Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа
Актуальность данной работы определяется тем, что анализ конкурентоспособности, пути ее повышения являются основными составляющими деятельности всей организации, правильное стратегическое управление ею гарантирует обеспечение большей прибыли. В настоящее время, в условиях нестабильности, кризисного положения мировой экономики, именно правильное определение позиции стратегического менеджмента является одним из факторов успеха.
Введение..................................................................................................................2
1. Теоретические вопросы стратегического менеджмента.................................4
1.1 Сущность стратегического управления..........................................................4
1.2 Система стратегического управления.............................................................4
1.3 Анализ среды.....................................................................................................8
1.4 Миссия и цели организации.............................................................................9
2. Характеристика деятельности организации и ее деловая среда...................15
3. Анализ конкурентоспособности и конкурентных позиций организации....17
4. Стратегические направления обеспечения конкурентоспособности организации............................................................................................................23
Заключение.............................................................................................................26
Список используемой литературы....................
- факторы успеха, основанные на производстве. Сюда относится благоприятное географическое месторасположение: рядом находятся ВУЗ, школа, детский садик, кафе, парикмахерская, большой жилой комплекс и т.д.
Широкий ассортимент товаров надлежащего качества. А также персонал, который в данном магазине отличается хорошими манерами и мастерством.
- факторы успеха, основанные на маркетинге. Применение их слаборазвито. Так, ценовая политика, отпугивает многих потребителей, так как цены в магазине выше средних. Сервис также отстает от магазинов-конкурентов.
- факторы успеха, основанные на организации и управлении: небольшой сплоченный коллектив, полностью доверяющие друг другу сотрудники и гибкая организационная структура, заменяемость работников.
- фактор успеха, связанный с хорошей репутацией магазина.
В
таблице 3.1. приведен SWOT-анализ.
Таблица 3.1. SWOT-анализ
1. Известный магазин
в районе
2. Хорошее отношение продавцов к покупателям 3.Развитый ассортимент хорошего качества 4. Большой выбор поставщиков |
1. Неразвитая рекламная
деятельность
2. Высокая текучесть кадров 3. Цены выше средних 4. Несовершенная система мотивации 5. Плохая система безопасности | |
а) выход
на новые рынки
б) развитие ассортимента в) расширение торговой сети г) открытие нового отдела д)установка банкомата и автомата для пополнения счетов телефона е) обучение персонала ж ) доставка товаров на дом з) продажи в кредит и)применение современных технологий к) покупка собственной лицензии |
а 1,3,4
б 3,4 в 1,2,3,4 г 1,2,4 д 1 е 2 ж 1,2,3,4 з 2 и 3 к 3,4 |
а 1,2,3,4
б 3,5 в 1,2,3,4,5 г 1,2,3 д 1,5 е 2,4 ж 1,3 з 1,3 и 1,3 к 1 |
А)снижение
конкурентоспособности
Б)неблагоприятная демографическая ситуация В) снижение платежеспособного спроса Г) нарушение партнерских отношений с поставщиками и партнером Д) инфляция Е) завышенная стоимость аренды |
А 1,2,3,4
Б 1,2,3,4 В 1,2,3,4 Г 1,2,3,4 Д 1,2,3,4 Е 1 |
А 1,2,3,4,5
Б 1,3 В 1,3 Г 2,3 Д 1,2,3,4,5 Е 1,2,3,4,5 |
Из
таблицы можно сделать вывод о том, что
магазин имеет большое количество возможностей,
таких как: выход на новые рынки, развитие
ассортимента и т.д. Было отмечено, что
этому могут способствовать либо помешать
сильные и слабые стороны организации.
Также при помощи данного анализа были
выявлены угрозы, это - снижение конкурентоспособности,
инфляция, снижение платежеспособного
спроса, что на сегодняшний день является
актуальной проблемой для всех организаций.
В целом, можно сказать, что организация
имеет большие возможности развиваться,
становясь востребованной и тем самым
конкурентоспособной.
Таблица 3. 2. Матрица возможностей
Степень влияния возможностей на организацию | Сильная | Умеренная | Слабая |
Вероятность осуществления возможности | |||
Высокая | г | в, д, ж | |
Средняя | а | и, к | б |
Низкая | е |
По
данной таблице можно сделать вывод о
том, что в первую очередь следует начать
работу по открытию нового отдела, в последнюю
- развитие торгового ассортимента.
Таблица 3. 2. Матрица угроз
Степень влияния угрозы на организацию | Критическая | Средняя | Низкая |
Вероятность наступления угроз | |||
Высокая | Г, Д | ||
Средняя | А, В, Е | ||
Низкая | Б |
По данным таблицы видно, что наибольшую вероятность имеет угроза инфляции, нарушение партнерских отношений. Неблагоприятная демографическая ситуация имеет самый низкий процент возникновения.
Для более полного анализа конкурентных позиций организации следует рассчитать уровень конкурентоспособности, приведенный в таблице 3.4.
Таблица 3.4. Оценка уровня конкурентоспособности
Факторы конкурентоспособности | Коэффициент весомости | Статус | Шубинский | Пятачок | Шанс | % по факторам | Уровень конк-ти с учетом коэф-та значимости,% |
1.Система управления персоналом | 0,2 | 5,2 | 5 | 6,75 | 6,2 | 14,5 | |
1.1.Квалификация сотрудников | 0,05 | 3 | 5 | 7 | 6 | 42 | 2,1 |
1.2.Система мотивации | 0,05 | 5 | 6 | 6 | 7 | 71,4 | 3,57 |
1.3.Система штрафов и премий | 0,03 | 8 | - | - | 8 | 100 | 3 |
1.4.Программа подготовки кадров | 0,04 | 7 | 6 | 6 | 5 | 116,6 | 4,66 |
1.5.Стабильность кадрового состава | 0,03 | 3 | 3 | 8 | 5 | 37,5 | 1,125 |
2. Организация | 0,1 | 9,5 | 8,5 | 8 | 8 | 12 | |
2.1.Организационная структура | 0,02 | 9 | 9 | 9 | 9 | 100 | 2 |
2.2. Репутация | 0,08 | 10 | 8 | 7 | 7 | 125 | 10 |
3.Маркетинг | 0,7 | 5,5 | 4,66 | 4,17 | 7,66 | 47,73 | |
3.1.Ценовая политика | 0,3 | 5 | 7 | 5 | 9 | 55,6 | 16,68 |
3.2.Сбытовая деятельность | 0,05 | 3 | 3 | 2 | 7 | 42,9 | 2,145 |
3.3.Товарный ассортимент | 0,1 | 7 | 6 | 5 | 10 | 70 | 7 |
3.4.Качество обслуживания | 0,05 | 7 | 6 | 7 | 7 | 100 | 5 |
3.5.Рекламная деятельность | 0,1 | 6 | 3 | 4 | 7 | 85,7 | 8,57 |
3.6.Дополнительные виды услуг | 0,1 | 5 | 3 | 2 | 6 | 83,3 | 8,33 |
Согласно данным таблицы, можно сделать вывод о том, что магазин «Статус» лидирует по таким показателям как: система штрафов и премий сотрудникам, по программе подготовки кадров, репутации, качеству обслуживанию. Таким образом, он не отстает от своих конкурентов. Но все-таки следует улучшать маркетинговую деятельность организации, приводить в норму ценообразование, сбытовую деятельность и организовать дополнительные виды услуг и улучшать систему мотивации. Так как нестабильность кадрового состава плохо отражается на работе организации в целом и из-за этого возникает проблема низкой квалификации сотрудников.
Рис.
3.1. Многоугольник конкурентоспособности
Из
рис. 3.1. видно, что в целом по сфере деятельности
нет абсолютного лидера. Например, магазин
«Шанс» лидирует по такому показателю
как маркетинг, но отстает значительно
по организации, репутация у магазина
не совсем благоприятная. Магазин «Пятачок»
превосходит по параметру - система управления
персоналом, это обусловлено тем, что уже
многие годы состав персонала не менялся.
Магазин «Шубинский» по многим показателям
занимает среднее значение. Что касается
исследуемого магазина «Статус», организация
определенно занимает первое место в показателе
- организация. Так как небольшой коллектив,
хорошая репутация, несомненно, благоприятно
отражаются на высокой конкурентоспособности
на занимаемом рынке продовольственных
товаров.
4. Стратегические направления обеспечения
конкурентоспособности организации
В
таблице 4.1. описаны группы ресурсов, которыми
обладает организация, они же затем подробно
детализированы. Определены оперативные,
тактические цели.
Таблица 4.1.Оперативные и тактические цели
Группы ресурсов | Виды ресурсов | Оперативные цели | Тактические цели |
Основные
фонды Оборотные фонды Финансовые ресурсы Кадры НМА |
Аренда помещения Инвентарь, продукция Собственные финансовые
средства Продавцы-кассиры,
старший продавец, бухгалтер, директор Товарный знак Поставщики Партнеры |
1.Покупка помещения
2. Ремонт помещения 3. Покупка нового холодильного оборудования 4. Открытие нового магазина 5.Совершенствование системы мотивации 6. Развитие товарного ассортимента 7. Открытие нового отдела промышленных товаров 8. Покупка автомата по пополнению счетов 9.Совершенствование организации охраны магазина 10. Создание дополнительного сервиса (доставка на дом, продажи в кредит, Интернет-магазин) |
1.Развитие рынка
2. Расширение ассортимента 3. Расширение торговой сети 4. Повышение качества обслуживания |
Стратегической целью является обеспечение конкурентоспособности магазина, ее реализации будет способствовать выполнение оперативных целей, следуя им магазин не потеряет уже приобретенный статус и репутацию, а лишь станет еще более конкурентоспособнее.
Повышению рентабельности организации помимо выполнения оперативных мероприятий будет также способствовать следующее:
1. Возможность увеличения прибыли достигается либо за счет увеличения объемов продаж, либо увеличением цен. Ценовая ситуация в магазине сложилась неблагоприятным образом. Цены выше средних по району, поэтому увеличение некоторых из них не неблагоразумно. Можно предложить уменьшение цен на товары, пользующиеся большим спросом, тем самым увеличится второй показатель - оборачиваемость. Понижение цен на товары сезонного спроса тоже приведут к благоприятным последствиям. В то время когда конкуренты увеличивают цены, «Статус» их снижает (например мороженое летом, мандарины перед новым годом). Можно также использовать предоставление дисконтных карт, скидок постоянным покупателям.
Удовлетворить рыночные запросы можно также используя услуги «товары на дом», возможность установки банкомата, автомата пои пополнению счетов, расширение ассортимента, замена магазина «через прилавок» магазином самообслуживания.
Увеличение доли рынка также будет способствовать увеличению прибыли. Таким образом, можно предложить арендовать прилегающие территории, тем самым, устранив конкурентов. Следует открыть еще один магазин в ближайшее время и создать сеть магазинов «Статус».
Рост цен на алкогольную продукцию в ночное время, так как это единственный товар пользующийся спросом в ночную смену. Конкурентов пои данному предложению товара мало.
Поиск новых более выгодных поставщиков и скидки уже имеющейся базе выгодных партнеров также увеличит конкурентоспособность магазина.
Выпуск продукции собственного производства с использование торговой марки «Статус» поспособствует увеличению прибыли.
2. Возможность уменьшения себестоимости может быть источником повышения рентабельности организации.
Можно предложить выпуск собственных марочных пакетов, в том случае если потребитель предпочитает сложную конструкцию. Поиск новых более выгодных поставщиков, заключение долгосрочных контрактов с имеющейся базой поставщиков может совершенствовать материально-техническое снабжение.
Информация о работе Оценка конкурентных позиций и пути повышения конкурентоспособности организации