Оценка конкурентоспособности товара, организации, отрасли, страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:10, реферат

Описание работы

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Критерии конкурентоспособности. Этапы проведения комплексной диагностики состояния организации. Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Методики оценки конкурентоспособности товара……………………...5
2. Оценка конкурентоспособности организации…………………………..9
3. Конкурентоспособность отрасли………………………………………..13
4. Оценка конкурентоспособности страны. Конкурентоспособность России……………………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….25

Работа содержит 1 файл

конкур-ть.doc

— 130.00 Кб (Скачать)
    1. анализ качества научного сопровождения системы управления с точки зрения количества и глубины применяемых научных подходов и методов управления;
    2. анализ компонентов выхода системы (SWOT-анализ);
    3. анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов на выходе организации;
    4. анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного законодательства, формы и силы конкуренции в отрасли;
    5. анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры данного региона;
    6. анализ механизма действия закона конкуренции на входе системы, антимонопольного законодательства и силы конкуренции среди поставщиков организации;
    7. анализ качества управляемой подсистемы системы управления;
    8. анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента;
    9. анализ конкурентоспособности выпускаемых товаров;
    10. анализ эффективности использования ресурсов и рентабельности производства;
    11. анализ устойчивости функционирования организации;
    12. установление стратегических и тактических факторов конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации и др.

      В развитых странах действуют различные  методики  оценки конкурентоспособности  фирм и компаний.4 Эти методики носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер.

      В настоящее время отсутствует  общепринятая методика оценки конкурентоспособности  организации. Вообще, в теоретическом  плане проблема достижения конкурентоспособности  различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается.5 Подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одними и теми же для стадий стратегического и тактического маркетинга. На стадии стратегического маркетинга как первой стадии жизненного цикла товаров и первой функции управления разрабатываются нормативы конкурентоспособности на длительный период, а на стадии тактического маркетинга выполняются работы по материализации у изготовителя и реализации на рынке стратегических нормативов конкурентоспособности, а также по корректировке этих нормативов. Поэтому при измерении конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.

      Конкурентоспособность организации можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются: 

   Таким образом, оценка конкурентоспособности  предприятия на конкретном рынке  или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

   Такая оценка должна содержать следующие  показатели:

   - потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;

   - ассортимент конкурентоспособной продукции, её объёмы и стоимость (“продуктовая дифференциация”);

   - набор рынков или их сегментов для каждого продукта (“рыночная дифференциация”);

   - потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;

   - перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке;

   - создание благоприятного представления о предприятии у покупателей;

   - выпуск высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой;

   - добросовестное и чёткое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.

   Результаты  исследования берутся за основу при  разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Конкурентоспособность отрасли 

      Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным и описывающим степень живучести и динамичности отрасли при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.6

      Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у  нее технических, экономических  и организационных условий для  создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность отрасли предполагает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры, группы высококонкурентных предприятий-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной производственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции.

      Конкурентоспособность на уровне отрасли можно также  оценивать, применяя следующие показатели (или их комбинацию):

      - производительность труда;

      - удельная оплата труда;

      - капиталоемкость и наукоемкость;

      - технический уровень продукции;

      - совокупность знаний и научных достижений, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства;

      - объем технических баз для реализации научных проектно-конструкторских разработок;

      - степени экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли;

      - степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства;

      - степень использования продукции в различных отраслях народного хозяйства.

      Этот  набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслей.

      Конкурентоспособность конкретной отрасли зависит и  от способности промышленности вводить  новшества и модернизироваться. В результате испытываемого давления и требований рынка компании увеличивают  свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентами. В современной экономической ситуации, когда конкуренция в мировых масштабах неуклонно возрастает, конкурентное преимущество создается и поддерживается через сильно локализованные процессы. Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными.

      Конкурентные  преимущества отрасли во многом схожи  с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль.7

      К внешним конкурентным преимуществам относятся:

      - высокий уровень конкурентоспособности  страны;

      - активная государственная поддержка  малого и среднего бизнеса;

      - качественное правовое регулирование  функционирования экономики страны;

      - открытость общества и рынков;

      - соответствующая государственная поддержка науки и инновационной деятельности;

      - низкие налоговые ставки в  стране;

      - низкие процентные ставки в  стране;

      - наличие доступных и дешевых  ресурсов в стране;

      - качественная система подготовки  и переподготовки управленческих  кадров в стране;

      - высокий уровень конкуренции  во всех областях деятельности  в стране;

      - высокий научный уровень управления  экономикой страны;

      - гармонизация национальной системы  стандартизации и сертификации  с международной системой;

      - высокое качество информационного обеспечения управления страной;

      - высокий уровень интеграции внутри  страны и в рамках мирового  сообщества;

      - хорошие климатические условия  и географическое положение страны и др.

      К внутренним конкурентным преимуществам  отрасли относят:

      - высокую потребность в товаре отрасли;

      - оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования  в отрасли;

      - оптимальный уровень унификации  и стандартизации продукции отрасли;

      - высокий удельный вес конкурентоспособного  персонала в отрасли;

      - качественную информацию и нормативно-методическую базу управления в отрасли;

      - конкурентоспособных поставщиков;

      - конкурентоспособных менеджеров;

      - функционирование в организациях  отрасли системы обеспечения  конкурентоспособности;

      - проведение сертификации продукции  и систем;

      - эксклюзивность товара отрасли;

      - высокую эффективность организации отрасли;

      - высокую долю экспорта наукоемких  товаров;

      - высокий удельный вес конкурентоспособных  организаций и товаров отрасли;

      - высокий уровень радикальных  новшеств (патентованные товары, технологии, информационные системы и т.д.);

      - наличие доступа к качественному  дешевому сырью и другим ресурсам;

      - выполнение работ по оптимизации  эффективности использования ресурсов  и др.

      Конкурентоспособность отрасли рекомендуется определять по ведущим крупным организациям, удельный вес которых составляет не менее 70% от объема продаж во всей отрасли, определяется по формуле: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Оценка  конкурентоспособности страны. Конкурентоспособность  России
 

      Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться. В результате испытуемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентами. Они извлекают пользу от присутствия на рынке сильных внутренних соперников, агрессивных поставщиков и требовательных местных потребителей.

      В современной экономической ситуации, когда конкуренция в мировых масштабах возрастает, роль государств становится все более важной. По мере того как основа конкурентной борьбы все больше смещается в сторону создания и освоения знаний, роль государства возрастает. Конкурентное преимущество создается и поддерживается через сильно локализованные процессы.8

      Различия  в национальных ценностях, в культуре, структуры экономики, в существующих организациях и историческом развитии – все это вносит вклад в достижение успешной конкурентоспособности. Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товара, организации, отрасли, страны