Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:00, курсовая работа
Целью данной работы является разработать стратегию развития ООО «Дирол Кэдбери», используя методы и инструменты стратегического менеджмента, для повышения финансовых показателей от реализации продукции, большей загрузки производственных мощностей, повышения мотивации сотрудников и для обеспечения конкурентоспособности организации на рынке жевательной резинки.
Введение. 3
1. Общая характеристика и экономический анализ деятельности организации 4
1.1. Характеристика организации 4
1.2. Видение и миссия организации 5
1.3. Экономический анализ деятельности организации 7
2. Анализ отрасли и конкуренции 15
3. Анализ ситуации организации и установление целей. 31
3.1. Анализ портфеля бизнесов (продукции) организации. 31
3.2. Оценка текущего бизнеса и стратегические проблемы бренда Dirol. 35
3.3. SWOT – анализ. 37
3.4. Оценка конкурентной позиции бренда Dirol. 41
3.5. Установление целей для бренда Dirol. 45
4. Определение конкурентного преимущества бренда Dirol. 47
5. Выбор деловой стратегии и её оценка. 50
6. Разработка мероприятий для реализации выбранной стратегии. 53
Заключение 65
Список литературы: 66
Выработка
= объём произведённой продукции/
Выработка 2008= 6082340 кг/511 чел= 11902, 8 кг продукции на 1 человека в год.
Трудоемкость является показателем, обратным к выработке.
Трудоемкость = (20)
Трудоемкость
2008 = 1/11902,8=0,00008 тыс.рублей
Для того чтобы определить текущее состояние, проблемы и перспективы отрасли, в которой действует организации ООО «Дирол Кэдбери» (фабрика по производству жевательной резинки), её необходимо проанализировать, используя при этом основные элементы отраслевого и конкурентного анализа:
Рисунок 1 Прогноз развития рынка жевательной резинки в 2007-2012 г
( в стоимостном выражении, $ млн)6
Прибыльность отрасли: отрасль высокоприбыльная, поскольку, во-первых, продукция пользуется большим спросом среди потребителей и, во-вторых, очень привлекательна для новых потенциальных конкурентов.
Рисунок 2 Соотношение потребителей жевательной резинки, %7
Движущие
силы – факторы, вызывающие значительные
изменения в отрасли и
Произведем оценку движущих сил отрасли жевательной резинки в таблице 3 по трём факторам:
Таблица 3
Оценка движущих сил в отрасли
Типы движущих сил | Влияние на отрасль | Влияние на организацию | Направлен-ность влияния | Интеграль-ная оценка |
Общеэкономические тенденции | 1 | 2 | +1 | 2 |
Внедрение новых товаров | 3 | 3 | +1 | 9 |
Развитие технологий | 3 | 3 | -1 | -9 |
Маркетинговые инновации | 3 | 3 | -1 | -9 |
Выход на рынок крупных фирм | 2 | 3 | -1 | -6 |
Распространение прогрессивных «ноу-хау» конкурентов | 2 | 3 | +1 | 6 |
Государственное регулирование отрасли | 2 | 1 | +1 | 2 |
Демографические изменения | 3 | 3 | +1 | 9 |
При оценке конкурентных сил используется модель М. Портера, по которой конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил: конкуренция среди действующих в отрасли фирм, потенциальная угроза входа в отрасль новых конкурентов, предприятия производящие товары-заменители, поставщики, потребители. Значение каждой из 5 сил меняется от отрасли к отрасли и определяет её прибыльность.
Наиболее значимой конкурентной силой является обычно конкуренция среди существующих в отрасли фирм. Инструментами внутриотраслевой конкуренции являются: цена, качество продукта, внешний вид продукции и упаковки, гарантии, дополнительные услуги, реклама, способность к реализации нововведений и т.д. «Рынок жевательной резинки представлен двумя направлениями: chewing gum (жевательная резинка) и bubble gum (жевательная резинка с возможностью надувать пузыри). Совместно Dirol Cadbury и Wrigley контролируют более 98% рынка жевательной резинки в стоимостном выражении. Доминирует американская компания Wm. Wrigley Jr. Company, которая контролирует 68% рынка в стоимостном выражении, второе место занимает британская компания Dirol Cadbury LLC с 30% рынка в стоимостном выражении. 1% рынка в стоимостном выражении также приходится на долю нидерландско-итальянского концерна Perfetti Van Melle. Турецкая компания Intergum и нидерландская Leaf International, российский производитель ООО «КФ «Меньшевик» (Москва), ООО «К-Артель» в совокупности составляют около 1%. Доли конкурентов наглядно представим на диаграмме (рисунок 3)»8.
Рисунок 3 Доли конкурентов на рынке жевательной резинки в стоимостном выражении
Основные правила, по которым ведётся внутриотраслевое соперничество между конкурирующими фирмами, заключается в формировании маркетинговой стратегии продукции и инновациях при разработке новых видов товара. Рост спроса на конкретную продукцию компаний обычно тесно связан с проведением рекламной кампании: приблизительно через три месяца после запуска рекламы отмечается заметный рост продаж. В среднем, индивидуальный сорт-фаворит оттягивает на себя 4—5% потребителей в пределах потребительского сегмента, который удерживает данный зонтичный бренд. В особо успешных случаях показатель индивидуального бренда-лидера достигал 6—7%9. Поэтому компании, действующие на данном рынке, затрачивают огромные средства на разработку своих рекламных компаний, чтобы завоевать потребителя и максимизировать свою прибыль. Конкуренция в настоящее время очень сильная и в перспективе ожидается лишь её нарастание.
Угроза появления в отрасли новых фирм - следующая сила конкуренции. Серьёзные последствия появления таких фирм проявляются в снижении доходности деятельности отрасли, борьбе за передел рынков, увеличение маркетинговых затрат. Входные барьеры представляют собой препятствия, которые необходимо преодолеть для успешной конкуренции, создав для этого необходимые резервы, и не предоставляют опасности для фирм внутри отрасли. У небольших компаний, которые, как водится, отличаются большей креативностью, чем крупные, есть возможность развивать собственные ниши, сети сбыта, способы продвижения товара — такие, которые лидеры рынка из-за своего масштаба не будут разрабатывать. Угроза прихода конкурента зависит от высоты барьера входа на рынке жевательной резинки и силы реакции участников. Во-первых, к таковым барьерам относится экономия на масштабах. Новичку в данной отрасли необходимы серьёзные капиталовложения для выхода на крупные объёмы производства, чтоб быть конкурентоспособным. По мнению аналитиков обеих компаний-лидеров, действующих на данном рынке, никто из крупнейших операторов мирового рынка не сможет позволить себе такие расходы. Во-вторых, трудность доступа к производственному опыту, секретам производства. Фирмы, оперирующие на рынке, обладают секретами производства своей продукции, новыми запатентованными разработками, что определяет индивидуальность марки. Потенциальному конкуренту нужно иметь радикальную идею, что сможет привлечь потребителя. Следующий барьер входа в отрасль – сила имиджа марки, означает, что потребители при выборе продукта ориентируются на известность и раскрученность марки, и с опасением воспринимают новый, незнакомый им продукт. Для конкурента необходимо будет вкладывать огромные средства для разработки рекламной компании и продвижению своей продукции на рынок.
Сложность для выхода на данный рынок представляет доступ к каналам распределения жевательной резинки. Существующие фирмы так или иначе стараются привязать к себе участников каналов распределения. Жвачка — товар импульсного спроса, с этим спорить бессмысленно. На данный момент место в прикассовой зоне в крупной розничной сети стоит производителю до 50% оборота в каждой розничной точке. Действительно, достаточно серьезный шаг, предпринять который можно только в случае больших финансовых возможностей. Но шаг вполне оправданный. По словам некоторых экспертов рынка, многие покупатели, в последний момент кидая в свою корзину жвачку уже на подходе к кассе, даже не задумываются о том, какой она марки. Именно поэтому производителям для успеха так важно получить место под солнцем, то есть — у кассы. Еще важнее — застолбить это место, чтобы конкуренты туда даже нос сунуть не могли. Сейчас на эксклюзивных правах с Wrigley работают “Магнит”, “Седьмой континент”, “Дикси”.
Поставщики как сила конкуренции могут оказывать воздействие на конкурентное положение в отрасли за счёт повышения цен на свою продукцию. В связи с кризисной ситуацией и уменьшением урожая сахарного тростника (ООО Дирол Кэдбери переходит на российских поставщиков сахара) наблюдается повышение цен на сахар. Сахарный рынок консолидирован и поэтому поставщики завышают цену на свой товар. Соответственно, компании, покупающие данный продукт вынуждены увеличивать свои издержки на закупку необходимого для производства сырья.
Потребители, как и поставщики, могут с большей или меньшей силой оказывать влияние на конкурентную ситуацию в отрасли. Покупатели на рынке жевательной резинки обладают силой, поскольку продукция является покупкой импульсного спроса (обычно представлена в розничных сетах в «кассовой зоне») и издержки перехода, связанные со сменой поставщика, незначительны. Покупатель, не нашедший любимой марки импульсного товара, выбирает продукт из других марок, которые продаются в торговой точке. К тому же данные товары, приобретаемые потребителями, составляют важную часть издержек фирмы-производителя, что заставляет фирму торговаться особенно упорно, снижая цену и привлекая потребителей за счёт рекламы. Покупатели обладают достаточной информацией о ценах, качестве и положении в отрасли поставщика из рекламных обращений, газетных очерков, новостей и имеют возможность выбора более привлекательного для них продавца продукта.
Товары-заменители – товары, выполняющие те же функции для той же доли потребителей, но основанные на других технологиях, они создают угрозу, т.к. всегда возможно замещение. Рынок жевательной резинки можно разделить на:
На рынке
жевательной резинки товаров-
С помощью построения карты стратегических групп и конкурентной карты рынка можно определить количество и состав конкурентов, а также, какие компании занимают сильнейшие (слабейшие) позиции в отрасли.
Для этого необходимо установить различия между конкурентами в отрасли и нанести фирмы на двух переменную карту, используя парные соотношения двух переменных (рис. 4).
Выбор
потребителя на жевательную резинку
зависит от свойств, которые содержит
в себе товар, возможности выбора
подходящего экземпляра из всего ассортимента
продуктов и цены. Поэтому карту стратегических
групп необходимо построить по двум переменным:
цена продукта и ассортимент.
Ассортимент
широк.
узкий
Низкая Средняя Высокая Цена (руб)
Рисунок
4. Карта стратегических групп
Потенциальная прибыльность разных стратегических групп, представленных на рисунке, различна. Поскольку, крупные фирмы, занимают большую долю рыночных продаж и имеют большие возможности быть лидерами на рынке и удерживать свои позиции. Увеличение числа стратегических групп на данной карте ведут к усилению конкуренции и высокие капиталовложения крупных фирм для укрепления своей роли на рынке.
Кроме того, необходимо построить конкурентную карту рынка жевательной резинки (таблица 4).
Таблица 4
Конкурентная карта рынка жевательной резинки
Организации | Лидеры рынка | Организации с сильной конкурентной позицией | Организации со слабой конкурентной позицией | Аутсайдеры рынка |
С быстро улучшающейся конкурентной позицией | Dirol | |||
С улучшающейся конкурентной позицией | Wrigley | Perfetti Van Melle | ||
С ухудшающейся конкурентной позицией | ООО «К-Артель» | |||
С быстро ухудшающейся конкурентной позицией | Intergum | ООО “КФ “Меньшевик” |
На основе конкурентной карты рынка жевательной резинки видим, что на рынке два основных конкурента – Wrigley и Dirol Cadbury. Два крупных гиганта находятся в постоянной борьбе за выбор потребителя, развивая свой продуктовый портфель. Компания Perfetti Van Melle обладает слабыми конкурентными позициями, но, разрабатывая всё новые и новые продукты, старается удержаться и улучшить своё положение на рынке, перенимая опыт компаний – лидеров. Остальные компании, представленные на рынке, не представляют опасности, поскольку обладают слабой и быстро ухудшающейся конкурентной позицией.
Изучение действий и поведения конкурентов имеет большое значение для формирования стратегии организации. От стратегических намерений конкурентов зависит, какие ответные шаги будут лучшими для организации в данный момент. Намерения ближайших конкурентов могут потребовать подготовку предприятий к защите своих позиций или разработки плана активных наступательных действий.
На основе построения карты стратегических групп, видно, что ближайшим конкурентом ООО Dirol Cadbury являются компания Wrigley и Perfetti Van Melle. Проведём анализ их действий в таблице 5.
Таблица 5
Анализ возможных действий ближайших конкурентов
Параметр | Wrigley | Perfetti Van Melle |
Масштаб конкурентов | глобальный | национальный |
Стратегические намерения конкурентов | Удержание своих рыночных позиций | Сохранение своих рыночных позиций |
Цели относительно доли рынка | Сохранение существующей доли на рынке | Расширение через приобретения |
Конкурентная позиция | Усиление своей конкурентной позиции | Попытка улучшить свою конкурентную позицию |
Стратегическое положение | Комбинация наступательных и защитных действий | Консервативное подражание |
Конкурентная стратегия | Стратегия дифференциации | Фокусирование |
Таким образом, основным конкурентом для компании Dirol Cadbury является компания Wrigley. Основным инструментом данной конкуренции является стратегия дифференциации за счёт «ноу-хау» компании в маркетинге её стратегические намерения – удержать свои позиции жевательной резинки. Компания Wrigley контролирует 68% рынка в стоимостном выражении и пытается удержать свои рыночные позиции за счёт активации всех возможных инструментов по завоеванию потребителей и развитию имиджа марки. Следовательно, для компании Dirol Cadbury наиболее приоритетными будут следующие действия: укрепление своих рыночных позиций, разработка имиджа компании, поиск индивидуальной рекламной идеи, улучшение своей конкурентной позиции за счёт маркетинговых разработок в области продвижения товаров.
Ключевые факторы успеха есть общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции. Организации, действующие на рынке жевательной резинки, могут получить конкурентные преимущества, ориентируясь на следующие ключевые факторы успеха:
Российский рынок жевательной резинки имеет потенциал для дальнейшего роста, однако есть некоторые сдерживающие факторы. Это связано с конкуренцией со стороны продуктов кондитерской отрасли. На фоне постоянно растущего предложения разнообразных товаров импульсного спроса потребителю труднее остановить свой выбор на конкретном продукте. Основные составляющие роста объемов потребления:
Действующие на рынке жевательной резинки движущие силы имеют огромное влияние на положение компаний в данной отрасли. Основные из них: развитие технологий, маркетинговые инновации, распространение прогрессивных «ноу-хау», выход на рынок крупных фирм и демографический фактор. Какое – либо изменение данных факторов, ведут к изменению положения компаний в отрасли и рассредоточению своих усилий на разрешении возникающих проблем. Распространение «ноу-хау» особенно важно для стратегической группы, в которой сосредоточены компании Dirol и Wrigley, поскольку компании в своём производстве используют секретные технологии, разглашение которых может привести к потере конкурентных преимуществ и потери своей конкурентной позиции на рынке.
В отрасли есть потенциальная возможность для входа крупных фирм только с радикально новым продуктом, который по своим свойствам сможет заменить уже существующий. Поскольку 98% рынка chewing gum занимают компании Dirol и Wrigley, то новым компаниям необходимо сразу выходить на высокие темпы производства с низкими издержками, для этого нужны огромные капиталовложения. В области bubble gum есть выход на рынок крупных фирм, поскольку в России есть возможность разрабатывать данный вид жевательной резинки.
Согласно информации специалистов обеих компаний-лидеров, на данном этапе спрос на жевательную резинку стабилизировался. В последующих годах наиболее динамичное развитие ожидает сегменты функциональной жевательной резинки, не содержащей сахара. Это будет происходить в силу растущего спроса на полезные для здоровья продукты и большей осведомленности потребителей о здоровом питании. Согласно прогнозам, ежегодный рост сегмента функциональной жевательной резинки составит более 6% в стоимостном выражении, причем продукция, не содержащая сахара, будет пользоваться растущей популярностью. В России сформировалась устойчивая ориентация потребителей на жевательную резинку с выраженным гигиеническим и медицинским, прежде всего стоматологическим, эффектом: защита от кариеса, отбеливание зубов, освежение дыхания и пр. Подобные установки будут доминировать в ближайшие годы. Bubble gum не имеет особых полезных свойств, однако внушительную активную потребительскую группу этого вида жевательной резинки составляют дети и подростки. Ожидается, что в течение ближайших пяти лет этот сегмент будет ежегодно расти на 5% в стоимостном выражении. Небольшие отечественные производители, скорее всего, сохранят свое присутствие на рынке. Они могут развивать свои собственные рыночные стратегии в тех нишах рынка, где не проявляют активность международные гиганты.
Анализ портфеля бизнеса наглядно демонстрирует взаимосвязь отдельных направлений бизнеса и то, что портфель как целое существенно отличается от простой суммы его частей.
«Компания ООО «Дирол Кэдбери» фабрика Дирол занимается производством жевательной резинки 3-х направлений: обычная жевательная резинка chewing gum (представлена брендами Stimorol и Dirol, включает в себя лечебно-профилактическую жевательную резинки в виде бренда Dirol Жемчуг), мягкая надувающаяся жевательная резинка bubble gum (ориентирована в основном на детей) и представлена брендом Malabar.
Далее будем использовать одну из моделей портфельного анализа классической теории стратегического планирования – матрицу McKinsey11.
Данная модель описывает привлекательность рынка жевательной резинки для отдельных СБЕ и конкурентоспособность. Для оценки потенциала привлекательности рынка и конкурентных позиций СБЕ фирмы принимаются во внимание набор факторов, специфичных для отрасли жевательной резинки. Проведём оценку привлекательности и конкурентоспособности для каждой СБЕ в таблицах 6,7,8,9,10,11. Для этого выбираем существенные критерии оценки (ключевые факторы успеха для данного отраслевого рынка); присваиваем вес каждому фактору, который отражает его значимость (сумма весов равна единице); даём оценку рынка по каждому из выбранных критериев от единицы (не привлекательный) до пяти (очень привлекательный); умножаем вес на оценку и просуммировав полученные значения по всем факторам, получим взвешенную оценку / рейтинг привлекательности рынка данной СБЕ.
Таблица 6
Оценка привлекательности рынка (Dirol)
Критерии привлекательности отрасли | Значимость фактора (вес) | Оценка фактора | Результат | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1.Рост и размер рынка | 0,2 | 3 | 0,6 | ||||
2.Прибыльность | 0,3 | 4 | 1,2 | ||||
3.Конкурентная ситуация | 0,3 | 5 | 1,5 | ||||
4.Изменения внешней среды | 0,2 | 3 | 0,6 | ||||
Оценка привлекательности отрасли | 3,9 |
Таблица 7
Оценка конкурентной позиции (Dirol)
Критерии конкурентной позиции | Значимость фактора (вес) | Оценка фактора | Результат | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1. Потенциал маркетинга | 0,2 | 4 | 0,8 | ||||
2. Низкие издержки | 0,2 | 2 | 0,4 | ||||
3.
Обладание секретами |
0,3 | 3 | 0,9 | ||||
4. Качество продукции | 0,15 | 4 | 0,6 | ||||
5. Доля рынка | 0,15 | 4 | 0,6 | ||||
Оценка конкурентной позиции | 3,3 |
Таблица 8
Оценка привлекательности рынка (Stimorol)
Критерии привлекательности отрасли | Значимость фактора (вес) | Оценка фактора | Результат | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1.Рост и размер рынка | 0,2 | 4 | 0,8 | ||||
2.Прибыльность | 0,25 | 3 | 0,75 | ||||
3.Конкурентная ситуация | 0,3 | 4 | 1,2 | ||||
4.Изменения внешней среды | 0,25 | 2 | 0,5 | ||||
Оценка привлекательности отрасли | 3,25 |
Таблица 9
Оценка конкурентной позиции (Stimorol)
Критерии конкурентной позиции | Значимость фактора (вес) | Оценка фактора | Результат | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1.Потенциал маркетинга | 0,25 | 4 | 1 | ||||
2. Низкие издержки | 0,15 | 2 | 0,3 | ||||
3.
Обладание секретами |
0,25 | 3 | 0,75 | ||||
4. Качество продукции | 0,15 | 4 | 0,6 | ||||
5. Доля рынка | 0,2 | 1 | 0,2 | ||||
Оценка конкурентной позиции | 2,85 |
Таблица 10
Оценка привлекательности рынка (Малабар)
Критерии привлекательности отрасли | Значимость фактора (вес) | Оценка фактора | Результат | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1.Рост и размер рынка | 0,25 | 3 | 0,75 | ||||
2.Прибыльность | 0,3 | 4 | 1,2 | ||||
3.Конкурентная ситуация | 0,2 | 3 | 0,6 | ||||
4.Изменения внешней среды | 0,25 | 2 | 0,5 | ||||
Оценка привлекательности отрасли | 3,05 |
Таблица 11
Оценка конкурентной позиции (Малабар)
Критерии конкурентной позиции | Значимость фактора (вес) | Оценка фактора | Результат | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1. Потенциал маркетинга | 0,3 | 3 | 0,9 | ||||
2. Низкие издержки | 0,1 | 3 | 0,3 | ||||
3.
Обладание секретами |
0,2 | 4 | 0,8 | ||||
4. Качество продукции | 0,2 | 4 | 0,8 | ||||
5. Доля рынка | 0,2 | 2 | 0,4 | ||||
Оценка конкурентной позиции | 3,2 |
На
основе полученных данных построим матрицу
«привлекательность рынка- конкурентная
позиция».
Dirol |
| |
|
Stimorol |
Малабар |
Рисунок 5 Матрица «привлекательность рынка – конкурентная позиция»
Для марки Dirol и Малабар, доля рынка которых 20,9% и 11,3% по стоимости соответственно, наиболее приоритетна стратегия наступления (наиболее привлекательными для инвестирования и роста являются эти сферы бизнеса, поскольку они имеют благоприятные позиции на привлекательных в долгосрочном периоде рынках). Поскольку продукт под маркой Dirol самый продаваемый в компании, в него целесообразно инвестировать, чтобы удержать занятую позицию и усилить конкурентные преимущества, чтобы занять более сильную конкурентную позицию на привлекательном рынке. Для бренда Stimorol характерна оборонительная стратегия. Здесь возможна ориентация на стабильные реинвестиции для защиты и сохранения бизнес-единицами своих позиций. Как видно из статистики, на протяжении 3-х лет бренд Stimorol имеет тенденцию к снижению своей доли рынка в стоимостном выражении.
Стратегия Dirol соответствует будущим ключевым факторам успеха, основанным, в первую очередь, на маркетинге. На сегодняшний день, среди населения возникла ориентация на здоровый образ жизни, и компания ООО «Дирол Кэдбери» фабрика Дирол активно это использует в своей рекламе, позиционируя свой продукт – бренд Dirol, как стоматологическую жевательную резинку. (Подтверждением этому служит реклама на ТВ с «подружками-подушками»). Компания ООО «Дирол Кэдбери» фабрика Дирол» не пытается наладить свою сбытовую сеть там, где основной конкурент не представлен. Широта ассортимента бренда Dirol слегка отстаёт от конкурентов, но в продуктовой линии присутствуют инновационные продукты, которых нет у конкурентов, что является дополнительным конкурентным преимуществом данной продукции. Продуктовый ассортимент Dirol постоянно обновляется, что даёт возможность быстро реагировать на изменения предпочтений потребителя и удовлетворять их.
Издержки для разработки и продвижения Dirol велики, они связаны с огромными капиталовложениями в рекламу, с борьбой за место расположения товара в точках продаж, с инновационными разработками продуктов.
Относительно пяти сил
Успех
среди покупателей для Dirol зависит
от хорошей сбытовой политики. Дистрибьюция
является важным фактором, определяющим
конкурентное положение на рынке жевательной
резинки. За период с 2002 по 2008 год опыт
транснациональных компаний подтвердил,
что вложения в развитие сбытовой сети
и разработку стратегии дистрибьюции
являются основным залогом в борьбе за
стабильность позиций на рынке12.
В 2008 году наиболее популярным сбытовым
каналом в России остались супер- и гипермаркеты,
через которые прошло 56% продаж жвачки
в стоимостном выражении – это на 27% больше,
чем в прошлом году13. На данный момент
нет таких дистрибьюторов, работающих
с Dirol на эксклюзивных правах.
Кроме того, Dirol может быть уязвим при:
рассеивании производственных «ноу-хау»,
поскольку это одно из её конкурентных
преимуществ; при слишком высоких издержках
на производство и разработку нового вида
товара; при не налаженных каналах сбыта
продукции, в то время, как главные конкуренты
активно сотрудничают с дистрибьюторами.
Dirol имеет свои конкурентные преимущества, но не все из них можно назвать долгосрочными. Расположение завода по производству данной продукции вблизи мегаполисов Москва и Санкт-Петербург, где среднедушевое потребление жевательной резинки в 2 раза выше, чем в среднем по России. Каждые 3—4 месяца в Dirol запускаются новые продукты. Креативная концепция рекламной кампании, которая близка и понятна целевой аудитории, и позволяет Dirolу образовать в рекламном пространстве рынка жевательной резинки уникальную и узнаваемую площадку.
Для Dirol необходимо принять дополнительные действия для улучшения своей конкурентной позиции на рынке. Для этого можно реализовать текущую стратегию с корректировками, которые будут способствовать лучшей ориентации на внешнюю и внутреннюю среду.
Проведём СВОТ – анализ в таблице 13.
Таблица 13
SWOT – анализ Dirol
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА | |
Сильные | Слабые |
1.
Стабильное положение на рынке
(21 % рынка жевательной резинки),
2. Большой объём производства (7 т.тонн/год), 3. Высококвалифицированный персонал, 4. Активное внедрение и финансирование инноваций в компании, 5. Качественная система маркетинга 6. Большой ассортимент продуктов. 7. Соблюдение стандартов качества продукции ISO 9001. 8. Уникальные
импортные сырьевые 9. Обладание секретами производства и технологиями «ноу-хау». 10. Привлекающее внимание внешнее оформление продуктов (упаковка). 11. Собственный завод на территории РФ, вблизи мегаполисов. |
1.Дистрибуция
развита слабее, чем у основного
конкурента.
2. Слишком большие издержки, связанные с производством и раскруткой продуктов Dirol. 3. Плохо организованная система мерчендайзинга. 4. Нечеткое позиционирование и недостаточное информирование потребителей о конкурентных преимуществах продукта. 5. Высокая
степень зависимости от 6. Периодическое
нарушение экологических норм в
регионе производства. |
ВНЕШНЯЯ СРЕДА | |
Возможности | Угрозы |
1.
Демографические изменения, 2. Большой спрос на продукцию Dirol 3. Данный сегмент жевательной резинки имеет потенциал для дальнейшего роста (3%/год в стоимостном выражении). 4. Возрастает интерес потребителей к новому продукту – жевательной резинке в форме ленты 5. Россия
– самый большой рынок 6. Лояльность покупателей к Dirol 7. Стабильная
политическая ситуация в |
1. Мода на
здоровый образ жизни, отказ
от вредных привычек.
2.Преимущество на рынке и рост потребления жевательной резинки тесно связано с разработкой рекламной компании. 3. Расширение
рынка привлекательно для 4. Жёсткая ценовая конкуренция 5. Точки
продаж работают на 6. Переключение
потребителей на более 7. Приближение к уровню насыщения продукцией. |
Проанализируем
факторы внешней среды с
Таблица 14
Матрица возможностей
Вероятность исп-ть возможность | Влияние возможностей на выбранный вид продукции | ||
Сильное | Умеренное | Малое | |
Высшая | 1,3, | 4,6 | |
Средняя | 2 | 5 | |
Низкая | 7 |
Поскольку
ресурсы у организации
Таблица 15
Матрица угроз
Вероятность реализовать угрозу | Влияние угроз на выбранный вид продукции | ||
Сильное | Умеренное | Малое | |
Высшая | 5 | 4 | |
Средняя | 2,6 | 7 | 1 |
Низкая | 3 |
Матрица угроз говорит о том, что необходимо сначала предотвратить угрозы 2,4,5,6, поскольку они имеют наибольшее влияние на выбранный продукт. Если компания предотвратит данные угрозы раньше своих конкурентов, то это будет являться её возможностями.
В общем и целом выбранный вид продукта находится в очень выгодном положении на рынке, т.к. у него очень много сильных сторон, опираясь на которые можно превзойти своих конкурентов и добиться поставленных целей. Для этого у компании есть высококвалифицированный персонал, высокотехнологическое оборудование, отличная система менеджмента, маркетинга, но слабовата система сбыта и продвижения товара относительно основных конкурентов на рынке. Сегодня рынок жевательной резинки имеет потенциал для развития и, следовательно, необходимо предпринимать действия, позволяющие данной позиции удерживать свои лидирующие позиции.
Проведём оценку каждого фактора внутренней и внешней среды и получим его интегральную оценку в таблице 15.
Таблица 15
Оценка факторов внутренней и внешней среды выбранного бизнеса
Факторы | Оценка отрасли | Влияние на выбранный бизнес | Направленность влияния | Интегральная оценка |
Внешняя среда | ||||
1. Демографические изменения | 3 | 3 | +1 | 9 |
2. Большой спрос на продукцию Dirol | 1 | 3 | +1 | 3 |
3. Сегмент жевательной резинки имеет потенциал для дальнейшего роста | 2 | 3 | +1 | 6 |
4. Возрастает интерес потребителей к новому продукту – жевательной резинке в форме ленты | 1 | 2 | +1 | 2 |
5. Россия
– самый большой рынок |
3 | 1 | +1 | 3 |
6. Лояльность покупателей к Dirol | 2 | 3 | +1 | 6 |
7. Стабильная
политическая ситуация в |
1 | 1 | +1 | 1 |
8. Мода на здоровый образ жизни. | 2 | 3 | -1 | -6 |
9. Преимущество на рынке тесно связано с разработкой рекламной компании. | 2 | 3 | -1 | -6 |
10. Расширение рынка привлекательно для новых конкурентов. | 3 | 2 | -1 | -6 |
11. Жёсткая ценовая конкуренция | 3 | 3 | -1 | -9 |
12. Точки продаж работают на эксклюзивных условиях с компаниями-производителями. | 2 | 3 | -1 | -6 |
13. Переключение потребителей на более качественную, дорогую и полезную продукцию. | 2 | 2 | -1 | -4 |
14. Приближение к уровню насыщения продукцией. | 3 | 1 | -1 | -3 |
Внутренняя среда | ||||
1. Стабильное положение на рынке | 2 | 3 | +1 | 6 |
2. Большой объём производства | 3 | 2 | +1 | 6 |
3. Высококвалифицированный персонал, | 1 | 3 | +1 | 3 |
4. Активное
внедрение и финансирование |
3 | 3 | +1 | 9 |
5. Качественная система маркетинга | 2 | 3 | +1 | 6 |
6. Большой ассортимент продуктов. | 3 | 3 | +1 | 9 |
7. Соблюдение стандартов качества продукции ISO 9001. | 3 | 3 | +1 | 9 |
8. Уникальные
импортные сырьевые |
2 | 2 | +1 | 4 |
9. Обладание
секретами производства и |
3 | 3 | +1 | 9 |
10. Привлекающее внимание внешнее оформление продуктов (упаковка). | 1 | 3 | +1 | 3 |
11. Собственный завод на территории РФ, вблизи мегаполисов. | 2 | 3 | +1 | 6 |
12.Дистрибуция развита слабее, чем у основного конкурента. | 2 | 3 | -1 | -6 |
13. Слишком большие издержки, связанные с производством и раскруткой продуктов Dirol. | 1 | 3 | -1 | -3 |
14. Плохо организованная система мерчендайзинга. | 3 | 3 | -1 | -9 |
15. Нечеткое позиционирование и недостаточное информирование потребителей о конкурентных преимуществах продукта. | 2 | 3 | -1 | -6 |
16. Высокая степень зависимости от иностранных поставщиков. | 1 | 2 | -1 | -2 |
17. Периодическое нарушение экологических норм в регионе производства. | 3 | 2 | -1 | -6 |
Для
определения стратегий
Таблица 16
Проблемное поле бренда Dirol.
|
Внешняя среда | |
Возможности:
1. Демографические изменения 2. Сегмент жевательной резинки имеет потенциал для дальнейшего роста 3. Лояльность покупателей к Dirol |
Угрозы:
1. Преимущество на рынке тесно связано с разработкой рекламной компании. 2. Жёсткая ценовая конкуренция 3. Точки продаж работают на эксклюзивных условиях с компаниями-производителями. | |
Внутренняя среда | ||
Сильные
стороны:
1. Активное внедрение и финансирование инноваций в компании, 2. Качественная система маркетинга 3. Большой ассортимент продуктов. 4. Обладание секретами производства и технологиями «ноу-хау». |
Учитывая сильные стороны бренда и возможности, предоставляемые внешней средой – необходимо реализовывать все амбиции, которые будут способствовать достижению цели и побеждать конкурентов. За счёт развития системы маркетинга, ноу-хау в технологиях увеличивает приверженность покупателей. | За счёт сильных сторон бренда необходимо предотвратить угрозы внешней среды за счёт совершенствования системы сбыта, развития каналов дистрибуции, системой стимулирования и обучения персонала в области мерчендайзинга. Кроме того, необходимо провести анализ портфеля продуктов бренда и выявить среди них наиболее рентабельные, отсечь слишком затратные и неприбыльные. |
Слабые
стороны:
1. Дистрибуция развита слабее, чем у основного конкурента. 2. Большие издержки, связанные с производством и раскруткой продуктов Dirol. 3. Плохо организованная система мерчендайзинга. 4. Нечеткое позиционирование и недостаточное информирование потребителей о конкурентных преимуществах продукта. |
Используя предоставляемые
возможности внешней среды |
В данном поле для достижения целей необходимо реализовать все стратегии, позволяющие выживать бренду в неблагоприятной среде. В первую очередь необходимо удержать свою конкурентную позицию на рынке и не потерять рыночную долю. В данном случае необходимо развивать долгосрочные партнёрские отношения с дистрибьюторами, снижать издержки производства продукта, пролонгировать существующую стратегию маркетинга на будущее. |
2003 год стал черным годом в российской истории бренда Dirol. Причиной рыночного фиаско жвачки стали нечеткое позиционирование и недостаточное информирование потребителей о ее конкурентных преимуществах. Спасла ситуацию разработка рекламной компании, которая помогла бренду закрепиться на рынке и войти в 3-ку лидеров. На сегодняшний день бренд Dirol удерживает прочную конкурентную позицию на рынке. Занимает второе место среди всех брендов, представленных на рынке (доля рынка – 21% по стоимости), имеет очень высокий уровень знания среди потребителей – 94%14. Современные технологии, инновационные разработки позволяют компании расширить продуктовую линейку бренда. Поскольку рынок жевательной резинки имеет тенденцию роста, то, соответственно, доля продаж продукта увеличивается.
Стратегия, используемая компанией сегодня, благоприятно скажется в будущем, т. к. и в дальнейшем необходимо удерживать свою позицию на рынке, сохраняя свои сильные торговые марки и развивая систему маркетинга. Но всё-таки следует внести в текущую стратегию необходимые поправки для удержания своих позиций, грамотной борьбы с конкурентами и максимизации своей прибыли. Это, в первую очередь, стимулирование сбыта и совершенствование каналов распределения продукта, а, во-вторых, оптимизация продуктов, представленных в продуктовой линии.
Относительно ключевых факторов успеха бренд Dirol проигрывает своему основному конкуренту на рынке бренду Orbit компании Wrigley в области маркетинга. Бренд Orbit хорошо представлен на рынке потребителю за счёт твёрдых партнёрских отношений с распределительными сетями и налаженной системой сбыта. Однако продукты Dirol превосходят основного конкурента широтой ассортимента и возможностью выбора для потребителя. Кроме того, в продуктовой линии Dirol регулярно появляются новинки, основанные на новых технологиях производства. В области обладания знаниями, опытом, технологиями бренд Orbit за счёт грамотно спланированной рекламной компании раньше чем у конкурента выигрышнее, бренд Dirol в то время находился в поиске идеи и попытки телевизионной рекламы были неудачны. Этот временной промежуток и послужил для большей приверженности потребителя к конкуренту и занятие им большой рыночной доли.
Бренд Dirol, бесспорно, имеет свои конкурентные преимущества. Однако, существуют серьёзные недостатки в области продвижения продуктов от производителя к потребителю и слишком высокие затраты на раскрутку бренда.
Бренд Dirol способен защитить себя от давления движущих сил:
1.Общеэкономические тенденции – приверженность потребителей к марке снижает вероятность выхода на рынок новых конкурентов, поскольку представляет серьёзный барьер входа для новых компаний. Однако, очень сильная конкурентная борьба со стороны лидера рынка.
2. Изменения состава покупателей и способов использования традиционной продукции – поскольку в настоящее время возрастает интерес к жевательной резинки и у детей и у людей старшего возраста, в продуктовой линии бренда есть товары, удовлетворяющие спросу данных покупателей.
3. Внедрение новых товаров – компания – производитель бренда ведёт очень серьёзные разработки в данной области, существуют попытки вывода данной марки на новый рынок – функциональной жевательной резинки.
4. Распространение
прогрессивных «ноу-хау» –
5. Маркетинговые инновации - компания проводит различные промо – акции с выдачей подарков своим покупателям, ведёт социальные исследования, производится реформирование системы маркетинговой политики, можно увеличить инвестирование в развитие дистрибуции.
6. Государственное регулирование отрасли – в составе продуктов бренда находится очень много пищевых добавок с буквенным кодом «Е». С вступлением в силу разрабатываемых государством нормативно-правовых актов, регулирующих пищевые добавки – компания модернизирует и меняет состав продукта.
7. Демографические изменения - торговая марка позиционируется как стоматологически полезная, поэтому возрастает интерес со стороны потребителей разных возрастных групп. Кроме того, в некоторых кругах жвачка – стилеобразующий фактор.
Проведём анализ конкурентной позиции бренда Dirol с основными конкурентами в таблице
Таблица 17
Конкурентные позиции компании и конкурентов
Ключевой фактор успеха | Ранг | Бренд Dirol | Бренд Orbit | Бренд Mentos |
1. Низкие издержки производства | 0,1 | 6 | 6 | 4 |
2. Отлаженная система дистрибуции | 0,25 | 7 | 10 | 5 |
3. Широкий ассортимент | 0,15 | 9 | 9 | 5 |
4. Обладание секретами производства | 0,2 | 8 | 7 | 6 |
5. Креативная «умная» рекламная компания | 0,25 | 9 | 10 | 7 |
6. Способность
быстро реагировать на |
0,05 | 6 | 5 | 3 |
Сумма | 1 | 7,85 | 8,6 | 5,5 |
Таким образом, наибольшей относительной конкурентной силой обладает бренд Orbit, рейтинг которого равен 8,6 из 10-ти возможных баллов. Бренд Mentos обладает самой незначительной конкурентной силой и не может представить угрозы для выбранной продукции. Бренд Dirol в результате анализа конкурентной силы набрал неплохой результат – 7,85 баллов, однако может быть атакован со стороны сильнейшего конкурента по некоторым ключевым факторам успеха. В случае применения стратегии наступления Orbit в области широты ассортимента, укрепления своих позиций в точках продаж и дальнейшего развития каналов сбыта, увеличения финансирования рекламных обращений – компании-производителю Dirol придётся делать огромные капиталовложения для поддержания своей конкурентной позиции на рынке, потому что в данных областях она слабее. В области адаптации к изменениям окружающей среды Dirol занимает чёткую позицию, выше конкурентов, поскольку продуктовый портфель бренда более гибкий. Также новые продукты бренда всегда отличаются новыми технологиями производства, составом, уникальными свойствами и внешним видом.
Цели – конкретные состояния отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.
Построим
дерево целей для бренда Dirol на рисунке
6.
Конкурентное преимущество – отличительные свойства товара или марки, которые создают для организации определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
Поскольку, решающим фактором при выборе жевательной резинки является функциональность продукта, т.е. способность освежать дыхание (так считают 65,7%)15, то, в продуктовая линия бренда Dirol (фруктовые и мятные вкусы) способна удовлетворять любое предпочтение потребителя. Кроме того, данный бренд позиционируется как стоматологический продукт, что формирует у потребителя положительное отношение (по результатам анализа рынка потребителей – 94% знают эту марку,72% потребляют и у 60% опрошенных Dirol – любимая марка)16. Такая приверженность марки со стороны потребителей является высоким источником внешних конкурентных преимуществ бренда. Однако, не стоит распылять усилия на удовлетворение всех пожеланий покупателей. Стоит акцентировать внимание на тех продуктах, которые наиболее рентабельны и убрать те, которые не приносят никакой выгоды и очень затратны. Взамен убранных продуктов из линии бренда, следует разрабатывать новые инновационные товары чтобы повысить конкурентоспособность. Внешний вид у продукции яркий, привлекающий внимание покупателей, удобная упаковка, позволяющая сохранить качество продукта при длительном употреблении. Оформление товара является источником внешних конкурентных преимуществ низкого ранга, поскольку конкурент может совершенствовать упаковку своего товара, которая будет привлекать потребителей. Так как по форме жевательной резинки доминирующее положение занимают подушечки (доля 75,1% по стоимости), в Dirol это учитывается, и выпускаются подушечки большего размера, чем у конкурентов, что позволяет дольше сохранить насыщенный вкус продукта при его употреблении. Также стоит отметить, что продуктовая линия регулярно пополняется инновационными продуктами, в частности, жевательная резинки с жидким центром. Новинки жевательной резинки очень сильно влияют на имидж бренда и выбор потребителя в торговых точках. Эффективные рекламные сообщения, в которых бренд позиционируется как полезный для полости рта и насыщенный по вкусу, радуют потребителя, формируют у него положительное отношение в бренду и стимулируют к покупке товара. Dirol в своей телевизионной рекламе использует образ «подушек-подружек», которые не остались незамеченными. В народе даже стали рождаться анекдоты. Выше перечисленные конкурентные преимущества – внешние. Данные преимущества – основа в получении прибыли компании – производителя бренда.
Структурированная система управления, чёткая иерархия целей и распределение функций между подразделениями, организованная корпоративная культура позволяет получать внутренние конкурентные преимущества.
Для того, чтобы добиться конкурентного преимущества, организация должна сосредоточиться на одной базовой стратегии (низкоценового лидерства или дифференциации), иначе это путь к стратегической посредственности. Стратегия, вытекающая из доминирующих внешних конкурентных преимуществ – стратегия дифференциации, опирающаяся на маркетинговые ноу-хау, придание товару отличительных от аналогичных конкурирующих товаров свойств, которые создают покупательскую ценность. Данная стратегия актуальна на сегодняшний день, поскольку для потребителя при выборе товара важным фактором является не цена, а функциональность и полезность продукта. Потребительский спрос на жевательную резинку чувствителен к новинкам, исследования показали, что вывод новых видов продукции или упаковки становятся для производителя главным драйвером развития.17 Поэтому стратегия придания отличительных свойств товара в рамках движущих сил отрасли позволяла компании – производителю первыми выпустить Dirol с жидким центром, интерес к которому со стороны потребителей очень сильно вырос (таблица 18)
Таблица 18
Динамика продаж жевательной резинки с жидким центром.
Жевательная резинки с жидким центром | В натуральном выражении % | В стоимостном выражении % | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2006 | 2007 | 2008 | |
0,0 | 2,0 | 5,0 | 0,0 | 3,1 | 7,3 |
Данная стратегия, ориентируемая на внешние конкурентные преимущества относительно успешна, поскольку спрос не сильно эластичен по цене и преобладает неценовая конкуренция, среди продуктов бренда есть ряд успешных товаров, полюбившихся потребителю. Данная стратегия формирует приверженность покупателей и затрудняет приход на рынок новых конкурентов, а также осуществляет защиту существующей конкурентной позиции бренда.
Кроме
того, необходимо ориентироваться и
на снижение издержек производства, поскольку
это обеспечивает достижение поставленной
цели для бренда.
Матрица SWOT
|
Внешняя среда | |
Возможности:
1. Демографические изменения 2. Сегмент жевательной резинки имеет потенциал для дальнейшего роста 3. Лояльность покупателей к Dirol |
Угрозы:
1. Преимущество на рынке тесно связано с разработкой рекламной компании. 2. Жёсткая ценовая конкуренция 3. Точки продаж работают на эксклюзивных условиях с компаниями-производителями. | |
Внутренняя среда | ||
Сильные
стороны:
1. Активное внедрение и финансирование инноваций в компании, 2. Качественная система маркетинга 3. Большой ассортимент продуктов. 4. Обладание секретами производства и технологиями «ноу-хау». |
Поле 1.
Стратегия «бросающего вызов» |
Поле 2.
Стратегия усиления конкурентных позиций на рынке (через совершенствование системы сбыта и оптимизацию ассортимента продукта) |
Слабые
стороны:
1. Дистрибуция развита слабее, чем у основного конкурента. 2. Большие издержки, связанные с производством и раскруткой продуктов Dirol. 3. Плохо организованная система мерчендайзинга. 4. Нечеткое позиционирование и недостаточное информирование потребителей о конкурентных преимуществах продукта. |
Поле 3.
Стратегия усиления конкурентных позиций на рынке (через совершенствование системы сбыта и оптимизацию ассортимента продукта) |
Поле 4.
Стратегия усиления конкурентных позиций на рынке (через совершенствование системы сбыта и оптимизацию ассортимента продукта) |
Рисунок 7. Матрица СВОТ
На основе анализа внутренней и внешней среды при помощи матрицы SWOT можно сделать вывод о том, что наиболее приемлемой и перспективной для выбранного бизнеса – бренда Dirol является разработка и реализация стратегии усиления конкурентных позиций на рынке. Данная стратегия является разновидностью стратегий быстрого роста и предполагает активные действия по продвижению и сбыту товара, привлечению новых пользователей товара, и совершенствование ассортимента продукции. А также, усиление позиций на рынке, удержание своего стабильного положения и больших объёмов производства будет способствовать снижению издержек и положительно влиять на конкурентоспособность компании, правда, стоит обратить особое внимание на систему сбыта продукта и товарный ассортимент, поскольку преуспевание именно в этих областях, будет способствовать победе над основными конкурентами.
Потребительский спрос на жевательную резинку чувствителен к новинкам, поэтому в условиях усиливающейся конкуренции вывод новых видов продукции или упаковки становится для производителей главным драйвером развития, для этого необходима оптимизация ассортимента и его развитие. А одним из важнейших факторов успеха при выводе на рынок новых марок является эффективная дистрибуция, поэтому необходимо развивать каналы распределения и совершенствовать систему мерчендайзинга. Реализация данной стратегии позволит бренду в достижении главной цели.
Оценка выбранной стратегии. Из построении древовидного графа на рисунке 6, которые наглядно интерпретирует способы достижения главной цели, видно, что необходимо улучшить свою конкурентную позицию на рынке и за счёт этого выйти на лидирующие позиции. В рамках стратегии реализуются мероприятия по стимулированию сбыта бренда, оптимизации ассортимента, что способствует увеличению продаж и получение большей прибыли.
Выбранная
стратегия соответствует
Риск, заложенный в стратегии приемлемый, потому что всегда существует вероятность либо получения желаемого эффекта, либо неудачи. Негативные последствия, к которым может привести выбранная стратегия, заключаются в том, что основной конкурент, который более чётко занимает конкурентную позицию перейдёт к более агрессивным действиям и начнёт защищать свою рыночную долю. К тому же, финансовые затраты на реализацию данной стратегии очень существенные, и в случае её провала, это отрицательно скажется на прибыли компании. При неправильной расстановке приоритетов и последовательности выполняемых задач можно столкнуться со сложностями: потеря имеющихся каналов распределения продукта, снижение эффекта рекламных обращений на потребителя, потеря продуктами бренда приверженности потребителя и, в итоге, снижение доли продаж.
В случае успешной реализации данной стратегии, бренд Dirol сможет увеличить свою рыночную долю. Наилучшая выкладка и распространение товара в точках продаж, эффективная реклама, оптимизация ассортимента будет способствовать усилению имиджа марки и приверженности потребителей, что послужит фундаментом формирования долгосрочных конкурентных преимуществ. У компании – производителя появится время и финансовые ресурсы для диверсификации своей деятельности.
Стратегия усиления своих позиций на рынке актуальна, поскольку успех на рынке жевательной резинки зависит от спланированной эффективной рекламной компании, развитой системы дистрибуции и способности ассортимента удовлетворить потребности покупателей. Данная стратегия предполагает усиление позиций бренда именно в этих областях, что в конечном итоге будет способствовать достижению главной цели бренда – выход на лидирующие позиции на рынке .
Для усиления конкурентных позиций бренду Dirol необходимо разработать перечень производимых мероприятий и рассчитать затраты труда и времени. В рамках стратегии реализуются мероприятия по стимулированию сбыта бренда и оптимизации ассортимента.
1. Анализ текущего состояния системы сбыта.
Оценка ресурсного потенциала организации и сопоставление с отраслевыми показателями. Необходимо для того, чтобы определить в каком положении сейчас находится бренд, на что необходимо делать основной упор для реализации стратегии. Здесь следует определить в каких областях стоит устанавливать контакты, и с какими каналами распределения работать. По данным Nielsen, oсновными каналами дистрибьюции для розничных продаж категории жевательной резинки (взрослой и детской) в 2008 году в отрасли оставались традиционные продовольственные магазины - 42,8% продаж в натуральном исчислении, супер-/гипермаркеты – 21,5% (рисунок 8 )18.
Рисунок
8. Структура розничных продаж жевательной
резинки в натуральном выражении, %
Совершенствованием ассортиментной политики организация должна заниматься регулярно, выполняя такие этапы работы, как:
По истечению месяца такая работа предоставит определенные результаты, которые отразятся на товарообороте организации в положительную или отрицательную сторону. Совершенствованием ассортиментной политики в условиях жесткой конкуренции нужно заниматься всегда, обновляя или корректируя ассортиментную матрицу.
Для этого необходимо проанализировать структуру продаж, какие вкусы жевательной резинки наиболее востребованы на рынке, определить какие из них имеются в продуктовой линии и каких нету.
Рисунок
9. Динамика продаж жевательной резинки
по вкусам в натуральном выражении %19
Среди продуктов бренда Dirol присутствуют фруктовый вкусы: арбузно-дынный коктейль, гранатовый коктейль, малиновый коктейль. Мятные вкусы: Dirol Жемчуг, морозная мята, мята, свежая мята, снежная мята, сладкая мята. Мятно – фруктовый, цитрусовый вкус: Dirol Жемчуг Клубничная Поляна, Dirol Клубнично-Лаймовый Коктейль. Продуктов с ментолом, корицей, эвкалиптом в продуктовой линии не представлено, однако, спрос на ментоловый продукт возрастает. Следует разработать новый продукт за счёт снятия с производства одного из существующих. Очень большой разброс среди продуктов с мятным вкусом. Жевательная резинка «морозная мята» и «снежная мята» идентичны по вкусовым качествам и не пользуется большим спросом среди покупателей. Жвачку «снежная мята» можно снять с производства даже потому, что она не приносит должного дохода в портфель бренда и находится на стадии спада своего жизненного цикла. За счёт внедрения нового продукта со вкусом ментола, производственные мощности не будут простаивать и будет полностью сбалансированный портфель бренда, удовлетворяющий потребности покупателей.
Необходимо установить партнёрские отношения с несколькими крупными супермаркетами и обеспечить выкладку товара в них на индивидуальных условиях. Чтобы по доле продаж как минимум не быть хуже конкурентов. Для отбора этих продовольственных сетей, необходимо обратиться к их рейтингу и проанализировать их (табл. 19)20.
Таблица 19
Продуктовые сети в рейтинге крупнейших ритейлеров России
Рейтинг
среди продук-товых сетей |
Ритейлер | Название | Количество магазинов | Представленность в регионах | Розничный товаро-оборот ($ млн) |
1 | "Пятерочка Холдинг" | "Пятерочка" | 239 | Москва, Санкт-Петербург, Московская обл., Ленинградская обл. | 1200* |
2 | ЗАО "Тандер" | "Магнит" | 1019 | Более 30 регионов | 1025 |
3 | ЗАО "Торговый дом "Перекресток" | "Перекресток", Spar Middle Volga, "365" | 95 | 13 регионов | 766 |
4 | ОАО "Седьмой континент" | "Седьмой континент" | 77 | Москва, Московская обл. | 594 |
5 | ООО "Ашан" | "Ашан" | 6 | Москва, Московская обл., Спб | 525 |
6 | ЗАО "Дикси-центр" | "Дикси", "Гастроном-Эконом" | 160 | 7 регионов | 500 |
7 | ООО "Лента" | "Лента" | 6 | Северо-Западный регион | 483 |
8 | ООО "Торговый дом" "Копейка" | "Копейка", "Копейка Супер" | 51 | Москва, Московская обл. | 416 |
9 | Группа компаний "Виктория" | "Виктория", "Квартал", "Дешево" | 104 | 6 регионов | 392 |
10 | ООО "Рамэнка" | "Рамстор" | 32 | 7 регионов | 375 |
11 | ООО "Фирма "Омега-97" | "Патэрсон" | 45 | 12 регионов | 259 |
12 | Холдинг "Марта" | Billa, Grossmart | 27 | Москва, Моск. обл., Тула, Казань | 198 |
13 | ООО "Самохвал" | "Самохвал" | 54 | Москва, Моск. обл., Калужская обл. | 174.5 |
14 | ЗАО "Супермаркет" "Кировский" | "Кировский" | 42 | Екатеринбург, Свердловская обл. | 140 |
15 | ООО "Торговая сеть "Купец" | "Купец" | 37 | Екатеринбург, Свердловская обл. | 123 |
16 | ЗАО "Торговая компания "Эдельвейс" | "Эдельвейс" | 154 | Республика Татарстан | 111.5 |
17 | ООО "СемьЯ" | "СемьЯ" | 25 | Пермский край, Северо-Западный регион | 109 |
Поскольку основной конкурент работает на индивидуальных условиях с Дикси, Седьмой континент, Магнит, то необходимо ориентироваться на продовольственные сети не ниже уровня. Проанализировав, представленные в таблице данные, для бренда Dirol будет оптимально устанавливать контакты с продовольственными сетями Перекресток, ТД Копейка, Квартал, и Grossmart. Далее необходимо необходимо проанализировать посредника по заданным критериям:
После выбора подходящих посредников, необходимо убедить их, что им будет выгодно сотрудничать с компанией. Для этого целесообразно подготовить и представить посреднику следующую информацию: преимущества товаров перед товарами конкурентов (конкурентные преимущества); потребности клиентов, которые будут удовлетворены с помощью товаров (вкусовые, функциональные); предполагаемый объем реализации товаров (экстраполяция роста продаж на будущее таблица); способы стимулирования сбыта товаров (система мерчендайзинга); какую выгоду сможет получить посредник от сотрудничества именно с Dirol.
Далее следует определить конкретные условия сотрудничества с дистрибьюторами. Самое главное – занять устойчивую позицию в прикассовой зоне супермаркета. В выбранных выше супермаркетах расположение касс – в одну линию. Тогда покупателям удобнее выбирать свободную кассу, и проходя мимо узлов расчета, они могут прихватить еще парочку импульсных товаров в предкассовой зоне. Вот некоторые функции, которые "берет на себя" прикассовая зона:
На полках, в первую очередь, необходимо представить те товары, которые покупатели ожидают найти в данном магазине. Всё это достигается за счёт разработки системы мерчендайзинга бренда, которую также следует усовершенствовать.
Продукция в точках продаж должна быть выложена таким образом, чтобы поиск нужного товара был максимально облегчен. Для этого на полках необходимо создать видимые блоки по марке, упаковке и продуктовой группе. Весь товар, поступающий в торговую точку должен быть представлен для покупателей. Выкладка также должна организовывать заимствование популярности слабыми продуктами бренда у более сильных. Для этого сильные виды начинают и заканчивают ряд на полке. Таким образом, слабые (менее знакомые потребителю) продукты, будут находиться в пределах "стен замка", организованных сильными продуктами, и заимствовать у них дополнительное внимание покупателей. Покупатели охотнее выбирают товары, цена на которые обозначена и хорошо видна, поэтому стоит позаботиться о правильном размещении ценников. Чтобы не вводить покупателей в заблуждение ценники должны располагаться точно под тем товаром, цену на который они указывают. Производителю следует разработать фирменные ценники и предоставить их магазину.
Товар должен быть расположен фронтально, с учетом угла зрения покупателя, т. е. должен быть хорошо просматриваем с различных мест. Любая информация на упаковке или месте продаж должна быть легко читаема, кратка и понятна. Товары, приносящие максимальную прибыль и имеющие высокий коэффициент оборачиваемости, должны находиться в наилучших местах продаж, идеально — на стеллажах в прикассовой зоне на уровне глаз покупателей.
Для обеспечения оптимального уровня запаса продукции у розничного продавца, необходимо совместно разработать систему чёткой и своевременной поставки продукции в соответствии с продажами.
Для реализации данных мероприятий необходимо производить найм персонала и обучить их специфическим приёмам работы с брендом в точках продаж. Обеспечить систему стимулирования и увязать систему оплаты труда с выручкой от продаж, поскольку от усилий именно этих сотрудников зависит уровень продаж продукта.
Вышеперечисленные действия и разработки согласовываются в конечном варианте с руководителем компании для дальнейшей реализации и финансирования.
Первоначально,
для лучшего информирования и
привлечения покупателей
А также для поддержания продаж в других точках, следует непосредственно рядом с магазинами, на транспортных развязках в городах-миллионниках, где представлена данная продукция в часы пик повторно провести акцию раздачи листовки с рекламой продукта и экземплярами жевательной резинки. В данном комплекте вместе с листовкой покупателю предлагается узнать о себе что-то новое, попробовав Dirol и выбрав один из вариантов ответа, который соответствует испытываемым ощущениям. А раздавать эти тесты следует промоутерам в костюмах как героини ролика «Подружки-подушки».
Финансирование выбранных проектов будет осуществляться за счет инвестируемых средств головной компанией.
Построим
план – график реализации стратегии
и приведём затраты в таблице 20.
Таблица 20
План
– график реализации стратегии
№ п/п | Мероприятия | Временные периоды | Кто осуществляет выполнение | Затраты | |||||||||
2009 | 2010 год | ||||||||||||
Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | |||||
I. Активизация маркетинговых усилий на рынке. | |||||||||||||
1 | Проведение исследований рынка с целью выявления возможностей расширения занимаемой доли | 11.01.10-08.02.10 | Отдел маркетинга, отдел продаж | Увеличение штата сотрудников отдела маркетинга на 1 человека | |||||||||
2 | Разработка плана активизации рекламно – информационной активности (листовки, промо-акции) | 09.02.10-19.02.10 | Отдел маркетинга, отдел планирования | Затраты на оплату труда сотрудников отдела | |||||||||
3 | Поиск и обучение
промоутеров для рекламной |
22.02.10-26.03.10 | Отдел кадров, рекламное агентство | Агентство – 4000
за подбор анкет, листовки, 2000 аванс
з/п промоутеров.
Итого:6000 | |||||||||
4 | Разработка ценников для позиционирования бренда в новых торговых точках | 22.02.10-26.03.2010 | Отдел маркетинга, IT-отдел, типография | Заказ в типографии, 10000 экз.-6000 | |||||||||
5 | Совершенствование сайта организации, обеспечение информацией покупателей | 11.02.10-5.03.10 | IT-отдел | Повышение оклада ответственному за сайт на 15% | |||||||||
II. Оптимизация ассортимента продуктов бренда | |||||||||||||
1 | Проведение
объёмно – стоимостного анализа
и оценка гибкости продуктового портфеля
бренда. Отслеживание изменение потребительского
спроса по месяцам за предыдущий год. |
25.01.10-09.03.10 | Экономический отдел, отдел продаж | Премирование работников в виде денежных пособий от успешной реализации проекта. | |||||||||
2 | Оценка рентабельности производства каждого продукта. Выявление наиболее прибыльных товаров | 10.03.2010-01.04.2010 | Экономический отдел, отдел планирования, отдел продаж | ||||||||||
3 | Разработка новых продуктов (со вкусом ментола) на основе уже имеющихся технологий. | 10.03.2010 – 01.06.2010 | отдел маркетинга, отдел логистики, отдел страт. Развития, | Финансирование хим. исследований. Закупка пробной партии сырья. | |||||||||
4. | Сокращение нерентабельных продуктов, и тех, которые находятся на стадии спада своего ЖЗЦ (маркетинговые мероприятия, уменьшение финансирования). | 02.04.2010 – 01.06.2010 | Отдел маркетинга, отдел финансов, производство | ||||||||||
5. | Внедрение системы отчётности о проведенной работе для обеспечения контроля за проведением работ в области ассортимента | 25.01.10- 01.08.10 | Зам.директора по развитию | Увеличение оклада на 7%, корректировка должностной инструкции | |||||||||
III.Повышение эффективности использования ресурсов в области производства. | |||||||||||||
1. | Закупка сырья для производства партии продукции для рекламы | 19.02.10-05.04.10 | Отдел логистики, склад, бухгалтерия | Закупка сырья по тарифам поставщиков | |||||||||
2. | Производство партии продукции и спец.упаковки для рекламных акций | 06.04.10-13.05.2010 | Производство,
отдел логистики, склад | ||||||||||
3. | Снижение объёмов
выпуска продуктов, которые решили
сокращать и замещение теми, которые
решили выпускать.
Контроль за выполнением. |
С 01.04.2010 | Производство, зам.директора по производству | Финансовые затраты, связанные с замещением производства продуктов. | |||||||||
4. | Запуск производственных
новых мощностей, их наладка |
17.05.2010 | Зам.директора по производству, производственные рабочие | Приглашение бригады наладчиков( оплата почасовая-тариф) | |||||||||
5 | Разработка программ, направленных на снижение издержек «бережливое производство» | 1.02.2010-01.06.2010 | Экономический отдел, отдел логистики, производство. | Премирование (нематериальное) – стажировка или обучение в головной компании за границей. | |||||||||
IV.Совершенствование сбытовой политики | |||||||||||||
1 | Анализ текущего состояния системы сбыта. Проведение анализа динамики продаж по группам товаров, по видам за пред.год. | 15.02.10-12.03.10 | Отдел планирования.
Отдел логистики.
Отдел продаж. |
Затраты на оклад сотрудников отделов. | |||||||||
2 | Отбор продовольственных сетей для установления с ними партнёрских отношений | 15.03.10-13.04.10 | Отдел стратег. развития. Отдел продаж | ||||||||||
3 | Анализ отобранных посредников по разработанным критерям | 13.04.10-28.04 | Отдел маркетинга | ||||||||||
4 | Разработка программы обучения мерчендайзеров для работы в точках продаж. | 24.03.10-12.04.2010 | Отдел продаж, отдел кадров | Оплата программы в кадровом агентстве, обучение сотрудников отдела кадров для стажировки мерчендайзеров | |||||||||
5 | Заказ рекламной
продукции для оборудования стоек
промо-акций и стеллажей с |
26.03.10-28.04.10 | Отдел стратег. Развития, отдел финансов, отдел продаж | Покупка стоек
в магазине торгового оборуд-я, оформление
в рекламном агентстве | |||||||||
6 | Найм мерчендайзеров и обучение по специальной программе и организация стажировки | 13.04.10-01.05.10 | Отдел кадров, отдел продаж | Оплата объявлений о вакансии в гор.газетах, временные затраты, связанные с обучением. | |||||||||
7 | Проведение промо-акций | 14.05.10-28.05.10 | 01.08.10-15.08.10 | Отдел продаж, отдел стратег. Развития | з/п промоутеров – 140 руб/час по 3 часа в день. Аренда места в магазине. | ||||||||
8. | Установление
партнёрских отношений с |
Переговоры начинать с 29.04.2010 | зам.директора по развитию, зам. директора по продажам, главный бухгалтер, юридический отдел | ______________ | |||||||||
V. Повышение эффективности работы персонала | |||||||||||||
1 | Разработка
системы мотивации для |
Декабрь 2009- 1.02. 2010 | Зам.директора по персоналу, отдел кадров, зам.директор по стратег. развитию, | Приглашение на долгосрочной основе преподавателя английского языка. Организация стажировок в головном офисе компании. | |||||||||
2. | Разработка анкет для оценки персонала и кадрового потенциала | 15.03.10-31.03.10 | Отдел кадров, кадровое агентство | Заказ подготовки анкет в кадровом агентстве, обучение сотрудников отдела кадров их применению. | |||||||||
3. | Оценка персонала, кадровая ротация. | 01.04.2010-01.06.2010 | Зам.директора по персоналу, отдел кадров | Затраты
по оплате з/п сотрудников отдела.
Выделение средств для | |||||||||
4. | Увязка системы
оплаты труда промоутеров и |
май 2010 | Экономический отдел, главный бухгалтер | Оклад промоутеров и мерчендайзеров + % от продаж | |||||||||
VI. Финансовое подкрепление всех мероприятий. | |||||||||||||
1 | Разработка плана финансирования предполагаемых мероприятий | Декабрь 2009-15.02.10 | Отдел финансов, бухгалтерия, отдел планирования | Затраты по оплате труда з/п сотрудников отдела. | |||||||||
2 | Выделение финансовых средств на протяжении всего периода проведения мероприятий | Январь – сентябрь 2010 | Отдел финансов, бухгалтерия. | ||||||||||
3 | Определение эффективности проведения мероприятий. Определение прироста прибыли. Анализ эффективности. Корректировка действий по реализации стратегии. | апрель | июнь | Август и т.д. | Ген. директор, заместители ген. директора на основе представленных отчётов. |
В ходе проведённой работы был проведён анализ текущего положения организации ООО «Дирол Кэдбери» на рынке жевательной резинки. Были выявлены основные тенденции развития отрасли, проанализированы факторы внешней среды, оказывающие наибольшее влияние на развитие данного рынка.
По итогам проведения анализа отрасли и конкуренции был выявлен тот факт, что текущая стратегия не обеспечит организации достижения поставленных целей – лидирующее положение на рынке и поэтому необходимо внести соответствующие корректировки, которые поспособствуют расширению рыночной доли компании и укреплению её конкурентоспособности.
При
помощи инструментов стратегического
менеджмента: СВОТ – анализ, оценки
конкурентной позиции и определения
конкурентного преимущества бренда
компании удалось выбрать стратегию
и разработать мероприятия, направленные
на достижение успеха компании, максимизации
своей прибыли и обеспечения долгосрочного
существования на рынке.
Информация о работе Определение конкурентного преимущества бренда Dirol