам так же необходимо объяснить , что личная информация и конфиденциальные данные не подлежат огласке и не выйду за пределы компании. При анализе полученных данных составляется цельная картина о внешнем имидже организации. Если мы наблюдаем негативный эффект от какого либо фактора (неудачной рекламы, общественного заявления, ошибки в производстве и т. д.), необходимо срочное исправление этого фактора. Если этого не делать и оставить полученные данные без внимания, последствия могут быть намного хуже. Потому что потребители зная о том, что нам доступна информация о негативных сторонах нашего имиджа и видя, что не принимаем никакие меры по устранению негатива и корректировке имиджа, могут вовсе отказаться от нашей продукции или услуг в пользу конкурентов. 
Во время проведения исследования имиджа, в зависимости от метода проведения, учитывается фактор достоверности информации. Чем обширнее происходит опрос и чем с большего количества респондентов собирается информация, тем точнее она будет. Метод анкетирование имеет самый низкий уровень достоверности информации, поскольку многие респонденты могут писать в анкетах вымышленные данные.  
Информацию о своей компании можно получать отрывками, это так же является методом исследования. Например, вторичная информация из СМИ, специальные рубрики или передачи на ТВ которые занимаются сравнением или тестированием продукции. Форумы в Интернете, это «неизведанное поле» на котором находиться множество информации об организации, единственный минус такой информации, очень широкий диапазон достоверности. 
Все эти методы исследования можно использовать так же и по отношению к политическому имиджу, внутреннему имиджу компании. Например, при проведении внутренней PR кампании отдел маркетинга будет тесно сотрудничать с HR менеджерами и всем отделом по управлению персоналом. Чем обширней мы соберем информацию из разных источников, тем целостней перед нами предстанет картина, нашего имиджа, нашей реальной позиции на рынке, насколько мы реализовываем возможности нашей организации.  
В заключение рассмотрим как на практике реализовывается кампания по исследованию имиджа организации. Компания ООО «Моджо» владеющая пиццерией «Mojo» необходимо было провести исследование по выявлению существующего имиджа организации и лояльности гостей заведения. Компания находится под управлением ООО «Управляющая компания Фудз энд Сервис», их отделу маркетинга и необходимо было подготовить PR кампанию по выявлению имиджа. Были подготовлены специальные анкеты, в количестве трехсот штук, которые необходимо было заполнить гостям на протяжении трех недель. В качестве стимула, за заполнение анкеты гость получал в подарок дисконтную карту заведения, что способствовало психологическому «закреплению» гостя в нашем месте, с точки зрения маркетинга. При анализе всех анкет были выявлены типичные посетители пиццерии «Моджо», это девушка или молодой человек 20-25 лет, имеющий месячный доход в среднем 6-10 тысяч рублей, чаще всего студент и работающий, которые увлекаются, чаще всего, музыкой, спортом, модой, читают глянцевые журналы, но было и много других типажей. Так же из этих анкет были выявлены предпочтения гостей в кухне и баре исследуемого нами заведения, как им нравиться дизайн заведения, любимые напитки и еда, что они сами хотели бы добавить, что они думают о «Моджо» и что они сами хотели бы добавить.  
Позже было проведено исследование фокус группы. Исходя из информации в анкетах, были разделены десять типичных гостей на группы представляющие необходимую целевую аудиторию, позвонили выбранным гостям и назначили каждой группе встречу в баре «Моджо» в определенное для каждой группы время. Мотивировали их вкусным холодным коктейлем бесплатно для каждого. В итоге было организовано четыре разные группы: 
- студенты (разных направленностей и увлечений); 
- молодые «Яппи» (лица 20-26 лет, студенты или окончившие институт, чересчур активно занимающиеся своей карьерой); 
- молодожены, семейные пары с детьми; 
- взрослые люди 30-45 лет, имеющие высокооплачиваемую работу. 
Таким образом, в ходе исследования маркетологи двигались от общего к частному при выявлении имиджа пиццерии. Из этого исследования было выявили, что лояльность гостей, в общем, находиться на положительном уровне, но необходимы некоторые нововведения. К примеру, выявилось, что у «Моджо» имидж места для активной молодежи, здесь играет новая качественная музыка, вкусная еда, а взрослые люди приходят сюда, чтобы почувствовать себя моложе и пообщаться с молодыми людьми. Так же выяснилось, что парам с детьми не хватает детского меню, и возможности устроить детский праздник в пиццерии «Моджо». Из всех этих нюансов компанией был скорректирован имидж и добавлены нововведения, чтобы удовлетворить новые потребности гостей пиццерии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Организационная  культура личности. 

Человек составляет основу любой организации, которая  и сама создается для человека. Спектр организационной культуры, которую приносит человек в организацию, весьма широк, он определяется уникальностью каждого человека. Чем же объясняется уникальность личности? Каждый человек имеет единственный и неповторимый набор ген. Ген – это единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака. Совокупность всех ген организма составляет генотип человека. Гены весьма устойчивы и сохраняют свои свойства в нескольких поколениях людей. Генетическая база уникальна для каждого индивида и объясняет некоторые различия людей.

Индивиды, попадающие в круговорот различных сред, субкультур и институтов, могут менять отдельные  генные коды временно, постоянно или  эпизодически. Эти воздействия оказываются  более сильными для одних и  слабыми для других. Они действуют в прямых и противоположных направлениях. Влияние на гены оказывают различия в организационном окружении, в системах вознаграждения, дизайне работы, стиле руководства и т. д.

Особенности организационной  культуры человека в том, что это  функция от индивидуальности личности и окружающей среды. Кроме того, поведение, личность и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.

Строение личности анализируется в различных публикациях  в разных аспектах: 

1) как непосредственное, независимое непостоянство. В основе поведения стоят наиболее приоритетные личные интересы, не совпадающие с приоритетами интересов организации; 

2) как индикатор  изменений. Индикатор меняет силу  или направление влияния, которое  независимое изменение оказывает  на зависимое. Реакция подчиненного на управленческие воздействия в формальной или неформальной организации служит обратной связью, которая может усиливать или ослаблять характер влияния; 

3) как зависимые  изменения. Длительное нахождение  под влиянием сильных организационных сил оказывает влияние на изменение людей. Личность близка к преувеличенному стереотипу; так, например, когда человек длительное время вынужден придерживается строгих правил, формируется расположенность к ним; 

4) как часть  динамической системы взаимных влияний. Влияние окружающей среды может впоследствии существенно отразиться на поведении человека в положительном или отрицательном направлении. Люди, которые осуществляют большее саморуководство и гибки интеллектуально, более склонны искать и достигать высоких уровней самосовершенствования в естественном развитии набора ген.

На организационную  культуру человека оказывают влияние  привычки и склонности, потребности  и интересы, политические взгляды, профессиональные интересы, моральные ценности, темперамент.

Стабильной, постоянной чертой характера человека является упрямство. Одни люди более упрямы, чем другие. Можно ли измерять этот или другой параметр личности? На сегодняшний  день еще нет единиц измерения, но можно оценить их проявление в  сравнении с другими людьми.

Наиболее часто  для оценки личностных особенностей используется метод самоотчета по вопросам анкеты и ее экспертная оценка. Вопросы  анкеты могут быть следующего плана:

Чувствуете ли вы необходимость окончить читать какую-либо книгу, как только вы начали ее читать?

Если ваше занятие  чем-либо прервано, возвращаетесь ли вы к нему быстро или в зависимости  от интереса к нему?

Раздражает ли вас ситуация, когда вам приходится отложить начатое дело?

Важнейшая черта  личности – честность и порядочность, которые имеют значительный диапазон проявлений. Полагают, что человек, который проявляет большую честность при уплате подоходного налога, будет также более честен при сдаче экзаменов, заполнении заявления о приеме на работу, при игре в карты.

ОК человека базируется на следующих качествах личности:

позитивная реакция  на лиц, имеющих власть. Власть –  обязательное явление в организациях. Чтобы работать эффективно, руководитель должен иметь подход к личности во избежание отрицательной реакции  на тех, кто имеет власть. Личность должна уважать власть как обязательный атрибут руководства;

желание конкурировать. Ограниченные ресурсы – обычное  явление в организации. Работники  на всех инстанциях должны конкурировать  с другими аналогичными работниками  в нахождении наилучшего решения в распределении ресурсов: персонала, материалов, бюджета, оборудования. Конкуренция может проявляться при продаже продукции, переговорах, лоббировании, дебатах;

умение убеждать. Роль личности требует, чтобы человек  часто выражал свои мысли, выступал публично. Он должен быть убежден в своих идеях и мнениях, это дает возможность к проявлению влияния;

стремление играть роль неформального лидера. Личность должна стремиться выделяться среди  других в различных сферах деятельности. Человек должен играть роли. Чем больше ролей может освоить личность, тем выше ее уровень организационной культуры;

терпимость к  рутинной административной работе. Позиции  управления любого ранга требуют, чтобы  человек уделял определенное внимание подсчетам, бумажной работе, представительским функциям, прочтению корреспонденции и ответам на нее и телефонные звонки. Человек может быть недоволен такими обязанностями, но должен воспринимать их как необходимую обязанность. Проявлением отрицательного состояния личности может быть фрустрация, т.е. стойкая дезорганизация сознания и поведения человека (спонтанная агрессивность), которая наступает при длительных репрессиях на базовые потребности человека. Состояние фрустрации преодолевается только с помощью психологов.

Сформировать  позитивный набор качеств можно, обучаясь этому.

Однако существует набор ограничительных ситуаций, препятствующих достижению этой цели.

Среди них:

  • неизменность межличностного окружения человека и социальных групп,
  • обязанность соблюдения определенных правил поведения,
  • низкий устойчивый уровень культурного окружения людей и социальных групп,
  • особенности географической среды.
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Виды организационных  культур, субкультуры. 

Доминирующие  культуры и субкультуры. В организациях можно выделить доминирующие культуры и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Это макроподход к культуре, который выражает отличительную характеристику организации. 

Субкультуры получают развитие в крупных организациях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт их разрешения. Они развиваются географически или по отдельным подразделениям, вертикально или горизонтально. Когда одно производственное отделение какого-то конгломерата имеет уникальную культуру, отличающуюся от других отделений организации, то существует вертикальная субкультура. Когда специфический отдел функциональных специалистов (такой, как бухгалтерский или торговый) имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизонтальная субкультура. Любая группа в организации может создать субкультуру, однако большей частью субкультуры определяются департаментской (отдельческой) структурной схемой или географическим разделением. Она будет включать основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела.

Особенности субкультуры  каждой структурной единицы организации  влияют друг на друга и формируют  общую часть культуры организации.

В успешно работающих организациях существует собственная культура, которая приводит их к достижению положительных результатов. Организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.

Сильная и слабая культура. Необходимо различать сильную  и слабую культуру. Сильная культура характеризуется главными (стержневыми) ценностями организации, которые интенсивно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем больше членов организации, которые разделяют эти главные ценности, признают степень их важности и привержены им, тем сильнее культура. Молодые организации или организации, характеризующиеся постоянной ротацией мнений (понятий) среди своих членов, имеют слабую культуру. Члены таких организаций не имеют достаточного совместного опыта для формирования общепринятых ценностей. Однако не все зрелые организации со стабильным кадровым составом характеризуются сильной культурой: главные ценности организации должны постоянно поддерживаться.

Каким образом  культура влияет на эффективность организации? Эффективность требует, чтобы культура организации, ее стратегия, окружение (внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены в соответствие. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и более подходящая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. Стратегия, диктуемая перспективами развития производства продукции, фокусируется на эффективности, лучшей работе при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.

Таким образом, различные организации тяготеют к определенным приоритетам в  организационной культуре. Организационная  культура может иметь особенности в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. Существует предпринимательская организационная культура, государственная организационная культура, организационная культура лидера, организационная культура при работе с персоналом и др.

Информация о работе Организационная культура и имидж организации