Опыт планирования в странах Западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Проблема общегосударственного планирования социально-экономического развития страны в условиях рыночной экономики вызывает вполне закономерный вопрос: для чего нужно такое планирование и возможно ли оно вообще при рыночном хозяйстве?
С точки зрения традиционного мышления, такое планирование представляется абсурдным и практически невозможным. Попытки противопоставления рынка плану, отказа от практики планового регулирования экономики имели место и в нашей стране в ходе проведения экономических реформ.

Содержание

Введение 3
1.Становление планирования в зарубежных странах 5
2.Становление и развитие планирования во Франции 9
3. Особенности и функции французского планирования 12
4. Развитие планирования в Великобритании 16
5. Становление планирования в Российской Федерации 18
Заключение 25
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

опыт.docx

— 45.36 Кб (Скачать)

1. Планирование, совместимое с рыночной экономикой

Французское планирование никогда  не стремилось подменять собою рынок. Напротив, оно его дополняет, стараясь компенсировать различные сбои и отказы рыночного механизма, регулирует его и обеспечивает постоянную совместимость его функционирования с социальным единством страны.

Отказы  и сбои рынка могут носить постоянный характер. Согласно экономической теории, перед лицом естественных монополий (случаи растущей предельной производительности), перед лицом внешних эффектов или при производстве общественных благ рынок оказывается неспособным эффективно распределять ресурсы. Одной из характеристик рынка является его «близорукость», поэтому он не всегда считается лучшим советчиком для принятия решений, имеющих долгосрочное воздействие.

Однако  эти отказы и сбои могут носить также и временный характер, быть связанными с тем или иным этапом экономического развития. Именно так обстояло дело с французской экономикой в конце Второй мировой войны - экономикой дефицита и всеобщей карточной системы. В сегодняшней Франции, если оставить в стороне цены на сельскохозяйственную продукцию, которые определяются единой сельскохозяйственной политикой ЕС, общественные тарифы, устанавливаемые естественными монополиями, и цены на обслуживание в системах здравоохранения и народного образования, формирование всех остальных цен осуществляется в условиях свободных рынков.

 

 

    1. Гибкая и легкая структура для эволюционного планирования

Итак, планирование не только не противоречит условиям рынка, но напротив, благоприятствует его развитию. Планирование вынуждено было непрерывно адаптироваться к глубоким преобразованиям французской экономики по мере ее вовлечения в мировое хозяйство. Поэтому Франция не претендует на обладание какой-то уникальной моделью, но имеет определенный опыт эволюционного планирования.

Такая гибкость, пластичность подразумевает, прежде всего, что Генеральный комиссариат планирования имеет легко изменяемую структуру.

Постоянные  функции французского планирования

Французское планирование основано на 3 постоянных функциях.

  1. Это коллективный процесс выявления сильных и слабых сторон французского общества, идентификация проблем, поставленных экономическим и социальным развитием, и предложение конкретных решений.
  2. Оно вырабатывает систему правил, направленных на обеспечение более совершенного функционирования экономики и рынка.
  3. Оно формирует целостную систему среднесрочных задач и приоритетов такой государственной политики, которая вписывается в долгосрочную перспективу.

Остановимся подробнее на этих трех функциях.

1. Одним из наиболее существенных вкладов французского планирования является коллективное изучение сил и слабостей экономики и неадаптпрованностей французского общества. Нейтральность и критическое изучение социальных партнеров обеспечивают большую объективность, которая всегда была силой аналитических проработок французского планирования. Что является базой для постановки проблем экономического и социального развития и поиска конкретных решений.

Так, в отличие от централизованной системы, спускающей директивы сверху, французское планирование основывается на подключении к анализу и процессу принятия решений всех экономических и социальных партнеров. Это процесс диалога и согласования, направленный на объединение различных партнеров (государственной администрации, предпринимателей, профсоюзов) с экспертами для совместного выявления проблем в различных областях и, по возможности, для предложения конкретных решений. Французское планирование выполняет, таким образом, значительные информационные функции и влияет на поведение экономических агентов.

2. Планирование вырабатывает также целую систему правил и данных, направленных на обеспечение лучшего функционирования экономики и рынка. Это экономическое и социальное руководство, однако оно предоставляет в распоряжение партнеров лишь ориентиры, а не детальные указания показателей производительности, стоимости и т.п.

"Планирование  на французский манер" существенным образом отличается от централизованного планирования, осуществлявшегося ранее в странах Восточной Европы. Французский план, таким образом, дополняет рынок, исправляя его близорукость, указывая экономическим и социальным партнерам на те общие информационные данные, которые позволят им самим сделать выбор.

3. Французское планирование, наконец, позволяет выработать целостное среднесрочное представление о социальном и экономическом развитии в сочетании с долгосрочным прогнозированием, делая это с помощью различных организаций, выполняющих экономические разработки. Они предназначены прежде всего для Правительства, но также и для всей страны. Любая экономическая и социальная политика должна высвечиваться знанием ее последствий в средней и дальней перспективе.

План представляет собой такое  средство высвечивания тех отдаленных задач, решения по которым сегодня принять чрезвычайно трудно. Составление плана - это не столько предвидение, сколько осуществление такого выбора, который будет учитывать как предсказуемые, так и непредвидимые изменения. В средней и дальней перспективе План представляет собой государственный институт, обеспечивающий непротиворечивость решение Правительства, при котором ГКП служит ведущим советником.

Эта функция  обеспечения непротиворечивости решений  в среднесрочной перспективе  сыграла во Франции значительную роль в тот момент, когда слишком  быстрый рост производства повлек за собой ускорение преобразований экономики и общества, и когда одновременно стало возможным (в силу регулярного характера этого роста) определить дальнейшие перспективы развития. Во время нефтяного кризиса 70-х годов и вытекавшей из него неуверенностью в отношении экономических прогнозов, увеличение непредвиденных вариантов не только не отвергло необходимость в среднесрочной перспективы, но, напротив, усилило ее. План, таким образом, остался инструментом обеспечения непротиворечивости основных качественных направлений экономического и социального развития и принятия Правительством решений на среднюю перспективу, однако при этом он стал более селективным и стратегическим.

Итак, индикативный подход к организации французского планирования выражается в его совместимости  с рыночной экономикой, гибкой и  эволюционной структурой. Планы выполняют 3 постоянные функции, направленные на поддержание стабильности экономической  системы.

 

 

4. Развитие планирования в Великобритании

 

Когда в 1940 году Уинстон Черчилль стал премьер-министром и министром  обороны, он создал свой собственный  аппарат для планирования ведения  войны. Начальников штабов он подчинил непосредственно министру обороны, и этим практически устранил политических глав трех видов вооруженных сил. В результате в Великобритании военные  специалисты приобрели гораздо  большее влияние на формирование стратегических целей, чем в других демократических странах. С 1943-го по 1945 год начальниками штабов были: Брук — начальник штаба сухопутных войск, Портэл — начальник штаба Королевских ВВС и Кеннинхэм — начальник штаба ВМС. Их тесное взаимодействие позволило умерить некоторые наиболее фантастические планы Черчилля, и, как выразился английский историк Джон Эрманн, «в течение нескольких трудных лет они пользовались таким влиянием, какого до этого не имел ни один военный комитет в Великобритании».

Этот комитет был бюрократически перегружен и потому иногда затруднял  работу, несмотря на все возрастающее влияние в сфере текущего военного планирования. Планирование осуществлялось в основном на уровне вида вооруженных  сил комитетом, состоящим из начальников  оперативных отделов трех родов  войск. Поэтому начальникам штабов не надо было координировать ведомственные  планы, так как это уже было сделано нижестоящим комитетом. Черчилль выступил на первый план по причине  своих частых контактов с планирующим  комитетом, который таким образом  взял на себя функции генеральных  штабов былых времен.

В результате казалось, что нужды  трех видов вооруженных сил координируются должным образом. Между тем существовал  еще один орган, обладавший полнотой власти и компетентным штатом, посредством  которого согласованные планы претворялись в жизнь. Функция лорда Исмея  была тройной. Он являлся советником министра обороны, то есть Черчилля. Но поскольку последний был еще  и премьер-министром, то ему пришлось взять на себя и некоторые обязанности  своего министра. Он был также членом комитета начальников штабов, в который  входил в качестве представителя  Черчилля. Его влияние фактически было больше, чем влияние любого министра за пределами правительства, так как он присутствовал и  на заседаниях военного комитета, состоявшего  из восьми министров. Он был заместителем его секретаря по военным вопросам, подчинявшимся секретарю и равным по чину его гражданскому заместителю.

Эта структура обслуживала Черчилля и находилась более или менее  в его личном распоряжении. Его  собственная власть росла год  от года. Его мощный, выдающийся гений  доминировал на поздней стадии войны, как и на ранней. Система комитетов  помогала властному премьер-министру; а уникальное сочетание его стратегической хватки и тесных дружеских связей с высокопрофессиональными членами этих комитетов быстро обеспечило ему власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Становление планирования в Российской Федерации

 

В советское время задача планирования была возведена в ранг закона. При  этом государство по отношению к  предприятию выступало в ролях  и заказчика, и поставщика, и инвестора. Это обстоятельство обеспечивало высокую  степень определенности и значительно  облегчало задачу планирования. В  условиях рынка эти три основные составляющие процесса планирования представляют собой группы независимых и, более  того, неопределенных факторов. Вероятно, по политическим соображениям, проблема планирования в экономике была незаслуженно забыта. В первую очередь это было вызвано превратным пониманием рыночных процессов, как стихийных и не управляемых.

Безусловно, роль, значение и принципы планирования в условиях рынка принципиально  отличаются от тех, что мы имели в  условиях государственной плановой экономики. Однако, именно в условиях рынка, роль планирования предприятиями  своей деятельности значительно  возрастает. Подчеркиваю, речь идет не о централизованном государственном  планировании, а о корпоративном, на уровне каждого конкретного предприятия  как экономического субъекта. Более  того, процесс корпоративного планирования в условиях рынка, характеризуемого высокой степенью неопределенности, требует от специалистов предприятия  значительных усилий, новых навыков  и знаний, а также применения современных  методик и инструментов.

Деятельность предприятия на свободном  рынке справедливо сравнивают с  действиями армии на фронте. Действительно, работа предприятия в условиях свободного рынка не что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее руководители бросят своих солдат в атаку на противника без предварительной разведки ситуации, определенной стратегии и четкого плана действий. Многие ли российские предприятия имеют корпоративную стратегию и планы своего развития? В масштабах страны - единицы из тысяч! Если у директора появился план, то возникает и необходимость его выполнения. Есть план - будут продуманные действия, а не рефлексивная суета. С другой стороны, план позволяет определить критерии и контролировать эффективность работы менеджмента. Безусловно, идеальных планов, которые будут выполнены в точности, как это задумывалось первоначально, не существует. Планы разрабатываются для определения стратегии и тактики, а жизнь регулярно вносит в них свои коррективы. Однако следует понимать, что для руководителей предприятий важен сам процесс планирования как таковой. Он позволяет мобилизовать необходимые ресурсы для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений хаотичного в хорошо организованный, последовательный и логичный.

Следует признать, что государство, полностью отказавшееся от планирования в промышленности, не в состоянии  эффективно управлять экономикой. Для  достижения реальных позитивных изменений  в экономике требуется серьезный  и глубокий процесс реформирования промышленности, обеспечивающий разработку новой стратегии и планов развития предприятий, составляющих основу промышленного потенциала России.

Достоверная и качественная информация о целях, стратегии и планах развития предприятий обеспечит решение  следующих задач:

1. Повышение эффективности планирования бюджета, особенно его доходной части.

 Единственным реальным источником  бюджетных поступлений являются  предприятия и организации, осуществляющие  активную экономи-ческую деятельность. Прогнозирование бюджетных поступлений  до сих пор осуществляется  по принципу "от достигнутого", без учета действительного и  будущего состояния ключевых, бюджетообразующих  предприятий региона. Принимая  во внимание, что ситуация на  предприятиях стремительно изменяется, а также то, что практически  все они требуют серьезных  преобразований или уже находятся  в процессе реформирования, использование  реальной информации о состоянии  и планах развития предприятий,  является обязательным условием  для обеспечения достоверности  прогнозов доходов государственных  бюджетов всех уровней. 

Информация о работе Опыт планирования в странах Западной Европы