Оценка конкурентных позиций и пути повышения конкурентоспособности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется тем, что анализ конкурентоспособности, пути ее повышения являются основными составляющими деятельности всей организации, правильное стратегическое управление ею гарантирует обеспечение большей прибыли. В настоящее время, в условиях нестабильности, кризисного положения мировой экономики, именно правильное определение позиции стратегического менеджмента является одним из факторов успеха.

Содержание

Введение..................................................................................................................2
1. Теоретические вопросы стратегического менеджмента.................................4
1.1 Сущность стратегического управления..........................................................4
1.2 Система стратегического управления.............................................................4
1.3 Анализ среды.....................................................................................................8
1.4 Миссия и цели организации.............................................................................9
2. Характеристика деятельности организации и ее деловая среда...................15
3. Анализ конкурентоспособности и конкурентных позиций организации....17
4. Стратегические направления обеспечения конкурентоспособности организации............................................................................................................23
Заключение.............................................................................................................26
Список используемой литературы....................

Работа содержит 1 файл

Оценка конкурентных позиций и пути повышения конкурентоспособности организации.rtf

— 422.35 Кб (Скачать)

     1.4 Миссия и цели организации

 

     Итак, никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация- это объединение людей, преследующих определенные цели. Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации. Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.

     Существуют широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философией организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и вереде ее функционирования. В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации, от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Далее в работе миссия будет пониматься так, как она понимается, как рассматривается в узком смысле.

     Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью Организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

     - собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;

     - сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта, и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;

     - покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

     - деловые партнёры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;

     - местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;

     - общество в целом, первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

     Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных.

     Наряду с выше перечисленными характеристиками организации формировании миссии организации важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация. Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражен тот имидж, которым обладает организация.

     Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации.

     Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

     Невозможно переоценить значимость целей для организации.

     По установившемуся мнению, существует два типа целей с той точки зрения, какой период времени требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели. В принципе, в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, - долгосрочные цели. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные промежутки для краткосрочных и долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через два-три года.

     Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

     Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

     - прибыльность, отражаемая в, показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.;

     - положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;

     - производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;

     - финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;

     - мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.;

     - разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.;

     - изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п.;

     - человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.;

     - работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.;

     - оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.

     Краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они «подчинены» им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей. 

 

      2. Характеристика деятельности организации и ее деловая среда 

     В качестве объекта исследования была выбрана организация, функционирующая на рынке продовольственных товаров - магазин «Статус», который находится по адресу: г. Чебоксары, ул. Гастелло, 5.

     В 1993 г. физическое лицо Григорьев Владимир Владимирович совместно с другими гражданами Российской Федерации создали общество с ограниченной ответственностью «Карат». Общими усилиями был открыт продовольственный магазин в Новоюжном районе города Чебоксар, именуемый «3 поросенка». Магазин существовал на арендуемой площади в 150 квадратных метра около 10 лет. Несколько раз менялся стиль магазина - «Через прилавок» - «Единая касса» - «Самообслужка» - «Через прилавок». В 2002 году Григорьев В.В. решает отсоединиться от ООО «Карат», зарегистрировав себя в качестве частного предпринимателя. Сотрудничество ООО «Карат» и магазина было прервано на несколько месяцев. Магазин «3 поросенка» в результате долгих переговоров был разделен на несколько подразделений. Одно из них, именуемое магазином «Статус» было полностью передано в управление Григорьева В.В.. Площадь данного магазина на сегодняшний день составляет около 60 кв.м.

     Магазин работает круглосуточно, занимается продажей продовольственных товаров, таких как: молочная, хлебобулочная, алкогольная, рыбная и мясная продукция. Потребителями являются жители и гости района. С точки зрения матрицы БКГ, исследовав товарную политику, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день магазин имеет большой оборот, а следовательно и прибыль, и его можно отнести к категории «Дойная корова». Но в жестких условиях конкуренции, лидерство может упасть, поэтому уже сегодня необходимо ставить новые цели, для этого и будет предложены стратегические направления развития организации.

     В данный момент штат сотрудников фирмы составляет 17 человек. Организационная структура магазина выглядит так, как показано на рис. 2.1.

 

     

     

     Рис. 2.1. Организационная структура 

     Для более полного понимания смысла существования данного магазина необходимо провозгласить миссию организации, которая звучит следующим образом: «Наша цель - стать лучшими в сфере обеспечения населения качественной продовольственной продукцией!»

     Главным партнером по бизнесу по сегодняшний день остается ООО «Карат». Магазин использует лицензию ООО «Карата» по продаже алкогольной продукции за определенные проценты с продаж. А также владелец арендуемого помещения.

     Поставщиками магазина являются уже многие годы одни и те же предприятия: Чебоксарский хлебокомбинат №1 и №2, ЧГМЗ и др. 

 

      3. Анализ конкурентоспособности и конкурентных позиций организации 

     В результате разделения одного крупного магазина стало 3 небольших, находящиеся в одном здании. То есть у магазина «Статус» можно выявить сразу двух конкурентов: магазинов «Пятачок» и Лавка индивидуального предпринимателя-арендодателя места в этом же здании. Также конкурентами является магазин «Шубинский» и «Шанс».

     Для анализа конкурентоспособности необходимо провести SWOT-анализ, то есть выявить слабые, сильные стороны, угрозы и возможности организации. Но для начала надо определить ключевые факторы успеха:

     - факторы успеха, основанные на научно-техническом превосходстве. Для данной отрасли к этой категории можно отнести возможность в дальнейшем перейти на более современные технологии, например использование новой аппаратуры, системы наблюдения и охраны, использование Internet-магазина для приема заказов и т.д.

Информация о работе Оценка конкурентных позиций и пути повышения конкурентоспособности организации