Организационная культура и её роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – сформулировать основные методы формирования необходимой для успешной работы предприятия организационной культуры.
Цель работы определила следующие задачи:
дать понятие организационной культуре;
выяснить, как формируется организационная культура;
определить роль организационной культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............3
1 Организационная культура……………………………………………………..5
1.1 Понятие организационной культуры…………………………………5
1.2 Содержание организационной культуры……………………………9
1.3 Структура организационной культуры…………………………….11
1.4 Типы организационной культуры…………………………………..17
1.5 Функции организационной культуры………………………………24
2 Методы формирования, поддержания и изменения организационной культуры……………………………………………………………………………27
3 Роль организационной культуры………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Организационная культура и её роль.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

       Е) Культура казармы – она деспотична и свойственна бюрократическим организациям с множеством уровней управления, где женщины занимают низшие ступени. Такая культура позволяет игнорировать их интересы и относиться к ним грубо и презрительно.

       Ж) Культура спортивной раздевалки –  в её рамках мужчины строят межличностные отношения на базе специфических мужских интересов, представлений и демонстрируют к женщинам открытое пренебрежение. Женщин, даже высокого положения, мужчины в свой круг общения не допускают.

       З) Культура отрицания различий между полами – эта культура отвергает дискриминацию, но одновременно не видит и реальных различий между полами, игнорирует  женскую сущность, традиционные семейные функции женщин, а поэтому требует от них тех же успехов, что и от мужчин.

       И) Культура ложной защиты женщин – в рамках этой культуры идея равенства, основанная на общечеловеческих ценностях, подменяется мифами о равенстве. Здесь имеет место дискриминации в форме покровительства, когда женщин насильно привлекают к активной работе, воспитывают в них чувство уверенности, постоянно напоминают им, что они жертвы, нуждающиеся в помощи и поддержке.

       К) Культура смысловых мачо – внешне данная культура не принимает во внимание половые различия, главным здесь являются умные, энергичные люди, умеющие в условиях жёсткой конкуренции обеспечивать высокую экономическую эффективность работы организации. Несправляющихся наказывают и увольняют, причем, иногда женщины бывают более жестокими и беспощадными. 

       1.5 Функции организационной  культуры 
 

       Культура  организации содержит как субъективные, так и объективные элементы. К  субъективным относятся верования, ценности, ритуалы, табу, образы, мифы, связанные с историей организации  и жизнью её основателей, принятия норм общения.

       Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации – символика, цвет, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель.

       Организационная культура выполняет:

       1) функции внутренней интеграции – осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как  им следует взаимодействовать друг с другом;

       2) функции внешней адаптации –  помогает организации адаптироваться  к внешней среде;

       3) охранная функция – состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, ограничивающие нормы;

       4) интегрирующая функция – формирует чувство принадлежности к организации, гордости за неё, стремление посторонних лиц включиться в неё. Это облегчает решение кадровых проблем;

       5) регулирующая функция – поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией её стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов;

       6) адаптивная функция – облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников. Участвуя в совместных мероприятиях. Придерживаясь одинаковых способов поведения, люди легче находят контакты друг с другом;

       7) ориентирующая функция – она направляет деятельность организации и её участников в необходимое русло;

       8) мотивационная функция – создаёт   необходимые стимулы;

       9) функция формирования имиджа организации – образа имиджа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее огромное воздействие, как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.

       Культура  пронизывает процесс управления от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию  вербальной и особенно невербальной информации.

       Люди  с разными, особенно в национальном плане, культурами неодинаково воспринимают реальность, поскольку рассматривают всё окружающее сквозь их призму. Культура любой организации находится под мощным воздействием национального фактора.

       Управление  организационной культурой осуществляется с помощью таких мер, как:

       1) пропаганда и обучение персонала необходимыми навыками;

       2) подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в неё не вписывается;

       3) широкое использование символики, обрядов, ритуалов.

       К негативным  действиям в этом направлении относят:

       1) подмену реальных процессов изменения кампанией;

       2) осуществление поверхностных или косметических преобразований, когда по существу всё остаётся прежним, особенно в высшем руководстве;

       3) попытки изменить всю культуру сразу;

       4) преобладание краткосрочных целей;

       5) действия ради самих действий, не приводящие к определённому результату.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Методы формирования, поддержания и  изменения организационной  культуры 
 

       Процесс развития организационной культуры делиться на три взаимосвязанных  подпроцесса: формирование, поддержание  и изменение.

       Процесс формирования организационной культуры связан с установлением определённого типа отношений между членами организации, а также между ними и внешней средой организации. Это нахождение способов совместной работы и сосуществования. На данном этапе происходит формирование разделяемых ценностей и традиций, устанавливаются нормы поведения, ритуалы, системы коммуникаций, мотивации и т.д.

       На  формирование организационной культуры, её содержание и характерные особенности  существенно влияют следующие факторы  внешней и внутренней среды:

       1) организационные и личные цели лидера;

       2) его управленческая культура;

       3) деловая среда в целом и отрасли в частности;

       4) образцы национальной культуры;

       5) миссия и цели организации;

       6) стратегия;

       7) характер и содержание работы;

       8) квалификация, образование, общий уровень развития работников;

       9) общие экономические условия;

       10) классовые, этнические, расовые различия.

       Культура  развивается и изменяется в течение  всего жизненного цикла  организации. Процессы развития и изменения происходят медленно и постепенно. Основные принципы формирования организационной культуры изложены в таблице 1. 

       Таблица 1

       Основные  принципы формирования организационной  культуры 

       Принцип        Содержание  принципа
       Комплексность представлений  о назначении организации Культура должна выражать не только отношения между членами какой-либо организации, но и комплексное представление о назначении данной системы в целом и её членов (её цели, характер продукции и рынка, которые определяют эффективность соответствующей системы)
       Первоочерёдность  определения ценностей и философии организации Процессу формирования культуры в какой-либо системе должно предшествовать определение ценностей  и философии, которые будут приемлемы  и желательны для данной системы
       Историчность Культура организации  не поддаётся простому манипулированию, складывается годами и сама определяет характер экономической системы, стиль управления
       Отрицание силового воздействия Нельзя искусственно насаждать в какой-либо экономической  системе со слабой культурой сильную, и наоборот, или корректировать её. Сильная (слабая) культура может быть как эффективной, так и неэффективной в зависимости от конкретных условий
       Комплексность оценки Оценка воздействия  культуры на эффективность функционирования экономической системы должна базироваться на комплексном подходе, который предусматривает учёт не только способов прямого воздействия культуры на эффективность указанной системы, но и учёт множества невидимых опосредованных путей влияния
 

       Индикаторами  необходимых перемен в организационной  культуре являются увеличение текучести, снижение производительности, возникновение конфликтов сотрудников с администрацией и т.п.

       Ошибки  при формировании организационной  культуры:

       1) отсутствие событий. Персонал организации слышит о первом шаге по изменению компании, а затем ничего не происходит;

       2) работа на словах. На словах люди быстро признают изменения. Быстро вводятся в оборот новые слова, типа «Служба качества», но на деле ничего не меняется;

       3) стремление угодить начальству. Определённые действия предпринимаются только потому, что так требует высшее руководство. Как только внимание руководства переключается, усилия в этом направлении прекращаются;

       4) слова расходятся с делом. Из-за этого возникает недоверие к культурным переменам. Все действия руководства должны поддерживать данные обещания и сделанные заявления;

       5) спешка. Большинство руководителей не хотят ждать, желая быстрых позитивных эффектов;

       6) процесс без последствий. Много слов, совещаний, заданий, которые невозможно выполнить. Бесконечный анализ и обсуждения, за которыми не следует никаких действий.

       Таким образом, мы видим, что формирование желаемой организационной культуры это трудоёмкий и длительный процесс. Неправильно сформированная культура влияет на производительность труда, на работу  организации в целом  и отдельного сотрудника в частности. Но важным в процессе развития организационной культуры является не только формирование культуры, но и её поддержание.

       Возможность поддержания культуры на необходимом  уровне зависит от подбора работников, действий высшего руководства, методов социализации, реакции руководителей на  критические ситуации и организационные кризисы, моделирования ролей, от обучения и тренинга, критериев определения вознаграждений и статуса, организационных символов и обрядов. Основные методы поддержания организационной культуры изложены в таблице 2. 
 
 

       Таблица 2

       Методы  поддержания организационной культуры 

       Метод        Содержание  метода
       Поведение руководителя Давно доказано, что люди лучше всего усваивают  новые для себя образцы поведения  через подражание. Руководитель должен стать ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчинённых.
       Заявления, призывы, декларации руководства Нельзя забывать, что для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения большое значение имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: «Мы должны стать первыми!», «Высочайшее качество – это залог нашей победы над конкурентами!», «В нашей организации работают лучшие специалисты!».
       Реакция руководства  на поведение работников в критических  ситуациях Культивируемое  в организации отношение к  людям, к их ошибкам особенно ярко проявляется в критических ситуациях.
       Обучение персонала Обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, приветствоваться.
       Критерии, лежащие  в основе назначений и продвижений по службе Если руководство при назначениях, продвижении работников придерживается критериев, противоречащих культивируемым, то пропагандируемая культура не будет иметь поддержку со стороны сотрудников организации.
       Система стимулирования Принципы построения системы стимулирования и её основная направленность должны поддерживать именно то отношение к делу, поведение и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение содержание и основная направленность культивируемой и поддерживаемой руководством организационной культуры.
       Критерии отбора в организацию Подбирая сотрудников, следует обращать внимание не только на его знания и квалификацию, но и на способность принять основные ценности и нормы организационной  культуры предприятия.

Информация о работе Организационная культура и её роль