Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:07, курсовая работа
Цель данной работы – сформулировать основные методы формирования необходимой для успешной работы предприятия организационной культуры.
Цель работы определила следующие задачи:
дать понятие организационной культуре;
выяснить, как формируется организационная культура;
определить роль организационной культуры.
Введение…………………………………………………………………….............3
1 Организационная культура……………………………………………………..5
1.1 Понятие организационной культуры…………………………………5
1.2 Содержание организационной культуры……………………………9
1.3 Структура организационной культуры…………………………….11
1.4 Типы организационной культуры…………………………………..17
1.5 Функции организационной культуры………………………………24
2 Методы формирования, поддержания и изменения организационной культуры……………………………………………………………………………27
3 Роль организационной культуры………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………38
Е) Культура казармы – она деспотична и свойственна бюрократическим организациям с множеством уровней управления, где женщины занимают низшие ступени. Такая культура позволяет игнорировать их интересы и относиться к ним грубо и презрительно.
Ж) Культура спортивной раздевалки – в её рамках мужчины строят межличностные отношения на базе специфических мужских интересов, представлений и демонстрируют к женщинам открытое пренебрежение. Женщин, даже высокого положения, мужчины в свой круг общения не допускают.
З) Культура отрицания различий между полами – эта культура отвергает дискриминацию, но одновременно не видит и реальных различий между полами, игнорирует женскую сущность, традиционные семейные функции женщин, а поэтому требует от них тех же успехов, что и от мужчин.
И) Культура ложной защиты женщин – в рамках этой культуры идея равенства, основанная на общечеловеческих ценностях, подменяется мифами о равенстве. Здесь имеет место дискриминации в форме покровительства, когда женщин насильно привлекают к активной работе, воспитывают в них чувство уверенности, постоянно напоминают им, что они жертвы, нуждающиеся в помощи и поддержке.
К)
Культура смысловых мачо – внешне данная
культура не принимает во внимание половые
различия, главным здесь являются умные,
энергичные люди, умеющие в условиях жёсткой
конкуренции обеспечивать высокую экономическую
эффективность работы организации. Несправляющихся
наказывают и увольняют, причем, иногда
женщины бывают более жестокими и беспощадными.
1.5
Функции организационной
культуры
Культура организации содержит как субъективные, так и объективные элементы. К субъективным относятся верования, ценности, ритуалы, табу, образы, мифы, связанные с историей организации и жизнью её основателей, принятия норм общения.
Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации – символика, цвет, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель.
Организационная культура выполняет:
1) функции внутренней интеграции – осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;
2) функции внешней адаптации – помогает организации адаптироваться к внешней среде;
3) охранная функция – состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, ограничивающие нормы;
4)
интегрирующая функция –
5)
регулирующая функция –
6) адаптивная функция – облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников. Участвуя в совместных мероприятиях. Придерживаясь одинаковых способов поведения, люди легче находят контакты друг с другом;
7) ориентирующая функция – она направляет деятельность организации и её участников в необходимое русло;
8)
мотивационная функция –
9) функция формирования имиджа организации – образа имиджа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее огромное воздействие, как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.
Культура пронизывает процесс управления от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию вербальной и особенно невербальной информации.
Люди с разными, особенно в национальном плане, культурами неодинаково воспринимают реальность, поскольку рассматривают всё окружающее сквозь их призму. Культура любой организации находится под мощным воздействием национального фактора.
Управление организационной культурой осуществляется с помощью таких мер, как:
1) пропаганда и обучение персонала необходимыми навыками;
2) подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в неё не вписывается;
3) широкое использование символики, обрядов, ритуалов.
К негативным действиям в этом направлении относят:
1) подмену реальных процессов изменения кампанией;
2) осуществление поверхностных или косметических преобразований, когда по существу всё остаётся прежним, особенно в высшем руководстве;
3) попытки изменить всю культуру сразу;
4) преобладание краткосрочных целей;
5) действия ради самих действий, не приводящие к определённому результату.
2
Методы формирования,
поддержания и
изменения организационной
культуры
Процесс развития организационной культуры делиться на три взаимосвязанных подпроцесса: формирование, поддержание и изменение.
Процесс формирования организационной культуры связан с установлением определённого типа отношений между членами организации, а также между ними и внешней средой организации. Это нахождение способов совместной работы и сосуществования. На данном этапе происходит формирование разделяемых ценностей и традиций, устанавливаются нормы поведения, ритуалы, системы коммуникаций, мотивации и т.д.
На формирование организационной культуры, её содержание и характерные особенности существенно влияют следующие факторы внешней и внутренней среды:
1) организационные и личные цели лидера;
2) его управленческая культура;
3) деловая среда в целом и отрасли в частности;
4) образцы национальной культуры;
5) миссия и цели организации;
6) стратегия;
7) характер и содержание работы;
8) квалификация, образование, общий уровень развития работников;
9) общие экономические условия;
10) классовые, этнические, расовые различия.
Культура
развивается и изменяется в течение
всего жизненного цикла организации.
Процессы развития и изменения происходят
медленно и постепенно. Основные принципы
формирования организационной культуры
изложены в таблице 1.
Таблица 1
Основные
принципы формирования организационной
культуры
Принцип | Содержание принципа |
Комплексность представлений о назначении организации | Культура должна выражать не только отношения между членами какой-либо организации, но и комплексное представление о назначении данной системы в целом и её членов (её цели, характер продукции и рынка, которые определяют эффективность соответствующей системы) |
Первоочерёдность определения ценностей и философии организации | Процессу формирования культуры в какой-либо системе должно предшествовать определение ценностей и философии, которые будут приемлемы и желательны для данной системы |
Историчность | Культура организации не поддаётся простому манипулированию, складывается годами и сама определяет характер экономической системы, стиль управления |
Отрицание силового воздействия | Нельзя искусственно насаждать в какой-либо экономической системе со слабой культурой сильную, и наоборот, или корректировать её. Сильная (слабая) культура может быть как эффективной, так и неэффективной в зависимости от конкретных условий |
Комплексность оценки | Оценка воздействия культуры на эффективность функционирования экономической системы должна базироваться на комплексном подходе, который предусматривает учёт не только способов прямого воздействия культуры на эффективность указанной системы, но и учёт множества невидимых опосредованных путей влияния |
Индикаторами
необходимых перемен в
Ошибки при формировании организационной культуры:
1) отсутствие событий. Персонал организации слышит о первом шаге по изменению компании, а затем ничего не происходит;
2) работа на словах. На словах люди быстро признают изменения. Быстро вводятся в оборот новые слова, типа «Служба качества», но на деле ничего не меняется;
3) стремление угодить начальству. Определённые действия предпринимаются только потому, что так требует высшее руководство. Как только внимание руководства переключается, усилия в этом направлении прекращаются;
4) слова расходятся с делом. Из-за этого возникает недоверие к культурным переменам. Все действия руководства должны поддерживать данные обещания и сделанные заявления;
5) спешка. Большинство руководителей не хотят ждать, желая быстрых позитивных эффектов;
6) процесс без последствий. Много слов, совещаний, заданий, которые невозможно выполнить. Бесконечный анализ и обсуждения, за которыми не следует никаких действий.
Таким образом, мы видим, что формирование желаемой организационной культуры это трудоёмкий и длительный процесс. Неправильно сформированная культура влияет на производительность труда, на работу организации в целом и отдельного сотрудника в частности. Но важным в процессе развития организационной культуры является не только формирование культуры, но и её поддержание.
Возможность
поддержания культуры на необходимом
уровне зависит от подбора работников,
действий высшего руководства, методов
социализации, реакции руководителей
на критические ситуации и организационные
кризисы, моделирования ролей, от обучения
и тренинга, критериев определения вознаграждений
и статуса, организационных символов и
обрядов. Основные методы поддержания
организационной культуры изложены в
таблице 2.
Таблица 2
Методы
поддержания организационной
Метод | Содержание метода |
Поведение руководителя | Давно доказано, что люди лучше всего усваивают новые для себя образцы поведения через подражание. Руководитель должен стать ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчинённых. |
Заявления, призывы, декларации руководства | Нельзя забывать,
что для закрепления |
Реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях | Культивируемое
в организации отношение к
людям, к их ошибкам особенно ярко
проявляется в критических |
Обучение персонала | Обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, приветствоваться. |
Критерии, лежащие в основе назначений и продвижений по службе | Если руководство при назначениях, продвижении работников придерживается критериев, противоречащих культивируемым, то пропагандируемая культура не будет иметь поддержку со стороны сотрудников организации. |
Система стимулирования | Принципы построения системы стимулирования и её основная направленность должны поддерживать именно то отношение к делу, поведение и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение содержание и основная направленность культивируемой и поддерживаемой руководством организационной культуры. |
Критерии отбора в организацию | Подбирая сотрудников, следует обращать внимание не только на его знания и квалификацию, но и на способность принять основные ценности и нормы организационной культуры предприятия. |