Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Аква-Стан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 10:59, аттестационная работа

Описание работы

Как показывает практика, экономика России в данный момент имеет весьма низкий уровень конкурентоспособности. Переход к рыночным отношениям характеризовался глубоким экономическим спадом производства, который обусловил катастрофическое падение конкурентоспособности экономики России на мировом рынке. Поскольку конкурентоспособность экономики России – это суммарная конкурентоспособность ее предприятий, фирм, организаций, соответственно одним из путей выхода из состояния спада может быть стимулирование роста конкурентоспособности на уровне предприятия.

Содержание

Введение 3
1.Понятие конкурентоспособности предприятия и продукции 4
2.Факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленного предприятия 7
3.Методы оценки конкурентоспособности предприятия 14
4.Практическая часть. Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Аква-Стан». 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

конкурентность фирмы.doc

— 336.00 Кб (Скачать)
 

      Рис. 4. Профиль требований (1 — высшая оценка, 4 — низшая оценка, А, В — сравниваемые организации)

      6) профиль полярностей - в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. В таблице 1 приведен возможный профиль полярностей;

      Таблица 1. Возможный профиль полярностей 

Позитив Негатив
У нас имеется четкая организационная структура У них более рациональная организационная структура
У нас продумана система управления У них система управления позволяет оперативнее решать вопросы и проблемы
У нас хорошо поставлено планирование У них информация о состоянии рынка поступает оперативнее
 

      7) матричный метод — при использовании данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значtнием.

      Сущность приведенных методов оценки конкурентоспособности можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения проблемы (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод). Оценка конкурентоспособности на базе качества продукции поднимает вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность». Однако между данными понятиями существуют принципиальные отличия: если качество товара это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность — это отношение людей, потребителей товара, к его свойствам, товару как таковому. В основе формирования этого отношения лежит оценка товара и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов. Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во-вторых, от цен; в-третьих, от наличия конкурентов; в-четвертых, от времени, поскольку потребитель хочет получить свой товар в определенное время; в-пятых, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара;

  1. SWOT-анализ — данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия представлен в таблице 2;

      Таблица 2. SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия 

Внутренняя среда Сильные стороны: Слабые стороны:
  узкая специализация; нехватка денежных
Внешняя среда малые транспортные средств для
  расходы расширения
    производства
Возможности: Направленность Направленность
сохранение старых стратегии: стратегии:
позиций на повышение использовать
завоеванном рынке конкурентоспособное преимущества узкой
  и предприятия специализации
Внешние факторы: Направленность Направленность
ввоз импортных стратегии: стратегии:
продуктов воздействие внешних быстрая доставка
  факторов возможно продукции
  нейтрализовать до потребителя
  посредством  
  уменьшения затрат  
  на транспортировку  
 

      9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» — данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам:

      - концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

      - качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

      - цена товара с возможной наценкой;

      - финансы - как собственные, так и заемные;

      - торговля — с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

      - послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

      - внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

      - предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

      Оценка возможностей предприятия по этим факторам позволяет построить «гипотетический многоугольник конкурентоспособности» (рис. 5). 

        Концепция Качество 
 

      Предпродажная Послепродажное

      подготовка обслуживание 
 
 

      внешняя торговля Финансы

      Торговля Цена 

      Рис. 5. Многоугольник конкурентоспособности

      Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.

      Необходимо отметить, что вышерассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой — стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. Однако, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.

      В качестве одного из вариантов оценки конкурентоспособности предприятия предлагается следующий метод, в основе данного метода лежит оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по данному методу включает следующие этапы:

      1) выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия;

      2) расчет коэффициентов весомости выбранных критериев;

      3)определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятие для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины (для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени;

      4) расчет коэффициентов весомости выбранных единичных показателей;

      5) расчет количественных значений критериев конкурентоспособности предприятия;

      4) расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.

      Было выделено пять групп показателей, характеризующих тот или иной критерий конкурентоспособности.

      В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом, экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве. Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.

      В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. В четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена, доля на рынке и т. д. В пятую группу входят показатели, характеризующие деловую активность предприятия: быстрота реакции на заказы, инвестиционная привлекательность и т. д.

      Как правило, для обеспечения репрезентативности оценки конкурентоспособности критерии и показатели, входящие в вышерассмотренные группы, имеют коэффициенты весомости. Определение этих коэффициентов проводится методом экспертных оценок.

      Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения. Метод экспертных оценок применяется в случаях, когда:

      1) длина исходных динамических рядов недостаточна для оценивания с использованием экономико-статистических методов;

      2) связь между исследуемыми явлениями носит качественный характер и не может быть выражена с помощью традиционных количественных измерителей;

      3) входная информация неполная и невозможно предсказать влияние всех факторов;

      4) возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.

      Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.

      Выделяют следующие стадии экспертного опроса:

      1) формулировка цели экспертного опроса;

      2) подбор основного состава рабочей группы;

      3) разработка и утверждение технического задания на проведение экспертного опроса;

      4) разработка подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок), включая как конкретный вид экспертной информации (слова, условные градации, числа, ранжирование, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы) и конкретные методы анализа этой информации;

      5) подбор экспертов в соответствии с их компетентностью;

      6) формирование экспертной комиссии;

      7) проведение сбора экспертной информации;

      8) анализ экспертной информации;

      10) интерпретация полученных результатов и подготовка заключения;

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Аква-Стан»