Опыт планирования в странах Западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Проблема общегосударственного планирования социально-экономического развития страны в условиях рыночной экономики вызывает вполне закономерный вопрос: для чего нужно такое планирование и возможно ли оно вообще при рыночном хозяйстве?
С точки зрения традиционного мышления, такое планирование представляется абсурдным и практически невозможным. Попытки противопоставления рынка плану, отказа от практики планового регулирования экономики имели место и в нашей стране в ходе проведения экономических реформ.

Содержание

Введение 3
1.Становление планирования в зарубежных странах 5
2.Становление и развитие планирования во Франции 9
3. Особенности и функции французского планирования 12
4. Развитие планирования в Великобритании 16
5. Становление планирования в Российской Федерации 18
Заключение 25
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

опыт.docx

— 45.36 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение            3

1.Становление планирования в зарубежных странах     5

2.Становление и развитие планирования во Франции     9

3. Особенности  и функции французского  планирования    12

4. Развитие планирования в Великобритании      16

5. Становление планирования в Российской Федерации    18

Заключение           25

Список используемой литературы        28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема общегосударственного планирования социально-экономического развития страны в условиях рыночной экономики вызывает вполне закономерный вопрос: для чего нужно такое планирование и возможно ли оно вообще при рыночном хозяйстве?

С точки зрения традиционного мышления, такое планирование представляется абсурдным и практически невозможным. Попытки противопоставления рынка плану, отказа от практики планового регулирования экономики имели место и в нашей стране в ходе проведения экономических реформ. Однако общегосударственное планирование экономического и социального развития не только возможно, но и в значительной степени эффективно, и это подтверждает положительный опыт Японии, Западной Европы, новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии.

Содержание планирования как функция  управления крупной фирмой состоит  в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и  спроса рынка. Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период, определения хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения  поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит  в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и  внешние факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.

Планирование в рамках крупных  компаний охватывает как текущее, так  и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования.

Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы  и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его  основе текущие планы ориентированы  на фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие  планы дополняют, развивают и  корректируют перспективные направления  развития с учетом конкретной обстановки.

 

 

 

 

 

1. Становление  планирования в зарубежных странах

 

В зарубежных прогнозных и  аналитических центрах используются сотни прогностических эконометрических систем. Широко известна одна из первых развернутых Микромоделей национального  хозяйства, разработанная лауреатом  Нобелевской премии по экономике  Лоуренсом Клейном. Эта модель включает 15 внутрисистемных переменных, которые  определяются с помощью 12 стохастических линейных и нелинейных уравнений  и четырех детерминированных  тождеств.

В современной России прогнозы развития национальной экономики, основных народно-хозяйственных комплексов пока еще не стали основой формирования экономической политики государства. Широко развиваются прогнозы ситуаций на валютном рынке и рынке краткосрочных  ценных бумаг, но забыт опыт оптимизационного прогнозирования социальной и производственной сфер народного хозяйства. Поэтому  изучение опыта зарубежных стран  в области прогнозирования, особенно в АПК, представляет для нас большую ценность.

Разработки в области  экономического прогнозирования в  зарубежных странах возникли в последней  четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов на основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами прогнозирования тогда 6ыли экспертные оценки (на основе качественного анализа рядов) и простая экстраполяция (перенесение прошлых тенденций на будущее).

В начале ХХ в. были сделаны  первые попытки выявления экономических  индикаторов. В частности, Дж. Брукмайер  уже в 1911г. пробовал использовать для  прогнозирования три хронологических  ряда следующих показателей: индекс банковских кредитов, индекс цен акций, индекс общей экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил  в 20-е годы в исследованиях Гарвардского университета, использовались так называемые «гвардейские кривые А, В, С». Кривая А представляла собой индекс стоимости ценных бумаг на бирже, кривая В - величину депозитов в банках, кривая С – норму процента. В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали представления, согласно которым в окрестностях поворотных точек цикла данные показатели должны были фиксировать, прежде всего, изменение экономической конъюнктуры в указанной последовательности.

Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929-1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.

В 30-е гг. впервые за рубежом  возникает планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым  элементом системы регулирования  экономики. Прогнозы составлялись с  помощью модели "затраты - выпуск", линейного программирования, моделей  системного анализа и на основе экспертных оценок.

Первые планы на макроуровне  охватывали финансово-бюджетную и  денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных  бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом  по стране.

В 1944г. К. Ландауэр опубликовал  книгу под названием «Теория  национального экономического планирования». Система планирования, предложенная автором, очень похожа на ту, которая  позже стала· известна как "Индикативное планирование", в рамках которого правительство воздействует на экономическое  развитие скорее посредством координации  и обеспечения информацией, чем  путем принятия решений и выдачи указаний.

В послевоенные годы планирование на макроуровне становится предметом  широких дискуссий с целью  не только избежания кризисов, но и  регулирования процессов распределения  товаров. Национализация ряда отраслей, рост доли государственного сектора  в экономике дали возможность  правительствам осуществлять прямой контроль за внешней торговлей, ценами, финансами.

В 50-е гг. во многих странах  произошел отход от составления  национальных планов в форме бюджетов. Сформировались два новых направления. Первое связано с усложнением  административного аппарата, используемого  для разработки планов, второе - с  расширением сферы планирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в Министерстве финансов, то в начале 60-х годов создаются специальные  плановые органы: во Франции - Генеральный  комиссариат по планированию; в Японии - Экономический консультативный  совет, Управление экономического планирования; в Нидерландах - Центральное плановое бюро; в Канаде – Экономический  совет.

Необходимость макроэкономического  планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени  интеграции различных хозяйственных  единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании  ВНП, загрязнением окружающей среды.

До 70-х гг. страны осуществляли прогноз посредством национальных моделей прогнозирования. В середине 70-х гг. начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали  разрабатываться в США. Так, модель ЛИНК включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой  экономики ООН использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных  региональных моделей.

Каждая страна с учетом специфики национальной экономики  использует определенные подходы к  прогнозированию и планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно  к изменяющимся условиям.

Особенности прогнозирования  и планирования целесообразно рассматривать  в странах - представителях трех сложившихся  в мире систем планирования и регулирования: североамериканской, представителями  которой являются США и Канада; азиатской - Япония и Южная Корея; европейской Франция и Швеция.

Лидером Западного мира в  прогнозировании являются США.

 

2. Становление и развитие планирования во Франции

 

Интересный опыт общегосударственного планирования в условиях рынка накоплен во Франции. Сразу после окончания Второй мировой войны перед правительством страны, которое возглавлял генерал де Голль, встала проблема поиска путей восстановления и дальнейшего развития экономики.

Было принято решение, что Франции  необходимо располагать системой, которая бы дополнила и усилила рыночную экономику. Основная идея при этом заключалась в следующем: если не работать по плану, то общество будет обречено на разрозненные усилия, непоследовательные капиталовложения; будет иметь место естественная для страны, пережившей разрушительную войну, тенденция приоритета потребления над капиталовложениями. Следовательно, необходим механизм, координирующий инвестиции, управляющий потреблением и вносимый в эту область определенный порядок.

До 1946 г. опыта планирования в условиях рынка в мире практически не было. Поэтому возникла сложная проблема: как совместить идею плана с рыночной экономикой и демократией? Для этого провозглашены основополагающие принципы:

1. Франция была и остается страной со смешанной экономикой, т. е. в ней будут уживаться государственный и частный секторы.

2. Страна должна стать открытой для международной конкуренции, в отличие от довоенных лет, когда Франция проводила крайне протекционистскую внешнеторговую политику.

3. Французский план не должен носить, подобно советскому, директивного характера, т. е. должен быть индикативным, показывающим экономике желаемое направление и использующим средства, которыми располагает государство, чтобы двигаться в нужном направлении. Однако план не должен чрезмерно обременять предприятия.

4. План должен составляться небюрократическим, не технократическим путем, не узким кругом специалистов. Его следует разрабатывать с участием организаций предпринимателей, профсоюзов, представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, администраций всех уровней. Кроме того, в разработке плана должны участвовать и независимые эксперты из мира науки.

Организует разработку плана созданный  в 1946 г. генеральный комиссариат по плану — главный центр французской системы планирования экономики. Первый во Франции государственный план, получивший в истории название "плана Монне" — основателя французской системы планирования — действовал с 1947 по 1953 г.

Основа индикативного плана  французской экономики — обмен  информацией между государством и частными предпринимателями и определение на этой базе совместимости их планов, а также выработка общей взаимоприемлемой стратегии экономического роста. Менялись приоритеты, менялись средства достижения поставленных целей, эволюционировала и сама концепция плана. Однако при формировании индикативных планов различные субъекты имеют равные права, они одинаково заинтересованы в их реализации. Показатели плана не являются обязательными, они служат лишь ориентирами для организации деятельности субъектов рынка.

В настоящее время процесс планирования французской экономики состоит  из пяти этапов.

Первый этап — перспективный анализ, или прогноз. Речь здесь идет об определении долгосрочной перспективы — периода, превышающего пять лет во временном отношении.

Второй этап, начинающийся после того, как закончена разработка перспективы, заключается в том, чтобы определить долгосрочные тенденции и попытаться заранее предусмотреть моменты смены направления этих тенденций.

Третий этап — "стратегическое размышление" — состоит:

♦ в оценке сильных сторон экономики  страны, которыми необходимо воспользоваться  для дальнейшего движения вперед (например, наличие квалифицированной рабочей силы, мощного научного потенциала в той или иной сфере деятельности и т. д.);

♦ в анализе того, в чем составят слабости страны. При этом, естественно, необходимо стремиться использовать сильные стороны, а слабости компенсировать.

Этап непосредственного планирования, чтобы воплотить стратегию в  совокупность целей, достижимых на протяжении ближайших четырех-пяти лет. Одновременно в общем плане формулируются и средства, позволяющие достичь поставленных целей. Это могут быть изменения налоговой политики, коррективы в политике научных исследований и т. п.

Последний этап — программирование. При этом намечаемые на среднесрочный период в пять лет цели разбиваются на подразделы меньших размеров — в год, два.

 

 

 

 

3. Особенности и функции французского планирования

 

Система французского планирования, в отличие от других стран, имеет следующие особенности.

Информация о работе Опыт планирования в странах Западной Европы