Опыт управления качеством в Латвии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

Подготовка квалифицированных менеджеров во всём мире предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и систем управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Роль качества и европейская политика управления качеством 3
2. Европейская премия качества 6
3. Опыт управления качеством в Латвии 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

ЛАтвия реф.docx

— 35.35 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Роль качества  и европейская политика управления  качеством 3

2. Европейская  премия качества 6

3. Опыт  управления качеством в Латвии 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

Список литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подготовка квалифицированных  менеджеров во всём мире предусматривает  изучение и освоение современных  методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов  и систем управления.

Современная концепция управления деятельностью, управления бизнесом –  это концепция, получившая в англоязычной литературе название Total Quality Management (TQM).

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее  время они должны обеспечивать возможность  реализации восьми ключевых принципов  системного управления качеством, освоенных  передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством  ИСО серии 9000: ориентация на потребителя; роль руководства; вовлечение работников; процессный подход к управлению; системный  подход к управлению; постоянное улучшение; принятие решений, основанных на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Необходимо иметь в  виду, что современная концепция  управления качеством – это концепция  управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как  показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном  управлении, в вооружённых силах  и других сферах.

 

 

 

 

1. Роль качества и европейская  политика управления качеством

 

Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и  потребностей человека. Подъём уровня культуры и образования с каждым днём делает потребителей всё более  разборчивыми и придирчивыми. В обеспечении  конкурентоспособности уже в 80-е  годы XXв. требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество. Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-20% совокупных производственных затрат.

С качеством продукции  связаны возможности кредитования, инвестиций, предоставление льгот. В  ряде стран Европы действует законы, по которым одни товары вообще не допускаются  на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям  стандартов международной организации  по стандартизации – ИСО, другие, несертифицированные  товары, должны продавать вдвое дешевле.

Организационно-экономические  и технические проблемы, связанные  с качеством, давно стали предметом  исследования, пути их разрешения превратились в отрасль науки.

Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей, и этим определяется его уникальная экономическая и  социальная значимость. Чем выше качество продукции, тем большим богатством обладает страна и тем большими материальными  возможностями она располагает  для своего дальнейшего прогресса. В силу этих особенностей качество продукции занимает ключевые позиции  в экономике и организации  производства. В условиях перехода на рыночный путь развития, подготовка вступления нашей страны в ВТО, так  как без расширения экспорта товаров  и услуг не может быть решена и  такая важная проблема, как конвертируемость рубля, что является препятствием для  широкого участия России в международной  торговле. Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения их качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке. А для повышения качества продукции, во всех странах мира актуальность управления качества в условиях рыночных отношений определяется его направленностью на обеспечение конкурентного уровня качества продукции и услуг, который может удовлетворять запросы потребителей.  

Европейский опыт управления качеством - широкое внедрение систем качества на основе стандартов ИСО  серии 9000. Принятие новых концепций  по обеспечению безопасности и надежности, на основании полагающихся стандартов, сертификации.

Для функционирования европейского рынка, поставляемая продукция сертифицируется  независимой организацией. Проводится аккредитация испытательных лабораторий  и работников, осуществляющих контроль и оценку качества продукции. Решаются проблемы качества:

а) законодательной основой  для проведения всех работ, связанных  с оценкой и подтверждением качества;

б) гармонизация требований национальных стандартов, правил и  процедур сертификации;

в) создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции  и систем качества, аккредитация лабораторий, регистрация специалистов по качеству и т.д.

Подходы к управлению качеством  на западе и востоке имеют различие, например Западный подход (США и  Европа) – качество основывается на низком уровне цен; первая цель – прибыль, качество категория случайная и  т.д., а Восточный подход (Япония) – качество основывается на низком уровне дефектов; первая цель – качество, прибыль не замедлит последовать. В  основе различных стран мира лежит  сближение уровней качества; через  творческий обмен передаваемый опытом работы по улучшению качества, интеграция всех подходов и методов, внедрение международных стандартов.

Европейский подход к качеству ставил приоритетными областями  – единую политику качества; контроль над стандартизацией и сертификацией  качества; открывались аккредитационные центры. Качество жизни считалось тем лучше, чем больше покрыты потребности человека. Учитывалось степень удовлетворения потребности человека.

В европейскую программу  качества жизни, направленную на улучшение  потребностей человека, вкладываются огромные финансовые потоки.

Европейские организации, участвующие  в управлении качеством разработали  свою политику, отражающие все стороны  жизнедеятельности потребителя:

1. Продовольствие, питание,  разработка методов обнаружения  токсичных компонентов.

2. Роль пищи в укреплении  здоровья населения.

3. Контроль над инфекционными  заболеваниями (вакцины, диагностика,  медицинское обслуживание).

4. Фабрика клетки –  программа улучшения терапевтической  базы, улучшения среды, улучшение  продуктов.

5. Окружающая среда и  здоровье населения.

6. Устойчивое ведение  рыбного, сельского и лесного  хозяйства и интегрирование сельских  районов.

7. Проблемы пожилого и  нетрудоспособного населения (процессы  старения, демографическая политика, услуги здравоохранения).

8. Дегенеративные и хронические  заболевания.

9. Исследование генома  и заболевание генетического  происхождения, клонирования.

10. Нейрология (клеточное взаимодействие, функции мозга).

11. Здоровье населения  и охрана труда.

12. Нетрудоспособное население  (технологии оказания помощи).

13. Биоэтика (научно-техническое  развитие).

14. Социально-экономические  аспекты наук о жизни и наук  о техническом развитии.

15. Поддержка исследовательских  инфраструктур (биологическое хранилище,  источники информации, клинические  исследования, исследование хозяйствования, система мультигигабит).

2. Европейская премия качества

 

В мировой индустрии давно  идёт борьба за рынки сбыта. Одним  из основных направлений повышения  качества продукции является проведение различных конкурсов и присуждение  премий международного масштаба. Мировые  премии в области качества давно  вышли за рамки конкурсов. Теперь они, прежде всего, модели совершенствования  бизнеса на основе повсеместного  управления качеством – Total Quality Management. К таким моделям с полным основанием можно отнести Европейскую премию качества European Quality Award.

Существует несколько  основных премий качества мирового уровня. Так, японская премия Деминга в Японии – это престижная награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании. Национальная премия качества Малкольма Болдриджа в США – бизнес-модель, сформировавшая философию современного мирового предпринимательства. Наряду с ними Европейская премия качества – это образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством.

Европейская Премия Качества (ЕПК) – самая престижная европейская  награда за достижение совершенства в бизнесе. В 2004 году был проведен двенадцатый по счету конкурс (премия вручается с 1992 года). Организации, участвующие в конкурсе, ставят перед собой цель постоянно улучшать качество своей работы, бизнес-процессов, системы управления.

Европейская премия качества находится на вершине пирамиды многочисленных национальных и региональных премий европейских стран в области  качества (например, в России это  Премии Правительства РФ в области  качества). Соискатели ЕПК, как правило, первоначально добиваются успеха в  этих локальных конкурсах, а уже  затем включаются в борьбу за главную  премию Европы в области качества.

Стоимость участия в конкурсе, включая затраты на прием экспертов  для проведения обследования на местах, варьируется от 3 тысяч евро для  малых предприятий до 9-14 тысяч  евро для некоммерческих организаций  и крупного бизнеса.

Организатором и учредителем  премии является Европейский фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management, EFQM). Фонд представляет собой партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и достижению совершенства в бизнесе.

В конце 2001 года эксперты EFQM разработали систему признания  достижений организаций в области  качества, не зависимо от их размера, оборота  и сферы деятельности – Уровни Совершенства (Levels of Excellence). Европейская премия качества является высшей ступенью Уровней Совершенства EFQM .

Уровни Совершенства включают следующие ступени, начиная с наивысшей:

1.  Европейская премия качества;

2. Признание совершенства;

3.  Стремление к совершенству.

Рассмотрим специфику  каждого уровня подробнее.

Европейская премия качества – это соревнование организаций, стремящихся быть эталоном совершенствования  бизнеса в Европе (и в мире).

Участие в конкурсе требует  подготовки отчета установленной формы  объемом до 75 страниц. Его оценивает  группа из 4-8 экспертов, в которую  входят топ-менеджеры различных отраслей бизнеса из разных стран Европы.

Соискатели, получившие высокие  предварительные оценки, принимают  экспертов для обследования на местах. Визит занимает до 7 дней, в течение  которых организация обязана  предоставить экспертам возможность  увидеть все этапы бизнес-процесса.

По результатам обследования на местах эксперты выставляют итоговые оценки конкурсантам и определяют финалистов, призеров и победителей премии. Каждый участник конкурса получает заключение независимых экспертов, которое  призвано помочь конкурсантам в их стремлении к совершенству. В этом документе эксперты указывают сильные  и слабые стороны организации, направления, где необходимо провести первоочередные улучшения и рекомендации по их проведению.

Эксперты Премии – это  практикующие менеджеры или ученые с богатым опытом исследований и  оценки в области качества. Поэтому  их экспертное заключение представляет для компаний-участников ценную консультацию. Многие участвуют в конкурсе именно ради ее получения.

Организации, достигшие статуса  финалиста, уже могут гордиться  своим результатом, так как они  приобретают статус эталонных (бенчмаркинговых) компаний, что позволяет им войти в ряд ведущих организаций Европы.

Победители ЕПК определяются ежегодно в каждой из организационных  категорий, причем может быть несколько  победителей в одной категории. Они не имеют право участвовать  в конкурсе в течение следующих  пяти лет.

Организации, получившие Европейскую  премию качества, считаются эталонными и получают всеобщее признание используемых подходов и достигнутых результатов. Помимо того, они получают право  использовать логотип победителя ЕПК  на бланках, визитках, в любых рекламных  материалах и т.д. Всеми этими преимуществами компании могут пользоваться бессрочно, однако с течением времени, естественно, происходит моральное старение статуса победителя.

Признание совершенства (Recognized for Excellence) – это уровень для организаций, имеющих опыт самооценки на базе модели EFQM. Участники учатся систематизировать деятельность по определению сильных сторон организации и областей, требующих первоочередного улучшения. Уровень Стремление к совершенству (Committed to Excellence) разработан для организаций, только начинающих путь совершенствования.

Претенденты этих уровней  проходят те же этапы, что и участники  ЕПК, с той лишь разницей, что форма  отчета несколько упрощена и обследование на месте занимает меньше времени. Победители этих уровней также могут использовать свои достижения в рекламных целях.

Из российских компаний сертификат Recognized for Excellence в октябре 2001 года получило ОАО "Машиностроительный завод", г. Электросталь, Московской области. Сертификат Committed to Excellence в мае 2003 года получил Концерн "Калина", г. Екатеринбург.

Модель совершенствования EFQM (Excellence Model) объединяет девять элементов (критериев), разбитых на две группы: "Возможности" и "Результаты". Каждый критерий имеет бальную оценку, общая сумма баллов по всем критериям составляет 1000 баллов. Вес каждого критерия устанавливается экспертами EFQM и многочисленными пользователями модели. Он может меняться с учетом накапливаемого опыта и переменами во внешней среде. Группы "Возможностей" и "Результатов" имеют эквивалентные максимальные оценки – по 500 баллов, что показывает одинаковую важность, как потенциала организации, так и того, насколько успешно этот потенциал реализуется.

Информация о работе Опыт управления качеством в Латвии