Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:46, контрольная работа
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы.
Введение. 2
1. Общие подходы к аттестации сотрудников 3
2.Формы оценки персонала 4
3. Два подхода к оценке персонала 5
4. Количественные методы оценки 6
4.1 Метод стандартных оценок 6
4.2 Экспертные оценки 7
4.2.1 Общие подходы 7
4.2.2 Индивидуальный способ экспертной оценки 8
4.2.3 Групповой способ экспертной оценки 8
4.2.4 Документация, необходимая при экспертной оценке 8
4.3 Сравнительные методы 11
5. Качественные методы оценки. 12
5.1 Оценка по методу черт. 12
5.2 Оценка на основе анализа труда. 13
5.3 Метод оценочных центров (Assessment Center) 14
5.3.1 Алгоритм методики 14
5.3.2 Процедура профессиографирования 14
5.3.3 Психологическая оценка персонала 14
5.3.4 Профессиональная оценка персонала 15
5.4 Управление посредством установки целей (МВО, Management by Objectives) 16
6. Диагностическая система оценки 17
6.1 Общие подходы 17
6.2 Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (П) 17
6.3 Расчет оценки уровня квалификации работника (К) 19
6.4 Расчет оценки сложности выполняемы работ (С) 19
6.5 Расчет оценки результатов труда (Р) 19
6.6 Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников (Д) 20
Заключение. 21
Список используемой литературы. 22
конкретными, т.е. предметными и специфическими;
измеримыми, т.е. поддающимися количественной оценке;
достижимыми, но напряженными (по мнению психологов, наибольшее стимулирующее воздействие на работника оказывает цель, вероятность достижения которой составляет 50%);
значимыми, т.е. относящимися к профессиональной деятельности сотрудника и связанными с задачами организации в целом;
ориентированными во времени, т.е. для каждой цели должен быть определен срок ее исполнения.
По
истечении аттестационного
В дополнение к простоте, четкости и экономичности, метод управления путем постановки целей обладает еще несколькими достоинствами. Участие сотрудника в определении ключевых целей значительно повышает в его глазах объективность процесса оценки, обеспечивает понимание того, по каким критериям его будут оценивать, а так же усиливает мотивацию. Диалог с сотрудником повышает объективность оценки руководителя, усиливает связь индивидуальных целей с задачами организации и подразделения, а также целевую направленность профессиональной деятельности сотрудника. Неслучайно, многие компании используют МВО для определения величины переменной части вознаграждения сотрудника (по результатам работы).
Слабой стороной целевой оценки является то обстоятельство, что сотрудник может достигать и не достигать целей не по своей воле. И дело здесь не только в разграничении компетенции, но и в необходимости учета неконтролируемых или непредвиденных факторов - тех обстоятельств, которые могут в значительной мере повлиять на результаты его деятельности независимо от его личных усилий. Поэтому с помощью этого метода оценивается только оперативная работа сотрудников. И хотя целевая оценка не получала еще должной теоретической и методической разработки, такой способ рассматривается специалистами как один из многообещающих.
6. Диагностическая система оценки
6.1 Общие подходы
Распространенными являются разработка и использование комплексных методик. С точки зрения содержания производимой оценки она предполагает наличие одновременно нескольких предметов в структуре используемой информации. Оценка производится на основе комплексного показателя, который может быть получен путем 2-х частных оценок:
первая - определяет показатели, характеризующие работника, т.е. степень развития профессиональных и личных качеств работника (П) и уровень квалификации (К), а также их количественные измерители;
вторая - определяет показатели, характеризующие выполняемую работу, т.е. позволяет сопоставить результаты труда работников (Р) с учетом уровня сложности выполняемых ими функций (С).
Комплексная оценка (Д) определяется по формуле :
Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения.
6.2 Расчет оценки профессиональных
и личных качеств работника (П)
Для определения показателя (П) производится оценка проявления каждого из признаков (табл.2, табл.3) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов.
Каждый признак профессиональных и личных качеств (для руководителей n=5, для специалистов n=6) имеет 3 уровня проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка =1.0, ниже среднего=0.75, выше среднего=1.25.
Оценка всей совокупности признаков производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость:
i - порядковый номер признака;
j - уровень проявления признака;
aij - количественная мера признака у работника;
Xi - удельная значимость признака в общей оценке.
Таблица 2
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества
руководителей
№п/п |
Признаки профессиональных и личных качеств |
Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств |
Оценка признаков с учетом удельной значимости |
|||
0,75 |
1,0 |
1,25 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. |
Профессиональная |
0,27 |
0,2 |
0,27 |
0,34 |
|
2. |
Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации, аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать меры, направленные на ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений |
0,23 |
0,17 |
0,23 |
0,29 |
|
3. |
Способность практически организовать работу коллектива и направлять ее на осуществление поставленных задач (умение планировать и распределять работу между подчиненными, координировать и контролировать работу) |
0,13 |
0,1 |
0,13 |
0,16 |
|
4. |
Способность воспитывать
у работников чувство ответственности
за порученное дело, стимулировать
творческую инициативу, направленную
на повышение эффективности труда,
рост квалификации, освоение новых
технологий; умение создать в коллективе
благоприятный морально- |
0,12 |
0,09 |
0,12 |
0,15 |
|
5. |
Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе принятия и выработки нестандартных решений |
0,25 |
0,19 |
0,25 |
0,31 |
|
Таблица 3
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества
специалистов
№п/п |
Признаки профессиональных и личных качеств |
Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств |
Оценка признаков с учетом удельной значимости |
|||
0,75 |
1,0 |
1,25 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. |
Профессиональная |
0,34 |
0,25 |
0,34 |
0,42 |
|
2. |
Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений |
0,17 |
0,13 |
0,17 |
0,21 |
|
3. |
Способности четко организовывать и планировать выполнение полученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном |
0,12 |
0,09 |
0,12 |
0,15 |
|
4. |
Способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности |
0,1 |
0,07 |
0,1 |
0,12 |
|
5. |
Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям |
0,1 |
0,07 |
0,1 |
0,12 |
|
6. |
Способность сохранять высокую
работоспособность в |
0,17 |
0,13 |
0,17 |
0,21 |
|
6.3 Расчет оценки уровня
Для оценки К принимается единый набор признаков для всех категорий работников: уровень специального образования и стаж работы по специальности.
По уровню образования все работники распределяются на 2 группы:
1 группа - имеющие среднее специальное образование;
2 группа - имеющие высшее или незаконченное высшее образование
В зависимости от стажа работы по
специальности работники
Таблица 4.
Оценка уровня квалификации
Номер группы по стажу |
Оценка стажа |
Стаж работы по специальности у работников, имеющих образование, годы |
||
1 группа- среднее специальное образование |
2 группа- высшее или незаконченное высшее образование |
|||
1 |
0,25 |
0-9 |
0-94 |
|
2 |
0,5 |
9-13, свыше 29 |
9-13, свыше 29 |
|
3 |
0,75 |
13-17, 21-29 |
17-25 |
|
4 |
1 |
17-21 |
26-29 |
|
Оценка уровня квалификации определяется:
ОБ - оценка образования (ОБ=1,2)
СТ - оценка стажа работы по специальности
3 - постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок (ОБ+СТ)
6.4 Расчет оценки сложности
Для оценки С по каждому признаку (характер работ, их разнообразие, степень самостоятельности при их выполнении, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность) установлены значения по степени усложнения работ (табл.5).
Таблица 5
Средние коэффициенты сложности работ
№ п/п |
Наименование должности |
Коэффициент сложности |
|
1. |
Начальник отдела |
1,0 |
|
2. |
Главный специалист |
0,89 |
|
3. |
Ведущий специалист |
0,8 |
|
4. |
Специалист 1-й категории |
0,68 |
|
5. |
Специалист 2-й категории |
0,57 |
|
6.5 Расчет оценки результатов труда (Р)
Для определения величины Р производится оценка уровня проявления каждого из следующих признаков (табл.6) Количественные оценки по каждому из признаков определяются путем сопоставления фактически достигнутых результатов с критериями оценки в виде полученных заданий, установленных сроков, среднего уровня достигнутых результатов по группе работников.
Определяется аналогично П.
Таблица 6
Оценка признаков, определяющих результаты труда
№п/п |
Признаки профессиональных и личных качеств |
Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств |
Оценка признаков с учетом удельной значимости |
|||
0,75 |
1,0 |
1,25 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. |
Количество выполненных |
0,3 |
0,225 |
0,3 |
0,375 |
|
2. |
Качество выполненных работ |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,475 |
|
3. |
Соблюдение сроков выполнения работ |
0,3 |
0,225 |
0,3 |
0,375 |
|
6.6 Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников (Д)
Д получается на основе учета всех рассмотренных выше показателей оценки.
Заключение.
Деловая оценка качеств персонала
организации - это целенаправленный
процесс определения
Оценка эффективности основана на учете специфики труда служащих и особенностей проявления его результатов.
Организации периодически оценивают
своих сотрудников с целью
повышения эффективности их работы
и определения потребностей профессионального
развития. Как показывают исследования,
регулярная и систематическая оценка
персонала положительно сказывается
на мотивации сотрудников, их профессиональном
развитии и росте. Одновременно результаты
оценки являются важным элементом управления
человеческими ресурсами, поскольку
предоставляют возможность