Оценка конкурентоспособности товара, организации, отрасли, страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:10, реферат

Описание работы

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Критерии конкурентоспособности. Этапы проведения комплексной диагностики состояния организации. Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Методики оценки конкурентоспособности товара……………………...5
2. Оценка конкурентоспособности организации…………………………..9
3. Конкурентоспособность отрасли………………………………………..13
4. Оценка конкурентоспособности страны. Конкурентоспособность России……………………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….25

Работа содержит 1 файл

конкур-ть.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

      Самыми  важными факторами, определяющими  конкурентоспособность, являются:

      - уровень развития экономики;

      - процентная ставка;

      - курс валюты;

      - стоимость рабочей силы.

      Конкурентными преимуществами страны могут быть:

  1. значительные расходы из госбюджета на НИОКР;
  2. значительные вложения в развитие человека (на образование, здравоохранение, социальные нужды);
  3. стабильность политической и правовой системы страны;
  4. доля ВВП на душу населения;
  5. высокая продолжительность жизни;
  6. высокая эффективность использования ресурсов;
  7. оптимальный экспорт;
  8. низкая инфляция;
  9. наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;
  10. значительная доля конкурентоспособных фирм;
  11. конкурентоспособность трудовых ресурсов;
  12. гибкость финансовой системы;
  13. динамичность внутреннего рынка;
  14. отсутствие сверхнормативной государственной задолженности;
  15. высокая образованность населения страны;
  16. сильная конкуренция во всех сферах деятельности на основе знаний;
  17. открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;
  18. высокое качество инфраструктуры рынков и регионов;
  19. низкие налоговые и таможенные ставки;
  20. высокая культура бизнеса в стране;
  21. высокий уровень информационного обеспечения управления страной.

      Международные организации оценку конкурентоспособности  стран осуществляют по текущим показателям. Перечисленные критерии не отвечают требованиям комплексности, ориентированы  не на стратегическую конкурентоспособность, а на фактические показатели, характеризующие все виды потенциала и стороны функционирования государства.

      Принципы  оценки конкурентоспособности ориентированы  на рост инновационной активности в  стране, повышение качества образования, решение социальных задач, то есть не на текущую финансовую деятельность, а на стратегическую конкурентоспособность страны. Этим принципам отвечают различные подходы и методы.9

      Показатель  конкурентоспособности страны определяется по формуле: 

      Россия  опустилась в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) с 51-го на 63-е место, говорится в Глобальном обзоре конкурентоспособности  (Global Competitiveness  Report) за 2009 – 2010 гг.10

      Среди причин снижения рейтинга, упоминается  недостаточная эффективность государственной власти (110-е место из 133), низкий уровень независимости судебной системы (116-е место), и слабая реализация права собственности (119-е место). При этом, недостатки отмечены не только в государственной системе, но и в частном секторе: российские компании, по мнению экспертов ВЭФ, отличаются низким уровнем корпоративной этики (110-е место). Развитию экономики препятствует также слабая эффективность товарных и финансовых рынков.

      Основными факторами, препятствующих развитию бизнеса в РФ, участники опроса ВЭФ считают коррупцию, затрудненный доступ к финансированию, неэффективность госаппарата и налоговой системы, высокий уровень преступности и инфляции.

      В обзоре говорится также и о  конкурентных преимуществах для  России, таких как сравнительно низкий уровень госдолга и дефицита бюджета, большой размер рынка и высокий уровень инноваций являются для России конкурентными преимуществами. Развитие инфраструктуры (в первую очередь, железные дороги и телекоммуникации), здравоохранения и образования, рынка рабочей силы также позитивно влияют на возможности России.

      Россия  – единственная из стран БРИК, конкурентоспособность которой ухудшилась за прошедший год.

      Российские  предприятия становятся все менее  конкурентоспособными, приспосабливаясь к новым условиям медленней, чем компании в других странах. При этом наша экономика уже утратила способность расти по прежним лекалам, потому что становится все менее конкурентоспособной, а ее торговые партнеры – наоборот.11

      Наибольшее  влияние на темпы роста промышленности в предкризисный период оказывала не курсовая динамика сама по себе, и не инвестиции, инновации или загрузка мощностей, а динамика удельных трудовых издержек в валютном выражении, особенно в евродолларовом исчислении.

      Россия  попадает в когорту стран, которые не могут рассчитывать просто на допинг девальвации, а должны учитывать соотношение динамики заработной платы в валютном выражении и производительности труда. И надеяться на то, что производительность будет опережать рост зарплат.

      Перед кризисом в российской экономике в отсутствии полноценной конкуренции (и в присутствии притока нефтяных сверхдоходов) удельные трудовые издержки в валюте безудержно росли быстрее всех из крупных экономик (на 10 – 15% в год), а это значит, что конкурентоспособность экономики падала. Но и после кризиса, который, казалось бы, должен был оздоровить рынок труда, ситуация не стала лучше.

      Если  посчитать динамику удельных трудовых издержек в России в реальном эффективном  выражении (то есть динамику их изменения  относительно всех торговых партнеров, прежде всего стран Еврозоны), то мы получим, что конкурентоспособность российской экономики упала за 2006 – 2008 гг. на 34%.

      В условном рейтинге стран ОЭСР по степени роста удельных трудовых издержек (то есть по снижению конкурентоспособности) за период 2006 – 2008 гг. России уверенно держала бы первое место (если бы стала, как она того хочет, членом этого клуба развитых стран). Если опираться на свежие данные, недавно опубликованные ОЭСР, и на расчеты "Центра развития", Россия – абсолютный аутсайдер по изменению конкурентоспособности и в кризис.

      Падение конкурентоспособности в кризис – следствие особого подхода  к рынку труда и на государственном, и на частном уровне. Средняя зарплата за январь – август снизилась на 8% (в корзине евро-доллар), занятость сократилась на 10%, зато выпуск упал примерно на 20%. То есть российские компании жертвуют конкурентоспособностью, не увольняя работников и не снижая им зарплату настолько, насколько этого требует снижение их производственных показателей.12

      Эффект  девальвации, которая произошла  на рубеже 2008 – 2009 гг. в России, не мог  привести к каким-то прорывным результатам  с точки зрения конкурентоспособности, так как валюты девальвировались и у многих торговых партнеров. В 2009 г. девальвация по критерию реального эффективного курса национальной валюты произошла в 11 из 29 стран ОЭСР, по которым есть соответствующая статистика, при этом везде она была заметно больше, чем в России.13

      Для того, чтобы хоть как-то улучшить ситуацию с конкурентоспособностью российской экономики, предприятиям придется сокращать работников или снижать зарплаты. Что, конечно, ударит по спросу домашних хозяйств (а это 50% ВВП). При этом в экономике может наблюдаться и оживление – фактор запасов теперь будет толкать производство  

вверх. Но вряд ли темпы роста (со снятой сезонностью) будут столь же оптимистичными, как  в сентябре, когда объемы выпуска  выросли к августу на 2,5%.

      Шансы все более неконкурентоспособной  российской экономики на быстрое  посткризисное восстановление в свете всего этого кажутся призрачными.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение  

      В данной работе были рассмотрены процессы оценки конкурентоспособности товаров, организации, отрасли и страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.

      Конкурентоспособность товара – совокупность качественных  и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя.

      Конкурентоспособность организации – это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей.

      Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным и описывающим степень живучести и динамичности отрасли при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.

      Национальная  конкурентоспособность – многозначный термин, который чаще всего обозначает:

  1. Способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;
  2. Уровень производительности факторов производства в данной стране;
  3. Способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.

      В работе был проведен обзорный анализ конкурентоспособности Российской Федерации. Делая выводы по конкурентоспособности России, можно отметить следующие моменты:

      1. Российские предприятия становятся все менее конкурентоспособными, приспосабливаясь к новым условиям медленней, чем компании в других странах.

      2. Среди причин снижения конкурентоспособности, упоминается недостаточная эффективность государственной власти, низкий уровень независимости судебной системы, и слабая реализация права собственности. Российские компании отличаются низким уровнем корпоративной этики. Развитию экономики препятствует также слабая эффективность товарных и финансовых рынков.

      3. В обзоре говорится также и о конкурентных преимуществах для России, таких как сравнительно низкий уровень госдолга и дефицита бюджета, большой размер рынка и высокий уровень инноваций являются для России конкурентными преимуществами. Развитие инфраструктуры, здравоохранения и образования, рынка рабочей силы также позитивно влияют на возможности России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарика, 2002, 296 стр 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товара, организации, отрасли, страны