Оценка конкурентоспособности товара, организации, отрасли, страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:10, реферат

Описание работы

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Критерии конкурентоспособности. Этапы проведения комплексной диагностики состояния организации. Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Методики оценки конкурентоспособности товара……………………...5
2. Оценка конкурентоспособности организации…………………………..9
3. Конкурентоспособность отрасли………………………………………..13
4. Оценка конкурентоспособности страны. Конкурентоспособность России……………………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….25

Работа содержит 1 файл

конкур-ть.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Содержание  
 

      Введение……………………………………………………………………….3

    1. Методики оценки конкурентоспособности товара……………………...5
    2. Оценка конкурентоспособности организации…………………………..9
    3. Конкурентоспособность отрасли………………………………………..13
    4. Оценка конкурентоспособности страны. Конкурентоспособность России……………………………………………………………………..17

    Заключение…………………………………………………………………..23

    Список  использованной литературы……………………………………….25 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение  

      За  последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

      Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности. Сегодня ни одна  серьезная компания не может обойтись без конкуренции.

      Несмотря  на разнообразные методы и формы  конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха. Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

      Конкуренция (от лат. соncurrencia – сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Для рыночной экономики имеет основополагающее значение. Исполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства. Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации.

      Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны.

      Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.

      Проблема  качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

      В условиях развитого конкурентного  рынка маркетинг становится эффективным  средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность. Конкурентоспособность товара решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке.     

      Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации.  
 
 
 
 
 

    1. Методики  оценки конкурентоспособности товара
 

      Конкурентоспособность товара – совокупность качественных  и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособный товар – синтетический показатель, отражающий в себе итоги многих слагаемых:

      - эффективности работы конструкторских бюро;

      - производственной деятельности предприятий, их смежников;

      - работы внешнеэкономических организаций по реализации экспортных товаров на внешних рынках.

      Конкурентоспособность товара определяется четырьмя интегральными  показателями первого уровня (на нулевом  уровне – конкурентоспособность): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара.1

      Учет  ЖЦТ позволяет оценивать конкурентоспособность  товара в динамике, что особенно важно при разработке товаров-аналогов и принципиально новых товаров.

      Критерий  конкурентоспособности – это качественная и (или) количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки ее конкурентоспособности.

      Единичный критерий  конкурентоспособности относится к одной из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примером является продажная цена, степень автоматизации прибора.

      Комплексный критерий конкурентоспособности относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерии.

      Групповой критерий  конкурентоспособности – это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. Примеры группового критерия: уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара.

      Понятия единичного и группового критериев несколько условны: в разных условиях оценки, оценивающих конкурентоспособность. Некоторые критерии могут выступать в роли единичных или групповых критериев. Например, продажная цена с позиции потребителя единичный критерий, с позиции предприятия-изготовителя – групповой.

      Обобщенный  критерий конкурентоспособности это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции. Примеров являются уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.

      Фактор  конкурентоспособности непосредственная причина, наличие которой необходимо  и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, так называемый факторный анализ, – важный момент в деятельности предприятий-изготовителей и предприятий-продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.

      Рассмотрим  четыре методики оценки конкурентоспособности товаров.

  1. Методика оценки конкурентоспособности однопараметрических машин и оборудования. Конкурентоспособность анализируемого объекта (товара, услуги) желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая полезный эффект и совокупные затраты за жизненный цикл объектов.2

      Количественную  оценку конкурентоспособности однопараметрических  объектов можно осуществлять по формуле: 

      2. Методика оценки конкурентоспособности товара по системе 1111 – 5555. По системе 1111 – 5555, без учета весомости факторов, конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору. Эксперт дает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора). По этой системе минимальное значение конкурентоспособности будет равно 4 (1+1+1+1), максимальное – 20 (5+5+5+5).

      3. Экспертная оценка конкурентоспособности  товара (услуги). Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек.

      Оценка  может быть как внутренней, так  и внешней, проводимой независимой  аккредитованной организацией.

      Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем по системе баллов, будет равна: 

      
  1. Методика  анализа конкурентоспособности  товара (услуги) по многоугольнику и  экспертному методу. Порядок анализа  конкурентоспособности товара по многоугольнику предлагает следующий:
    1. устанавливается перечень показателей конкурентоспособности товара;
    1. устанавливаются нормативные значения показателей конкурентоспособности товара;
    2. устанавливается весомость показателей конкурентоспособности товара исходя из стоимости их достижения и важности в обеспечении конкурентоспособности;
    3. собирается и обрабатывается исходная информация о показателях конкурентоспособности товаров в соответствии с рекомендациями
    4. строится многоугольник конкурентоспособности товаров: наружный круг – нормативы, увеличенные на 20% (на случай перевыполнения нормативов), внутренние точки на радиальных лучах – приведенные значения показателей конкурентоспособности товара.

      Приведенное значение показателя конкурентоспособности  товара определяется по формуле: 

      Кроме рассмотренных методов оценки конкурентоспособности товаров можно применять матрицы Нильсена. Метод в большей мере применим для оценки тактической или фактической конкурентоспособности.

        Применение методов наименьших  квадратов сдерживает главный  критерий: число исходных данных по вертикали матрицы должно быть в три раза больше числа факторов – аргументов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Оценка конкурентоспособности организации 

      Конкурентоспособность организации – это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспособность организации характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции.3

      Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. Внутренние конкурентные преимущества достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители. Эти преимущества делят на шесть групп: структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные и эффективности.

      Значение  каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.

      Для оценки конкурентоспособности организации  сначала необходимо провести комплексную  диагностику ее состояния с применением научных подходов. Цель диагностики – установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров и организации.

      Этапы проведения комплексной диагностики  состояния организации:

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товара, организации, отрасли, страны