Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Аква-Стан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 10:59, аттестационная работа

Описание работы

Как показывает практика, экономика России в данный момент имеет весьма низкий уровень конкурентоспособности. Переход к рыночным отношениям характеризовался глубоким экономическим спадом производства, который обусловил катастрофическое падение конкурентоспособности экономики России на мировом рынке. Поскольку конкурентоспособность экономики России – это суммарная конкурентоспособность ее предприятий, фирм, организаций, соответственно одним из путей выхода из состояния спада может быть стимулирование роста конкурентоспособности на уровне предприятия.

Содержание

Введение 3
1.Понятие конкурентоспособности предприятия и продукции 4
2.Факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленного предприятия 7
3.Методы оценки конкурентоспособности предприятия 14
4.Практическая часть. Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Аква-Стан». 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

конкурентность фирмы.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

      11) принятие решения — выбор альтернативы.

      Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы.

      Среди наиболее распространенных методов получения экспертных оценок можно выделить:

      — метод «Дельфы»;

      — метод «снежного кома»;

      — метод «дерева целей»;

      — метод «комиссий круглого стола»;

      — метод эвристического прогнозирования;

      — матричный метод.

      Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле:

      Ккп = к *Эп+к2*Фп+к3*Эс+к4*Кт+к *Кд ,

      где, Ккп -- коэффициент конкурентоспособности предприятия,

      Эп — значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия,

      Фп — значение критерия финансового положения предприятия,

      Эс — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке,

      Kт — значение критерия конкурентоспособности товара,

      Кд — значение критерия деловой активности предприятия,

      к1, к2, кЗ, к4, к5 - коэффициенты весомости критериев.

      Расчет критериев конкурентоспособности предприятия производится по формуле:

      Кpn = ∑ аi * Пi, 

      где Крn — критерий конкурентоспособности предприятия,

      ai — коэффициент весомости i-ro единичного показателя, раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия,

      Пi — значение i-ro единичного показателя (в баллах), раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия.

      По сравнению с ранее рассмотренными методами предложенная методика оценки конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей одного предприятия за разные промежутки времени дает возможность применить этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб. Проведенный анализ методов конкурентоспособности предприятий и продукции подтверждает необходимость решения задачи оценки конкурентоспособности предприятий в условиях рынка.

      Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Анализ литературных источников и методических разработок, посвященных вопросам оценки конкурентоспособности различного вида и уровня, показал, что наиболее слабым звеном в оценке конкурентоспособности предприятия является отсутствие комплексности и единства подходов к этой проблеме с учетом специфических особенностей данной категории. Существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия. Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной деятельности.

 

       4.Практическая часть. Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Аква-Стан». 

      Для определения оценки конкурентоспособности воспользуемся методикой, которая включает в себя три основных раздела:

      1. Оценка конкурентоспособности продукции.

      Она осуществляется на основе ее нормативных, технических, экономических и организационных параметров посредством расчета интегрального показателя конкурентоспособности продукции. Учет нормативных параметров при оценке конкурентоспособности осуществляется с помощью интегрального показателя, который принимает значения лишь 1 и 0. Если продукция соответствует нормам, то показатель равен 1, если не соответствует, то он равен 0.

      Нормативными показателями для продукции ООО «Аква-Стан» являются показатели, установленные ГОСТом РФ. А так как вся продукция, производимая предприятием, удовлетворяет стандартам, то интегральный показатель принимает значение, равное 1

      Анализ конкурентоспособности продукции включает в себя определение технических показателей, расчет которых позволяет предприятию оценить, насколько конкретное свойство продукции, представленное ею, удовлетворяет соответствующий элемент потребности. Это выражается отношением величины технического параметра анализируемой продукции к величине того же параметра, при которой элемент потребности удовлетворяется полностью (величине параметра гипотетической продукции).

      Аналогично можно произвести расчеты по всем техническим параметрам, получив, в конечном итоге, полный набор показателей, характеризующих степень приближения свойств анализируемой продукции к требованиям покупателя. При этом значимость свойства в общей структуре свойств продукции должна совпадать со значимостью соответствующего элемента потребности.

      Для получения на базе единичных группового показателя, характеризующего соответствие продукции потребности, необходимо объединить их с учетом значимости Полученный таким образом показатель характеризует степень соответствия данной продукции существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем выше его величина, тем полнее удовлетворяются запросы потребителя. Единичные и групповой показатели отражают степень удовлетворения потребности, не позволяя при этом оценить конкурентоспособность продукции. Для этого необходимо сопоставить показатели анализируемой продукции и ее конкурента и выяснить, какая из них в большей степени соответствует потребности. Такое сопоставление позволяет определить уровень конкурентоспособности данной продукции в сравнении с продукцией конкурентов по отношению к конкретной потребности.

      Несмотря на кажущуюся простоту рассмотренного выше показателя, его применение на практике в ряде случаев затруднительно. Он применим, когда четко известны потребность, функция, которую должна выполнять продукция, и конкретные условия ее осуществления. В большинстве случаев для этого необходима обширная и точная информация о потребностях покупателей, а также трудоемкие и дорогостоящие рыночные исследования. Поэтому часто конкурентоспособность оценивается косвенным методом - с помощью товара-образца. В этом случае за основу анализа берется не потребность, а товар-образец, уже пользующийся спросом и, следовательно, в какой-то мере близкий к общественным потребностям. Образец, таким образом, выступает в виде материализованных требований, которым должна соответствовать продукция, предназначенная для удовлетворения определенной потребности, а также моделирует потребность и позволяет вести сравнение его параметров с параметрами продукции, подлежащей оценке, что облегчает и удешевляет процесс анализа.

      Составим лист конкурентоспособности для ткани, производимой ООО «Аква-Стан»: 

Показатели Wi ai ai эталона ai/ai эталона Wi*ai/ai эталона
Жесткие:          
Прочность материала, % 6 15 18 0,83 4,98
Износостойкость, % 1 0,7(100) 0,8(99) 1,01 1,01
Гарантия, % 4 5(100) 7(98) 1,02 4,08
Цена, % 7 100 100 1 7
Влагостойкость материалов, % 2 8(100) 10(98) 1,02 2,04
Экологическая чистота материала, % 3 59 62 0,95 2,85
Сырьевой состав, % 5 75 80 0,94 4,7
Мягкие:          
Соответствие моде, баллы 10 98 98 1 10
Цветовая гамма, баллы 9 90 92 0,98 8,82
Комфортность, баллы 8 90 90 1 8
Итого 55 - - - 53,48
 

      Wi – весомость значения показателя;

      Ai – значение показателя для оцениваемого товара;

      Аi эталона – значение показателя товара-эталона;

      КСП = Wi*ai/ai эталона / Wi

      КСП = 53,48 / 55 = 0,97.

      По анализу полученных данных можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность товара отстает от эталона на 3%.

      Полученный в результате показатель дает возможность решить лишь одну часть проблемы - способна ли данная продукция (и в какой степени) удовлетворить существующую потребность. Однако он оставляет в стороне еще один важнейший аспект, определяющий выбор на рынке, - при каком уровне затрат потребность может быть удовлетворена. Решение этой части проблемы связано с анализом экономических параметров.

      Проводя оценку продукции, предлагаемой на рынке, покупатель наряду с сопоставлением ее потребительских качеств должен учитывать цену потребления. Стремясь добиться наилучшего соотношения уровня потребительских свойств, продукции и своих расходов, покупатель выбирает ту продукцию, по которой будет достигнут максимум полезного эффекта на единицу затрат. Таким образом, для определения конкурентоспособности какой- либо продукции необходимо провести сравнение цен потребления. Именно в этом и заключается основная задача сопоставления продукции по экономическим параметрам. Подход к решению задачи оценки экономических параметров продукции во многом сходен с анализом по техническим параметрам. Его особенность состоит в том, что соизмерение всех экономических параметров происходит на стоимостной основе - сопоставляются цены потребления анализируемой продукции и товара-образца.

      Таблица 3. Ценовые параметры на шкаф-зеркало для ванн, руб. за шт. 

  ООО «Аква-Стан» «Сан ФЫМА 21 век» ai/ai конкурента
Цена, руб. 3 648 2806 1,3
 

      Как видно из таблицы, ткань, производимая ООО «Аква-Стан» менее конкурентоспособна по цене, чем продукция основного конкурента – текстильной фабрики «Сан ФЫМА 21 век».

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Аква-Стан»