Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:46, контрольная работа
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы.
Введение. 2
1. Общие подходы к аттестации сотрудников 3
2.Формы оценки персонала 4
3. Два подхода к оценке персонала 5
4. Количественные методы оценки 6
4.1 Метод стандартных оценок 6
4.2 Экспертные оценки 7
4.2.1 Общие подходы 7
4.2.2 Индивидуальный способ экспертной оценки 8
4.2.3 Групповой способ экспертной оценки 8
4.2.4 Документация, необходимая при экспертной оценке 8
4.3 Сравнительные методы 11
5. Качественные методы оценки. 12
5.1 Оценка по методу черт. 12
5.2 Оценка на основе анализа труда. 13
5.3 Метод оценочных центров (Assessment Center) 14
5.3.1 Алгоритм методики 14
5.3.2 Процедура профессиографирования 14
5.3.3 Психологическая оценка персонала 14
5.3.4 Профессиональная оценка персонала 15
5.4 Управление посредством установки целей (МВО, Management by Objectives) 16
6. Диагностическая система оценки 17
6.1 Общие подходы 17
6.2 Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (П) 17
6.3 Расчет оценки уровня квалификации работника (К) 19
6.4 Расчет оценки сложности выполняемы работ (С) 19
6.5 Расчет оценки результатов труда (Р) 19
6.6 Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников (Д) 20
Заключение. 21
Список используемой литературы. 22
где Зср - средний балл оценки качества по степени его функциональной значимости;
З10 ... 31 - оценка экспертом степени значимости качества по десятибалльной шкале;
n10 ... n1 - количество экспертов, которые присвоили качеству оценку по степени значимости (в баллах);
n - общее количество экспертов.
Одновременно в этом же бланке по каждому из качеств рассчитывается средний балл степени проявления этого качества у аттестуемого,
где Пср - средняя оценка степени проявления качеств у аттестуемого;
П1,5 ... П0,5 - степень проявления качеств у аттестуемого по оценке экспертов;
n1,5 ... n0,5 - количество экспертов, отнесших качество к степени его проявления у аттестуемого к тому или иному баллу оценки;
n - общее количество экспертов.
Затем по каждому качеству определяется средневзвешенный балл по формуле:
К = Зср * Пср, где К - качество.
Далее путем суммирования средневзвешенных баллов по всем качествам определяется итоговый балл оценки аттестуемого. Итоговую оценку комиссия сравнивает с эталоном.
Расчет эталона производится следующим образом: сумма баллов по всем 10 качествам (10+9+8+7+6+5+4+3+2+1 = 57) умножается на 1,5 (коэффициент степени проявления качества, если оно проявляется всегда), или на 1,0 (если оно проявляется в большинстве случаев), или же на 0,5 (если качество присутствует иногда). В итоге получаем следующие результаты:
57 х 1,5 = 85,5;
57 х 1,0 = 57,0;
57 X 0,5 = 28,5.
Таким образом, в первом случае, если оценка работника составляет более 85 баллов, формулируют вывод о его повышении или включении в состав резерва на выдвижение. Во втором случае, если оценка составит от 57 до 85 баллов, делают заключение о соответствии занимаемой должности. В третьем случае, если оценка составляет ниже 28 баллов, фиксируют вывод о том, что работник не соответствует занимаемой должности. При этом весьма ценно и то обстоятельство, что детальный анализ оценок экспертов по качествам может помочь определить для каждого работника конкретные направления совершенствования его деятельности.
4.3 Сравнительные методы
При их использовании руководитель сравнивает работу одного сотрудника своего подразделения с результатами других. При ранжировании руководитель "выстраивает" своих сотрудников в условную цепочку - от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период. При распределении все сотрудники классифицируются по группам (рис.5) - например, 10% лучших, 10% худших и т.д.
Вес (%) |
Группы |
Ф.И.О. |
|
10 % |
лучших работников |
||
20 % |
хороших работников |
||
40 % |
средних работников |
||
20 % |
отстающих работников |
||
10 % |
худших работников |
||
Рис.5. Оценка с помощью метода распределения
Сравнительные методы являются очень простым способом оценки сотрудников. Их легко применять и понимать. Однако, эти методы слишком односторонни и приблизительны для того, чтобы сделанные с их помощью оценки применялись для целей развития персонала, профессионального обучения и т.д. Кроме того, сравнение сотрудников подразделения между собой является достаточно жесткой формой оценки, использование которой может повлечь за собой трения внутри подразделения, обиды, недоверие к руководителю. Поэтому применение методов сравнительных оценок относительно ограничено.
5. Качественные методы оценки.
К настоящему времени в отечественной и мировой практике разработано значительное число систем оценки персонала, которые можно классифицировать по различным основаниям. Анализ того, что является содержанием оценки, - а именно: какие стороны деятельности подвергаются измерению и анализу, позволяет выделить несколько основных подходов.
В качестве предмета оценки в различных методиках выступают:
деловые и личностные качества (свойства, черты) работника;
характеристики
поведения в различных
характер и содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет;
показатели результатов его деятельности;
Распространена
также комплексная оценка, содержание
которой включает различные комбинации
из названных предметов оценки труда.
Степень разработанности
5.1 Оценка по методу черт.
В ее основе - признание влияния психологических свойств человека на характеристики его деятельности. К числу методик, основанных на данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени согласуются с эффективностью деятельности сотрудника. Для этого с помощью ЭВМ выбирается (без интерпретации количественных оценок) такой перечень свойств, который в наибольшей степени отличает сотрудника и помогает составить его деловой портрет.
Различие методик
связано с используемыми
Опыт применения подобных систем оценки у нас в стране и за рубежом позволяет выявить их основной недостаток - субъективизм получаемого знания. Причины этого коренятся в самом методе, который связан с волей и сознанием субъектов, участвующих в оценке. Речь идет не о получении предвзятых или некомпетентных оценок, что возможно при реализации любого подхода, а о самом содержании производимой оценки.
Используемые перечни качеств слабо привязаны к основной деятельности. Они скорее раскрывают в какой-то мере внутреннюю структуру личности оцениваемого, нежели фиксируют определенные профессиональные требования к его психологическим характеристикам. Фактически такая оценка основывается не на анализе реального труда, а на том, что думают об оцениваемом окружающие.
5.2 Оценка на основе анализа труда.
Определение
психологических свойств на основе
анализа труда персонала
В методике ситуационной
оценки предусмотрена процедура
отбора типичных ситуаций в конкретном
коллективе, в структуре которых
описывается работа сотрудника, а
затем оценивается его
Результатам оценки поведения работников, как и в случае оценки качеств, является социально-психологическая характеристика, только более профессионально ориентированная. Она содержит информацию о том, каким образом (эффективно или нет) действовал работник, в каких ситуациях более, в каких - менее эффективно. Однако данный способ не помогает выяснить причину такого поведения и его последствия.
5.3 Метод оценочных центров (Assessment Center)
5.3.1 Алгоритм методики
Алгоритм действия этой методики выглядит следующим образом. Фирма, использующая подобную методику, как правило, имеет достаточно большой опыт работы, солидный список постоянных клиентов и собственную учебно-тренировочную базу. У потенциальных заказчиков этой организации есть возможность "поместить" собственных сотрудников на несколько дней в учебно-тренировочный комплекс консалтинговой компании. На выходе заказчик получает, в зависимости от заказа, разнообразный набор сведений: от оценки личностных характеристик специалиста (разной степени полноты и достоверности) до квалификационного заключения о профессиональном соответствии, пригодности и перспективах профессионального развития тестируемого.
5.3.2 Процедура профессиографирования
Сущность психологической оценки персонала заключается в детальном описании психологического портрета кандидата и выявлении личностных особенностей сотрудника. Например, в выдаваемое заключение входит описание личностных, интеллектуальных и мотивационных особенностей специалиста, также указываются возможности эффективного управления протестированным сотрудником, возможности его наиболее оптимального использования.
Корректное заключение
по степени профессиональной пригодности
данного человека после проведения
процедуры психологической
5.3.3 Психологическая оценка персонала
Психологическая
оценка персонала подразумевает
наличие критериев, по которым будет
проверяться соответствие человека
своему рабочему месту. Критериями оценки
в данном случае являются особенности
личности человека, особенности его
мотивации и т.д. Для этого необходимо
проведение процедуры
5.3.4 Профессиональная оценка персонала
Профессиональная
оценка персонала заключается в
описании соответствия специалиста
некоторым профессиональным критериям.
В этом случае критериями оценки являются
определенные профессиональные навыки
и умения. Основная сложность здесь
заключается в том, что в разных
фирмах даже похожие виды работ подразумевают
под собой выполнение разных функций.
Обычно работа внешних консультантов
заключается в выявлении
Большой плюс подобных услуг состоит еще и в том что процедуры психологического тестирования дают, помимо запланированных результатов, огромное количество другой полезной информации. Результаты подобных исследований используются заказчиком при принятии решений во время структурных реорганизаций, при перемещении сотрудников по должностной лестнице, решении вопросов служебного соответствия, поиске возможностей наиболее эффективных путей управления и взаимодействия со специалистом.
Не
редко психологической оценке персонала
(в случае оценки каждого отдельно
взятого специалиста) сопутствует
заказ по психологической диагностике
рабочих групп, которая зачастую
дает результаты уже из области управленческого
и организационного консультирования.
Данные результаты помогают более эффективно
организовать работу отдела и его
взаимодействие с другими подразделениями.
Также, при довольно глубоком исследовании
организации, они могут помочь при
оптимизации организационной
5.4 Управление посредством установки целей
(МВО, Management by Objectives)
В настоящее
время целевое управление рассматривается
как необходимый компонент